36 приемов фантазирования с дошкольниками.
консультация (подготовительная группа)
36 приемов фантазирования с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
36_priemov_fantazirovaniya_s_doshkolnikami.docx | 37.56 КБ |
36_priemov_fantazirovaniya_s_doshkolnikami.docx | 37.56 КБ |
Предварительный просмотр:
36 ПРИЕМОВ ФАНТАЗИРОВАНИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
1. Увеличение - уменьшение. Увеличивать можно неограниченно от действительных размеров до бесконечно больших и уменьшать можно от действительных до нулевых, то есть до полного уничтожения. Приведем игры-беседы для освоения приема "увеличение - уменьшение". 1.1. Ребенку говорят: "Вот тебе волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что ты захочешь. Что бы ты хотел увеличить, а что уменьшить?" 1.2. Усложните эту игру дополнительными вопросами: "И что из этого получится? К чему это приведет? Зачем ты хочешь увеличивать или уменьшать?" 1.3.Что будет, если у нас удлинится на время нос? 1.4. Скажи, что будет хорошего и что плохого тебе лично и другим, если волшебник увеличит тебя в 10 раз? И так далее. Обязательно сделайте расчеты, хоть самые простые. Относительно веса - это каверзный вопрос. Обычно отвечают: в 10 раз больше. На самом деле, если сохранить все пропорции организма, то вес возрастет в 1000 раз! Если человек весил 50 кг, то будет весить 50 тонн! Я буду бегать быстрее автомобиля. Я буду сильным, и никто не посмеет меня обидеть, и я смогу защитить любого. Я смогу переносить огромные тяжести. Интересно, какие? Обычно человек может поднять половину своего веса. Тогда я смогу поднять 25 тонн! Это хорошо. А что будет плохого? Я не помещусь в классе. Придется шить огромную одежду и обувь. Будет очень трудно меня прокормить. Если считать, что человек в день съедает 2 % от своего веса, то мне потребуется еды весом в 1 тонну. Я не помещусь ни в какой автобус. Даже по улице мне придется ходить, пригибаясь под проводами. Мне негде будет жить. 2. Добавление одного или нескольких фантастических свойств одному человеку или многим людям (как фрагменты или заготовки будущих фантастических произведений). Методика этого вида фантазирования похожа на метод фокальных объектов: Например, в качестве объекта ("донора свойств") выбрали орла. Качества орла: летает, прекрасное зрение, питается грызунами, живет в горах. Продолжите фантазирование этим методом, взяв в качестве исходного объекта: электрическую лампочку, рыбу (вспомните человека-амфибию), часы, очки, спичку, анабиоз (резкое замедление жизненных процессов очень удобно: денег на еду нет или жить негде - впадаешь в анабиоз) или обратное анабиозу (резкое усиление жизненных процессов, человек не ведает усталости, с невероятной скоростью двигается, из такого человека получится замечательный иллюзионист, или бегун, или непобедимый борец). Задания. 2.1. Придумайте органы чувств, которых нет у человека, но могли бы быть. 2.2. Придет время и можно будет менять внутренние органы. Как бы это могло выглядеть? 2.3. Сделайте "разметку" людей цветом по их нравственным качествам. 3. Оживший рисунок. 4. Исключение некоторых качеств человека.
Задание. 5. Превращение человека в любой объект.
Задание. 6. Антропоморфизм. Не видал ли где на свете Задание. 7. Придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ. 8. Придание объектам неживой природы необычайных свойств. Вот хорошая игра для развития фантазии. Дети (или взрослые) встают в круг. Одному дают в руки мягкую игрушку или мячик и просят бросить ее кому-либо с теплыми словами: "Я дарю вам зайчонка", или "Юрочка, я дарю тебе козленка, рожки у него еще не выросли", или "Держи, Маша, большую конфету", или "Дарю тебе часть своего сердца", "Я дарю тебе бельчонка", "Это стеклянный шарик, не разбей его", "Это кактус, не уколись". 9. Оживление умерших людей, животных, растений. 10. Оживление умерших героев литературных произведений, в частности, героев сказок. 11. Оживление героев художественных картин и скульптур. 12. Изменение привычных отношений между героями сказок. 13. Метафора. Задание. 14. Дайте новое название картине. 15. Фантастическое объединение. 16. Фантастическое дробление. 17. "Как мне повезло". 18. Прием ускорение - замедление. - Что будет, если Земля станет вращаться в 24 раза быстрее? Сутки будут длиться 1 час. За 1 час надо успеть поспать, позавтракать, сходить в школу (на 15 мин), пообедать, сделать уроки (за 3-4 мин), погулять, поужинать. - Что будет, если времена года будут длиться по 100 лет? (Тогда бы люди, родившиеся в начале зимы, никогда бы не увидели зеленой травы, цветов, разлива рек) 20. Машина времени. "Домашний вариант": сидя дома, вы глядите в "Зеркало времени" или мысленно делаете снимки "Фотоаппаратом времени" или "Кинокамерой времени" или "Волшебным глазом". Называете место и время и, пожалуйста, изображение готово. Вот невероятная ситуация. С Земли послали сообщение на далекую звезду. На этой звезде живут разумные существа, у них есть машина времени. Они послали ответ, но ошиблись, и ответ пришел на Землю раньше, чем было послано сообщение.
22. Метод Л. Н. Толстого. 23. Свободное фантазирование. Придумайте фантастическое растение. 24. Придумайте фантастическое сооружение. 25. Придумайте новый вид транспорта. Идеи изобретений: - Покрытие дороги волнистое или треугольной формы. Придумай колесо, чтобы не трясло на такой дороге. Это тоже будет изобретение! 26. Придумайте новый праздник или конкурс. Конкурс фантазеров. Участвуют две команды. Каждая команда предлагает другой команде различные задания: а) тему для юмористического рассказа из 5 фраз; б) объект для составления загадки (стол, вилка, телевизор); в) начало рассказа. Например. "Мой друг Кит пригласил меня в кругосветное путешествие"; г) предлагается какой-нибудь прием фантазирования. Надо, используя этот прием, придумать невероятную историю. 27. Придумайте драматический сюжет. 28. Придумайте новую фантастическую игру. - Цилиндрические шашки и шахматы. Доска свернута в цилиндр так, что поля а1, а2, а3 и т. д. становятся рядом с полями h1, h2, h3 соответственно. Образующими цилиндра становятся вертикали. - Шашки Лобачевского. Доска мысленно сворачивается в фантастическую фигуру - одновременно смыкаются и боковые стороны и стороны, обращенные к игрокам. Образующими являются вертикали и горизонтали одновременно. - Супершахматы. Вместо шахматных фигур - кубики. На гранях каждого кубика есть изображения шести фигур, кроме короля. Один раз за игру можно изменить статус фигуры (перевернуть кубик), неожиданно для противника. 29. Волшебное выполнение собственных желаний и материализация мыслей. Вот тест на проверку доброжелательности. 30. Вы стали обладать даром телепатии. 33. Метод переноса свойств. Алгоритм очень прост. Второй шаг: выбирают несколько случайных объектов. Например: электрическая лампочка, воздушный шарик, телевизор. Третий шаг: для этих случайных объектов составляется перечень их характерных свойств, функций и признаков. Четвертый шаг: сформулированные свойства переносятся на фокальный объект. Теперь посмотрим, какие идеи подарит нам воздушный шарик. Надувная Барби. Можно сделать стройную Барби, можно сделать толстую Барби, можно сделать плоскую Барби для переноски. При надувании отдельно головы меняется выражение лица. При "передуве" Барби начинает пищать, предупреждая: "Я скоро лопну". С надутой Барби можно играть в ванне, учиться плавать. Что дает сравнение с телевизором. Метод фокальных объектов является прекрасным методом развития воображения, ассоциативного мышления и серьезного изобретательства. Предложения, развивающие метод. До начала проведения сеанса генерирования идей можно подумать с детьми, что у выбранного фокального объекта хорошо и что плохо, кому хорошо, а кому плохо, почему хорошо, а почему плохо и т. д. А потом приступать к фантазированию.
35. Учимся выдвигать гипотезы Приведем несколько упражнений, позволяющих тренировать способность вырабатывать гипотезы и провокационные идеи. 1. Назови самые правдоподобные (логичные) причины событий: На улице стало холодно. Птицы улетели на юг. Миша и Сережа поссорились. Автомобиль стоит на обочине. Человек сердится. Назови 2—3 самые фантастические, самые неправдоподобные причины этих событий. 2. Усложним задание. Назови пять самых правдоподобных причин того, почему дует ветер (…почему течет ручей? …почему весной тает снег? и т.п.). Каждый ответ начни со слов: Может быть… Предположим… Допустим… Возможно… Что, если... Назови также пять самых фантастических (неправдоподобных) причин этих событий. 36. Упражнения на обстоятельства. 1. При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можете ли вы придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов: кусок поролона; картонная коробка; игрушечный автомобиль; яблоко; тарелка; телевизор; стол; скрипка. Очень полезно в плане тренировки умения выдвигать гипотезы упражнение, предполагающее обратное действие. 2. Например: «При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?» Приведем еще несколько упражнений. 3. Как вы думаете, почему детеныши животных (медвежата, тигрята, волчата, лисята и др.) любят играть? Почему одни хищные животные охотятся ночью, а другие днем? Почему цветы имеют такую яркую окраску? Почему зимой идет снег, а летом только дождь? Почему Луна не падает на Землю? Почему в космос летают ракеты? Почему самолет оставляет след в небе? Почему многие дети любят компьютерные игры? Надо предложить несколько разных гипотез по этим поводам, придумать также и несколько провокационных идей. 4. Задания типа «Найдите возможную причину события» также могут помочь научиться выдвигать гипотезы. Дети стали больше играть во дворах. Миша весь вечер не подходил к телевизору. Пожарный вертолет весь день кружил над лесом. Полицейский автомобиль стоял у дороги. Щенок Кузя грустно смотрел вслед Маше. Котята спали весь день. 5. В сказке «Золотая рыбка» исполнила три желания одного человека — Старика, поймавшего ее. Представь, что Золотая рыбка выполнила три желания каждого человека на Земле. Надо придумать как можно больше гипотез и провокационных идей, объясняющих, что бы произошло в результате. 6. Представь, что воробьи стали размером с больших орлов («Слоны стали меньше кошек», «Люди стали в несколько раз меньше (или больше), чем сейчас» и др.). Что бы произошло? Придумайте несколько гипотез и провокационных идей по этому поводу. |
Предварительный просмотр:
36 ПРИЕМОВ ФАНТАЗИРОВАНИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
1. Увеличение - уменьшение. Увеличивать можно неограниченно от действительных размеров до бесконечно больших и уменьшать можно от действительных до нулевых, то есть до полного уничтожения. Приведем игры-беседы для освоения приема "увеличение - уменьшение". 1.1. Ребенку говорят: "Вот тебе волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что ты захочешь. Что бы ты хотел увеличить, а что уменьшить?" 1.2. Усложните эту игру дополнительными вопросами: "И что из этого получится? К чему это приведет? Зачем ты хочешь увеличивать или уменьшать?" 1.3.Что будет, если у нас удлинится на время нос? 1.4. Скажи, что будет хорошего и что плохого тебе лично и другим, если волшебник увеличит тебя в 10 раз? И так далее. Обязательно сделайте расчеты, хоть самые простые. Относительно веса - это каверзный вопрос. Обычно отвечают: в 10 раз больше. На самом деле, если сохранить все пропорции организма, то вес возрастет в 1000 раз! Если человек весил 50 кг, то будет весить 50 тонн! Я буду бегать быстрее автомобиля. Я буду сильным, и никто не посмеет меня обидеть, и я смогу защитить любого. Я смогу переносить огромные тяжести. Интересно, какие? Обычно человек может поднять половину своего веса. Тогда я смогу поднять 25 тонн! Это хорошо. А что будет плохого? Я не помещусь в классе. Придется шить огромную одежду и обувь. Будет очень трудно меня прокормить. Если считать, что человек в день съедает 2 % от своего веса, то мне потребуется еды весом в 1 тонну. Я не помещусь ни в какой автобус. Даже по улице мне придется ходить, пригибаясь под проводами. Мне негде будет жить. 2. Добавление одного или нескольких фантастических свойств одному человеку или многим людям (как фрагменты или заготовки будущих фантастических произведений). Методика этого вида фантазирования похожа на метод фокальных объектов: Например, в качестве объекта ("донора свойств") выбрали орла. Качества орла: летает, прекрасное зрение, питается грызунами, живет в горах. Продолжите фантазирование этим методом, взяв в качестве исходного объекта: электрическую лампочку, рыбу (вспомните человека-амфибию), часы, очки, спичку, анабиоз (резкое замедление жизненных процессов очень удобно: денег на еду нет или жить негде - впадаешь в анабиоз) или обратное анабиозу (резкое усиление жизненных процессов, человек не ведает усталости, с невероятной скоростью двигается, из такого человека получится замечательный иллюзионист, или бегун, или непобедимый борец). Задания. 2.1. Придумайте органы чувств, которых нет у человека, но могли бы быть. 2.2. Придет время и можно будет менять внутренние органы. Как бы это могло выглядеть? 2.3. Сделайте "разметку" людей цветом по их нравственным качествам. 3. Оживший рисунок. 4. Исключение некоторых качеств человека.
Задание. 5. Превращение человека в любой объект.
Задание. 6. Антропоморфизм. Не видал ли где на свете Задание. 7. Придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ. 8. Придание объектам неживой природы необычайных свойств. Вот хорошая игра для развития фантазии. Дети (или взрослые) встают в круг. Одному дают в руки мягкую игрушку или мячик и просят бросить ее кому-либо с теплыми словами: "Я дарю вам зайчонка", или "Юрочка, я дарю тебе козленка, рожки у него еще не выросли", или "Держи, Маша, большую конфету", или "Дарю тебе часть своего сердца", "Я дарю тебе бельчонка", "Это стеклянный шарик, не разбей его", "Это кактус, не уколись". 9. Оживление умерших людей, животных, растений. 10. Оживление умерших героев литературных произведений, в частности, героев сказок. 11. Оживление героев художественных картин и скульптур. 12. Изменение привычных отношений между героями сказок. 13. Метафора. Задание. 14. Дайте новое название картине. 15. Фантастическое объединение. 16. Фантастическое дробление. 17. "Как мне повезло". 18. Прием ускорение - замедление. - Что будет, если Земля станет вращаться в 24 раза быстрее? Сутки будут длиться 1 час. За 1 час надо успеть поспать, позавтракать, сходить в школу (на 15 мин), пообедать, сделать уроки (за 3-4 мин), погулять, поужинать. - Что будет, если времена года будут длиться по 100 лет? (Тогда бы люди, родившиеся в начале зимы, никогда бы не увидели зеленой травы, цветов, разлива рек) 20. Машина времени. "Домашний вариант": сидя дома, вы глядите в "Зеркало времени" или мысленно делаете снимки "Фотоаппаратом времени" или "Кинокамерой времени" или "Волшебным глазом". Называете место и время и, пожалуйста, изображение готово. Вот невероятная ситуация. С Земли послали сообщение на далекую звезду. На этой звезде живут разумные существа, у них есть машина времени. Они послали ответ, но ошиблись, и ответ пришел на Землю раньше, чем было послано сообщение.
22. Метод Л. Н. Толстого. 23. Свободное фантазирование. Придумайте фантастическое растение. 24. Придумайте фантастическое сооружение. 25. Придумайте новый вид транспорта. Идеи изобретений: - Покрытие дороги волнистое или треугольной формы. Придумай колесо, чтобы не трясло на такой дороге. Это тоже будет изобретение! 26. Придумайте новый праздник или конкурс. Конкурс фантазеров. Участвуют две команды. Каждая команда предлагает другой команде различные задания: а) тему для юмористического рассказа из 5 фраз; б) объект для составления загадки (стол, вилка, телевизор); в) начало рассказа. Например. "Мой друг Кит пригласил меня в кругосветное путешествие"; г) предлагается какой-нибудь прием фантазирования. Надо, используя этот прием, придумать невероятную историю. 27. Придумайте драматический сюжет. 28. Придумайте новую фантастическую игру. - Цилиндрические шашки и шахматы. Доска свернута в цилиндр так, что поля а1, а2, а3 и т. д. становятся рядом с полями h1, h2, h3 соответственно. Образующими цилиндра становятся вертикали. - Шашки Лобачевского. Доска мысленно сворачивается в фантастическую фигуру - одновременно смыкаются и боковые стороны и стороны, обращенные к игрокам. Образующими являются вертикали и горизонтали одновременно. - Супершахматы. Вместо шахматных фигур - кубики. На гранях каждого кубика есть изображения шести фигур, кроме короля. Один раз за игру можно изменить статус фигуры (перевернуть кубик), неожиданно для противника. 29. Волшебное выполнение собственных желаний и материализация мыслей. Вот тест на проверку доброжелательности. 30. Вы стали обладать даром телепатии. 33. Метод переноса свойств. Алгоритм очень прост. Второй шаг: выбирают несколько случайных объектов. Например: электрическая лампочка, воздушный шарик, телевизор. Третий шаг: для этих случайных объектов составляется перечень их характерных свойств, функций и признаков. Четвертый шаг: сформулированные свойства переносятся на фокальный объект. Теперь посмотрим, какие идеи подарит нам воздушный шарик. Надувная Барби. Можно сделать стройную Барби, можно сделать толстую Барби, можно сделать плоскую Барби для переноски. При надувании отдельно головы меняется выражение лица. При "передуве" Барби начинает пищать, предупреждая: "Я скоро лопну". С надутой Барби можно играть в ванне, учиться плавать. Что дает сравнение с телевизором. Метод фокальных объектов является прекрасным методом развития воображения, ассоциативного мышления и серьезного изобретательства. Предложения, развивающие метод. До начала проведения сеанса генерирования идей можно подумать с детьми, что у выбранного фокального объекта хорошо и что плохо, кому хорошо, а кому плохо, почему хорошо, а почему плохо и т. д. А потом приступать к фантазированию.
35. Учимся выдвигать гипотезы Приведем несколько упражнений, позволяющих тренировать способность вырабатывать гипотезы и провокационные идеи. 1. Назови самые правдоподобные (логичные) причины событий: На улице стало холодно. Птицы улетели на юг. Миша и Сережа поссорились. Автомобиль стоит на обочине. Человек сердится. Назови 2—3 самые фантастические, самые неправдоподобные причины этих событий. 2. Усложним задание. Назови пять самых правдоподобных причин того, почему дует ветер (…почему течет ручей? …почему весной тает снег? и т.п.). Каждый ответ начни со слов: Может быть… Предположим… Допустим… Возможно… Что, если... Назови также пять самых фантастических (неправдоподобных) причин этих событий. 36. Упражнения на обстоятельства. 1. При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можете ли вы придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов: кусок поролона; картонная коробка; игрушечный автомобиль; яблоко; тарелка; телевизор; стол; скрипка. Очень полезно в плане тренировки умения выдвигать гипотезы упражнение, предполагающее обратное действие. 2. Например: «При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?» Приведем еще несколько упражнений. 3. Как вы думаете, почему детеныши животных (медвежата, тигрята, волчата, лисята и др.) любят играть? Почему одни хищные животные охотятся ночью, а другие днем? Почему цветы имеют такую яркую окраску? Почему зимой идет снег, а летом только дождь? Почему Луна не падает на Землю? Почему в космос летают ракеты? Почему самолет оставляет след в небе? Почему многие дети любят компьютерные игры? Надо предложить несколько разных гипотез по этим поводам, придумать также и несколько провокационных идей. 4. Задания типа «Найдите возможную причину события» также могут помочь научиться выдвигать гипотезы. Дети стали больше играть во дворах. Миша весь вечер не подходил к телевизору. Пожарный вертолет весь день кружил над лесом. Полицейский автомобиль стоял у дороги. Щенок Кузя грустно смотрел вслед Маше. Котята спали весь день. 5. В сказке «Золотая рыбка» исполнила три желания одного человека — Старика, поймавшего ее. Представь, что Золотая рыбка выполнила три желания каждого человека на Земле. Надо придумать как можно больше гипотез и провокационных идей, объясняющих, что бы произошло в результате. 6. Представь, что воробьи стали размером с больших орлов («Слоны стали меньше кошек», «Люди стали в несколько раз меньше (или больше), чем сейчас» и др.). Что бы произошло? Придумайте несколько гипотез и провокационных идей по этому поводу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Серия конспектов к пособию "Приемы фантазирования"
Задачи воспитания:Формировать овладение лексической грамотностью.Учить свободно вести беседы на интересующие ребенка темы, анализировать события произошедшие в детском саду и дома.Учить формулир...
Приемы фантазирования в коммуникативной деятельности и ознакомлении с художественной литературой старших дошкольников.
Задачи воспитания:Формировать овладение лексической грамотностью.Учить свободно вести беседы на интересующие ребенка темы, анализировать события произошедшие в детском саду и дома.Учить формулированию...
Типовые приемы фантазирования (ТПФ).
Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных приемов...
Фантастические преобразования объектов, по какому-либо признаку - типовые приемы фантазирования
Учить детей выделять в сказках приемы фантастических преобразований....
Фантастическое преобразование объектов - типовые приемы фантазирования
Цель ТПФ: научить детей делать фантастические преобразования объекта по какому-либо признаку....
План по самообразованию по теме: "Фантастическое преобразование объекта по какому-либо признаку - типовые приемы фантазирования".
Фантастические преобразования объектов по какому-либо признаков - типовые приемы фантазирования....
36 ПРИЕМОВ ФАНТАЗИРОВАНИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
36 ПРИЕМОВ ФАНТАЗИРОВАНИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ...