Сценарий совместного занятия с детьми и их родителями "Использование кинезиологических приемов для развития детей"
методическая разработка

Никитина Ирина Олеговна

 

Цели: повышение уровня знаний родителей в вопросе всестороннего развития детей

Задачи:

Ø  Дать общее понятие о кинезиологических приемах и методах

Ø  Научить родителей некоторым приемам и методам на практике

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Хомутовский детский сад общеразвивающего вида №3»

Сценарий совместного занятия с детьми и их родителями

«Использование кинезиологических приемов для развития детей»

Выполнила: учитель-логопед Никитина И.О.

Старший воспитатель:                                  Коршунова Е.В.

Заведующий МДОУ:                                             Леонтьева Л.Н.

с.Хомутово, 2017

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребёнка исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи

Совместное занятие с детьми и их родителями

Цели: повышение уровня знаний родителей в вопросе всестороннего развития детей

Задачи:

  • Дать общее понятие о кинезиологических приемах и методах
  • Научить родителей некоторым приемам и методам на практике

Оборудование: сенсорный мешочек, коврики на каждого, яркие небольшие игрушки по количеству детей, картинки-значки группы упражнений

Ход занятия:

1. Игра «Приветствие»

Дети и родители встают в круг и по команде здороваются друг с другом разными частями тела: правая рука с правой рукой, нос с носом, пятка с пяткой, бедро с бедром, спина со спиной, ухо с ухом.

Далее разыгрывается лотерея с картинками, обозначающими упражнения. Созданы группы картинок, обозначающие то, на что направлено упражнение.

  • Упражнения на развитие тонкой моторики (Кисть руки)
  • Координация движений (Человечек)
  • Упражнения на развитие различных видов восприятия внимания и памяти (Голова)
  • Дыхательно – координационные упражнения (Шарик)
  • Упражнения для профилактики нарушения зрения (Глаз)

I.  Дыхательные упражнения всегда предшествуют массажу и самомассажу. Основным является полное дыхание, то есть сочетание грудного и брюшного дыхания; выполнять нужно сначала лежа, затем сидя, потом стоя.

Правильное дыхание – это медленное, глубокое, диафрагмальное, состоящее из следующих 4 этапов:

1. Вдох

- Распустить мышцы живота, начать вдох, выдвигая живот вперед

- наполнить среднюю часть легких

- приподнять грудину и ключицы, наполнить воздухом верхушки легких

2. Пауза

3. выдох

- Приподнять диафрагму и втянуть живот

-Опустить ребра

- Опустить грудину и ключицы, выпуская воздух из верхушек легких

4. Пауза

Отработку дыхательных упражнений лучше начинать со стадии выдоха, все упражнения повторяются по 3-5 раз.

Упражнение «Шарик»: ребенку дается образ желтого шарика, находящегося в животе, с применением вокализации (о-у)

Самомассаж

Голова: «Мытье головы», «Обезьянки расчесываются»

Самомассаж лица

Самомассаж ладоней:

Растираем

Чо-чо-чо-чо

Скоро будет горячо

Пальчики:

Пальчик нес большой багаж

И, конечно же, устал

Пальцу сделаем массаж,

Чтоб быстрее отдыхал

II. Упражнение на координацию движений:

Упражнение  для хорошего мышечного тонуса: “Тряпичная кукла и солдат”

Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.

Межполушарного взаимодействия: Упражнение «Перекрестные шаги»

III.Дыхательные упражнения

И.п. – лежа на спине. Детям и родителям предлагается расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза – задержка дыхания. Выдох – втянуть живот как можно сильнее. Пауза – вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

IV. Глазодвигательные упражнения

И.п. – лежа на спине. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. У родителей в руках маленькая яркая игрушка, дети следят за перемещаемым предметом. Глаза сначала смотрят на расстояние вытянутой руки, затем на расстояние локтя и, наконец, ближе к переносице. Упражнение совершается в медленном темпе (от 3 до 7 с) с фиксацией в крайних положениях на время, равное предшествующему движению глаз.

Упражнения: «Четыре направления», «Рисование»

V. Упражнения для развития мелкой моторики рук и межполушарного взаимодействия

И.п. – сидя на полу.

  • «Колечко». Поочередно и как можно быстрее дети перебирают пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
  • «Кулак – ребро – ладонь». Детям показывают три положения руки, последовательно сменяющих друг друга: ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром; распрямленная ладонь на плоскости пола. Дети выполняют указания, затем по памяти 8-10 раз. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении предлагается ребенку помогать себе командами («кулак – ребро – ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
  • “Лезгинка” Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течение 6-8 раз

Межполушарное взаимодействие:

  • “Зеркальное рисование”. Положите на стол чистый лист бумаги. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки (гриб под елью, квадраты, треугольники, горизонтальные линии), буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
  • “Ухо – нос”. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук “с точностью до наоборот”.

VI. Релаксация «Огонь и лед»

Упражнение включает попеременное напряжение и расслабление всего тела. Дети и родители выполняют упражнение лежа. По команде «Огонь!» дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно. По команде «Лед!» дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Несколько раз чередуются обе команды, произвольно меняя время выполнения.

VII. Когнитивное упражнение

«Чаша доброты»

(эмоциональное развитие)

Логопед: «Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой любимую чашку. Мысленно наполните ее до краев своей добротой. Представьте рядом другую, чужую чашку, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки доброты. Рядом еще пустые чашки. Отливайте из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая, полная? Добавьте в нее своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: «Это я! У меня есть такая чашка доброты!»

Прощание

Вместе вспоминаем, что сегодня делали, хвалим друг друга, говорим добрые слова и пожелания на прощание.

После беседы с родителями разъясняем, как можно использовать кинезиологические упражнения дома, о пользе этих упражнений, отвечаем на вопросы о домашних заданиях, артикуляционной гимнастике, звуковом анализе слогов и слов – обо всем, что волнует родителей.

Сиротюк А.Л. Коррекция и развитие интеллекта у дошкольников. М., 2005.

Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза:Учебнон пособие.-5-изд.М, 2012

Мухина А.Я. Речедвигательнаяритмика.М, 2010


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кинезиологические упражнения и метод биоэнергопластики в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями Подготовила: учитель-логопед МДОУ ИРМО « Хомутовский детский сад общеразвивающего вида №3» Никитина И.О. Мастер-класс

Слайд 2

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические методы позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Слайд 3

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо соблюдение следующих условий: Кинезиологическая гимнастика проводится утром, длительностью 5-15 мин.; Упражнения выполняются в доброжелательной обстановке; Кинезиологическая гимнастика проводится систематично, без пропусков; От детей требуется точное выполнение движений и приемов; Упражнения проводятся по специальным комплексам, длительностью 2 недели. Методы и приемы : Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного аппарата. Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга. Массаж – воздействует на биологически активные точки. Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения

Слайд 4

Примеры кинезиологических упражнений: «Колечко», «Фонарики», «Кулак – ребро – ладонь», «Цепочка», «Лезгинка», «Ухо – нос», «Восьмерка» и др.

Слайд 5

Дополнительные возможности: Автоматизация звуков в слогах («колечко») Пополнение лексики, развитие воображения ( кинезиологические сказки) Развитие графомоторных навыков (зеркальное рисование на бумаге, песке, манке,воде )

Слайд 6

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Your Text Here Использование биоэнергопластики существенно ускоряет исправление неправильно произносимых звуков у детей с нарушенными кинестетическими ощущениями , потому что работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Слайд 7

Примеры текстов для биоэнергопластики : На двери висел замок («заборчик») Кто его открыть бы смог? («рыбка») Постучали («лошадка»), покрутили («варенье») Потянули («улыбка») и открыли («окошечко») Открываем ротик-дом, («окошечко») Кто хозяин в доме том? А хозяин язычок. Улыбнись же нам, дружок! («лягушка») Губки хоботком тяну, Подражаю я слону («хоботок») А теперь блины печем- («блинчик») Покусаем язычок (…) С вкусненьким вареньем («варенье») Всем на угощенье («заборчик»)! Рекомендуется использовать ширмы, «веселые перчатки-зверюшки», придумывать вместе с детьми движения, подходящие к артикуляционным упражнениям, сочинять стихи и сказки.

Слайд 8

Спасибо за внимание) Желаю всем больших успехов С уважением, Никитина И рина Олеговна Детсадкарусель.рф


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий совместной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста реализации интегрированных задач по математическому развитию и валеологическому воспитанию «Кукла Маша в гостях у ребят».

Цель: создание условий и мотивация для развития математических способностей; формирование первоначальных понятий о теле человека.Задачи:1.     Образовательные:- учить детей называт...

Организация совместной и самостоятельной деятельности по конструированию из природного материала: планирование совместной деятельности с детьми 3 – 7 лет, алгоритмы самостоятельной деятельности для детей 5 – 7 лет

В педагогическом опыте представлен перспективно-тематический план совместной деятельности по конструированию из природного материала по всем возрастным группам. Для самостоятельной деятельности -...

Использование игр и игровых приемов в совместной деятельности с детьми старше - подготовительного возраста с ТНР по развитию познавательно - речевых функций "Волшебный цветок желаний".

Использование игр и игровых приемов в совместной деятельности с детьми старше - подготовительного возраста с ТНР по развитию познавательно - речевых функций "Волшебный цветок желаний". ...

Методическая разработка совместного занятия с детьми и родителями по художественно-эстетическому развитию в ясельной группе "Мы рисуем вместе с мамой"

Цель – раскрытие творческих ресурсов детей ясельной группы в совместной деятельности с родителямиПрограммные задачи:Образовательные:- научить детей рисовать пальчиковыми красками;- расширять знания мл...

Сценарий совместного занятия логопеда, воспитателя, родителей и детей старшего возраста. Тема: "Прогулка в весенний лес"

Совместное занятие реализует требования ФГОС дошкольного образования. Цель данного занятия показать способы взаимодействия родителей с детьми, вовлечь родителей в образовательный процесс, сформировать...

Конспект подгруппового занятия с детми подготовительной группы"Использование игровых приемов для развития фонематического слуха и автоматизации звука Р с детьми с ФФНР"

В конспекте представлены различные виды заданий для развития у детей фонематического слуха и звукового анализа. В процессе выполнения заданий дети автоматизируют произнесение звука Р в словах и фразах...

В помощь воспитателям Совместная деятельности педагогов с детьми подготовительной к школе группы по интеллектуальному развитию детей

Развивать у детей дошкольного возраста познавательные процессы: мышление, память, внимание, восприятие, речь....