«Двигательная активность – наиважнейшая способность для сенсо-моторного развития ребёнка с ЗРР»
консультация (средняя группа)

Ловакова  Анастасия Ивановна

 

Рекомендации для родителей в использовании нехитрых игр, которые помогут  малышу укрепить базовый сенсо-моторный уровень развития, который лежит в основе высших психических функций, в том числе и речи. Старайтесь избегать директивного тона во время игр. Пусть ваша игра будет весёлой, лёгкой и интересной для ребёнка. Покажите малышу как надо выполнять упражнение с улыбкой, весело. Если он не хочет-не заставляйте. Подождите, пока у ребёнка будет хорошее настроение или когда он заскучает и предложите ему игру. Помните, что "заразить можно только тем, чем болеешь".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lovakova.pptx578.84 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Двигательная активность – наиважнейшая способность для сенсо -моторного развития ребёнка с ЗРР» Рекомендации для родителей Ловаковой А.И. ,воспитателя 1 категории группы компенсирующей направленности

Слайд 2

Все мы хотим, чтобы наш ребёнок по возрасту развивался, рано заговорил, читал стишки, быстро всему учился, был послушным и, вообще, радовал родных и близких своими успехами. Но, к сожалению, не все дети "вписываются" в эту схему. Всё чаще мы сталкиваемся с задержками в развитии ребёнка. И самая частая задержка -это Задержка Речевого Развития. Многие родители ошибочно полагают, что если нет речи, то и нужно прицельно развивать речь. Дело в том, что речь -это верхушка айсберга, это сложная интегративная функция мозга, которая сигнализирует нам о проблемах в нервной системе (или их отсутствии). С момента рождения и до 7 лет идёт активное созревание сенсорных систем ребёнка (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Чтобы они правильно "работали" необходимо, чтобы мозг качественно перерабатывал миллион ощущений, которые ежесекундно поступают в него. А поступают они не только от глаз и ушей, но и от всего тела. Природой придумано, что для развития ребёнок должен много двигаться и осваивать новые физические навыки. У маленького ребёнка ещё не сформировано абстрактное мышление, поэтому единственный способ познания окружающего мира-это перемещение своего тела в пространстве. Ребёнок использует любую двигательную активность, которая создаёт "кирпичики" для более зрелых и сложных этапов развития. Говорят, что дети познают мир через движение. Каждое новое движение, которое с возрастом усложняется и становится двигательным навыком, образует в мозге нейронные связи. И чем больше движений, тем больше связей. Чем больше нейронных связей, тем выше способность к обучению. Интеллект-это и есть нейронные связи. Поэтому первые 7 лет жизни называют периодом СЕНСО-МОТОРНОГО развития.

Слайд 3

Если вы хотите помочь малышу заговорить, то поймите одну простую вещь- РЕЧЬ РАЗВИВАЕТСЯ ЧЕРЕЗ ДВИЖЕНИЕ, а точнее, вслед за ним. Сначала малыш учится движениям, а уже потом начинает говорить. Нельзя перепрыгнуть фундаментальные этапы развития и ждать, когда кроха начнёт болтать. Ребёнок сначала должен "оттачивать" крупную моторику, которая поможет сформироваться более мелким и дифференцированным движениям артикуляционного аппарата. В обратном порядке развития не бывает. Вот почему "неговорящие" дети имеют проблемы с координацией, равновесием и ловкостью. Видимо, у них пропущен какой-то важный этап в двигательном развитии. Всё взаимосвязано. И когда вы ведёте малыша к логопеду, вспомните, когда вы в последний раз играли со своим ребёнком в подвижные игры? Не в пирамидки и Лего , а в прыжки, догонялки, толкалки и обнималки ? Я хочу предложить вам несколько упражнений и игр, которые будут особенно полезны детям с речевыми задержками (впрочем, как и всем остальным).

Слайд 4

ИГРЫ С МЯЧОМ - кидать мяч (взрослому, в корзину, вверх, об пол, в мишень); - ловить мяч (прямо, сбоку, сверху, стоя на стульчике); - перекидывать мяч с партнёром (при этом эмоционально сопровождать броски словами "бах", "бум", "лови", "кидай"...); - сбивать мишень мячом (как вариант-кегли). Мишень можно ставить как ниже уровня глаз, так и выше. Это работа разных групп мышц и оказывает разный эффект; - для самых маленьких ещё подойдёт катать мяч по полу с партнёром (научить малыша рукой отталкивать мяч). Сопровождать словами "толкай", "кати"... ; - отталкивать руками (и ногами) фитбол ; - футбол (забивать мяч ногами в ворота, бить по мишени); - для более старших подбрасывать мячик вверх и ловить его; - кидать об стену и ловить; -кидать об пол и ловить ручками.

Слайд 6

ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ - развивает координацию, улучшает равновесие, улучшает переключаемость, стимулирует биологически активные точки на стопах, укрепляет связочный аппарат голеностопных суставов. Использовать всё, что угодно: канат, ортоковрики , канатная верёвка, скрученные полотенца, утяжелённое одеяло, швабра, кочки, балансир, воздушная подушка, обычные подушки разных размеров, морские камушки, фасоль и разные крупы, песок, мягкие и пластиковые игрушки, стулья большие и малые, скамейка узкая, мешок-капля, утяжелённые мешочки, туннели, мягкие модули, пластиковые бутылки с водой и крупой, дощечка, мотки пряжи. Эти упражнение можно сопровождать весёлой музыкой. А если использовать одну и ту же мелодию, то скоро у ребёнка выработается схема "стимул-реакция" и уже при первых звуках мелодии малыш будет бежать к старту. Это особенно актуально у детей с нарушением понимания речи и грубой несформированностью произвольности, когда нужно сформировать хоть какие-то произвольные действия.

Слайд 7

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ. У деток с ЗРР пальчики очень неуклюжие, им с трудом даются разные позы из пальцев (например, коза). Хотя доказано, что стимулирование мелкой моторики будет улучшать только произношение, а не слоговую структуру слова, но всё равно пальчиковая гимнастика является базовым упражнением для всех детей с проблемами речи.

Слайд 8

ИГРЫ С ДЫХАНИЕМ. Выполняют две важные функции: способствуют развитию речевого выдоха, а также повышают тонус мозговой деятельности. Вот список таких игр: - дутибол (задувать лёгкий мячик или скомканный кусочек бумажки в ворота); -дуть на пёрышко; -надувать мыльные пузыри; -сдувать пену с ладошки; -дуть через соломинку в мыльную воду, создавая красивую пену; -дудочки и флейты; -дуть на кораблики, плавающие на воде; -задувать свечки, в том числе и плавающие; - сдувать с ладошки манку, муку и прочие сыпучие продукты.

Слайд 10

ПРЫЖКИ НА МЕСТЕ. С 2-х лет, прыжки двумя ногами по коврикам ("зайчик"). Коврики можно размещать как на прямой линии (постепенно увеличивая расстояние между ними), так и в шахматном порядке. ХОДИТЬ ПО ОДНОЙ ЛИНИИ (удержание равновесия, ощущение средней линии тела). В качестве линии можно использовать канат, верёвку, скрученные в жгут полотенца, прыгали, ремешки.

Слайд 11

ПРОСЛЕЖИВАНИЕ ГЛАЗАМИ. Интегрирует два полушария. Следить за любимой игрушкой, конфеткой или за любым мотивирующим предметом. Начинать из положения лёжа, после освоения переходить на сидячее положение и завершать в положении стоя. Всё это не в пределах одной игры, разумеется.

Слайд 12

ПОЛЗАНИЕ. Наиважнейший этап формирования межполушарных связей и зрительно-пространственного восприятия. Стимулируйте ребёнка больше Ползать (по-пластунски, на четвереньках). Вот некоторые варианты: - создать туннель из стульев, а ребёнок должен под ними проползти; - проползти через "живой" туннель из взрослых; - кататься "брёвнышком". Следить, чтобы ручки и ножки были прямые. Самых маленьких перекрывают взрослые, дети ближе к 3 годам уже могут перекатываться сами; - бегать на четвереньках на перегонки; - катать игрушку на спине.

Слайд 13

Вот такие нехитрые игры помогут вашему малышу укрепить базовый сенсо -моторный уровень развития, который лежит в основе высших психических функций, в том числе и речи. Старайтесь избегать директивного тона во время игр. Пусть ваша игра будет весёлой, лёгкой и интересной для ребёнка. Покажите малышу как надо выполнять упражнение с улыбкой, весело. Если он не хочет-не заставляйте. Подождите, пока у ребёнка будет хорошее настроение или когда он заскучает и предложите ему игру. Помните, что "заразить можно только тем, чем болеешь".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Двигательная активность, как оптимальное условие всестороннего моторного развития ребенка».

Соблюдение рационального двигательного режима помогает обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, предусматривает рациональное содержание двигательной активно...

Двигательная активность детей - залог физического и психического развития дошкольников

В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста.     Здоровье является базовой ценностью и необходимым усл...

Опыт работы по теме "Нестандартное оборудование как средство развития двигательной активности дошкольников с отклонением в интеллектуальном развитии"

Нестандартное оборудование как средство развития двигательной активности дошкольников с отклонением в интеллектуальном развитии...

Двигательная активность детей - залог физического и психического развития дошкольников

В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста.     Здоровье является базовой ценностью и необходимым усл...

Организация двигательной активности на прогулке, как средство физического развития детей.

Двигательная активность - это естественная потребность в движении; это возможность для детей познавать окружающий мир через движения; суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком ...

Буклет "Двигательные и сенсо-моторные игры для развития детей дошкольного возраста"

Перечень с описанием хода двигательных и сенсо-моторных игр для развития  дошкольного и младшего школьного возраста. Подходит и для детей с особыми образовательными потребностями или  с...