СИСТЕМА РАБОТЫ ВОСПИТАЛЕЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ
консультация (старшая группа)

Лагунова Светлана Владимировна

Система взаимодействий педагога с родителями по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_s_rodit.docx34.35 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы воспитателя с родителями дошкольников.

Введение

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.                                                             В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами.  Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».                                                                                                                Взаимодействие детского сада и семьи – это взаимосвязь педагогов, воспитанников и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются все стороны. Следовательно, взаимодействие дошкольного учреждения и семьи - источник и важный механизм развития всех участников данного процесса. Важно найти такую форму общения с семьей, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания, обучения и коррекции развития детей.                                                                                                                      Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:

  • повышение педагогической культуры родителей.
  • вовлечение родителей в деятельность ДОУ,
  • совместная работа по обмену опытом.

Перед педагогом стоит цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.                                                                         Система воспитания детей должна быть ориентирована на личностные, индивидуальные, возрастные особенности ребёнка. В первую очередь нужно создать атмосферу тепла, уюта и любви в группе. Основная задача – заслужить доверие ребёнка и родителей.                                                                                     Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей я работаю над решением следующих задач:

Задачи:

  • Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
  • Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.
  • Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов детского сада. 
  • Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей.
  • Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях.

                  В своей работе с родителями я использую разные формы взаимодействия:

    Посещение семьи - семья, как известно, – это не только открытая, но и закрытая система. Поэтому воспитателям бывает трудно посещать семью ребенка, если между воспитывающими взрослыми не выстроены доверительные открытые отношения. Результаты посещения семьи служат материалом для проектирования последующих взаимодействий с родителями и другими членами семьи.                                                                                          

 Беседа  это метод получения и корректировки информации на основе общения. Беседа, проходящая в атмосфере доброжелательности, позволяет воспитателю прикоснуться к внутреннему миру родителя (ребенка), увидеть успехи и затруднения как во взаимодействии с окружающими, так и в семейном воспитании.

Анкетирование – это метод сбора информации путем письменных ответов на поставленные вопросы. Анкетирование – самый популярный метод изучения отношений, предпочтений, ожиданий родителей.

       Информационное обеспечение взаимодействия. Одна из функций просвещения – информативная. Взаимодействуя с родителями, нельзя не сообщать друг другу о разнообразных фактах из жизни детей и взрослых в детском саду и семье, о состоянии ребенка (его самочувствии, настроении), а также о развитии детсковзрослых (в том числе детскородительских) отношений.

       Индивидуальные беседы. Индивидуальные беседы с родителями могут проходить по их инициативе и по инициативе педагога. Воспитатель должен всегда быть готов ответить на вопрос родителя о своем ребенке, поддержать беседу, вызвать на откровенность.

       Консультации. Одна из форм индивидуальной работы с семьей – оказание ей помощи через консультацию. Консультации для родителей проводят заведующая детским садом, воспитатели, психолог, социальный педагог, медицинская сестра, логопед и другие специалисты.

       Родительские собрания. Среди разнообразных форм общения педагогов детского сада с родителями сохраняют свою популярность групповые родительские собрания.

       Стенды. Стенды – это наглядная форма предъявления информации. На стендах целесообразно размещать информацию для родителей трех видов: стратегическую (многолетнюю), тактическую (годичную), оперативную. Стратегическая информация – это необходимые родителям сведения о задачах развития ДОУ на перспективу, о реализуемой образовательной программе. Тактическая информация – это сведения о режиме дня ребенка, о задачах и содержании воспитательно - образовательной работы в группе на год. Оперативная информация – это сведения об ожидаемых или уже прошедших мероприятиях в группе, детском саду, районе (акциях, конкурсах, выставках, встречах в родительском клубе, экскурсиях).

     Памятки. Памятка – это хорошо структурированный короткий текст, напоминающий о чем-либо, а также призывающий родителей к осознанному воспитанию детей в семье и сотрудничеству с детским садом в решении различных образовательных задач.

    Буклеты. Буклет – это издание, отпечатанное на одном листе, который складывается параллельными сгибами таким образом, чтобы его можно читать и рассматривать не разрезая, а раскрывая ширмообразно.

Благодарственное письмо. Это обращение с благодарностью за помощь в организации и проведении каких-либо мероприятий в детском саду (экскурсий, праздников, акций, конкурсов, мастер-классов), а также за сотрудничество в воспитании и обучении детей.

      Выставка.  Это собрание предметов (рисунков, фотографий, книг и журналов и др.), расположенных для обозрения детей и взрослых.

     Медиатека. Информация хранится не только в книгах, но и на дисках, аудио, видеокассетах. Молодые родители (особенно папы) все чаще обращаются к воспитателям с просьбой познакомиться с медиапособиями по воспитанию детей; проявляют интерес к образовательным порталам и сайтам в Интернете.

    Образование родителей. Не только просвещение, по и образование родителей становится сегодня значимым для семьи, которая сталкивается с проблемой воспитания детей в меняющемся современном мире.

     Совместная деятельность педагогов и родителей с детьми. Важная форма взаимодействия детского сада и семьи – совместная деятельность педагогов, родителей и детей, которая не только развивает отношения педагогов и родителей, родителей и детей, но и содействует развитию отношений между семьями воспитанников.

    Акция. Акция – это действие, предпринимаемое для какой-либо цели (благотворительность, выражение гражданского протеста, благоустройство детского сада и др.).

          «Семейная гостиная». Это форма свободного общения семей воспитанников и педагогов. «Гостиная», в зависимости от задач общения, может быть поэтической, музыкальной, театральной. Гости рассказывают какие-то веселые истории, вспоминают события, происходившие с ними.

        Клубы. Семейные клубы – это неформальные объединения родителей, созданные для решения практических задач воспитания. Обычно они организуются группой энтузиастов: педагогов и родителей.

Вечера вопросов и ответов – специфическая разновидность клубных встреч. Они могут быть однотемные и многотемные. Преимуществом такого вечера является то, что родители и другие члены семьи могут встретиться, вступить в непосредственное общение с отвечающим, получить персональный ответ.

    Праздники в детском саду. Важным фактором личностного развития ребенка является удовлетворение его потребности в положительных эмоциональных контактах с близкими людьми, в первую очередь – с родителями. Такие контакты помогают установить семейные праздники в детском саду. Семейный праздник в детском саду – это день, объединяющий семьи воспитанников, педагогов (воспитателей, музыкальных руководителей и др.) по случаю какого-либо события.

    Прогулки и экскурсии педагогов, детей и родителей. Совместные выезды на природу, посещение театра, музея детьми, педагогами и родителями воспитанников сплачивают, способствуют неформальному открытому взаимодействию.

     Проектная деятельность педагогов, детей и родителей. Под проектированием понимается идеальное промасливание и практическое воплощение того, что должно быть. Каждому человеку приходится в своей жизни намечать какие-либо способы реализации идей или их воплощения, пути продвижения, поиска и составления планов.

Проектирование позволяет взращивать новые формы общности педагогов, детей и родителей, решая различные проблемы воспитания ребенка, как в семье, так и детском саду.

Проектирование помогает научиться работать в «команде»: от изучения реальной обстановки до реализации проекта.

Работа с родителями в условиях детского сада чрезвычайно важна для успешной помощи детям, посещающим детский сад. Только вместе с родителями мы можем добиться хороших результатов в работы с ребёнком. Такое взаимодействие способствует развитию педагогического просвещения родителей и их сотрудничеству с педагогами в процессе воспитания и обучения детей.

Практическая часть:   

   Взаимодействие ДОУ с родителями по созданию благоприятных условий, комфортной, разнообразной, содержательно – насыщенной, доступной и безопасной развивающей предметно – пространственной среды (ФГОС ДО ч. III п. 3.3 п. п. 1, 6) помогает спланировать и провести многогранную работу с родителями:

  • Участие в мастер-классах, направленных на помощь в организации детской деятельности. Мастер-класс проводят не только педагоги, но и родители.  Так мамой воспитанницы Насти был проведен мастер класс «Волшебное печенье». Мама воспитанницы Стефании провела мастер-класс для родителей и детей «Плетение украшений из бисера».  Мама Вики провела презентацию и мастер-класс «История лоскутной куклы» (старшая гр.)
  • Совместно с родителями организуем мини – музеи. Данная форма работы способствует формированию культуры поведения, систематизации ранее полученных знаний у детей. Был организован мини-музей ко Дню Победы «Наши герои» Дети и родители подготовили фотографии, памятные вещи и рассказы о своих родных участниках ВОВ.
  • Открытые занятия с участием родителей, как носителей новой интересной информации о своей работе, или как сказочного персонажа для повышения интереса к изучаемому материалу, или как мастера для передачи своего опыта и умений;
  • Одной из новых форм вовлечения родителей в образовательный процесс является проектная деятельность. Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволяет заинтересовывать родителей перспективами нового направления развития детей и вовлекать их в жизнь нашего ДОУ. Результат данной деятельности- участие родителей в образовательном процессе и заинтересованность в формировании предметно – пространственной среды. Совместно с родителями были реализованы проекты «Красная книга Новосибирской области», «Моя малая Родина», «Зеленая аптека»-мама Анжелы подготовила и провела презентацию. (подготовительная гр.).
  • Организация и проведение дней открытых дверей. Ко дню дошкольного работника родителям было предложено самостоятельно провести зарядку или беседу с детьми.
  •  Прогулки и экскурсии с родителями. Были организованы походы в Бугринскую рощу, в библиотеку имени В.Г.Короленко, в Музей памяти малолетних узников МБОУ СОШ №192, в музей боевой славы МБОУ СОШ          № 49.

Родительское собрание.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Поэтому подготовку к родительскому собранию начинаем задолго до его проведения. Важную роль играет анкетирование, которое позволяет изучить интересующие родителей темы по воспитанию, собрать разнообразный материал, выбрать формы предоставления этой информации (фотовыставки, презентации игр, литературы, методических пособий) Предварительно готовим с детьми приглашения на собрания, подбираем материал к конкурсам, изготавливаем памятки, оформляем благодарности. Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов по обмену опытом. 

Досуговые мероприятия

Праздники и подготовка к ним. В результате подготовки (выступление детей в костюмах, изготовленных родителями.) и проведения праздничных встреч формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливается эмоциональный контакт. Проводимая работа позволяет повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений. Педагогами совместно с родителями проводятся такие праздники как  «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я — дружная семья», «Праздник урожая».      В нашем саду родители непросто приходят посмотреть на праздник, они принимают активное участие в нем: участвуют в эстафетах и сценках, играют на музыкальных инструментах, поют песни и танцуют. Для того чтобы добиться взаимопонимания между родителями и педагогами, просто необходимо, чтобы они осознали, что они вместе, рядом делают одно дело- воспитывают детей. А что еще может так сплотить людей, как несовместная деятельность?

Выставки – коллекции. Дети, посещая данные выставки, приобретают новые знания, расширяют кругозор, учатся рассказывать о предметах выставки – коллекции. Родители приобретают опыт как из самых обычных вещей можно создать коллекцию, что рассказать ребенку о традиционных предметах.  Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений). Например, выставки «Мое любимое увлечение», «Новогодние фантазии», вернисажи «Руки мамы, руки папы и мои ручонки», «Природа и фантазия».                                                                                                                                         На мой взгляд, чем больше родители вместе с детьми потрудились над подготовкой поделки к творческому конкурсу, изготовлением костюма к празднику или разучиванию стихотворения к конкурсу чтецов, тем более у них формируется ответственное отношение по отношению к ребенку, его развитию и воспитанию. Ни для кого не секрет, что в современном обществе так мало времени остается для простого человеческого общения, в том числе для игры или занятия с детьми. Именно в процессе совместной деятельности мы узнаем человека, его интересы, и учимся с ним взаимодействовать. Тем более что личность ребенка настолько пластична, что можно каждый день узнавать о его новых увлечениях, друзьях и сложностях в детском саду.

Здоровые дети - надёжное будущее.

В систему физкультурно-оздоровительных мероприятий включили День здоровья как эффективную и активную форму работы с детьми и, что очень важно, с их родителями. Родители помогают в изготовлении своими руками интересных для детей игровых тренажеров, атрибутов для игры. Мы приглашаем родителей принять участие в спортивных соревнованиях: «Папа, мама, я - спортивная семья», «Весёлые старты», «Мое любимое спортивное мероприятие» «Ловкие, сильные, смелые!», стать активными участниками прогулки-похода по окрестностям города, в парковую или природную зону отдыха. Эмоции, возникающие после мероприятия, воспоминание о нём, объединяет больших и маленьких. У взрослых появляется возможность заинтересовать ребёнка личным примером, рассказать о своих походах или прогулках на природу в детстве, вспомнить и поделиться своими впечатлениями. Из этих походов дети возвращаются с новыми впечатлениями о природе, о своём крае. Затем увлечённо рисуют, делают поделки из природного материала, который собрали. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание и забота об окружающих и близких им людей. Происходит приобщение к здоровому образу жизни; осуществляется индивидуальный подход к каждому ребёнку; приобщаются родители к активному образу жизни и оздоровлению детей. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувств любви к семье.

Традиционные акции

Экологические: «Покормите птиц зимой!», «Помоги бездомным животным», «Добрые крышечки», «Сдай батарейку».

Социальные: «Огонь памяти», «Бессмертный полк».

Тематические: «Мир глазами детей», «Осенняя фантазия», «Новогодний сундучок» и многое другое.

Безопасность: «Осторожно, тонкий лед!», «Пешеход!», «Месячник по ГО и ЧС», «Зимние каникулы» и др.

Сколько воспитательных моментов таят в себе эти маленькие акции! Это бережное отношение к вещам, энергетическим ресурсам; внимательное отношение к людям; заботливое к родному городу.  При этом дети учатся не только наблюдать со стороны за действиями взрослых, но и могут стать активными участниками в подготовке (рисовать плакаты, клеить коллажи, раскрашивать листовки) и раздавать эти обращения горожанам –  это большой труд, воспитание души.

В педагогической практике нами используются различные виды наглядности:

  • уголок для родителей, в котором содержатся материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления, расписание работы специалистов и медицинского персонала Создание газеты для родителей по каждой группе или по детскому саду с разными рубриками.   Создание библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики. Игротеки.
  • разнообразные выставки совместного творчества взрослых и детей к праздникам и традиционным мероприятиям ДОУ, фотовыставки и фотоотчеты о работе группы на сайте ДОУ;
  • Информационные листки: объявления о собраниях, событиях, экскурсиях; просьбы о помощи; поздравления с днем рождения и праздниками.
  • Памятки для родителей, на интересующие их темы и с целью просвещения.
  • Папки–передвижки: «Чтобы наши дети не болели», «Безопасность», «Это важно для ребенка», «Готовимся к школе» и многие другие. Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки выясняем о пользе прочитанного материала, отвечаем на возникшие вопросы, выслушиваем предложения.

   Сейчас многие родители предпочитают делится и получать информацию через интернет. Так для родителей в сети создана страница нашего учреждения, есть аккаунт в инстаграм, где каждый педагог или специалист может дать консультацию онлайн или выложить какую-нибудь важную информацию; события в ДОУ, фотографии праздников и мероприятий, статьи о детях, ссылки на полезные сайты по развитию и творчеству детей.    

Вот несколько моментов которые помогают мне построить систему по взаимодействию с родителями:

- Доброжелательный стиль общения педагога с родителями. В общении с родителями недопустима категоричность и требовательный тон. Воспитатель общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагога с родителями — значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

- Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с их родителями. Педагог должен чувствовать ситуацию их настроение. Здесь пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, настроить на нужный лад, и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

- Сотрудничество, а не наставничество. Позиция наставления вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных ситуациях, искреннее желание помочь.

- Любое, даже самое небольшое мероприятие нужно тщательно готовить. Слабое, недосточно подготовленное мероприятие могут негативно повлиять на отношение родителей к учреждению.

Заключение:

     Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Мы не забываем хвалить наших родителей, поощрять грамотами и благодарностями. Приятно видеть счастливые глаза взрослых, когда они слышат слова благодарности в свой адрес и особенно радостно за детей, которые с гордостью смотрят на своих родителей.                                                                                           На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определённая система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определённые результаты: родители, стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Однако пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже хорошо, что родители с удовольствием поддерживают нас.                                                                                                                Набрав в сентябре новую группу детей младшего возраста, мы продолжаем укреплять и развивать тесные взаимосвязи и взаимодействия детского сада и семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по экологическому воспитанию дошкольников "Ребёнок открывает мир природы"

Данная программа состоит из пояснительной записки, двух частей, заключения и списка использованной литературы. Представленная программа экологического воспитания - это систематизация и изложение нако...

Система работы по экологическому воспитанию дошкольников

В данном материале представлен мой опыт работы с выделением проблем, задач по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста....

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения ...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ В СИСТЕМЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ.

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, является одно...

Система работы воспитателя с родителями дошкольника

Система работы воспитателя с родителями дошкольника...

Система работы логопеда и родителей по эффективной автоматизации звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи

Выступление на методическом объединении учителей-логопедов дошкольного образования Саткинского муниципального района Челябинской области...

Система работы воспитателя с родителями дошкольников

Система работы воспитателя с родителями дошкольников...