Система работы воспитателя с родителями дошкольника
учебно-методический материал (младшая группа)

Писарева Дарья Сергеевна

Система работы воспитателя с родителями дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_vospitatelya_s_roditelyami_doshkolnika.docx29.23 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Неоспоримо, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, чего родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга.  Взаимодействие ДОУ с семьей является важным направлением деятельности, а также условием развития социально-педагогической системы детского сада. Общение воспитателей с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Сотрудничество их помогает лучше узнать ребёнка, а узнав, направить общие усилия на его развитие.


Организация взаимодействия с родителями как одно из направлений работы воспитателя детского сада

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Взаимодействие-это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.

Также разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.

Дифференцированный подход при организации работы с родителями – необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений.

Для осуществления дифференцированного подхода воспитателям детского сада и родителям необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий, таковыми являются:

- взаимопонимание и доверие между педагогом и родителями;

- строгое соблюдение чувства такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;

- учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, условия подготовленности в вопросах воспитания;

- сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией групповой работы;

- взаимосвязь разных форм работы с родителями;

- открытость дошкольной организации для родителей.

При такой дифференциации специфичными являются не только содержание общения, но и методы передачи их определенной категории родителей. Дифференциация родителей в детском саду проводится на основе тестирования, анкетирования по определённой программе изучения семьи:

- Структура семьи (количество членов семьи, возрастая категория, наличие образование, профессия), психологический климат семьи (межличностные отношения, стиль общения родителей с детьми). Для получения данной информации необходимо использование различных методик «Анализ семейного воспитания» Эйдемиле, Юстицкий, рисуночные методики «Моя семья», «Мой дом», проведение индивидуальных консультаций с родителями дошкольников и т.п. 

 - Образ семейной жизни, причины семейных неурядиц и конфликтов, отрицательных переживаний.

- Социальный статус семьи в целом и отдельно взятых членов семьи (матери, отца), степень участия в воспитательном процессе каждого члена семьи, наличие желание воспитывать ребенка.

- Воспитательный климат семьи, наличие или отсутствие домашней педагогической системы (осознание целей, задач, методов воспитания), участие матери, отца в педагогической деятельности семьи (конструктивной, организованной, коммуникативной).

После сбора и подробного изучения семей составляется «социальный паспорт» с целью корректировки педагогического воздействия.

Изучение семьи воспитанника позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, её уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями.

Готовясь к сотрудничеству с семьей, требуется четко продумывать формы и методы работы и обеспечивать их соответствие поставленным задачам, особенностям предполагаемых партнеров по взаимодействию. Это необходимо для того, чтобы вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, пробудить их интерес к жизни детей в дошкольном учреждении, активизировать участие в различных мероприятиях.

Прямая функция семьи как социального института -обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре страны, ее нравственным нормам, традициям народа. Но все это невозможно без систематического просвещения родителей, которое может осуществляться в тесном взаимодействии с воспитателем дошкольного образовательного учреждения.

Таким образом, можно выделить понятие «Взаимодействие воспитателей и родителей»-педагогическое партнерство субъектов образования, направленное на выработку и реализацию единых подходов воспитания и образования дошкольника.

Положительно влияя на весь строй семейной жизни, педагогическая культура родителей служит основой собственно педагогической деятельности отца и матери, помогает им избегать традиционных ошибок в семейном воспитании и находить верные решения в нестандартных ситуациях.

Взаимодействие родителей-это деятельность общественных структур и институтов с целью формирования у родителей знаний, умений по воспитанию своих детей в семье; шире сказать, по формированию педагогической культуры населения. Цель педагогического просвещения родителей заключается в вооружении отцов и матерей определенным минимумом знаний, оказании им помощи в организации самообразования, формировании воспитательных навыков и умений.

Основные формы и методы организации взаимодействия с родителями дошкольников в условиях ДОУ

В зависимости от различий в семейном воспитании, в структуре общения, необходимо применение разнообразных форм работы с родителями воспитанников. 

Выделяют следующие формы взаимодействия: традиционные и нетрадиционные. 

Традиционные формы существуют не одно десятилетие и делятся на следующие группы:

1.Коллективные

К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы», Открытые занятия, конференции и др.

- Родительская конференция одна из форм повышения педагогической культуры родителей. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. На конференциях выступают педагоги, работники районного отдела образования, представители медицинской службы, учителя, педагоги-психологи и т.д.

-  Круглый стол-в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания. 

- Открытые занятия с детьми для родителей (с последующим обсуждением);

2.Индивидуальные формы.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы.

Педагогические беседы-это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога.

3.Наглядно-информационные методы.

Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье.

К ним относятся: видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий, фотографии, выставки детских работ и вернисажи детских работ, информационный стенд информирует родителей о состоянии воспитательной работы, поэтому содержание его зависит от состояния работы д/с в целом и данной группы, папка-передвижка, тетрадь отзывов и предложений (родители записывают свои впечатления от прочитанного, пожелания).

Эффективными формами взаимодействия с современными родителями  являются нетрадиционные формы. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т.В.Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические , досуговые, познавательные, наглядно-информационные .

1.Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся опрос, тесты, анкетирование, «почтовый ящик», куда родители могут помещать волнующие их вопросы.

2.Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки – призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволят создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения. К досуговым формам относятся: праздники «Встреча Нового года», «Масленица», «Праздник мам», «Праздник урожая», «Спортивный праздник с родителями», «Кто быстрее соберет ребенка в детский сад? ».

3.Познавательные формы. Повышение психолого-педагогической культуры родителей. Их суть – ознакомление родителей с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков воспитания детей.

4.Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. Например, открытые НОД для родителей, просмотр видеороликов, фотографий, презентаций, выставки детских работ. Используя мультимедийные средства, педагоги могут показать несколько фрагментов занятий с детьми, организации режимных моментов в ДОУ и таким образом сочетать разные формы взаимодействия.

Так же современный детский сад не может обойтись без инновационных технологий при взаимодействии с родителями
воспитанников
Это и сайт детского сада, где размещается
необходимая информация для родителей, материалы прошедших семейных гостиных, консультации специалистов, ответы на вопросы, а так же и тематические дайджест журналы, которые можно разместить на сайте.

 Социальная сеть, как форма взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи

 В современном обществе родители очень заняты и в связи с недостаточным количеством времени не имеют возможности достаточно полно, эффективно и успешно взаимодействовать с образовательными учреждениями во благо развития детей. Данную проблему можно решать с помощью использования информационно-коммуникативного пространства.

В форме взаимодействия с родителями через социальные сети реализуется принцип партнерства и диалога. Такая форма взаимодействия с родителями, позволяет педагогу значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям.

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании детей – это взаимная ответственная деятельность взрослых участников воспитательно-образовательного процесса. К сожалению, не все родители, на необходимом уровне, вникают в проблемы воспитания, развития своего ребенка, поэтому в условиях жизни в современном обществе педагогу необходимо разобраться в вопросах - Как выстроить более тесные взаимоотношения между детьми, родителями и педагогами? Особую актуальность приобретает поиск таких форм взаимодействия семьи с образовательными учреждениями, которые создают условия для конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми, обеспечивают открытость работы детских объединений для родителей.

Средства информационно-коммуникативных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями, а также популяризировать деятельность педагога в целом. Преимущества их использования во взаимодействии с семьями очевидны и заключаются в следующем:

• минимизация времени доступа родителей к информации;

• возможность педагога продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;

• обеспечение индивидуального подхода к родителям воспитанников;

• оптимальное сочетание индивидуальной работы с родителями и групповой;

• рост объема информации;

• оперативное получение информации родителями;

• обеспечение диалога педагога и родителей группы;

• оптимизация взаимодействия педагога с семьей.

Обычно родители не обращают внимание на информацию, размещенную в информационных уголках, не находят времени для общения с педагогом, но вместе с тем активно посещают социальные сети в интернете делаем вывод, что можно и нужно использовать социальные сети в интересах воспитания и развития детей.

В «Инстаграм» создаем группа для родителей детей.

Основные задачи:

1. Оказание информационной, консультативной помощи родителям.

2. Вовлечение родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

3. Создать условия для диалога, обмена опытом, мнением.

4. Способствовать сплочению детского и родительского коллективов группы.

Открытая группа в «инстаграм» выполняет важную роль в формировании имиджа детского объединения, так как позволяет родителям, в том числе тем, кто только планирует посещать детское объединение, узнать о его деятельности, четко представлять структуру, программу обучения, одним словом иметь общее представление о работе детского объединения.

Ожидаемые результаты:

у родителей:

- Проявление позиции активных участников и партнеров воспитательно – образовательного процесса;

- группа предоставит родителям возможность оперативного получения информации о жизни детского объединения, проводимых мероприятиях, новостях, получать различные консультации;

- группа позволит показать родителям, открытые мероприятия: праздники, развлечения, мастер-классы, возможность оставлять комментарии и задавать вопросы – т. е. родитель может не только знакомиться и просматривать информацию, но и общаться с педагогами.

у педагогов:

- Создание единого воспитательно – образовательного пространства;

- Одной из главных задач создания группы является формирование единого сообщества: родители – дети - педагог, основанного на гармоничных партнерских отношениях;

- обеспечение открытости деятельности детского объединения и освещение его деятельности в сети Интернет;

- формирование целостного позитивного имиджа детского объединения.

Примерные темы постов в «инстаграм»:

-"Как прошло занятие", "Наши праздники"

Через создание фотопостов, размещение видеосъемки, родители имеют возможность узнать, чем занимались дети, что интересного узнали, чему научились на занятии в детском объединении. Высказать своё отношение, предложения, советы.

-"Это интересно"

Публикуются ссылки на сайты с мультимедийными презентациями, интересными материалами по развитию и обучению

-"Конкурсы"

-" Советы специалистов"

Размещаются консультации логопеда, а также публикуются ссылки таких специалистов как инструктор по физической культуре и психолога.





Заключение

Одним из направлений работы воспитателя  является взаимодействие с семьями воспитанников. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи основывается на единых основаниях, осуществляя в воспитании единые функции: контролирующую, информационную, воспитательную .

В работе с родителями решаются следующие, приоритетные задачи:

1.Повышение педагогической культуры родителей.

2.Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.

3.Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

Формы работы с родителями можно разделить на традиционные и нетрадиционные.

Традиционные формы сотрудничества с семьями утрачивают свое значение из-за малой их эффективности и недостаточной обратной связи. Об этом свидетельствует и тот факт, что родители предпочитают находить необходимую информацию в иных источниках (Интернет, СМИ, детские развивающие центры, книги) нежели в беседе с педагогом.

Поэтому, все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Применение формы взаимодействия с родителями через социальные сети позволяет значительно увеличить воздействие педагога на родителей. В такой форме взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства и диалога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физическое воспитание дошкольников как система работы воспитателя

Статья описывает:1. Социально-педагогическую значимость физического воспитания в дошкольном возрасте2. Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста3. Организа...

Анкета для воспитателей «Моя система работы по нравственному воспитанию дошкольников»

Данный материал может понадобиться воспитателям и старшим воспитателям ДОУ....

Особенности работы воспитателя с родителями дошкольников, имеющих речевые нарушения

Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм вз...

Доклад на ГМО «Взаимосвязь работы воспитателя с родителями дошкольников с ограниченными возможностями здоровья».

Взаимосвязь работы воспитателя  с родителями дошкольников с ограниченными возможностями здоровья...

«СИСТЕМА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ» (из опыта работы)

СИСТЕМА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ(ОПЫТ РАБОТЫ) Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Поэтому процесс речевог...

СИСТЕМА РАБОТЫ ВОСПИТАЛЕЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Система взаимодействий педагога с родителями по ФГОС...

Система работы воспитателя с родителями дошкольников

Система работы воспитателя с родителями дошкольников...