Система работы воспитателя с родителями дошкольников
статья
Система работы воспитателя с родителями дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы воспитателя с родителями дошкольников
Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе педагогу не обойтись. Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада. Поэтому необходим единый курс на создание единого образовательного пространства как в семье, так и в ДОУ.
В последние годы отмечается заинтересованность родителей во всестороннем развитии и образовании своих детей. Поэтому работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Только в сотрудничестве педагогов с родителями можно решать проблемы разностороннего развития ребёнка, в частности интеллектуального, не пренебрегать потребностями детства.
В.А. Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу. Цели и задачи семьи и детского сада совпадают. Обе стороны желают по окончании детского сада получить одинаковый результат: здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно продолжить свое образование в школе.
В процессе взаимодействия детского сада и семьи лежит принцип открытости ДОУ обществу, дающий возможность обоснования знакомства родителей с программами и условиями организации образовательного процесса в ДОУ, а также адаптации программного материала для родителей.
При этом условиями гармонизации отношений педагога и родителей служат следующие принципы работы педагога с семьёй:
– соблюдение прав и свобод ребёнка;
– тактичность и соблюдение прав родителей на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребёнка;
– правильная оценка достоверности информации, полученной в процессе исследования семьи;
– понимание неизбежности субъективности точки зрения педагога;
– учёт запросов родителей в планировании и осуществлении педагогической деятельности.
Система воспитания детей должна быть ориентирована на личностные, индивидуальные, возрастные особенности ребёнка. В первую очередь нужно создать атмосферу тепла, уюта и любви в группе. Основная задача – заслужить доверие ребёнка и родителей.
Для того чтобы обрести в лицах родителей ребёнка союзников, следует настроиться на диалог, а не на поучение. Свою работу целесообразно начинать со знакомства с семьями воспитанников. С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка можно использовать анкетирование «Сотрудничество детского сада и семьи», беседы. В беседе необходимо внимательно выслушивать пожелания родителей по вопросам питания, сна, одежды, выяснять, к каким игрушкам, играм, книгам ребёнок проявляет больше всего интерес. Как показал опрос родителей и анкетирование, большинство некомпетентны в вопросах психического развития детей. Наблюдения за стилем общения родителей с детьми, за реакцией детей на встречи с родителями показали, что для родителей представляют интерес такие темы, как воспитание послушания у детей, культуры поведения, проблема детской игры, страхов, агрессивности, раннего обучения. Есть темы, актуальные для всех категорий родителей (например, особенности того или иного возрастного периода), которые сформулированы таким образом: «Знаете ли вы своего ребёнка?», «Как научиться понимать своего ребёнка». Родителей интересует вопрос: «Что должен знать и уметь ребёнок в определённом возрасте?». Важными для рассмотрения с родителями являются такие темы, как: «Развитие речи», «Подготовка к школе» и другие. Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
В работе по вовлечению родителей в совместную деятельность эффективны традиционные формы: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные – и нетрадиционные формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные.
Можно выделить критерий – «включенность» родителей в образовательный процесс. Этот критерий отражает количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.
Также можно выделить качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.
Такой анализ позволяет выделить три группы родителей:
– родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения;
– родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации;
– родители – критические наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же». Такой анализ дает возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.
Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа педагогов ДОУ (воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равно ответственными участниками образовательного процесса. В ДОУ работает местное радио «Дошколёнок», каждое утро детей встречает весёлая, бодрая музыка и детские песни. А в праздники и торжества (День дошкольного работника; День матери; Новый год; спортивные праздники; День именинника; Восьмое Марта; День защитника Отечества) дети с удовольствием читают стихи по радио в микрофон, как настоящие артисты, а все родители и коллектив слушают и хвалят детей, у всех поднимается настроение с утра. Материал для выступлений и стихи я готовлю заранее и затем разучиваю с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/24/picture-389937-1390557750.jpg)
Физическое воспитание дошкольников как система работы воспитателя
Статья описывает:1. Социально-педагогическую значимость физического воспитания в дошкольном возрасте2. Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста3. Организа...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/14/picture-593338-1423897315.jpg)
Анкета для воспитателей «Моя система работы по нравственному воспитанию дошкольников»
Данный материал может понадобиться воспитателям и старшим воспитателям ДОУ....
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/31/picture-614682-1441001732.jpg)
Особенности работы воспитателя с родителями дошкольников, имеющих речевые нарушения
Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм вз...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/17/picture-543070-1579274606.jpg)
Доклад на ГМО «Взаимосвязь работы воспитателя с родителями дошкольников с ограниченными возможностями здоровья».
Взаимосвязь работы воспитателя с родителями дошкольников с ограниченными возможностями здоровья...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/30/picture-1310251-1612012007.jpg)
«СИСТЕМА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ» (из опыта работы)
СИСТЕМА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ(ОПЫТ РАБОТЫ) Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Поэтому процесс речевог...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/26/picture-1165891-1569495936.jpg)
СИСТЕМА РАБОТЫ ВОСПИТАЛЕЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Система взаимодействий педагога с родителями по ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/13/picture-1371415-1639360939.jpg)
Система работы воспитателя с родителями дошкольника
Система работы воспитателя с родителями дошкольника...