Диагностическое занятие с детьми в присутствии родителей
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Разработка диагностического занятия в присутствии родителей по подготовке детей подготовительных групп к школе. Можно проводить как индивидуально, так и в группе. Задания дает детям педагог (психолог), родители сидят рядом со своим ребенком и отмечают в рабочем листе особенности выполнения ребенком заданий. Основная цель: развитие у родителей позиции эксперта, создание зон взаимодействия, включение родителей в образовательный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
инструкция и рабочий лист для родителей | 465.97 КБ |
раздаточный материал для детей | 531.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Инструкция для родителей:
- Выберите время, когда ребенок достаточно отдохнувший и вы никуда не торопитесь. Попросите близких не отвлекать вас и ребенка во время выполнения заданий, уберите телефоны и все отвлекающие факторы.
- Объясните ребенку, что сейчас вы должны будете выполнить ряд заданий («Поиграем в школу»), где вы будете выполнять роль учителя, а он – ученика. Создайте достаточную мотивацию для ребенка (в каждой семье она своя, возможно, это выход в парк или в значимое для ребенка место, возможно угощение или игра на компьютере, подберите свое).
- Подготовьте бланки с заданиями для ребенка, простой и цветные карандаши и ручку для себя, чтобы делать отметки во время выполнения детьми заданий (к заданиям № 3, 5, 7, 8, 9).
- Во время выполнения ребенком заданий допустимо несколько раз зачитывать условие или задание, но старайтесь не помогать фактически – только так вы сможете оценить, насколько ребенок в состоянии воспринимать речевую инструкцию и самостоятельно управлять своей деятельностью.
- Все задания выполняются друг за другом.
- Сохраните ваш рабочий лист и задания, выполненные ребенком, чтобы обсудить их совместно на индивидуальной консультации с психологом.
Задание 1 (устно). Упражнение «Внимательные руки».
Цель: оценить уровень развития слухоречевого внимания, скорости реакции, мыслительные операции
Инструкция для ребенка: «Сейчас я буду читать слова. Твоя задача – хлопнуть в ладоши всякий раз, когда ты услышишь название одежды. Понятно задание? Повтори, когда ты должен хлопнуть в ладоши? Хорошо, слушай внимательно…» (взрослый в среднем темпе зачитывает слова):
«Молоток, ковер, куртка, собака, кастрюля, морковь, юбка, капуста, тарелка, сапоги, корова, яблоко, сандалии, шапка, кошка, варежки, носки, кроссовки, холодильник, стол, ложка, дом, брюки, шорты, стул, чайник, микроволновка, жилет, ведро, туфли, карандаш, майка, мяч, футболка».
Оценка:
- Успевает ли ребенок хлопком своевременно реагировать на слово или реакция задерживается (скорость реакции, переключения)
- Правильно ли дифференцирует понятие «одежда» среди остальных речевых стимулов (сформированность операций классификации, понятийный аппарат)
Задание 2 (устно). Упражнение «Сложи фигуру из пальчиков»
Цель: оценка уровня развития мелкой моторики кистей рук, согласованности работы полушарий головного мозга.
Инструкция: «Сейчас я сделаю фигуру из пальчиков, а ты повтори так же». Поочередно покажите ребенку фигуру (сразу на двух руках), попросите повторить, отмечайте результаты выполнения.
Задание | Выполнение/согласованность движений на двух руках |
Сложи из пальчиков колечко | + Движения координированные, выполнение на обеих руках согласованные + Движения координированное, но темп выполнения снижен, удержание позы не длительное (пальчики быстро расслабляются) - Выраженное затруднение при выполнении пробы, согласованное выполнение выражено затруднено. |
Сложи из пальчиков зайчика | + Движения координированные, выполнение на обеих руках согласованные + Движения координированное, но темп выполнения снижен, удержание позы не длительное (пальчики быстро расслабляются) - Выраженное затруднение при выполнении пробы, согласованное выполнение выражено затруднено. |
Сложи из пальчиков козочку | + Движения координированные, выполнение на обеих руках согласованные + Движения координированное, но темп выполнения снижен, удержание позы не длительное (пальчики быстро расслабляются) - Выраженное затруднение при выполнении пробы, согласованное выполнение выражено затруднено. |
☺Задание 3. Упражнение «Отметь фигуры» (бланк для ребенка)
Цель: оценка уровня развития свойств внимания, темповых характеристик деятельности.
Материалы: бланк для ребенка, простой карандаш.
Инструкция: «Твоя задача – находит круги, треугольники и квадраты. Во все треугольники, которые ты найдешь, нужно ставить точку. В круги – ставь крестик (плюсик). Все квадраты – зачеркнуть. Понятно задание? Давай повторим: в треугольники ставим… (точку), в круги… (крестик), а квадраты… правильно, зачеркиваем. Выполнять задание будем в течение двух минут. Внимание, начали»
Наблюдение:
Работает построчно или отмечает сначала только какие-то отдельные фигуры (к примеру, только круги, затем только все треугольники);
Есть ли остановки в работе, отвлекается ли на посторонние звуки, темы.
Обработка:
Сосчитайте, сколько всего знаков отметил ребенок. За ошибку считается неправильно отмеченная фигура, пропуск фигуры. Пропущенная строчка так же засчитывается за одну ошибку.
Высокий уровень: задание выполнено без ошибок, отмечено более 60% символов;
Средний уровень – без ошибок, 59-40% символов;
Низкий уровень – задание выполнено неправильно, 39-0%
Задание 4 (устно). Упражнение «Запомни и повтори слова»
Цель: оценка уровня развития кратковременной слухоречевой памяти
Инструкция: «Сейчас мы с тобой попробуем выучить слова. Я их буду тебе читать, а ты слушай внимательно и запоминай. Как только я закончу читать – повтори те, что запомнил. Понятно задание? Хорошо. Слушай внимательно и запоминай»
Взрослый по очереди зачитывает слова со скоростью примерно 1 слово в 1-2 секунды, по окончании попросите повторить слова, которые запомнил ребенок, отметьте в таблице эти слова.
Повторите пробу еще два раза: «С первого раза запомнить все слова сложно, я понимаю. Давай я прочитаю еще раз. Слушай и запоминай».
проба | лес | хлеб | окно | стул | вода | брат | конь | гриб | игла | Всего |
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 |
Оценка результатов:
очень высокий уровень - 8-9 слов - отражает большой объем произвольной слуховой памяти, способность сохранять информацию при установке на запоминание.
высокий уровень – 6-7 слов - отражает достаточно большой объем произвольной слуховой памяти, способность сохранять информацию при установке на запоминание.
средний уровень) - 5 слов - отражает соответствующий возрасту объем произвольной слуховой памяти, способность сохранять достаточную информацию при установке на запоминание.
низкий уровень - 1-4 слова - отражает недостаточный объем произвольной слуховой памяти, способность сохранять небольшое количество информации при установке на запоминание.
☺Задание 5. Упражнение «Четвертый лишний» (бланк для ребенка)
Цель: оценить уровень развития мыслительных операций классификации, исключения, обобщения.
Инструкция:
- Посмотри внимательно на картинки. В каждом прямоугольнике зачеркни лишнюю картинку и объясни, почему она лишняя.
Запишите ответы ребенка:
1.______________________________________________________
2.______________________________________________________
3.______________________________________________________
4.______________________________________________________
5.______________________________________________________
6.______________________________________________________
- (устно) Инструкция для ребенка: «Внимательно послушай слова и назови, какое слово лишнее, объясни, почему оно лишнее». Взрослый отмечает, какие слова исключает ребенок и как объясняет свой выбор.
- Река, озеро, море, мост (ответ ребенка: _______________________________________)
- Кукла, скакалка, песок, мяч (ответ ребенка: ___________________________________)
- Синица, голубь, птица, воробей (ответ ребенка: _________________________________)
- Стеклянный, деревянный, легкий, железный (ответ ребенка: _____________________)
Задание 6 (устно). Упражнение «Назови одним словом».
Инструкция: «Послушай слова и назови их одним словом»
- Стол, стул, диван, кровать - это…(ответ ребенка: ________________________________)
- Окунь, карась, щука – это…(ответ ребенка: ______________________________________)
- Киров, Москва, Санкт-Петербург – это…(ответ ребенка: ___________________________)
- Утюг, вентилятор, телевизор – это…(ответ ребенка: ______________________________)
- Жираф, Слон, Верблюд- это…(ответ ребенка: __________________________________)
☺Задание 7. Таблицы Шульте (бланк для ребенка)
Цель: распределение внимания, работоспособность
Инструкция для ребенка: «В таблице расположены цифры от 1 до 25. Твоя задача – находить, показывать и называть цифры в порядке возрастания, начиная с единицы. Постарайся делать это как можно быстрее»
Наблюдаем и отмечаем для себя:
- Насколько быстро происходит врабатываемость в задание;
- Равномерный ли темп выполнения задания по всей таблице;
- Путает ли такие цифры как, например, 12 и 21, 14 и 24;
- Есть ли нервозность;
- До какого числа называет уверенно
☺Задание 8. Упражнение «Раскрась кубики» (бланк для ребенка)
Цель: определение умения ориентироваться на сложную речевую инструкцию, слухоречевое восприятие и память, ориентировки в пространстве.
Инструкция для ребенка: Возьми красный, зеленый и синий карандаши. Раскрась кубики так, чтобы зеленый был левее всех, а синий правее красного.
☺Задание 9. Упражнение «Выполни задания» (бланк для ребенка)
Цель: операции внутреннего плана действий, слухоречевая память, внимание, мышление
Инструкция для ребенка:
«Слушай внимательно задание и выполняй:
1. Обведи обувь, но не зимнюю
2. Обведи цветок, но не садовый
3. Обведи одежду, но не для мальчика
4. Обведи посуду, но не для приготовления пищи
5. Обведи светильник, но не напольный
6. Обведи мебель, но не для хранения одежды
Задание 10 (устно). Упражнение «Ответь на вопросы»
Цель: умение понимать сложные логико - и лексико-грамматические конструкции, слухоречевая память.
Инструкция для ребенка (ответы ребенка записывайте рядом):
Послушай мои вопросы и ответь:
1. Сережа выше Юры. Кто из мальчиков ниже? (ответ ребенка: ________________________________)
2. В корзине яблок меньше, чем в ведре. Где яблок больше? (ответ ребенка: ___________________)
3. Охотник бежит за собакой. Кто впереди? (ответ ребенка: ________________________________)
4. Мама зовет дочку обедать. Кто дома? Кто на улице? (ответ ребенка: ______________________)
5. Маша проснулась утром, посмотрела в окно и говорит – мама, на улице сильный ветер, надо тепло одеваться. Как Маша догадалась, что на улице ветер?» (ответ ребенка: _____________________)
Рефлексия:
- Общие впечатления о поведении ребенка в ходе выполнения заданий?
- Что, на ваш взгляд, ему было выполнять сложнее всего, что удавалось легко?
- Удавалось ли ребенку удерживать внимание на выполнении заданий? Нуждался ли в вашей помощи?
- Над чем, на ваш взгляд, необходимо еще поработать в течение года?
- Отмечались ли признаки тревожности у ребенка при выполнении заданий?
Предварительный просмотр:
Задание 3. Упражнение «Отметь фигуру»
Задание 5. Упражнение «Четвертый лишний»
Задание 7. Таблица Шульте
Задание 8. Упражнение «Раскрась кубики правильно»
Задание 9. Упражнение «Выполни задания»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятия с детьми и их родителями.
В данном разделе помещен материал о возрастных особенностях детей 3 - 4 лет, открытые занятия с детьми для родителей и педагогов, памятки для родителей....
Коррекционно-диагностическое занятие с детьми подготовительной группы по сказке Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок»
Цель- диагностика знаний, умений и навыков детей подготовительной группы по развитию зрительного восприятия....
Сценарий совместного занятия с детьми и их родителями "Использование кинезиологических приемов для развития детей"
Цели: повышение уровня знаний родителей в вопросе всестороннего развития детейЗадачи: Ø Дать общее понятие о кинезиологических приемах и методахØ Научить родителей некоторым приемам ...
Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми и их родителями по теме: «Мы мороза не боимся – с мамой, папой веселимся» для детей младшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий: подвижные игры и эстафеты.
Цель: Закрепить представления детей о зимних развлечениях, спортивных играх; создать положительный эмоциональный настрой в процессе приобщения детей к культуре здорового образа жизни....
конспект диагностического занятия с детьми группы раннего возраста "Игры на вязаной полянке"
Предлагаемая форма диагностики представляет собой интерактивное взаимодействие с детьми, предполагающее выполнение диагностических заданий игрового характера. Педагог-психолог в роли ведущего...
Присутствие родителей на занятиях ребёнка-дошкольника с учителем-логопедом.
Часто вопросом: « Нужны ли родители на занятии?» задаются, заинтересованные в успехе ребёнка, мамы. И правильно, по большому счёту, делают, так как заинтересованная мама - это ...