Серия конспектов к пособию "Приемы фантазирования"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Макодзеба Людмила Васильевна

 

Задачи воспитания:

  1. Формировать овладение лексической грамотностью.
  2. Учить свободно вести беседы на интересующие ребенка темы, анализировать события произошедшие в детском саду и дома.
  3. Учить формулированию противоречий с небольшой помощью воспитателя, приемам их разрешений (прием «наоборот»).
  4. Учить представлять события или предмет в последовательности его развития (прием «смещение во времени»).
  5. За счет использования приемов фантазирования создавать новый образ, планировать его действие, жизненные этапы:

-увеличение – уменьшение;

- ускорение – замедление;

- дробление – объединение;

- оживление – окаменение;

- квантование – непрерывность;

- универсализация – ограничение;

- смещение во времени.

  1. Учить самостоятельно составлять сказки, рассказы, используя приемы фантазирования.
  2. Закреплять умение решать сказочные и жизненные задачи по возможности самостоятельно, или с помощью сверстников, взрослого.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izmenenie_skazki_volk_i_semero_kozlyat.docx17.72 КБ
Microsoft Office document icon skazochnoe_zhivotnoe.doc35 КБ
Microsoft Office document icon konspekt_konki.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности

«Изменение сказки «Волк и семеро козлят» с помощью волшебников «Увеличения – уменьшения, «Оживления» и игры «Сказка-калька».

Программное содержание:

 1. Закрепить умение пользоваться символической аналогией.

 2. Учить детей анализировать знакомую сказку, используя приёмы фантазирования.

 3. Закрепить приёмы свободного владения системным оператором

 4. Учить использовать приём оживления для решения сказочных задач.

 5. Учить наделять новыми функциями хорошо известные предметы.

 6. Формировать умение придумывать графический образ фантастическим героям.

 7. Учить коллективно составлять сказки отталкиваясь от сюжета знакомой сказки.

 8. Учить детей, объедения разнородные предметы, составлять единое целое произведение.

 9. Развивать мышление, связную речь, воображения, чувство юмора.

10. Воспитывать внимание слушателей.

Ход

-Ребята, я приготовила для вас загадку. И если вы её отгадаете правильно, откроется окошечко на волшебном экране (системный оператор)

Для внимания предлагаю большой коричневый круг с семью белыми кружочками (символическая аналогия)

-Что это?

Далее следует ассоциативные ответы детей

Наводящими вопросами подвожу детей к правильному ответу, что это сказка "Волк и семеро козлят"

Открываю центральное окошко системного оператора (иллюстрация из сказки в избушке одни, двери закрыты) -это "система"

-Ребята, а "Волк и семеро козлят" это что?

Ответ детей: "Русская народная сказка"

Эмоциональный отклик. Далее открываю окно на системном операторе -"надсистемой"(иллюстрация-обложка к сказке "Волк и семеро козлят)"

-А кто является героем сказки?

Ответ детей:"Волк, мама Коза, семеро козлят"!

Открываю окно системного оператора-"подсистема"(иллюстрация с героями сказки)

Возвращаюсь         снова к "системе"

-Ребята, козлята в избушке одни, а где же их мама-Коза?

Далее следует ответы детей по сюжету русской народной сказки (ушла за едой в бор и т.д)

Открываю окно системного оператора "прошлое" (иллюстрация с мамой Козочкой)

-Молодцы! А представьте, ребята, что Коза с козлятами жила не в избушке на опушке леса, а в многоэтажном доме в городе.

Куда за едой отправится мама-Коза в городе? Что она купит?

Ответы детей.

-Ребята, а чем занимаются козлята, когда дома одни?

(Играют, танцуют, рисуют, поют и т.д.)

-А ещё козлята очень любят делать разные упражнения. А вы хотите вместе с ними подвигаться?

(Ответы детей)

На магнитной доске изображения четырёх ёлочек и символическая аналогия (коричневый круг с семью белыми кружочками) На что это похоже? (ответы детей). Делаем вывод: это 7 козлят в домике, а мама ушла. Козлята дома чем могли дома заниматься? (ответы детей) Давайте подвигаемся, как козлята, повеселимся.

Физкультминутка:

          -Ты подпрыгни столько раз,

           Сколько козликов у нас.

           (Дети прыгают семь раз)

           Сколько ёлочек зелёных,

           Столько сделайте наклонов,

           (Дети выполняют наклоны 4 раза)

           Сколько точек в нашем круге,

           Столько раз поднимем руки,

           (Дети поднимают руки семь раз)

-Ребята, пока мы с вами веселились, волк зашёл в избушку к козлятам. Почему? (Показываю иллюстрацию - дверь отворена, волк заходит, козлята прячутся)

Далее следуют ответы детей по сюжету русской народной сказки. (Волк изменился голос, как у мамы- Козочки, козлята не узнали

Волка и отворили дверь и т.п.)

-Ребята, мы должны предотвратить беде, помочь козлятам, чтобы волк их не съел. А для этого вам помогут волшебники: Волшебник увеличитель (Великан)

Волшебник – уменьшитель (гномик), Волшебник-оживитель (Оживлёнок). Использование плоскостных изображений волшебников (иллюстрации), которые находятся

на системном операторе окно-"будущее"

-Ваша задача помочь козлятам.

Первая группа детей (3 человека) рисуют на игровизоре предметы, которые нужно увеличить, чтобы не произошло беды. Вам поможет Волшебник-увеличитель (Великан)

 Вторая группа детей (3 человека) рисуют на игровизоре предметы, которые уменьшить, чтобы не произошло беды. Вам поможет Волшебник - Уменьшитель(Гномик)

 Третья группа детей (3 Человека) рисуют на игровизоре предметы, которые нужно оживлять, чтобы не произошло беды. Вам поможет Волшебник-Оживитель

 Дети работают за столом, рисуют, затем объясняют, что они изобразили, тем самым меняют концовку народной сказки.

-Молодцы, ребята! Вот сколько сказок у вас получилось.

Но наши волшебники так старались вам помочь, что всех героев сказки перепутали. Давайте сочиним ещё одну сказку, по сюжету этой народной сказки, но с другими героями. У меня на столе карточки перевёрнутые картинкой вниз. Дети садятся возле столика на стулья и сочиняют сказку, вытягивая поочерёдно картинки.

Игра "Сказка-калька"- детьми составляется  и рассказывается сказка по сюжету "Волк и семеро козлят", но с новыми героями (Перевёрнутые картинки).

Дети объединяют выбранные картинки и рассказывают новую сказку, добавляя в неё постепенно новых героев. Воспитатель предлагает детям говорить за героев, вести действие сказки с точки зрения героев......

Воспитатель: понравились вам новые сказки? Чья сказка понравилась вам больше? Молодцы!



Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности

«Сказочное животное»

Программное содержание:

  1. Формировать навыки связной речи (составление описательных рассказов о животных).
  2. Способствовать развитию конструктивных идей ребенка, его фантазии, воображения, а так же умения анализировать строение, особенности прежнего и нового объекта, его ресурсов, используя прием Дробления - Объединения, Статики (окаменения).
  3. Развивать зрительную, чувство юмора.
  4. Воспитывать заботливое отношение к животным.

Материалы:

Волшебник Дроби, Объединяй, Статики, морфологическая таблица, разрезные картинки животных наших лесов и жарких стран, кольца (для морфологической таблицы на полу), киндер яйца, маркеры на водной основе, ватные диски.

Ход:

I. Дети заходят в группу в носочках, садятся за столы. Перед ними морфологическая таблица с картинками, на которых по вертикали расположена вторая (задняя) половина животных наших лесов, а по горизонтали первая (передняя) половина животных жарких стран. В центре таблицы буквы (начальная буква имени ребенка).

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришли два волшебника Дроби и Объединяй. Они приготовили для вас задания. Волшебник Дроби («пирамида» животных из сказки «Бременские музыканты») «разделил» животных на две части и разместил их по горизонталям и вертикалям. А волшебник объединяй (конек-горбунок) предлагает вам объединить две части животных. И у вас получится сказочное животное. А из частей каких животных будет состоять ваше животное, вам помогут буквы в середине таблицы. Это заглавные (первые) буквы вашего имени. Вам необходимо по очереди провести от заданной буквы линии по горизонтали и вертикали и вы получите половинки животных.

Дети чертят линии по горизонтали и вертикали, берут карточки и соединяют половинки. Затем придумывают имя своему животному (например: медветигр, обезъяналев, зебраволк и т.д.). Эмоциональный отклик.

II. Воспитатель: А где же живут ваши сказочные животные? Далее следуют ответы детей.

Воспитатель: А теперь я вам предлагаю найти домики ваших животных в таблице на полу. Ребята встают на то кольцо, которое объединяет половинки животных у детей. Эмоциональный отклик.

III. Физкультминутка

Дети садятся на ковер полукругом и снимают носочки.

Воспитатель: Ребята, я хочу узнать, чем питаются ваши сказочные животные. Далее следуют ответы детей.

Воспитатель: А в гости к вам пришел ещё один волшебник Окаменения (камень). Познакомьтесь с ним. Дети рассматривают передают по цепочке камень.

Воспитатель: Ребята, представьте, что ваши сказочные животные это вы, и пока вы рассматривали нового волшебника, он вас заколдовал наполовину (верхнюю часть). А вы должны собрать еду в корзинки.

Воспитатель: Как вы будете собирать?

Дети: Ногами (на ковре рассыпаны киндеряйца, дети собирают их ногами, без помощи рук).

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, со всеми заданиями справились. Сказочное животное придумали, имя ему дали, домик для него нашли, еду для него собрали. А теперь мы поселим на волшебную планету. Дети приклеивают своих животных на магнитную доску.

Воспитатель: Ребята, а вы на какой планете живете? (ответы детей).

А какой геометрической формы наша планета? (ответы детей)

А планета сказочных животных имеет прямоугольную форму, так как она тоже сказочная. Но ваши животные загрустили. Почему?

Затем дети рисуют на доске сказочную природу (деревья, реки, лакомства), чтобы животным жить было комфортно на этой сказочной планете.

V. Итог

Какая замечательная планета получалась для ваших сказочных животных. Но это еще не все. Наши волшебник Дроби и Объединяй приготовили для вас подарки. Волшебник Дроби дарит вам раскраску, которую мы делим на листочки с заданием от волшебника Объединяй. Вы должны отгадать волшебного животного (из частей каких животных он состоит) и раскрасить его.  

 



Предварительный просмотр:

 «Коньки бывают разные»

Конспект образовательной деятельности

по ознакомлению детей с окружающим миром

в подготовительной к школе группе.

Макодзеба Л.В.

Самородова Л.А.

воспитатели МБДОУ

Детский сад № 123

Программное содержание:

  1. Учить нетрадиционному взгляду на привычные предметы.
  2. Учить выражать свои мысли словесно и графически.
  3. Учить ценить своё и чужое время.
  4. Классифицировать все известные виды спорта на коньках.
  5. Систематизировать знания о коньках с помощью колец Луллия.
  6. Закрепить владению приёмами фантазирования, используя приём смещения во времени.
  7. Закрепить владение способом мышления по системному оператору: рассматривать объект в его временном развитии, видеть историю постоянных усовершенствований.
  8. Закрепит приёмы свободного владения системным оператором.
  9. Способствовать расширению представлений о прошлом, настоящем и будущем.
  10. Формировать представления о том, как изменяется предмет во времени, в процессе творческой мысли и деятельности человека.
  11. Развивать способность к анализу и синтезу.
  12. Воспитывать умение с первого раза понимать словесные инструкции, предложения взрослого.
  13. Развивать чувство юмора.
  14. Воспитывать любовь к спорту.

Материалы:  Системный оператор, часы времени (разработала Макодзеба Л.В.), морфологическая таблица, кольца Луллия; спортивный инвентарь –  роликовые коньки, фигурные коньки, конькобежный костюм, шлем хоккеиста, и их иллюстрации.

Интернет-ресурсы: картинки, сайт .

Ход занятия:

Дети рассаживаются на стульчики полукругом.

Воспитатель: 

- Ребята, какое сейчас время года? (зима)  

- Чем можно заняться на улице зимой? (кататься с горы, на лыжах, коньках, и т. д.)

- Кататься на лыжах и санках вы все умеете. Поднимите руку, а кто умеет кататься на коньках? Оказывается, на коньках умеют кататься не многие. А вы хотите научиться кататься на коньках? (эмоциональный отклик детей)

- Ребята, я пригласила к нам в гости Рассеянного, с улицы Бассейной, и предложила ему сходить с нами покататься.

 (Стук в дверь, входит Рассеянный в костюме конькобежца, на голове хоккейный шлем, на правой ноге роликовый конек, на другой ноге конек фигуриста).

Дети рассматривают Рассеянного. Здороваются с ним.

Воспитатель: Здравствуй, Рассеянный, что с тобой случилось?

Рассеянный: Здравствуйте, ребята. Я получил ваше приглашение, но коньков было много и они все разные, помогите мне разобраться. Я все перепутал.

Воспитатель: Ребята, вы согласны помочь Рассеянному?

 Игра «Нравится – не нравится. Что можно изменить?»

Дети рассуждают, называют спортивный инвентарь разных видов спорта, которые Рассеянный объединил в одном костюме. Сначала перечисляют его положительные качества, затем выявляют недостатки.

Вывод: Весь инвентарь из разных видов спорта и вместе их соединять нельзя.

Воспитатель: Рассеянный, а ведь у каждой из твоих вещей есть своя пара. Сейчас ребята тебе всё покажут.

1 задание.  Воспитатель предлагает  игру «Кто без чего не может быть?» Дети подбирают пару к картинкам. Для это им предлагаются картинки: конькобежец, хоккеист, фигурист, спортсмен на роликах. (4 вида коньков: конькобежные, фигурные, хоккейные и роликовые).

2 задание.   Морфологическая таблица на полу. Игра «Найди свой домик»

Спортс- \виды  

  мены    \  коньков

хоккейные

фигурные

конькобежные

роликовые


Фигурист



Конькобежец


Роллер


Хоккеист

(морфологическая таблица: состоит из картинок разных видов коньков, и картинок спортсменов в костюмах различных видов спорта на коньках, в пустых клеточках разноцветные кружки)

Детям предлагается встать на кружок, который соединяет картинки по вертикали и горизонтали, соответствующий спортивный инвентарь со спортсменом.

Воспитатель: Рассеянный, теперь ты понял, что ты перепутал?

Рассеянный: Да, спасибо за помощь. Вы мне помогли, а я знаю, как двигаются эти спортсмены, и я вам могу показать. Хотите? (да) Тогда вставайте и повторяйте за мной.

Физкультминутка: игра «Зеркало». Рассеянный выполняет движения спортсменов (фигуриста, хоккеиста, конькобежца), а дети повторяют движения, как перед зеркалом.

Воспитатель: Ребята, что же объединяет этих четырех спортсменов? (ответы детей: коньки)

Далее детям предлагается посмотреть на волшебный экран (системный оператор; системный оператор – это, девятиэкранное наборное полотно).

СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР:


Надсистема прошлого


Надсистема


Надсистема будущего

Система

прошлого


Система

Система

будущего


Подсистема прошлого


Подсистема


Подсистема будущего

 

Воспитатель:  Ребята, давайте поместим картинку современных коньков в середину волшебного экрана (система).

- Коньки это что? (рассуждения детей, это спортивный инвентарь)

(открывается второй экран – надсистема, ставим картинку разного спортивного инвентаря).

- Давайте рассмотрим, из каких частей состоят коньки (ботинки, полозья, шнурки).

(открывается третий экран – подсистема).

- Ребята, а вы знаете, какие коньки были у наших предков? А как вы думаете, как они выглядели? (эмоциональный отклик) Вы хотите узнать? В этом нам помогут «Часы времени». Крутим стрелки назад…и попадаем в прошлое (звучит загадочная мелодия).

Давайте посмотрим историю происхождения коньков.

Волшебник «Часы времени»

(используется приём смещения времени)

5.

Будущее

4.

Новое время


1.

Современность

2.

Древность

(каменный век)

3.

Средневековье

1 экран с часами – это наше время XX – XI в.в.

2 экран – включает в себя первобытнообщинный строй и древний мир.

3 экран – VI – XV в.в.

4 экран – XVI – XIX в.в.

5 экран – будущее.

Воспитатель: Давайте рассмотрим коньки наших предков. Хотите узнать, какие они были? (да)

История происхождения коньков.

Коньки – одно из древнейших изобретений человечества. Ещё 3000 лет назад под городом Одесса (что стоит у Черного моря, на Украине) были найдены первые коньки, сделанные их клыков моржей и костей животных. Кость стачивали с одной стороны, а на конце делали отверстия для веревки, затем такие коньки привязывали к обуви. Первые коньки были прототипом  лыж, т.к. не имели заострённых ребёр. Да ещё и отталкивались люди при помощи палок, поэтому движение происходило, намного  быстрее и увереннее. Такие костяные коньки существовали в глубокой древности (ставим картинку во 2й экран)

Истории известно, что в средневековье коньки изготавливались из дерева, а остриё делали из тонкого пласта металла. Такие коньки служили человеку средством передвижения по замёрзшим рекам, озёрам и каналам. Такие своеобразные коньки прикрепляли к ногам при помощи верёвок или специальных ремней (ставим картинку в 3й экран).

В начале 18 века на севере Европы появились первые стальные коньки, но их крепление было слабое, они часто слетали с ног любителей покататься на льду. (открываем 4й экран) Прочное крепление придумал наш царь Петр I, который увлекался катанием на коньках. Он сразу понял, что коньки и обувь должны составлять единое целое. Петр I прикручивал коньки к сапогам. Мастеров заставлял переднюю часть «бегунков» делать в виде лошадиной головы, отсюда и пошло название «коньки». С этого времени катание на коньках стало любимым зимним развлечением. Одновременно с широким распространением катания и бега на коньках шло и их усовершенствование. Поэтому теперь у нас много разных коньков.

Воспитатель: Давайте посмотрим на наш волшебный экран. Мы должны открыть четвертый экран, прошлого времени. Узнав историю коньков, какую картинку туда поместим? (ответы детей – костяные коньки)

- Из чего они состояли? (ответы детей – отточенная кость и веревка для крепления к ногам). Картинка ставиться в подсистему прошлого.

- Ребята, кто был внимательным, скажите, для чего нужны были коньки нашим предкам, для чего они служили? (ответы детей – средство передвижения).

- Молодцы. Давайте вспомним, кто придумал название  конькам. (Петр I)

- Да, а до этого времени неизвестно, как они назывались. А как бы вы их назвали? (ответы детей) Игра «Придумай название древним конькам»

(бегунки, скороходы и т.д.)

- Интересные названия вы придумали, молодцы. А сейчас я вам предлагаю быть изобретателями. Давайте придумаем такие коньки, чтобы ими могли пользоваться все спортсмены и мы с вами,  чтобы они были как средство передвижения и спортинвентарём.

Для того чтобы стать изобретателем, нужно вспомнить все, что мы о них знаем, а Рассеянный возьмёт себе лучшие работы с собой. Но рисовать нужно быстро, поэтому на помощь я позвала волшебника Быстрых Минут, который ускоряет процессы происходящие вокруг него (включаются быстрые стрелочки).

Дети обобщают знания и рисуют коньки будущего.  Рисунками детей, заполняем экран будущего, на системном операторе и часах времени.

        Рассеянный: Спасибо, ребята. Какие вы молодцы. Теперь я всё понял про костюмы и коньки. Может, вы мне расскажете, где и когда я смогу покататься на одних из этих коньков? (да)

Воспитатель: Рассеянный, конечно же, ребята тебе расскажут.

Предлагается пособие кольца Луллия. Оно состоит из 4 кружков разного диаметра (круги кладутся друг на друга в порядке уменьшения, самый верхний круг с прорезью) и стрелочкой.

1 круг  самый маленький – изображены картинки, символизирующие времена года.

2 круг побольше – место для катания (поля)

3 круг еще больше – костюмы спортсменов

4 круг самый большой – коньки.

 

При вращении кругов, соединяются картинки между собой, и показывается стрелочкой, дети рассматривают соединенные картинки и рассуждают, где, в какое время можно или нельзя кататься на коньках (например: летом, на ледовом поле, в костюме хоккеиста и на конькобежных коньках и т.д.).

Рассеянный: Как здорово, вы мне все объяснили. Теперь я точно знаю, в какое время года, где и на каких коньках можно кататься. Какие коньки необходимы для определённого вида спорта. Спасибо вам, ребята. Я обязательно, в следующий раз приду, и возьму коньки, которые мне очень понравились.

Воспитатель: Спасибо и тебе, Рассеянный, что показал как двигаются спортсмены. Мы будем ждать тебя, и пойдем все вместе на каток. До свидания! Ну, а мы с вами, познакомим с нашими изобретениями родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Серия конспектов занятий "Путешествие в осенний лес"

Занятия по ФЭМП в разных возрастных группах. Занятия включают различные виды гимнастик, физминутки....

Серия конспектов по развитию речемыслительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста

Мы предлагаем серию конспектов занятий по формированию речемыслительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Серия конспектов непосредственно образовательной деятельности для детей раннего возраста по теме «Кошка»

 Игровая образовательная ситуация «Коша Мурка   Игровая образовательная ситуация «В гости к кошке Мурке».   Непосредственно образовательная деятельность «Кот Васька в г...

Серия конспектов логоритмических занятий по ознакомлению с гласными буквами А, У, О, И.

Серия конспектов по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с гласными буквами с использованием логопедической ритмики....

Серия конспектов занятий коррекционной ритмикой

В материале представленна серия конспектов занятий коррекционной ритмикой для детей с нарушением зрения. Занятия расчитанны на детей старшего дошкольного возраста....

Серия конспектов по формированию правильного произношения

В данной публикации представлена серия занятий по формированию правильного произношения на примере работы над произношением звука К во второй младшей группе.. Данный материал состоит из трех конспекто...

конспект нод "Методы фантазирования. Оживления"

В конспекте НОД предложены методы развития фантазии и воображения у детей старшего дошкольного возраста....