Консультация «Организация работы с семьей в системе нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста».
консультация (младшая группа)
ДАННАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ПОМОЖЕТ В РАБОТЕ КАК ПЕДПГОГУ ДОШКОЛЬНОШО УЧРЕЖДЕНИЯ, ТАК И РОДИТЕЛЯМ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patr.vosp-rabota_s_rodit.docx | 31.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4 «Колокольчик» города Алатыря Чувашской Республики
Выступление на семинар на тему
«Организация работы с семьей
в системе нравственно-патриотического воспитания
детей дошкольного возраста».
Выполнила :
Аникина Оксана Валерьевна,
воспитатель
младшей группы
ноябрь
2021 г.
Содержание:
- Патриотическое воспитание ребенка.
- Задачи по работе с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
- Формы работы с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию.
- Заключение.
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое
предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков.
1.Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога. Тот дух, который царит в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели – люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. И по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению к школе он более чем на половину сформирован как личность.
Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению семейных связей.
«В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», – эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями. Только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определённых результатов.
2. Какие основные задачи стоят перед дошкольным учреждением по работе с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию детей?
• Привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения по воспитанию патриотических чувств
• Изучение и распространение передового опыта семейного воспитания и обучения детей
• Просвещение родителей в вопросах нравственно – патриотического воспитания детей
3. Формы работы с родителями.
Освещая проблему организации работы с семьями по патриотическому воспитанию детей, исследователи рекомендуют вариативно использовать как традиционные , так и нетрадиционные формы сотрудничества с семьями воспитанников.
Традиционные формы работы родителями:
- Проведение (групповых, индивидуальных) собраний;
- Беседы с родителями;
- Тематические консультации;
- Совместные досуги, праздники;
- Анкетирование, тестирование;
- Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей;
- Организация «уголков для родителей»;
- Дни открытых дверей.
- привлечение родителей к созданию предметно - развивающей среды по нравственно- патриотическому воспитанию;
- совместная работа по благоустройству группы и участка;
- проведение детских концертов к Дню пожилого человека, к Дню матери, к Дню отца, конкурсы семейных стенных газет, фотогазет, поделок, рисунков.
Нетрадиционные формы работы :
Такие праздники как «Осенины, «Широкая Масленица», «Рождественские посиделки», «В русской светелке», «Посиделки у сказочницы», «В гостях у Бабушки – Загадушки», «Сказки у русской печки», «Устное народное творчество – кладезь народной мудрости», «Чаепитие в русских традициях», приобщают детей и их родителей к истокам народного творчества к истории народа, знакомят с его укладом жизни и народной мудрости, с русскими обрядовыми праздниками, которые были когда-то частью труда и быта русского народа.
- организация выставок поделок - «Богатыри – защитники русской земли», выставки декоративно-прикладного искусства «Мы матрешки – маленькие крошки», фотовыставок «Помощники бабушки и дедушки», »Мой край задумчивый и нежный», «Это Родина моя», «Где мы были в отпуске», «Широка страна моя родная», «Наше путешествие», «Любуюсь городом своим», «Вот - моя улица, вот - мой дом родной», «Улицы разные – старинные и важные», «Мама и я – счастливые мгновения»,»Мой папа – солдат», «Лучше папы нет друга», поздравление «Никто не забыт, ничто не забыто», «Самые близкие и родные» и другие.
- совместные встречи с ветеранами труда, участие в праздниках: «День города», «День матери», «Папин праздник», «День Победы»
- привлечение родительской общественности к помощи в изготовлении атрибутики (макетов военной техники, пошиву костюмов для участия в военно - патриотических мероприятиях, изготовление сувениров для ветеранов войны. создание коллажей, подарков, альбомов и т.д.)
- рекомендации родителям по знакомству детей с художественной литературой, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества, по рассматривание картин, разнообразных репродукций;
- КВН, викторины.
- издание информационных стендов («Широкая Масленица», «Прилет птиц», «Семейный герб», «Мастерим вместе с папой» и др. ,
- поисковая деятельность: подбор познавательных статей из истории города ,экскурсии с фотокамерой, видеосъемкой (практическая помощь родителей,подбор материала из газет, содержащих необходимые исторические факты из окружающей действительности).
- «Родительская почта» - выявление запросов родителей по проблемам патриотического воспитания
- выпуск газеты, рубрики «Тайна моего имени», «Древо рода моей семьи».
- музыкальная гостиная «О русских традициях и обычаях», «Песни о Родине», «Широка страна моя родная»,
- совместные спортивные соревнования «Мы – читающая семья!», «Мама, папа, я – спортивная семья»,
- организация семейных клубов, может включать в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т. д., а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник русской масленицы, березки и т. д)
Чтобы привлечь внимание родителей к проблеме гражданско- патриотического воспитания и организации полезного отдыха вместе с детьми, можно использовать такую инновационную форму проведение семейных походов, экскурсий в различные развивающие центры, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района - «Любимые уголки нашего города», «Где трудятся мои родители»,
- практикумы, мастер-класс «Изготовление народных, обрядовых кукол», «Георгиевская ленточка», «Весенние цветы»;
- участие в создание мини-музея в ДОУ, группы. - «Игрушки наших прабабушек», «Деревянная игрушка», «Хлеб –чудо всей земли», «Чудо ложка», «Животные нашего края», «Растения нашего края», «Мой любимый детский сад», «Чудо роспись», музей русского быта. Экспозиции: «Люби и знай свой край», «Уголок русских традиций»
Актуальным является метод «Семейных проектов». Суть его в том, что каждая семья, учитывая собственные познавательные интересы и приоритеты, готовит материал по заранее выбранной теме. Совместная деятельность взрослых и детей способствует их сближению, появлению общих интересов. Общение родителей и детей наполняется познавательным эмоционально насыщенным содержанием .
- Папки-передвижки «Моя семья», фотомонтажи: «Из жизни группы», «Моя бабушка лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения». Оформление семейных и групповых альбомов «Наша жизнь день за днем», семейный вернисаж «Семья — здоровый образ жизни»
-устные журналы . Журнал состоит из 3—6 страниц. Каждая страница журнала — это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, прослушиванием магнитофонных записей, выставками рисунков, поделок, книг. Важно, чтобы темы были актуальны для родителей, отвечали их нуждам и помогали решить наиболее важные вопросы воспитания детей.
Алексей Александрович Майер, Ольга Ивановна Давыдова, Нина Владимировна Воронина в работе «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада» (Пособие для педагогов, родителей, студентов., а также всем, кто интересуется вопросами дошкольной педагогики. В пособии систематизированы и обобщены идеи вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ. Представлен принципиально новый подход к работе с родителями: "от семьи, с семьей, для семьи", где ведущими субъектами взаимодействия с педагогами становятся сами родители) указывают на то, что использовать разнообразные формы работы с родителями необходимо с учетом изменений, произошедших в современной семье.
А именно:
- рост образования родителей;
- повышение материального достатка молодых семей;
- мобильность современных родителей;
- повышение коэффициента детско-родительского общения;
- доступность информации и др.
В связи с этим авторы утверждают, что педагоги должны активно использовать новые возможности семьи и новые требования к образовательным услугам детского сада для дидактической поддержки ребёнка. В последние годы внимание ученых привлекает проблема использования информационно-коммуникационных технологий в образовании. Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) — это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг. Исследователи считают, что применение ИКТ в работе с родителями — это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее достичь нового уровня отношений между участниками учебного процесса на всех этапах педагогической деятельности. Исходя из вышесказанного, необходимо активно использовать информационно-коммуникационных технологий в разнообразных формах работы с семьями воспитанников по патриотическому воспитанию дошкольников. Мультимедийное сопровождение различных форм организации педагогического просвещения родителей способствует лучшему восприятию содержания материала, помогает сделать его более информативным и занимательным. Например, на родительском собрании можно продемонстрировать слайды с результатами мониторинга знаний детей о семье, родном городе, стране. Включить различные материалы: схемы, диаграммы, видео- и аудио - фрагменты детских высказываний, фрагменты занятий с детьми.
В сотрудничестве с семьей по формированию основ патриотического воспитания важную роль играют и наглядные средства педагогического просвещения, оформленные с широким использованием ИКТ: журналы и газеты, издаваемые для родителей, стенгазеты; буклеты; папки- передвижки; фотовыставки и фотостенды; памятки-рекомендации; видеофильмы; мини-библиотеки.
.
4. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и родителей.
В результате взаимодействия ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию дошкольников :
- возрастет активность родителей по подготовке и проведению совместных мероприятий в ДОУ, увеличится посещаемость родителями проводимых в детском саду мероприятий;
- установится благоприятная эмоциональная атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между всеми участниками педагогического процесса;
- обогатятся педагогические знания родителей по проблеме патриотического воспитания;
- изменится позиция родителей, теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники жизни детского сада.
Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.
Список используемой литературы:
- Международный образовательный портал – maam.ru
- Образовательная сеть работников образования «Наша сеть» - ns.portal.ru.
- Инфоурок – ведущий образовательный портал России – infourok.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию (младший дошкольный возраст)
План работы с родителями на учебный год....
Система нравственно- патриотического воспитания детей дошкольного возраста
В современном обществе, где происходят постоянные изменения, важным вопросом в работе с подрастающим поколением является нравственно патриотическое воспитание дошкольников. В...
Организация работы с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
Семья и дошкольное учреждение – два главных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Опыт детства ...
«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...
Организация работы с семьей в системе нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Консультация для педагогов в работе по нравственно- патриотическому воспитанию....
Использование регионального компонента в системе нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста
На сегодняшний день проблема патриотического воспитания детей чрезвычайно актуальна. Патриотическое воспитание – процесс формирования сознания человека, любящего свою Родину, гордящегося достиже...
С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА? :СИСТЕМА НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Обобщение системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста...