СИСТЕМА РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ В СИСТЕМЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ.
материал по теме
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, является одной из приоритетных задач в работе психолога образовательного учреждения. В системе детско-родительских отношений родитель является ведущим звеном и от него в большей мере зависит, как складываются эти отношения, поэтому одной из задач работы с родителями является формирование навыков сотрудничества с ребенком.
В работе представлен опыт взаимодействия психолога с родителями воспитанников ДОУ по профилактике детско-родительских отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_roditelyami.docx | 57.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Азарова Е.В.
МАДОУ г. Мурманска № 151
Педагог-психолог
СИСТЕМА РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ В СИСТЕМЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ.
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, является одной из приоритетных задач в работе психолога образовательного учреждения. Работа по профилактике нарушений детско-родительских отношений представляет собой обширную сферу деятельности, в основе которой – отношения между родителями и детьми, особенности их восприятия друг друга.
Воспитание дошкольников протекает в обществе сверстников и поэтому имеет особенно большое значение для формирования у детей с самого раннего возраста инициативы и активности, коллективизма в его первых проявлениях, умения и желания сочетать свои личные интересы с интересами и стремлениями своих товарищей. Но в то же время в условиях жизни ребенка в детском коллективе нужно развивать его личность, сохраняя неповторимую индивидуальность. Семью же часто называют «школой чувств», так как в общении с родными у ребенка формируется способность к сопереживанию, с раннего возраста закладывается эмоциональный фундамент. Семья воспитывает не только тогда, когда родители сознательно осуществляют свою воспитательную деятельность, оказывают воздействие и особенности быта, уклад семьи, ее традиции, характер взаимоотношений ее членов, их нравственные качества, потребности и интересы. Для ребенка имеет большое значение то, как родители одеваются, как они разговаривают с другими людьми и о других людях, как родители радуются или печалятся, как они обращаются с друзьями и врагами, как смеются, читают газету и многое другое.
Детско-родительские отношения - система разнообразных чувств, эмоций, действий, поступков, которая проявляется во взаимодействии родителя и ребенка.
Семейное воспитание – в педагогике понимается как управляемая система взаимоотношений родителей с детьми.
В системе детско-родительских отношений родитель является ведущим звеном и от него в большей мере зависит, как складываются эти отношения, поэтому одной из задач работы с родителями является формирование навыков сотрудничества с ребенком. Признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивает понимание и лучшее взаимодействие в семье. Ведь при нарушенных отношениях в семье вопрос осуществления воспитательных функций весьма проблематичен.
Исходя из этих определений, типы семейного воспитания понимаются, как интегративная характеристика родительских ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к ребенку, уровня родительской компетентности.
- Типология отклонений в семейном воспитании.
В основе классификации типов семейного воспитания такие параметры, как эмоциональное принятие ребенка родителями, заинтересованность в ребенке и забота о нем, требовательность к ребенку, демократизм или авторитарность в семейных отношениях.
При определении направлений своей работы мы исходили из типологии и причин отклонений в семейном воспитании выделенных Э.Г. Эйдемиллером.
Причины отклонений в семейном воспитании по Э.Г. Эйдемиллеру:
- Отклонения личности родителей – акцентуации личности, психопатии.
- Психологические (личностные) проблемы родителей, решаемые за счет ребенка – личностная проблема, чаще всего не осознаваемая потребность.
Во многом, этим обусловлен выбор техник и методов работы с родителями и детьми, целью которой является оптимизация детско-родительских отношений в дошкольный период детства.
В обычных семьях, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – распространенное явление. По результатам обследований выявлены несколько причин отклонений в системе детско-родительских отношений (табл. 1).
Нарушения в семейной системе происходят потому что:
1. Со взрослыми аналогично поступали в их детстве – и тогда необходимо помочь переосмыслить опыт.
2. Родители не знают альтернативных методов воздействия – тогда возможно обучение, поиск иных форм взаимодействия.
3. Родители не воспринимают собственное поведение как травмирующее психику ребенка.
Бесконечные приказания, угрозы, предупреждения, нотации, обзывания – все эти формы отражают отношение к ребенку как к объекту воспитания. Они унижают его достоинства. Семьи, склонные к проявлению такого вида отношения составляют группу риска. Это семьи, в которых можно констатировать невнимание мужа к жене, властность матери.
Основная задача при работе с родителями – держать в зоне своего внимания:
- детско-родительские отношения группы риска;
- установки и ценности родителей, их ожидания;
- нарушение супружеских взаимоотношений;
- родительскую компетентность.
- Этапы работы с родителями.
2.1 Подготовительный этап.
Единым для всех направлений работы является подготовительный этап:
- Психологическое просвещение
- Диагностика
- Индивидуальное консультирование
Этап, на котором выявляются запросы семей, их ожидания и активности, а так же мотивирование на дальнейшее сотрудничество и расширение кругозора в области психологических знаний.
Он основывается на просветительской работе. Например, родительские собрания по различным тематикам, где затрагиваются вопросы воспитания, методы поощрения и наказания, взаимодействия и общения с детьми, важность единого стиля воспитания. Так же мы обговариваем формы и направления работы, организуемые в ДОУ. Часто, в этот момент происходит «узнавание» родителем той семейной ситуации, в которая преобладает в семье.
Проводится опросник родительских предпочтений, в котором родители обозначают свои пожелания и возможности на различные виды деятельности. Так же с его помощью мы выявляем родителей:
- готовых участвовать в жизни ребенка,
- желающих исправить, развить качества и навыки малыша.
Это первый сбор информации о том, какие семьи и с какими установками могут преобладать в ДОУ. Обычно, ко второй категории относятся родители, которые условно составляют группу риска – например, желают развить способности ребенка, к которым он не предрасположен, или которыми хотели бы обладать сами.
Также для выявления особенностей обратившихся на консультацию семей использую диагностические методики:
- Интервью для исследования взаимоотношений между родителями и детьми (Алексеева Е.Е.).
- Методика исследования родительских установок и реакций PARI.
- Опросник для родителей «Типы воспитания детей».
- Диагностика родительского отношения к ребенку А.Я. Варга, В.В. Столина.
- Опросник АСВ для родителей детей в возрасте 3-10 лет. Эйдемиллер Э.Г.
- Проективные методики.
На этом же этапе оформляется социальный паспорт детского сада, для выявления семей группы риска.
Индивидуальное консультирование можно отнести как к этапу подготовки, когда определяются зыбкие зоны в воспитании, так и как отдельное направление работы.
2.2 Основной этап.
Главной целью работы с родителями на основном этапе является - формировать способность понимать потребности ребенка, формировать способы адекватного взаимодействия с ребенком на каждом возрастном этапе его развития.
Задачи работы:
- Расширение возможностей понимания своего ребенка.
- Улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком.
- Выработка новых навыков взаимодействия с ним.
- Активизация коммуникаций в семье.
Цель и задачи реализуются через несколько направлений:
- Индивидуальное консультирование\ индивидуальная терапия.
- Групповая работа – тренинги.
- Работа с парой – «родитель – ребенок».
2.2.1 Индивидуальная терапия направлена на:
- осознание установок и переносов, которые встречаются, например, в таких случаях, когда родитель якобы хочет лучшего детства для своего ребенка или наоборот стремиться к достижению высоких результатов отдавая ребенка на кружки и секции,
- обращение к опыту собственных детско-родительских отношений,
- осознание личностных затруднений в общении с ребенком.
Обычно этого достаточно для того, чтобы родитель задумался над системой ценностей и предпочтений, в которой он воспитывает своего ребенка, и принял решение о том, необходимы ли какие-то изменения, может ли он сам что-то поменять или у него нет знаний о том, как может быть по-другому. Тогда в процессе работы акцент делается на поиск новых форм, способов взаимодействия, более приемлемых как для ребенка, так и для родителя. Либо родитель в состоянии дальше самостоятельно идти и пробовать устанавливать качественно иные отношения с детьми.
2.2.2 Групповая работа осуществляется методом тренинга. Работа строится на обоюдном доверии и согласии. При составлении плана тренинга особое внимание обращаю на возрастные, интеллектуальные, личностные особенности родителей и их детей. Эффективность участия в тренинге во многом зависит от общих установок родителей на групповую работу, от готовности и умения слышать различные позиции людей, извлекать из этого опыт. Важно, чтобы в результате такой работы у участников группы появилась возможность самостоятельно решать возникающие проблемы.
Группа формируется из числа родителей, которые обратились на консультацию, либо заинтересовались информацией о проведении группы (тренинга совместной работы с детьми) детей 4-7 лет. Группу могут посещать один или сразу двое родителей, иногда они могут меняться (по очереди посещать группу). Это могут быть и близкие родственники (старшая сестра, бабушка), но обязательно те, кто непосредственно занимаются воспитанием ребенка.
На первой встрече происходит знакомство с группой и диагностика стилей воспитания по Эйдемиллеру (АСВ), для детей предлагается «Рисунок семьи» для того чтобы иметь более полное представление о характере семей, которые собрались и возможной коррекции программы, если выявляется семья с нарушением в семейном воспитании.
При проведении тренинга с родителями определяю важные темы для обсуждения их в группе (табл. 2).
Таблица 2.
Тема | Как раскрыть |
Требовательный ребенок | Истинные потребности детей |
Как воспитывать правильно? | Стили воспитания |
Стоит ли отдавать ребенка на секции? | Ведущая деятельность дошкольника |
и др. |
Родителям необходимо рассказывать о зонах принятия, об относительно принимающем родителе, о том, от каких ситуаций, качеств родителя и личностных качеств ребенка зависит изменение соотношения зон принятия и непринятия. Совместно с родителями находятся те факторы, от которых зависит принятие или, наоборот, непринятие ребенка.
- Обсуждается с участниками группы, что значит «язык принятия» и «язык непринятия», говорится о том, что означают:
- оценка поступка («Мне жаль, что ты не поделился с сестрой игрушками») и оценка личности («Ты очень жадный мальчик»);
- временный язык («Сегодня у тебя это задание не получилось») и постоянный язык («У тебя никогда ничего не получается как следует»);
• невербальные проявления «языка принятия и непринятия» (улыбка, взгляды, жесты, интонации, позы). [9]
В ходе выполнения таких упражнений важно акцентировать внимание родителей на том, что между согласием и принятием есть различия.
2. Обращение к детскому опыту. Опыту переживания своих чувств.
3. Обращение к чувствам родителя, часто не осознаваемых. Что происходит со взрослым, когда он встречается с эмоциями ребенка, что двигает им, что приходится запрещать, говорить «нельзя» ярким эмоциональным проявлениям.
4. Выявление подлинных желаний, спрятанных за стремлением к послушанию или безразличием.
5. Определение границ и запретов. Подавление активности. Встреча желания с реальностью, которая делает его невозможным.
6. В работе родителям предлагается составить свой собственный список установок и попытаться найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может "всплыть" в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребёнка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий. Научиться отличать свои проблемы от проблем ребенка — очень важный элемент тренинга.
Приведу пример тренинга с родителями и детьми под названием «Проект - Безопасное детство», который проводился совместно с воспитателем группы старшего дошкольного возраста.
Этот год мы решили посвятить теме «Семьи».
Цель проекта: Способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребенком.
Тематическое планирование.
Таблица 3.
Месяц | Тема | Мероприятия |
Январь | Знакомство | Родительское собрание «Безопасное детство» Семейный альбом. Начало. |
Февраль | Я и моя семья | Тренинг «Мир детства» Игра «Цветик-семицветик» |
Март | Я и Мама | Игра - пантомима «Как мама наряжается» Рисунок «Моя мама» |
Апрель | Я и Папа | Тренинг «Я тебе доверяю» Рисунок «Безопасные выходные с папой» |
Май | Мамапапия | Игра «Один день из жизни взрослого» Семейный альбом. Продолжение. |
Каждый месяц посвящен отдельным членам семьи, в котором проводилась совместная работа либо с мамой и ребенком, либо с папой и ребенком.
На первом занятии мы предложили родителям с детьми создать семейный альбом, целью которого было посмотреть отношение к семье участников на начало проекта. В конце учебного года семьям, участвующим в проекте, было предложено дополнить свой альбом (включить все свои впечатления, полученные во время совместных мероприятий; изменения, которые произошли в семье за эти месяцы).
На протяжении 4 месяцев нашей работы, мы заметили в семьях наших воспитанников изменения. Дети и родители стали более отзывчивыми, стали с пониманием относится друг к другу и появилась большая заинтересованность родителей в успехах детей, их эмоциональном состоянии и благополучии. Проект помогает родителям понимать собственные методы воспитания, взглянуть на себя и на ребенка со стороны.
Отдельно посвящаю работу родительским установкам как фактору нарушений в системе детско-родительских отношений.
Под родительскими установками понимается система или совокупность, родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним.
В отличие от сформировавшейся личности, ребёнок 3-4 лет не владеет психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.
Установки возникают повседневно. Одни случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведения и чувства.
Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.
Негативные родительские установки более разнообразны и субъективны. Часто от родителей можно услышать подобные фразы:
Я сейчас занят (а)…
Посмотри, что ты натворил!!!
Как всегда неправильно!
Когда же ты научишься!
Сколько раз тебе можно повторять!
Ты сведёшь меня с ума!
Что бы ты без меня делал!
Вечно ты во всё лезешь!
Уйди от меня!
Встань в угол!
Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка «Ты всё можешь» победит установку «Неумеха, ничего у тебя не получается», но только в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т.д.). В Приложении 1 приведена таблица наиболее часто встречающихся негативных родительских установок.
Естественно, список установок может быть значительно больше. Родителям предлагается составить свой собственный и попытаться найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может «всплыть» в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребёнка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.
2.2.3 Кроме работы в тренинге я выделяю отдельно – работу в паре – «родитель – ребенок».
При работе с детьми часто выявляется проблема эмоционального принятия. В повседневной жизни это связано с проведением совместного досуга родителей и детей. Поэтому при работе с парой необходимы формы и методы работы с родителями и детьми, предметом которых должен быть процесс между ребенком и родителем с поддержанием саморегуляции в системе «родитель-ребенок». В этом случае акцент делается не только на восприятии себя, но и на восприятии другого. Не только на осознании своих эмоций и действий, но и распознавании и дифференциации эмоций и действий другого человека. И для этого есть многообразие вариантов совместной деятельности: рисование, моделирование, конструирование, разыгрывание сюжетов, игры по правилам и другие виды совместных действий, которые требуют учитывать присутствие другого человека, где ребенок равноценный и равноправный участник психологического процесса.
Несколько правил, которые необходимо соблюдать:
- Сохранять нейтральную позицию. В нарушенных взаимоотношениях нет правых и виноватых, есть – страдающие.
- Психолог – организатор процесса, активное лицо, определяющее правила игры. Необходимо уметь брать власть (задавать рамки и правила).
- Использование я-высказываний.
- Запреты на советы, упреки, угрозы.
- Исходить из целей, а не имеющихся в арсенале методик.
Основная работа с парой строится на совместном действии, в ходе которого проявляются особенности склада личности и отношения к ребенку и родителю. Мне важен контакт, отношения между родителем и ребенком.
Мне бы хотелось обозначить несколько методик, которые не требуют фундаментальной психотерапевтической подготовки и их можно использовать в работе с различными случаями.
Например, при психосоматических проявлениях подавления желаний и эмоций (кашель, энурез и т.д.) полезна совместная работа родителя с ребенком - игра «в принцессу» - проективная методика - выявление желаний с включением героев – выполняющих эти желания в игровой форме. Цель – возможность приобретения нового опыта и перенесения его в другие, неигровые ситуации общения с мамой. Выбираем объект – (волшебный камешек, игрушка) – который может выполнять желания. Ребенок – маленькая принцесса, которая живет во дворце. Какой он, что вокруг. И тд… Например когда кашель сдавливает «я хочу», проговаривание, давание голоса желаниям и чувствам – дает возможность расслабление мышц, снижение напряжения.
Основные этапы работы с желаниями:
- Разговор о желаниях, о возможности высказывания своих желаний.
- Исследование окружающей среды, выделение предметов желаний.
- Узнавание предмета потребности, осознание потребности.
- Встреча с реальностью, переживание возможности или невозможности осуществления желания.
- Выбор и обсуждение реального способа действия, адекватного ситуации.
Иногда это может быть вызвано реальными обстоятельствами, когда ребенок хочет луну с неба, и даже самый любящий родитель не в силах удовлетворить это желание, чувствуя себя виноватым. Переживание, возникающее в этот момент, может быть достаточно острым, в нем может быть и печаль и злость. Ребенку требуется определенный положительный опыт признания и возможности удовлетворения его желаний. Для ребенка важно встретиться с искренним и честным присутствием взрослого.
Как результат такого взаимодействия - снижение тревоги, обиды, удовлетворение от игры и общения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Такой подход к работе с родителями и детьми позволяет достичь устойчивых положительных результатов:
- повышению психологической и педагогической грамотности родителей;
- повышению осознанности;
- расширению кругозора;
- формированию родительской позиции;
- решению проблем воспитания и обучения детей;
- активному участию родителей в деятельность дошкольного учреждения. Активность родителей повысилась и составляет 85%, где во многих мероприятиях они сами проявляют инициативу.
Таким образом, очевидно, что сложившаяся система работы в данном направлении способствует объединению педагогов, родителей и детей на основе общих интересов, привлекает взрослых к проблемам детей. Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка.
Мы часто исходим из положения, что дети должны нас и окружающий мир понимать так же, как взрослые, но это величайшее заблуждение. Дети делают свои выводы, учитывая при этом не только то, что мы им говорим, но и то, что мы при этом делаем, как ведем себя с другими людьми. Наш личный пример является подчас более воспитывающим, чем любые нравоучения. [9]
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Баева, И.А., Волкова, Е.Н., Лактионова, Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: Учебное пособие / Под ред. И.А. Баевой. – М.: Экон-Информ, 2009.
- Гиппенрейтер Ю. Общаться с ребенком. Как? – М.: ЧеРо, 1998.
- Дошкольное воспитание. №8, 2004.
- Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. / Доронова Т.Н., Соловьева Е.В. 2001
- Ждакаева Е. И. Тропинка к счастливой семье. Коррекция детско-родительских отношений через сказку, игру, рисунок / Е. И. Ждакаева. – СПб. : Речь, 2011.
- Кипнис М.Ш. Тренинг семейных отношений (2 часть) - М. Ось-89, 2006.
- Ларечина Е.В. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка. – СПб.: Речь. 2004.
- Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. Изд-во: ЭКСМО., 2005.
- Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2005.
- Семейная психология. Хрестоматия./ Э.Г. Эйдемиллер, Н.В. Александрова. – СПб.: Речь, 2007.
- Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина – М., Педагогика, 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
система работы психолога в д/с
крткая информация о работе психолога в д/с, выдержки из основной общеобразовательной программы учреждения....
система работы психолога в д/с
крткая информация о работе психолога в д/с, выдержки из основной общеобразовательной программы учреждения....
Система работы по формированию знаний о живой природе и воспитание осознанно-бережного отношения к ней
Формирование экологической культуры надо начинать с дошкольного возраста....
«Место динамометрии и логоритмики в системе работы по физическому воспитанию детей с нарушением зрения »
Организация физкультурно-оздоровительных мероприятий и работа педагога с дошкольниками со зрительной патологией. В результате педагогу коррекционного учреждения для построения процесса физического вос...
Взаимодействие коррекционного и психолого-педагогического воздействия в системе работы учителя-дефектолога с дошкольниками, имеющими нарушение зрения.
Описан алгоритм совместной деятельности учителя-дефектолога и педагога-психолога при работе с детьми с нарушением зрения...
Выступление психолога на родительском собрании в средней группе Тема: «ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ»
Аудитория: родители детей, посещающих среднюю возрастную группу детского сада.Цель: формировать у родителей умения выстраивать оптимальные детско-родительские отношения.Задачи:- познакомить родителей ...
Система работы воспитателя старшей группы по профилактике ДТП
Система работы воспитателя старшей группы по профилактике ДТП...