Система работы по экологическому воспитанию дошкольников
материал по окружающему миру (средняя группа) по теме
В данном материале представлен мой опыт работы с выделением проблем, задач по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_po_ekologicheskomu_vospitaniyu_doshkolnikov.doc | 133.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема ухудшения здоровья детей, как физического, так и психического, стоит в нашем дошкольном образовательном учреждении на протяжении нескольких лет. В группы поступают дети с отклонениями в физическом развитии. Эту проблему можно рассматривать с нескольких сторон:
- Экологический фактор: отрицательное воздействие экологии сказывается на здоровье не только уже родившегося ребёнка, но и в пренатальный период, когда здоровье и стиль жизни матери влияет на развитие плода и определяет будущее здоровье ещё не родившегося ребёнка. Например, в экологически неблагоприятных районах дети отстают в росте, у них снижена или наоборот повышена масса тела, возрастает число заболеваний костно-мышечной системы, болезни глаз, и т. п.
- Человеческий фактор: известно, что на здоровье ребёнка влияет уровень образования и культуры родителей, обеспеченность их жильём, материальная обеспеченность, злоупотребление алкоголем и т. п. Социальная несправедливость, обостряющаяся в нашей стране, всё сильнее разделяет новые поколения детей на благополучное меньшинство и неблагополучное большинство. Медицинская статистика хладнокровно фиксирует тот факт, что в настоящее время более 80% часто болеющих детей - это дети из социально отсталых слоёв населения.
Жизнь человека протекает в быстром, часто меняющемся ритме: работа, быт, отдых-всё это протекает в чрезвычайно трансформированной среде. На работе в промышленных предприятиях люди мирятся с загрязнением атмосферного воздуха, важных объектов, почвы. Мы живём рядом с источниками экологической опасности, не зная об их влиянии на наше здоровье: не обращаем внимание на экологичность продуктов питания, товаров народного потребления; выращиваем овощи рядом с автотрассами, где велико загрязнение среды выбросами транспорта, купаемся и ловим рыбу в реках рядом с трубами сточных вод, обрабатываем свой огород большим количеством ядохимикатов, сами создаём свалки рядом со своими домами и делаем многое другое, чего делать ни коем случае нельзя.
Это является следствием недостаточной воспитательно-образовательной работы, призванной формировать у населения страны правильное отношение к природе. Формировать такое отношение надо начинать задолго до того, как человек становится взрослым - уже у детей.
Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Сейчас много экологических проблем. Детский сад недостаточно уделял внимания экологическому воспитанию дошкольников.
На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди, в ближайшем будущем, не научатся бережно относится к природе, они погубят себя. А для того чтобы это не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так - как в это время приобретённые знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитие экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они - необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встаёт задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Уровень экологической воспитанности в дошкольном учреждении зависит от проводимых мероприятий по экологическому воспитанию детей.
Если в группе будет создана система работы с детьми по экологическому воспитанию дошкольников и их родителей, то возрастёт уровень знаний и практических умений детей и взрослых, повысится их экологическая воспитанность. Природно-развивающая среда группы и участка будет способствовать сохранению и укреплению здоровья и экологическому образованию детей дошкольного возраста.
Для того чтобы сформировать у ребёнка основы начальных здоровьесберегающих компетентностей, осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве, я поставила перед собой следующие задачи:
- Изучить основы и методику экологического воспитания в дошкольном возрасте в условиях дошкольных учреждений, реализуемой программой «Радуга».
- Провести диагностические исследования уровня экологической воспитанности детей дошкольного возраста
- Создать систему работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
- Разработать мероприятия по экологическому воспитанию в дошкольном возрасте
- Внедрить в работу интеграцию блока ОБЖ через раздел «Познавательное развитие» программы «Радуга»
- Вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс, повышать их экологическую грамотность, используя разные формы работы.
Задачи реализуются через систему экологического образования дошкольников.
(схема данной системы №1)
Игровая деятельность:
| С ФК | Физкультурно-оздоровительная деятельность:
|
Экологическое образование детей |
Музыкальная деятельность:
| М Ч | Художественная деятельность:
|
Экспериментально-практическая деятельность:
| П |
Вся система в свою очередь реализуется через блоки совместной деятельности воспитателя и детей и самостоятельной деятельности детей.
(схема № 2, № 3)
Вся практическая работа с детьми строится на основе результатов диагностического обследования детей. Методики обследования экологического воспитания нет в программе «Радуга», поэтому первое, что необходимо было сделать – это разработать такую методику (схема № 4). Такую методику я разработала для средней, старшей и подготовительной к школе групп.
Продиагностировав детей, увидела, какие области природоведческих знаний моих воспитанников требуют особого внимания.
Отсюда началась работа по созданию перспективных планов для каждой возрастной группы. Реализацию планов начала с организации предметно-развивающей среды.
В данный момент, работая с детьми в средней группе, организовала уголок экологической среды в группе (который включает в себя):
- «зелёная зона» и живой уголок, где проходит трудовая деятельность детей по уходу за растениями и животными.
- «огород» на окне
- уголок экспериментирования, здесь находится материал, с которым ребёнок может самостоятельно заниматься.
- зона библиотеки – это книги , энциклопедии.
- зона коллекций, она предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекции включают в себя те объекты, которые могут собирать сами дошкольники и их родители ( камни, семена растений, сухие листья, ветки, образцы песка и глины, речные и морские раковины и др.)
- выставочный уголок, где выставляются все рисунки и поделки детей, выполненные в процессе самостоятельной, совместной и непрерывной непосредственно-образовательной деятельности.
- Оформлены- календарь природы, календарь погоды, коллажи, карты – схемы «Кто, где живёт?»
- Собран демонстрационный материал, способствующий уточнению и закреплению знаний о природе (гербарии, картинки, иллюстрации, альбомы).
- Подобраны дидактические, словесные и настольные игры экологического содержания.
- Подобраны подвижные игры и оформляется наглядный материал для их проведения.
- Созданы картотеки пословиц, поговорок, народных примет о природе.
- Имеется подбор музыкальных произведений (звуки природы, классические произведения, песни о природе).
- Подобран дополнительный материал для работы с детьми на экологической тропе и в уголке леса.
- Летом была разработана «фитогрядка» на детском огороде, а также были подобраны растения для создания композиции по оформлению цветника.
Мероприятия, направленные на формирование экологической компетентности дошкольников это:
- Непрерывная непосредственно-образовательная деятельность
- Праздники, развлечения, досуги
- Экскурсии, прогулки, походы
- Опытно-экспериментальная деятельность
Активно использую метод детской проектной деятельности.
Сценарии каждого из этих мероприятий разрабатываю самостоятельно.
Конечно, большую помощь в проводимой работе оказывают родители группы. В работе с родителями использую разнообразные формы и методы:
- Анкетирование
- Размещение информации на стенде «Окно в природу», в папках-передвижках.
- Привлечение к участию в конкурсах, развлечениях, акциях, проектах.
- Привлечение к совместному творческому труду.
- Приглашение на «День открытых дверей».
- Организация вечеров встреч, «круглых столов».
Наша работа с детьми и родителями только началась, и я уверена, что нас ждёт интересный, познавательный, творческий период.
И нашу с вами встречу я хочу закончить следующими словами:
Я – русский человек,
И русская природа
Любезна мне
И я её пою.
Я - русский человек
Дочь своего народа
И с гордостью гляжу
На Родину свою.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по экологическому воспитанию дошкольников "Ребёнок открывает мир природы"
Данная программа состоит из пояснительной записки, двух частей, заключения и списка использованной литературы. Представленная программа экологического воспитания - это систематизация и изложение нако...
Система работы по экологическому воспитанию
Считаю, что выбранное мной экологическое направление в работе с дошкольниками, перспективная, наиважнейшая задача. И в процессе решения этой задачи мы сможем воспитать экологически грамотн...
Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду
С помощью презинтации раскрыта система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду....
Из опыта работы: " Система работы по экологическому воспитанию"
Экологические знания — это сведения взаимосвязи растений иживотных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знанияпомогают ребёнку осмыслить, что рядом с ним находятся живые сущест...
Справка по итогам тематического контроля "Система работы по экологическому воспитанию дошкольников"
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухужшению требует отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного отношения к ней. Всем надо помнить, как человек связ...
Система работы по экологическому воспитанию дошкольников "Ребёнок открывает мир природы"
Данная программа состоит из пояснительной записки, двух частей, заключения и списка использованной литературы.Представленная программа экологического воспитания - это систематизация и изложение накопл...
"Система работы по экологическому воспитанию дошкольников"
Взаимоотношение человека с природой - актуальный вопрос современности. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, возд...