Организация работы с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
статья (младшая группа) на тему

Хорошевская Светлана Юрьевна

Семья и дошкольное учреждение – два главных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с беззащитным доверчивым малышом находятся самые главные люди из его окружения – его семья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvenno-patrioticheskoe_vospitanie_doshkolnikov.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы с семьей

 по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

 «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству

 состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов»

Шарль де Монтескье

Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа[1]. Патриотическое сознание современного человека формируется на основе рефлексии политических, исторических и социально-экономических процессов  происходящих в стране и обществе, интериоризации патриотических ценностей и представлений в процессе социализации[3].

Воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения – важнейшие функции института семьи, здесь же дети получают и первые уроки добра, долга, милосердия, патриотизма и гражданственности. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребенком воплощенными в образе жизни семьи и, даже еще, не будучи осознанными, усваиваются как единственно возможный способ поведения. Именно в семье формируются привычки, жизненные принципы и приоритеты.

Семья и дошкольное учреждение – два главных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с беззащитным доверчивым малышом находятся самые главные люди из его окружения – его семья[2].

Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь[1].

Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из важнейших задач семьи, как ячейки общества и хранительницы национальных традиций. И наша задача, как педагогов помочь родителям в этом не легком деле[3].

Построить систему взаимодействия с современными родителями непросто. Не вызывает сомнения важность взаимодействия воспитателей и родителей. В процессе воспитания детей возникают различные проблемы нравственного, духовного, патриотического, эмоционального, речевого, физического развития, которые эффективно решать всем вместе[4].

В нашей дошкольной организации мы широко применяем как групповые, так и индивидуальные формы работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию:

Консультации и памятки:

  • «Что такое хорошо и что такое плохо»?
  • «О 23 февраля для малышей»
  • «Патриот – это звучит гордо!»
  • «Что рассказать ребенку о «Дне Победы?»
  • «Все начинается в семье…»

Информация, представленная в памятках, призвана помочь родителям в процессе приобщения детей к моральным ценностям нашего общества,формирования моральных качеств бедующего гражданина.

Семейные фотовыставки

  • «Моя семья»,
  • «Бабушка и я – лучшие друзья»,
  • «Самый лучший папа мой»,
  • «Мамочка любимая, самая красивая»,
  • «Мы со спортом дружим»;
  • «Наш активный выходной»;

Основной целью этих фотовыставок является воспитание добрых чувств и бережного отношения к своим родным, близким, осознание ценности семьи.

Выставки поделок

  • «Что нам осень подарила»;
  • «Дед Мороз спешит к нам в гости»;
  • «Домик для синички»;
  • «Открытка ко Дню Победы»;

Совместное изготовление поделок из природных материалов способствует воспитанию у детей бережного отношения к природе, любви к родному краю.

Семейный клуб «Superсемейка»

Целью нашего семейного клуба является создание условий для  повышения педагогической культуры и компетентности родителей в вопросах семейного нравственно-патриотического воспитания и их активное вовлечение в образовательный процесс.

Задачи:

  • повышение педагогической культуры родителейв вопросах семейного нравственно-патриотического воспитания;
  • приобщение родителей  к участию в жизни группы и детского сада;
  • организация и проведение семейного досуга и совместного творчества;
  • оказание психолого-педагогической помощи родителям по интересующим вопросам.

Для реализации поставленных задач нами организуются семейные досуги и праздники:

  • «Папа, мама, я – дружная семья»;
  • «Superпапа»;
  • «Наши мамы просто класс!»,

круглые столы и семинары-практикумы:

  • «Как рассказать ребенку о Дне Победы»
  • «О 23 февраля для малышей»

совместное благоустройство площадки для прогулок (приобщение детей к общественно-полезному труду).

Наш опыт работы показывает, что только совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение и детский сад, объединенных в одну образовательную систему, позволит воспитать у ребенка чувства гражданственности, патриотизма. Только единство требований детского сада и семьи обеспечивает условия для развития у детей нравственных представлений, обогащения их нравственных чувств, привития норм и правил нравственного поведения, определяющих отношение ребенка к себе, другим людям, вещам, природе, и обществу в целом.

Список использованной литературы:

  1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. — М., 2004.  
  2. Кулик Л. А. Семейное воспитание. М., 2003.
  3. Маркова, В.Н. Нравственное воспитание в отечественной педагогике: Дошкольное воспитание. № 12, 2006, — 104 с.     
  4. Потаповская О.М. Ценностные приоритеты семейного воспитания в России // Вестник ПСТГУ 4: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 1 (20). С. 110-138.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для воспитателей и инструкторов по физической культуре "Особенности организации работы по физическому развитию и воспитанию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО"

Данный семинар для инструкторов по физической культуре и воспитателей, на нем еще раз обращаем внимание педагогов на качество образования и введение ФГОС  ДО....

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...

Воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством организации проектной деятельности

В материале рассмтриваются вопросы воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством организации проектной деятельности...

Доклад «Особенности организации работы по физическому развитию и воспитанию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО».

Как часто мы повторяем: «Движение – это жизнь». Но движение – это еще и огромная радость, которая появляется от удовлетворения естественной потребности в движениях....

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

«Особенности организации работы по физическому развитию и воспитанию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

laquo;Особенности организации работы по физическомуразвитию и воспитанию детей дошкольного возраста всоответствии с ФГОС ДО»...