Проект программы детско-родительского клуба по взаимодействию детского сада с семьями воспитанников
проект (младшая группа) по теме
Что такое детско-родительский клуб?
Чтобы разобраться, что представляет собой родительство сегодня, необходимо просто присмотреться к современному обществу в целом, к той ситуации в нашем государстве, которая сложилась на сегодняшний день. В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге всего общества. Социальный институт семьи переживает сегодня состояние кризиса. Условия нестабильности общества и социальная напряженность отрицательно влияют на воспитательные функции семьи. А ведь в детстве закладывается основа личности человека.
Исследования показали (анкетирование родителей), что современные родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов. Многие родители в сегодняшней ситуации обескуражены поведением своих малышей, так как, по мнению ученых, в настоящее время все чаще встречаются эмоционально – неустойчивые дети, у которых нередко наблюдаются самые разнообразные элементы личностной акцентуации (агрессивность, лживость, импульсивность и т.д.) Становятся актуальными многие проблемы: чему нужно научить ребенка, как с ним играть, как справляться с его капризами и непослушанием?
В настоящее время в семьях, имеющих детей младшего дошкольного возраста недостаточно времени уделяется совместной деятельности детей и родителей. Ведь совместная деятельность – это не только лепка, аппликация и рисование, но и самое главное – это игра, совместная с родителями игра. К сожалению, многие родители не понимают, что совместная игра направлена не только на развитие психических процессов ребенка, но и нормализацию взаимодействия между родителем и ребенком, преодоление поведенческих проблем ребенка, решение психологических проблем ребенка и его семейного окружения.
Где родителям получить ответы на все интересующие их вопросы?
Таким центром повышения психолого – педагогической культуры родителей может стать детский сад.
В детском саду ребенок – равноправный член социальной группы, а в семье – объект обожания, всепрощения; в детском саду характер воспитания целенаправленный, в семье – зачастую стихийный. В этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия. Совсем необязательно давать родителям глубокие знания, но познакомить их с основными положениями, подходами в воспитании детей, открыто и честно осуществлять с ними взаимодействие просто необходимо.
Таким образом, эта проблема потребовала от нас разработки новых форм взаимодействия семейного и общественного воспитания, целью которых являлось бы повышение педагогической культуры родителей.
Так в нашей группе образовался родительский клуб, который отражает количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях:
-посещение родительских собраний и консультаций;
-присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий;
-участие в выставках, конкурсах, посещение « Дня открытых дверей»;
-помощь родителей в оснащении педагогического процесса; где обмениваются опытом и мнениями родители и педагоги.
Условия реализации, цели и задачи проекта детско-родительского клуба
Вид проекта – познавательный, обучающий.
Продолжительность – в течение года, на протяжении дошкольного детства, продолжительность каждого заседания 1 час 20 минут.
Участники проекта – дети, родители, педагоги.
Проблема: низкий уровень развития детско-родительских отношений и педагогической культуры родителей.
Цель: создание системы психолого–педагогического сопровождения родителей.
Цель конкретизирована следующими задачами:
· Преодолеть барьер недоверия родителей к ДОУ;
· Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах развития и воспитания детей;
· Пропагандировать положительный опыт семейного воспитания;
· Осуществлять адаптационные меры при переходе детей из домашней среды в ДОУ;
· Сплотить родительский коллектив;
· Установить доверительные отношения между семьей и ДОУ;
· Воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и решать их совместно, радоваться успехам и удачам каждого;
· Укрепление института семьи, возрождение семейных традиций;
· Передача опыта в воспитании детей;
· Повышать правовую культуру родителей для усиления их ответственности и формирования сознательного отношения к воспитанию детей;
· Изучать и обобщать лучший опыт семейного воспитания, традиции и ценности. Создать «копилку» семейного опыта.
Работа Клуба – это групповая работа с родителями, реализующая несколько функций:
· Коммуникативную – функцию создания и сплочения родительского коллектива как совокупного объекта педагогической деятельности;
· Личностно – ориентированную – направленную на самоопределение, актуализацию личной ответственности, снятие ограничений и раскрытие ресурсов родителей;
· Содержательную – направленную на решение проблем;
· Инструментальную – позволяющую выработать навыки анализа реальных ситуаций, сформировать умение коллективной творческой деятельности, овладеть навыками самоорганизации и самоуправления;
· Умения слушать и взаимодействовать с другими участниками.
Продукт проекта: создание журнала отзывов и предложений для родителей; оформление газеты для родителей, где обсуждаются самые актуальные вопросы; предоставление родителям фото и видео материалов «Жизнь моего ребенка в детском саду»; организация тематических выставок; проведение занятий с активным участием родителей.
Ожидаемый результат:
- Повышение количественного состава участников клуба;
- Возрастание потребности в общении со специалистами дошкольного образовательного учреждения;
- Инициативность и активность родителей в работе клуба;
- Способность рефлексии родителями собственных возможностей;
- Использование родителями предложенных материалов (элементов игрового взаимодействия) в работе с детьми.
Содержание проекта детско-родительского клуба
Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своего воспитания, но очень часто им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решить свои проблемы.
Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителю взглянуть на себя со стороны, «глазами других». Родители начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатом осознанного выбора воспитателя, а обычно перенимаются либо «по наследству», либо являются следствием, полученных представлений из социального окружения, средств массовой информации.
Групповые эффекты дают возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь и ощущение поддержки и понимания со стороны ДОУ.
Работа клуба начинается с того, что в начале учебного года проводится опрос родителей на предмет социального заказа; что они хотят узнать, в чем поучаствовать, какие мероприятия провести. На основе ответов и пожеланий составляется перспективный план работы клуба на учебный год.
Все заседания проходят с элементами занятий, цель которых обучение родителей игровому взаимодействию с детьми в домашних условиях.
На заседаниях родителям будет предложено не только поиграть самим (обсуждение различных вопросов происходит в виде игровых сюжетов), но и посмотреть, по возможности проанализировать, виды деятельности своих детей – это различные выставки поделок, видео и фотоматериалы «Жизнь моего ребенка в детском саду». А также будет предложен просмотр газеты (ежемесячного выпуска по интересующим родителей темам).
Права и обязанности участников детско-родительского клуба
Родители – члены Клуба имеют право:
· На получение квалифицированной консультативной помощи по уходу за ребенком, проблемам обучения, воспитания, развития и адаптации ребенка в ДОУ;
· Получение практической помощи в организации занятий с детьми дома;
· Высказывания собственного мнения и обмен опытом воспитания детей;
· Давать оценку эффективности работы клуба в целом и по отдельным вопросам;
· Участвовать в планировании работы клуба;
Педагоги ДОУ имеют право:
· На выявление, изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания;
· Внесение корректировки в план работы клуба в зависимости от возникающих проблем, запросов, актуальности предыдущего заседания
Педагоги группы ДОУ обязаны:
· Планировать работу Клуба в соответствии с выявленными запросами родителей и основываясь на психических закономерностях развития детей данного дошкольного возраста;
· Предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям;
· Соблюдать принцип конфиденциальности в решении возникающих проблем семейного воспитания;
Родители – члены семейного Клуба обязаны:
· Уважать мнения друг друга в процессе обсуждения вопросов образования детей;
· Соблюдать принцип конфиденциальности в работе Клуба;
· Принимать активное участие в работе Клуба.
В целом, работа клуба является эффективной, интересной, способствующей развитию детско-родительских отношений. Деятельность детско – родительского клуба является неотъемлемой частью педагогического процесса при реализации работы в цепочке «педагог – родитель - ребенок». Таким образом, работа клуба способствует формированию и развитию семьи как основного института социализации и способствует адаптации семьи и ребенка в социуме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад №86»
Проект программы детско-родительского клуба
по взаимодействию детского сада с семьями воспитанников
Руководитель клуба:
Ячменёва
Елена Александровна –
воспитатель МДОУ
«Центр развития ребёнка - детский сад №86»
Участники клуба:
Родители, дети, педагоги ДОУ
Что такое детско-родительский клуб?
Чтобы разобраться, что представляет собой родительство сегодня, необходимо просто присмотреться к современному обществу в целом, к той ситуации в нашем государстве, которая сложилась на сегодняшний день. В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге всего общества. Социальный институт семьи переживает сегодня состояние кризиса. Условия нестабильности общества и социальная напряженность отрицательно влияют на воспитательные функции семьи. А ведь в детстве закладывается основа личности человека.
Исследования показали (анкетирование родителей), что современные родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов. Многие родители в сегодняшней ситуации обескуражены поведением своих малышей, так как, по мнению ученых, в настоящее время все чаще встречаются эмоционально – неустойчивые дети, у которых нередко наблюдаются самые разнообразные элементы личностной акцентуации (агрессивность, лживость, импульсивность и т.д.) Становятся актуальными многие проблемы: чему нужно научить ребенка, как с ним играть, как справляться с его капризами и непослушанием?
В настоящее время в семьях, имеющих детей младшего дошкольного возраста недостаточно времени уделяется совместной деятельности детей и родителей. Ведь совместная деятельность – это не только лепка, аппликация и рисование, но и самое главное – это игра, совместная с родителями игра. К сожалению, многие родители не понимают, что совместная игра направлена не только на развитие психических процессов ребенка, но и нормализацию взаимодействия между родителем и ребенком, преодоление поведенческих проблем ребенка, решение психологических проблем ребенка и его семейного окружения.
Где родителям получить ответы на все интересующие их вопросы?
Таким центром повышения психолого – педагогической культуры родителей может стать детский сад.
В детском саду ребенок – равноправный член социальной группы, а в семье – объект обожания, всепрощения; в детском саду характер воспитания целенаправленный, в семье – зачастую стихийный. В этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия. Совсем необязательно давать родителям глубокие знания, но познакомить их с основными положениями, подходами в воспитании детей, открыто и честно осуществлять с ними взаимодействие просто необходимо.
Таким образом, эта проблема потребовала от нас разработки новых форм взаимодействия семейного и общественного воспитания, целью которых являлось бы повышение педагогической культуры родителей.
Так в нашей группе образовался родительский клуб, который отражает количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях:
-посещение родительских собраний и консультаций;
-присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий;
-участие в выставках, конкурсах, посещение « Дня открытых дверей»;
-помощь родителей в оснащении педагогического процесса; где обмениваются опытом и мнениями родители и педагоги.
Условия реализации, цели и задачи проекта детско-родительского клуба
Вид проекта – познавательный, обучающий.
Продолжительность – в течение года, на протяжении дошкольного детства, продолжительность каждого заседания 1 час 20 минут.
Участники проекта – дети, родители, педагоги.
Проблема: низкий уровень развития детско-родительских отношений и педагогической культуры родителей.
Цель: создание системы психолого–педагогического сопровождения родителей.
Цель конкретизирована следующими задачами:
- Преодолеть барьер недоверия родителей к ДОУ;
- Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах развития и воспитания детей;
- Пропагандировать положительный опыт семейного воспитания;
- Осуществлять адаптационные меры при переходе детей из домашней среды в ДОУ;
- Сплотить родительский коллектив;
- Установить доверительные отношения между семьей и ДОУ;
- Воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и решать их совместно, радоваться успехам и удачам каждого;
- Укрепление института семьи, возрождение семейных традиций;
- Передача опыта в воспитании детей;
- Повышать правовую культуру родителей для усиления их ответственности и формирования сознательного отношения к воспитанию детей;
- Изучать и обобщать лучший опыт семейного воспитания, традиции и ценности. Создать «копилку» семейного опыта.
Работа Клуба – это групповая работа с родителями, реализующая несколько функций:
- Коммуникативную – функцию создания и сплочения родительского коллектива как совокупного объекта педагогической деятельности;
- Личностно – ориентированную – направленную на самоопределение, актуализацию личной ответственности, снятие ограничений и раскрытие ресурсов родителей;
- Содержательную – направленную на решение проблем;
- Инструментальную – позволяющую выработать навыки анализа реальных ситуаций, сформировать умение коллективной творческой деятельности, овладеть навыками самоорганизации и самоуправления;
- Умения слушать и взаимодействовать с другими участниками.
Продукт проекта: создание журнала отзывов и предложений для родителей; оформление газеты для родителей, где обсуждаются самые актуальные вопросы; предоставление родителям фото и видео материалов «Жизнь моего ребенка в детском саду»; организация тематических выставок; проведение занятий с активным участием родителей.
Ожидаемый результат:
- Повышение количественного состава участников клуба;
- Возрастание потребности в общении со специалистами дошкольного образовательного учреждения;
- Инициативность и активность родителей в работе клуба;
- Способность рефлексии родителями собственных возможностей;
- Использование родителями предложенных материалов (элементов игрового взаимодействия) в работе с детьми.
Содержание проекта детско-родительского клуба
Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своего воспитания, но очень часто им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решить свои проблемы.
Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителю взглянуть на себя со стороны, «глазами других». Родители начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатом осознанного выбора воспитателя, а обычно перенимаются либо «по наследству», либо являются следствием, полученных представлений из социального окружения, средств массовой информации.
Групповые эффекты дают возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь и ощущение поддержки и понимания со стороны ДОУ.
Работа клуба начинается с того, что в начале учебного года проводится опрос родителей на предмет социального заказа; что они хотят узнать, в чем поучаствовать, какие мероприятия провести. На основе ответов и пожеланий составляется перспективный план работы клуба на учебный год.
Все заседания проходят с элементами занятий, цель которых обучение родителей игровому взаимодействию с детьми в домашних условиях.
На заседаниях родителям будет предложено не только поиграть самим (обсуждение различных вопросов происходит в виде игровых сюжетов), но и посмотреть, по возможности проанализировать, виды деятельности своих детей – это различные выставки поделок, видео и фотоматериалы «Жизнь моего ребенка в детском саду». А также будет предложен просмотр газеты (ежемесячного выпуска по интересующим родителей темам).
Права и обязанности участников детско-родительского клуба
Родители – члены Клуба имеют право:
- На получение квалифицированной консультативной помощи по уходу за ребенком, проблемам обучения, воспитания, развития и адаптации ребенка в ДОУ;
- Получение практической помощи в организации занятий с детьми дома;
- Высказывания собственного мнения и обмен опытом воспитания детей;
- Давать оценку эффективности работы клуба в целом и по отдельным вопросам;
- Участвовать в планировании работы клуба;
Педагоги ДОУ имеют право:
- На выявление, изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания;
- Внесение корректировки в план работы клуба в зависимости от возникающих проблем, запросов, актуальности предыдущего заседания
Педагоги группы ДОУ обязаны:
- Планировать работу Клуба в соответствии с выявленными запросами родителей и основываясь на психических закономерностях развития детей данного дошкольного возраста;
- Предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям;
- Соблюдать принцип конфиденциальности в решении возникающих проблем семейного воспитания;
Родители – члены семейного Клуба обязаны:
- Уважать мнения друг друга в процессе обсуждения вопросов образования детей;
- Соблюдать принцип конфиденциальности в работе Клуба;
- Принимать активное участие в работе Клуба.
В целом, работа клуба является эффективной, интересной, способствующей развитию детско-родительских отношений. Деятельность детско – родительского клуба является неотъемлемой частью педагогического процесса при реализации работы в цепочке «педагог – родитель - ребенок». Таким образом, работа клуба способствует формированию и развитию семьи как основного института социализации и способствует адаптации семьи и ребенка в социуме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эмоционально-нравственное развитие дошкольников: аспекты взаимодействия детского сада с семьями воспитанников
Описание системы взаимодействия детского сада и семей воспитанников по эмоционально-нравственному развитию дошкольников...
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Вторая младшая группа.Современный воспитатель дошкольного образовательного учреждения должен познакомиться с семьёй воспит...
Формы взаимодействия детского сада с семьями воспитанников.
Только в процессе совместной деятельности детского сада и семьи удается максимально помочь ребенку....
«Детский календарь» как одна из форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников в подготовительной к школе группе
laquo;Детский календарь» как одна из форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников в подготовительной к школе группеВ своей работе я столкнулась с такой проблемой, как нежелание род...
«Взаимодействие семьи и детского сада по шахматному образованию в современных условиях. Использование эффективных форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников»
В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе....
«Взаимодействие семьи и детского сада по шахматному образованию в современных условиях. Использование эффективных форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников»
В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе. ...
Положение о конкурсе инновационных проектов по организации взаимодействия детского сада с семьями воспитанников и вовлечение родителей в деятельность ДОО
Настоящее Положение устанавливает порядок организации, проведения и организационно-методического обеспечения конкурса инновационных проектов по организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников и...