Познавательно-речевое занятие с детьми при участии родителей "Приготовим винегрет"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект открытого познавательно-речевого занятия «Приготовим винегрет»
(При участии родителей)
Старшая логопедическая группа c диагнозом ОНР
Рачеева Наталья Всеволодовна - воспитатель
детский сад №70 Кировского района
г. Санкт-Петербург
Цели:
- Закрепить названия овощей и продуктов, входящих в состав винегрета.
- Закрепить знание пяти этапов трудового процесса вообще и пяти этапов трудового процесса изготовления винегрета.
- Закрепить обобщающие понятия:
- овощи
-продукты
-посуда
4. Развивать умение сочетать речь с движением.
Развивать мелкую моторику рук.
5.Познакомить с пословицами и поговорками о труде.
6.Активизация словаря: винегрет, замысел, задумка, результат,
посуда, инструменты, продукты, салатница, миска,
разделочная доска.
Глаголы: помыть, отварить, остудить, очистить, нарезать,
сложить, перемешать, выложить, попробовать.
7. Учить подбирать прилагательные к слову «винегрет».
8. Побуждать детей давать полные ответы на вопросы.
9. Формировать умение пользоваться ножом, нарезая овощи
мелкими кусочками.
10.Воспитывать чувства благодарности за оказанную взрослыми
помощь.
11. Помочь детям испытывать удовольствие от труда и гордость
за его результат.
Ход занятия:
Дети входят в зал.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости.
Давайте их поприветствуем.
Дети здороваются.
Воспитатель: Сегодня у нас с вами есть задумка.
Подскажите, какая?
Дети отвечают.
Воспитатель: Правильно, мы задумали приготовить винегрет. К нам сегодня еще помощник пришел.
Поваренок выходи!
Из-за ширмы появляется кукла - поваренок.
Поваренок: Здравствуйте ребята!!!
Я сегодня к вам в гости пришел.
Узнал, что вы винегрет задумали сделать.
А вы, знаете, откуда пришло в русский
язык слово «винегрет»? А пришло это слово к нам из
французского языка, 200 лет назад.
Оно означало: «соус из уксуса и масла».
А в русском языке слово «винегрет» означает смешение чего-то. Один из овощных салатов с растительным маслом и уксусом
в давней России так и назвали «винегрет». Давайте повторим это сложное слово:
ВИ-НЕ-ГРЕТ.
Дети повторяют
Воспитатель обращает внимание детей на экран.
На экране телевизора появляется 1 схема трудового процесса – «Задумка»
Воспитатель: О чем наша задумка?
Дети отвечают.
Воспитатель задает детям вопросы, а на экране поочередно появляются схемы (глаза, нос, рот, руки):
Можно нашу задумку увидеть? Ответы детей.
Можно нашу задумку понюхать? Ответы детей.
Можно нашу задумку попробовать? Ответы детей.
Можно нашу задумку потрогать? Ответы детей.
А почему? Ответы детей.
(Потому что она у нас в голове!)
Воспитатель обращает внимание на следующую схему трудового процесса - «Продукты»:
Воспитатель: Что необходимо взять для приготовления винегрета?
Ответы детей.
Воспитатель предлагает детям взять со стола на поднос те продукты, которые потребуются для приготовления винегрета.
Воспитатель: Что еще необходимо взять для приготовления винегрета?
На экране появляется схема следующего этапа трудового процесса - «Инструменты».
Опираясь на схему, дети называют необходимые для приготовления винегрета инструменты и посуду.
Поваренок: А я, ребята, хочу вам рассказать, как правильно приготовить винегрет.
На экране появляется схема следующего этапа трудового процесса - «Последовательность действий».
- Овощи надо помыть.
- Поваренок: только, ребята, я забыл - зачем надо овощи мыть?
Ответы детей.
- Свеклу, морковь, картошку надо отварить.
- Овощи надо почистить.
- Овощи надо мелко порезать.
- Овощи надо сложить в миску.
- Нарезанные овощи надо посолить.
- Заправить растительным маслом.
- Добавить немного уксуса или сока лимона.
- Перемешать.
- Выложить в салатник.
Все – ВИНЕГРЕТ готов.
На экране появляется схема последнего этапа трудового процесса - «Результат».
Воспитатель: Готовый винегрет – это и есть результат.
А сейчас в круг вставайте и в игру поиграйте:
Игра с движением «Хозяйка с базара пришла».
Поваренок: Ребята – вот о чем я забыл вас предупредить. Что означает этот знак?
Поваренок показывает знак –
«Надеть спец-одежду».
Ответы детей.
Для чего это необходимо?
Ответы детей.
О чем говорит нам этот знак?
Поваренок показывает знак - «Помыть руки».
Ответы детей.
Почему необходимо мыть руки?
Ответы детей.
Воспитатель: А сейчас мы отправимся в группу и выполним рекомендации Поваренка.
Дети проходят в группу, моют руки, надевают фартуки, косынки, банданы.
Воспитатель вызывает ребенка рассказать стихотворение:
«Вот на каждом фартук новый»
Дети вместе со своими родителями занимают свои места за столами, ориентируясь на подставки с фотографиями.
К моменту начала работы взрослые уже почистили овощи от кожуры, нарезали их столбиками и разложили их по контейнерам на детские столы.
Перед началом работы, воспитатель обращает внимание детей на то, как оснащены их рабочие места. Как правильно и безопасно пользоваться ножом. Дает рекомендации по организации всей работы в процессе приготовлении винегрета:
- Правила нарезки овощей.
- Назначение посуды, стоящей на столе.
- Заправка винегрета.
Дети приступают к работе, взрослые помогают им правильно взять в руки ножи и контролируют процесс нарезания овощей кубиками.
Во время работы воспитатель ходит между столами и задает ребятам вопросы:
- А что ты сейчас делаешь?
- Что же случилось с твоими руками?
Воспитатель хвалит детей и предлагает детям и их родителям вспомнить пословицы:
- «За всякое дело берись умело»
- «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»
- «В добрых руках работа спорится»
- «Была бы охота – заладится любая работа»
После того, как дети закончат нарезку овощей,
воспитатель предлагает сложить овощи в большую миску. Взрослые помогают детям.
Воспитатель вместе с детьми уточняет последовательность действий. Дети помогают воспитателю посолить винегрет, заправить растительным маслом. Вместо уксуса используем сок лимона. Затем перемешиваем винегрет и перекладываем его в салатник.
Воспитатель: Винегрет готов! Мы с вами выполнили свой замысел. Это результат нашего труда.
Сейчас наш винегрет можно увидеть? (показывает схемы)
Понюхать? (ответы детей)
Потрогать?
Попробовать?
Дети отправляются мыть руки и снимать фартуки, а взрослые накрывают столы. Воспитатель приглашает детей и взрослых к столу.
Воспитатель предлагает детям поблагодарить взрослых за помощь. Подходит по очереди к столикам и задает вопросы детям и гостям: какой у тебя получился винегрет?
(дети и взрослые подбирают различные прилагательные к слову «ВИНЕГРЕТ»)
Поваренок тоже подбирает прилагательное, хвалит детей и прощается с ребятами:
Вы старались, не ленились!
Хорошо все потрудились!
Получился винегрет! Ничего вкуснее нет!
Спасибо всем за прекрасное угощение!
До свидания, ребята!!! До новых встреч!!!!!
Материал:
- Отварные овощи: свекла, морковь, картофель.
- Лук репчатый, огурцы соленые.
- Продукты: соль, растительное масло, уксус.
- Посуда и кухонные принадлежности: миски, тарелки, салатница, разделочные доски, ложки, вилки.
- Инструменты: ножи.
- Схемы приготовления винегрета, схемы пяти этапов трудового процесса.
- Карточки – знаки (мыть руки, одеть фартук и косынки, снять фартук и косынки).
- Фартуки и косынки на каждого ребенка.
- Микрофон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к занятию по познавательно - речевому развитию с детьми младшего дошкольного возраста "Ледяные бусы"
Картинки необходимые к занятию - заяц, белка, нора лисы, фото зимнего леса...
Познавательно – речевая викторина для детей подготовительной к школе группы с участием родителей « Что? Где? Когда?»
Данная разработка является результатом проектного метода образования детей.Проведению данной увлекательной игры предшествует большая предварительная работа, в которой задействованы дети, воспитатели, ...
Совместная деятельность воспитателя с детьми. Конспект познавательно-речевого занятия для детей раннего возраста (с 2-3 лет),(из опыта работы) «Лесные жители»
Познавательно-речевое занятия с детьми раннего возраста по ФГТ...
Конспект совместной познавательно-речевой деятельности педагога с детьми " Что растет на грядке"
Материал предназначен для работы воспитателей с детьми раннего возраста...
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «Цветы» (с детьми старшего возраста)
Программное содержание : закрепление знаний детей о цветах, определение мест произрастания /луговые, полевые, садовые ,комнатные/,-учить определять взаимосвязь между различными явлениями природы,-разв...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми: занятие-событие «Овощи. Как мы готовили винегрет»
В рамках изучения темы месяца в средней группе «Здравствуй, Осень!» я предложила детям развивающую образовательную ситуацию «Овощи». Это начало года, дети только пе...
Конспект познавательно-речевого открытого занятия в старшей группе Зимушка- зима
Цель: Закрепить знания детей о зиме.Образовательные задачи:1. Расширять и активизировать словарь по теме «Зима».2. Обобщить и систематизировать представления д...