Двигательная активность детей - залог физического и психического развития дошкольников
консультация по теме
В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста.
Здоровье является базовой ценностью и необходимым условием для полноценного физического, психического и социального развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvigatelnaya_aktivnost_detey_-_zalog_fizich._i_psih._razvitiya_doshk.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Двигательная активность детей – залог физического и психического здоровья
В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста.
Здоровье является базовой ценностью и необходимым условием для полноценного физического, психического и социального развития ребенка.
Исследования отечественных и зарубежных ученых доказали, что период дошкольного детства - критический период в жизни ребенка. Ведь именно в этом возрасте формируется фундамент здоровья человека.
Одним из многих факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, является двигательная активность.
«Двигательная активность — естественная физическое и специально организованная двигательная деятельность человека, обеспечивающая его успешное физическое и психическое развитие».
По мнению Руновой М.А. понятие «двигательная активность» включает в себя сумму всех движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности.
Двигательная активность обусловлена многими факторами:
- социальными (режим дошкольного учреждения, профессиональная
подготовленность воспитателя, постановка физического воспитания).
- природными (климат, сезоны года).
- биологическими (состояние здоровья, возраст, половые различия,
функциональные особенности центральной нервной системы и высшей нервной
деятельности).
В дошкольном возрасте не установлено существенных различий в двигательной активности мальчиков и девочек. Также установлено, что весной и летом дети двигаются больше, чем осенью и зимой. И все-таки большая или меньшая двигательная активность детей определяется, главным образом, предложенным двигательным режимом. На повышение двигательной активности оказывают влияние: достаточная площадь для игр, правильное размещение оборудования и игрушек, новизна игровых и физкультурных пособий.
Все виды движения — одно из важнейших потребностей растущего организма. Двигательная деятельность тонизирует ЦНС детей, во время движения происходит активизация нервных клеток всех областей коры головного мозга, повышается обмен веществ, усиливается выделение гипофизом гормона роста. Следует отметить, что двигательная активность оказывает положительное влияние не только на здоровье детей, но и на их общее развитие. Под влиянием движений развивается эмоциональная, волевая, познавательная сфера ребенка.
Потребность детей дошкольного возраста в двигательной активности очень высока, но не всегда она реализуется на должном уровне. Сегодня дети все больше времени проводят в статическом положении (за столом, экраном телевизора, компьютерными играми). Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития координации движений, быстроты и т. д.
Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровье напрямую зависит от двигательной активности. Так Ж. Тиссо говорил: «Движение составляет главный источник здоровья».
Двигательная активность должна занимать 50-60 % времени всего периода бодрствования ребенка. Однако следует отметить, что потребность в движении у всех детей разная, что объясняется их индивидуальными особенностями. В связи с этим родителям и педагогам ДОУ важно создать все необходимые условия для реализации потребности детей в двигательной активности и её разнообразии.
В зависимости от степени подвижности детей целесообразно распределить их на три основные подгруппы (высокая, средняя и низкая подвижность). Каждая подгруппа детей характеризуется определенными сочетаниями уровней объема, продолжительности и интенсивности ДА.
К первой подгруппе относятся дети с высокой интенсивностью ДА независимо от объема и продолжительности ДА. Для них характерны высокая подвижность, хороший уровень развития основных видов движений, достаточно богатый двигательный опыт, позволяющий обогащать свою самостоятельную деятельность. В то же время эти дети не отличаются достаточной ловкостью и координацией движений и часто бывают невнимательны при объяснении и выполнении заданий.
Вторую подгруппу составляют дети со средним уровнем всех трех показателей ДА. Как правило, дети этой группы имеют высокие и средние показатели физической подготовленности и хороший уровень развития двигательных качеств. Они отличаются уравновешенным поведением, преимущественно хорошим настроением, положительными эмоциями. Им свойственна самостоятельность в выборе игр, они являются инициаторами коллективных игр.
Дети третьей подгруппы имеют низкий объем ДА в сочетании с низкими и средними показателями продолжительности и интенсивности. У них отмечено отставание показателей развития основных видов движений и физических качеств от возрастных нормативов. Чаще всего они бывают не уверены в своих возможностях и отказываются выполнять трудные задания и участвовать в играх-соревнованиях. При возникновении сложности в выполнении задания они пассивно ждут помощи со стороны взрослого, проявляя медлительность, нерешительность и обидчивость.
Двигательный режим в дошкольном учреждении включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную.
При разработке рационального двигательного режима важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, но и предусмотреть рациональное содержание ДА, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Задачами развития двигательной активности у ребенка дошкольного возраста является:
- выявление интересов, способностей детей в двигательной деятельности и
реализация их через систему физкультурно- оздоровительной работы;
- формирование необходимых двигательных умений и навыков в соответствии
с индивидуальными особенностями и состоянием здоровья ребенка;
- развитие интереса к физическим упражнениям и подвижным играм;
- формирование моральных качеств (силы воли, выносливости);
- профилактика простудных заболеваний;
- воспитание уважения к собственному здоровью и обязанности беречь его.
В системе физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ используются
следующие организованные формы двигательной деятельности детей:
- физкультурные занятия;
- утренняя гимнастика;
- физкультминутки;
- подвижные игры и физические упражнения на улице;
- физкультурные досуги, праздники;
- дни здоровья;
- закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями;
- самостоятельная двигательная активность;
- работа с родителями.
Данные виды двигательной деятельности дополняют и обогащают друг друга и тем самым, обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течение всего времени пребывания его в ДОУ.
Решающая же роль по формированию личностного потенциала и пропаганде здорового образа жизни принадлежит семье. Дети, как известно, продукт своей среды — она формирует их сознание, привычки. Природой предусмотрено, что дети изучают мир, прежде всего через опыт и поведение своих родителей. Поэтому вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте ДОУ с семьей.
Детям необходимо объяснять не только значимость тех или иных действий и привычек, но и подавать собственный пример. Так, если взрослые регулярно занимаются физкультурой и спортом, соблюдают режим дня, правила гигиены, закаливания, то дети, глядя на них, систематически будут делать утреннюю гимнастику, заниматься физическими упражнениями и спортивными играми.
Выдающийся польский педагог Януш Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье... Нет. Детям совершенно также, как и взрослым хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься».
Таким образом, правильная организация двигательной активности, как в семье, так и в дошкольном учреждении является залогом успешного оздоровления детей. Содействует улучшению эмоционального состояния, полноценному физическому и психическому развитию, укреплению здоровья подрастающего поколения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Создание условий для оптимизации двигательной активности детей и физической готовности к школе через систему физкультурно-оздоровительной работы в МБДОУ ЦРР дс №5."
Ведущая педагогическая идея предполагает создание целостного образовательного пространства на основе здоровьесберегающих технологий с целью оптимизации двигательной активности детей в ДОУ. Опыт м...
Взаимосвязь физического и психического развития дошкольников
На сегодняшний день в России лишь 10% детей от 3 до 7 лет являются практически здоровыми. Новорожденных с явными проявлениями патологии встречается до 70-80%. Каждый пятый ребенок в России р...
ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ...
Статья "Роль подвижных игр в физическом и психическом развитии дошкольников в детском саду"
Статья раскрывает роль подвижной игры, как универсального средства для полноценного психического развития ребенка и действенного средства развития физических качеств дошкольника посещающего детский са...
Двигательная активность детей - залог физического и психического развития дошкольников
В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Здоровье является базовой ценностью и необходимым усл...
Развитие двигательной активности и формирование физических качеств у старших дошкольников посредством технологии тимбилдинга
Физическая активность способствует нормальному развитию центральной нервной системы, улучшению памяти, процессов обучения, нормализации эмоционально-мотивационной сферы, ул...
Консультация для педагогов «Интеграция познавательного развития и двигательной активности детей. Влияние двигательной активности на развитие психомоторных и познавательных способностей дошкольников»
Уважаемые коллеги! Всем нам известно, что в современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Достичь необходимого уровня интеллектуально-познавател...