«Двигательная активность – наиважнейшая способность для сенсо-моторного развития ребёнка с ЗРР»
консультация (средняя группа)
Рекомендации для родителей в использовании нехитрых игр, которые помогут малышу укрепить базовый сенсо-моторный уровень развития, который лежит в основе высших психических функций, в том числе и речи. Старайтесь избегать директивного тона во время игр. Пусть ваша игра будет весёлой, лёгкой и интересной для ребёнка. Покажите малышу как надо выполнять упражнение с улыбкой, весело. Если он не хочет-не заставляйте. Подождите, пока у ребёнка будет хорошее настроение или когда он заскучает и предложите ему игру. Помните, что "заразить можно только тем, чем болеешь".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lovakova.pptx | 578.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Все мы хотим, чтобы наш ребёнок по возрасту развивался, рано заговорил, читал стишки, быстро всему учился, был послушным и, вообще, радовал родных и близких своими успехами. Но, к сожалению, не все дети "вписываются" в эту схему. Всё чаще мы сталкиваемся с задержками в развитии ребёнка. И самая частая задержка -это Задержка Речевого Развития. Многие родители ошибочно полагают, что если нет речи, то и нужно прицельно развивать речь. Дело в том, что речь -это верхушка айсберга, это сложная интегративная функция мозга, которая сигнализирует нам о проблемах в нервной системе (или их отсутствии). С момента рождения и до 7 лет идёт активное созревание сенсорных систем ребёнка (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Чтобы они правильно "работали" необходимо, чтобы мозг качественно перерабатывал миллион ощущений, которые ежесекундно поступают в него. А поступают они не только от глаз и ушей, но и от всего тела. Природой придумано, что для развития ребёнок должен много двигаться и осваивать новые физические навыки. У маленького ребёнка ещё не сформировано абстрактное мышление, поэтому единственный способ познания окружающего мира-это перемещение своего тела в пространстве. Ребёнок использует любую двигательную активность, которая создаёт "кирпичики" для более зрелых и сложных этапов развития. Говорят, что дети познают мир через движение. Каждое новое движение, которое с возрастом усложняется и становится двигательным навыком, образует в мозге нейронные связи. И чем больше движений, тем больше связей. Чем больше нейронных связей, тем выше способность к обучению. Интеллект-это и есть нейронные связи. Поэтому первые 7 лет жизни называют периодом СЕНСО-МОТОРНОГО развития.
Если вы хотите помочь малышу заговорить, то поймите одну простую вещь- РЕЧЬ РАЗВИВАЕТСЯ ЧЕРЕЗ ДВИЖЕНИЕ, а точнее, вслед за ним. Сначала малыш учится движениям, а уже потом начинает говорить. Нельзя перепрыгнуть фундаментальные этапы развития и ждать, когда кроха начнёт болтать. Ребёнок сначала должен "оттачивать" крупную моторику, которая поможет сформироваться более мелким и дифференцированным движениям артикуляционного аппарата. В обратном порядке развития не бывает. Вот почему "неговорящие" дети имеют проблемы с координацией, равновесием и ловкостью. Видимо, у них пропущен какой-то важный этап в двигательном развитии. Всё взаимосвязано. И когда вы ведёте малыша к логопеду, вспомните, когда вы в последний раз играли со своим ребёнком в подвижные игры? Не в пирамидки и Лего , а в прыжки, догонялки, толкалки и обнималки ? Я хочу предложить вам несколько упражнений и игр, которые будут особенно полезны детям с речевыми задержками (впрочем, как и всем остальным).
ИГРЫ С МЯЧОМ - кидать мяч (взрослому, в корзину, вверх, об пол, в мишень); - ловить мяч (прямо, сбоку, сверху, стоя на стульчике); - перекидывать мяч с партнёром (при этом эмоционально сопровождать броски словами "бах", "бум", "лови", "кидай"...); - сбивать мишень мячом (как вариант-кегли). Мишень можно ставить как ниже уровня глаз, так и выше. Это работа разных групп мышц и оказывает разный эффект; - для самых маленьких ещё подойдёт катать мяч по полу с партнёром (научить малыша рукой отталкивать мяч). Сопровождать словами "толкай", "кати"... ; - отталкивать руками (и ногами) фитбол ; - футбол (забивать мяч ногами в ворота, бить по мишени); - для более старших подбрасывать мячик вверх и ловить его; - кидать об стену и ловить; -кидать об пол и ловить ручками.
ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ - развивает координацию, улучшает равновесие, улучшает переключаемость, стимулирует биологически активные точки на стопах, укрепляет связочный аппарат голеностопных суставов. Использовать всё, что угодно: канат, ортоковрики , канатная верёвка, скрученные полотенца, утяжелённое одеяло, швабра, кочки, балансир, воздушная подушка, обычные подушки разных размеров, морские камушки, фасоль и разные крупы, песок, мягкие и пластиковые игрушки, стулья большие и малые, скамейка узкая, мешок-капля, утяжелённые мешочки, туннели, мягкие модули, пластиковые бутылки с водой и крупой, дощечка, мотки пряжи. Эти упражнение можно сопровождать весёлой музыкой. А если использовать одну и ту же мелодию, то скоро у ребёнка выработается схема "стимул-реакция" и уже при первых звуках мелодии малыш будет бежать к старту. Это особенно актуально у детей с нарушением понимания речи и грубой несформированностью произвольности, когда нужно сформировать хоть какие-то произвольные действия.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ. У деток с ЗРР пальчики очень неуклюжие, им с трудом даются разные позы из пальцев (например, коза). Хотя доказано, что стимулирование мелкой моторики будет улучшать только произношение, а не слоговую структуру слова, но всё равно пальчиковая гимнастика является базовым упражнением для всех детей с проблемами речи.
ИГРЫ С ДЫХАНИЕМ. Выполняют две важные функции: способствуют развитию речевого выдоха, а также повышают тонус мозговой деятельности. Вот список таких игр: - дутибол (задувать лёгкий мячик или скомканный кусочек бумажки в ворота); -дуть на пёрышко; -надувать мыльные пузыри; -сдувать пену с ладошки; -дуть через соломинку в мыльную воду, создавая красивую пену; -дудочки и флейты; -дуть на кораблики, плавающие на воде; -задувать свечки, в том числе и плавающие; - сдувать с ладошки манку, муку и прочие сыпучие продукты.
ПРЫЖКИ НА МЕСТЕ. С 2-х лет, прыжки двумя ногами по коврикам ("зайчик"). Коврики можно размещать как на прямой линии (постепенно увеличивая расстояние между ними), так и в шахматном порядке. ХОДИТЬ ПО ОДНОЙ ЛИНИИ (удержание равновесия, ощущение средней линии тела). В качестве линии можно использовать канат, верёвку, скрученные в жгут полотенца, прыгали, ремешки.
ПРОСЛЕЖИВАНИЕ ГЛАЗАМИ. Интегрирует два полушария. Следить за любимой игрушкой, конфеткой или за любым мотивирующим предметом. Начинать из положения лёжа, после освоения переходить на сидячее положение и завершать в положении стоя. Всё это не в пределах одной игры, разумеется.
ПОЛЗАНИЕ. Наиважнейший этап формирования межполушарных связей и зрительно-пространственного восприятия. Стимулируйте ребёнка больше Ползать (по-пластунски, на четвереньках). Вот некоторые варианты: - создать туннель из стульев, а ребёнок должен под ними проползти; - проползти через "живой" туннель из взрослых; - кататься "брёвнышком". Следить, чтобы ручки и ножки были прямые. Самых маленьких перекрывают взрослые, дети ближе к 3 годам уже могут перекатываться сами; - бегать на четвереньках на перегонки; - катать игрушку на спине.
Вот такие нехитрые игры помогут вашему малышу укрепить базовый сенсо -моторный уровень развития, который лежит в основе высших психических функций, в том числе и речи. Старайтесь избегать директивного тона во время игр. Пусть ваша игра будет весёлой, лёгкой и интересной для ребёнка. Покажите малышу как надо выполнять упражнение с улыбкой, весело. Если он не хочет-не заставляйте. Подождите, пока у ребёнка будет хорошее настроение или когда он заскучает и предложите ему игру. Помните, что "заразить можно только тем, чем болеешь".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Двигательная активность, как оптимальное условие всестороннего моторного развития ребенка».
Соблюдение рационального двигательного режима помогает обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, предусматривает рациональное содержание двигательной активно...
Двигательная активность детей - залог физического и психического развития дошкольников
В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Здоровье является базовой ценностью и необходимым усл...
Опыт работы по теме "Нестандартное оборудование как средство развития двигательной активности дошкольников с отклонением в интеллектуальном развитии"
Нестандартное оборудование как средство развития двигательной активности дошкольников с отклонением в интеллектуальном развитии...
Двигательная активность детей - залог физического и психического развития дошкольников
В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Здоровье является базовой ценностью и необходимым усл...
Организация двигательной активности на прогулке, как средство физического развития детей.
Двигательная активность - это естественная потребность в движении; это возможность для детей познавать окружающий мир через движения; суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком ...
Особенности проведения двигательной активности в образовательной области «Художественно – эстетическое развитие" с детьми дошкольного возраста
Движения танца флешмоба на выпускной...
Буклет "Двигательные и сенсо-моторные игры для развития детей дошкольного возраста"
Перечень с описанием хода двигательных и сенсо-моторных игр для развития дошкольного и младшего школьного возраста. Подходит и для детей с особыми образовательными потребностями или с...