Система работы воспитателя с родителями дошкольника
учебно-методический материал (младшая группа)
Система работы воспитателя с родителями дошкольника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.
Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Неоспоримо, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, чего родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга. Взаимодействие ДОУ с семьей является важным направлением деятельности, а также условием развития социально-педагогической системы детского сада. Общение воспитателей с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Сотрудничество их помогает лучше узнать ребёнка, а узнав, направить общие усилия на его развитие.
Организация взаимодействия с родителями как одно из направлений работы воспитателя детского сада
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Взаимодействие-это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.
Также разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.
Дифференцированный подход при организации работы с родителями – необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений.
Для осуществления дифференцированного подхода воспитателям детского сада и родителям необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий, таковыми являются:
- взаимопонимание и доверие между педагогом и родителями;
- строгое соблюдение чувства такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;
- учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, условия подготовленности в вопросах воспитания;
- сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией групповой работы;
- взаимосвязь разных форм работы с родителями;
- открытость дошкольной организации для родителей.
При такой дифференциации специфичными являются не только содержание общения, но и методы передачи их определенной категории родителей. Дифференциация родителей в детском саду проводится на основе тестирования, анкетирования по определённой программе изучения семьи:
- Структура семьи (количество членов семьи, возрастая категория, наличие образование, профессия), психологический климат семьи (межличностные отношения, стиль общения родителей с детьми). Для получения данной информации необходимо использование различных методик «Анализ семейного воспитания» Эйдемиле, Юстицкий, рисуночные методики «Моя семья», «Мой дом», проведение индивидуальных консультаций с родителями дошкольников и т.п.
- Образ семейной жизни, причины семейных неурядиц и конфликтов, отрицательных переживаний.
- Социальный статус семьи в целом и отдельно взятых членов семьи (матери, отца), степень участия в воспитательном процессе каждого члена семьи, наличие желание воспитывать ребенка.
- Воспитательный климат семьи, наличие или отсутствие домашней педагогической системы (осознание целей, задач, методов воспитания), участие матери, отца в педагогической деятельности семьи (конструктивной, организованной, коммуникативной).
После сбора и подробного изучения семей составляется «социальный паспорт» с целью корректировки педагогического воздействия.
Изучение семьи воспитанника позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, её уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями.
Готовясь к сотрудничеству с семьей, требуется четко продумывать формы и методы работы и обеспечивать их соответствие поставленным задачам, особенностям предполагаемых партнеров по взаимодействию. Это необходимо для того, чтобы вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, пробудить их интерес к жизни детей в дошкольном учреждении, активизировать участие в различных мероприятиях.
Прямая функция семьи как социального института -обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре страны, ее нравственным нормам, традициям народа. Но все это невозможно без систематического просвещения родителей, которое может осуществляться в тесном взаимодействии с воспитателем дошкольного образовательного учреждения.
Таким образом, можно выделить понятие «Взаимодействие воспитателей и родителей»-педагогическое партнерство субъектов образования, направленное на выработку и реализацию единых подходов воспитания и образования дошкольника.
Положительно влияя на весь строй семейной жизни, педагогическая культура родителей служит основой собственно педагогической деятельности отца и матери, помогает им избегать традиционных ошибок в семейном воспитании и находить верные решения в нестандартных ситуациях.
Взаимодействие родителей-это деятельность общественных структур и институтов с целью формирования у родителей знаний, умений по воспитанию своих детей в семье; шире сказать, по формированию педагогической культуры населения. Цель педагогического просвещения родителей заключается в вооружении отцов и матерей определенным минимумом знаний, оказании им помощи в организации самообразования, формировании воспитательных навыков и умений.
Основные формы и методы организации взаимодействия с родителями дошкольников в условиях ДОУ
В зависимости от различий в семейном воспитании, в структуре общения, необходимо применение разнообразных форм работы с родителями воспитанников.
Выделяют следующие формы взаимодействия: традиционные и нетрадиционные.
Традиционные формы существуют не одно десятилетие и делятся на следующие группы:
1.Коллективные
К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы», Открытые занятия, конференции и др.
- Родительская конференция одна из форм повышения педагогической культуры родителей. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. На конференциях выступают педагоги, работники районного отдела образования, представители медицинской службы, учителя, педагоги-психологи и т.д.
- Круглый стол-в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания.
- Открытые занятия с детьми для родителей (с последующим обсуждением);
2.Индивидуальные формы.
К индивидуальным формам относятся педагогические беседы.
Педагогические беседы-это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога.
3.Наглядно-информационные методы.
Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье.
К ним относятся: видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий, фотографии, выставки детских работ и вернисажи детских работ, информационный стенд информирует родителей о состоянии воспитательной работы, поэтому содержание его зависит от состояния работы д/с в целом и данной группы, папка-передвижка, тетрадь отзывов и предложений (родители записывают свои впечатления от прочитанного, пожелания).
Эффективными формами взаимодействия с современными родителями являются нетрадиционные формы. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т.В.Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические , досуговые, познавательные, наглядно-информационные .
1.Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся опрос, тесты, анкетирование, «почтовый ящик», куда родители могут помещать волнующие их вопросы.
2.Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки – призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволят создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения. К досуговым формам относятся: праздники «Встреча Нового года», «Масленица», «Праздник мам», «Праздник урожая», «Спортивный праздник с родителями», «Кто быстрее соберет ребенка в детский сад? ».
3.Познавательные формы. Повышение психолого-педагогической культуры родителей. Их суть – ознакомление родителей с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков воспитания детей.
4.Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. Например, открытые НОД для родителей, просмотр видеороликов, фотографий, презентаций, выставки детских работ. Используя мультимедийные средства, педагоги могут показать несколько фрагментов занятий с детьми, организации режимных моментов в ДОУ и таким образом сочетать разные формы взаимодействия.
Так же современный детский сад не может обойтись без инновационных технологий при взаимодействии с родителями
воспитанников. Это и сайт детского сада, где размещается
необходимая информация для родителей, материалы прошедших семейных гостиных, консультации специалистов, ответы на вопросы, а так же и тематические дайджест журналы, которые можно разместить на сайте.
Социальная сеть, как форма взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
В современном обществе родители очень заняты и в связи с недостаточным количеством времени не имеют возможности достаточно полно, эффективно и успешно взаимодействовать с образовательными учреждениями во благо развития детей. Данную проблему можно решать с помощью использования информационно-коммуникативного пространства.
В форме взаимодействия с родителями через социальные сети реализуется принцип партнерства и диалога. Такая форма взаимодействия с родителями, позволяет педагогу значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям.
Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании детей – это взаимная ответственная деятельность взрослых участников воспитательно-образовательного процесса. К сожалению, не все родители, на необходимом уровне, вникают в проблемы воспитания, развития своего ребенка, поэтому в условиях жизни в современном обществе педагогу необходимо разобраться в вопросах - Как выстроить более тесные взаимоотношения между детьми, родителями и педагогами? Особую актуальность приобретает поиск таких форм взаимодействия семьи с образовательными учреждениями, которые создают условия для конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми, обеспечивают открытость работы детских объединений для родителей.
Средства информационно-коммуникативных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями, а также популяризировать деятельность педагога в целом. Преимущества их использования во взаимодействии с семьями очевидны и заключаются в следующем:
• минимизация времени доступа родителей к информации;
• возможность педагога продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;
• обеспечение индивидуального подхода к родителям воспитанников;
• оптимальное сочетание индивидуальной работы с родителями и групповой;
• рост объема информации;
• оперативное получение информации родителями;
• обеспечение диалога педагога и родителей группы;
• оптимизация взаимодействия педагога с семьей.
Обычно родители не обращают внимание на информацию, размещенную в информационных уголках, не находят времени для общения с педагогом, но вместе с тем активно посещают социальные сети в интернете делаем вывод, что можно и нужно использовать социальные сети в интересах воспитания и развития детей.
В «Инстаграм» создаем группа для родителей детей.
Основные задачи:
1. Оказание информационной, консультативной помощи родителям.
2. Вовлечение родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
3. Создать условия для диалога, обмена опытом, мнением.
4. Способствовать сплочению детского и родительского коллективов группы.
Открытая группа в «инстаграм» выполняет важную роль в формировании имиджа детского объединения, так как позволяет родителям, в том числе тем, кто только планирует посещать детское объединение, узнать о его деятельности, четко представлять структуру, программу обучения, одним словом иметь общее представление о работе детского объединения.
Ожидаемые результаты:
у родителей:
- Проявление позиции активных участников и партнеров воспитательно – образовательного процесса;
- группа предоставит родителям возможность оперативного получения информации о жизни детского объединения, проводимых мероприятиях, новостях, получать различные консультации;
- группа позволит показать родителям, открытые мероприятия: праздники, развлечения, мастер-классы, возможность оставлять комментарии и задавать вопросы – т. е. родитель может не только знакомиться и просматривать информацию, но и общаться с педагогами.
у педагогов:
- Создание единого воспитательно – образовательного пространства;
- Одной из главных задач создания группы является формирование единого сообщества: родители – дети - педагог, основанного на гармоничных партнерских отношениях;
- обеспечение открытости деятельности детского объединения и освещение его деятельности в сети Интернет;
- формирование целостного позитивного имиджа детского объединения.
Примерные темы постов в «инстаграм»:
-"Как прошло занятие", "Наши праздники"
Через создание фотопостов, размещение видеосъемки, родители имеют возможность узнать, чем занимались дети, что интересного узнали, чему научились на занятии в детском объединении. Высказать своё отношение, предложения, советы.
-"Это интересно"
Публикуются ссылки на сайты с мультимедийными презентациями, интересными материалами по развитию и обучению
-"Конкурсы"
-" Советы специалистов"
Размещаются консультации логопеда, а также публикуются ссылки таких специалистов как инструктор по физической культуре и психолога.
Заключение
Одним из направлений работы воспитателя является взаимодействие с семьями воспитанников. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи основывается на единых основаниях, осуществляя в воспитании единые функции: контролирующую, информационную, воспитательную .
В работе с родителями решаются следующие, приоритетные задачи:
1.Повышение педагогической культуры родителей.
2.Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
3.Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
Формы работы с родителями можно разделить на традиционные и нетрадиционные.
Традиционные формы сотрудничества с семьями утрачивают свое значение из-за малой их эффективности и недостаточной обратной связи. Об этом свидетельствует и тот факт, что родители предпочитают находить необходимую информацию в иных источниках (Интернет, СМИ, детские развивающие центры, книги) нежели в беседе с педагогом.
Поэтому, все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
Применение формы взаимодействия с родителями через социальные сети позволяет значительно увеличить воздействие педагога на родителей. В такой форме взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства и диалога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/24/picture-389937-1390557750.jpg)
Физическое воспитание дошкольников как система работы воспитателя
Статья описывает:1. Социально-педагогическую значимость физического воспитания в дошкольном возрасте2. Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста3. Организа...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/14/picture-593338-1423897315.jpg)
Анкета для воспитателей «Моя система работы по нравственному воспитанию дошкольников»
Данный материал может понадобиться воспитателям и старшим воспитателям ДОУ....
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/31/picture-614682-1441001732.jpg)
Особенности работы воспитателя с родителями дошкольников, имеющих речевые нарушения
Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм вз...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/17/picture-543070-1579274606.jpg)
Доклад на ГМО «Взаимосвязь работы воспитателя с родителями дошкольников с ограниченными возможностями здоровья».
Взаимосвязь работы воспитателя с родителями дошкольников с ограниченными возможностями здоровья...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/30/picture-1310251-1612012007.jpg)
«СИСТЕМА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ» (из опыта работы)
СИСТЕМА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ(ОПЫТ РАБОТЫ) Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Поэтому процесс речевог...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/26/picture-1165891-1569495936.jpg)
СИСТЕМА РАБОТЫ ВОСПИТАЛЕЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Система взаимодействий педагога с родителями по ФГОС...
Система работы воспитателя с родителями дошкольников
Система работы воспитателя с родителями дошкольников...