Система работы воспитателя с родителями дошкольников
статья

Система работы воспитателя с родителями дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_vospitatelya_s_roditelyami_doshkolnikov.docx17.54 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы воспитателя с родителями дошкольников

Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе педагогу не обойтись. Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада. Поэтому необходим единый курс на создание единого образовательного пространства как в семье, так и в ДОУ.

В последние годы отмечается заинтересованность родителей во всестороннем развитии и образовании своих детей. Поэтому работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Только в сотрудничестве педагогов с родителями можно решать проблемы разностороннего развития ребёнка, в частности интеллектуального, не пренебрегать потребностями детства.

В.А. Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу. Цели и задачи семьи и детского сада совпадают. Обе стороны желают по окончании детского сада получить одинаковый результат: здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно продолжить свое образование в школе.

В процессе взаимодействия детского сада и семьи лежит принцип открытости ДОУ обществу, дающий возможность обоснования знакомства родителей с программами и условиями организации образовательного процесса в ДОУ, а также адаптации программного материала для родителей.

При этом условиями гармонизации отношений педагога и родителей служат следующие принципы работы педагога с семьёй:

– соблюдение прав и свобод ребёнка;

– тактичность и соблюдение прав родителей на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребёнка;

– правильная оценка достоверности информации, полученной в процессе исследования семьи;

– понимание неизбежности субъективности точки зрения педагога;

– учёт запросов родителей в планировании и осуществлении педагогической деятельности.

Система воспитания детей должна быть ориентирована на личностные, индивидуальные, возрастные особенности ребёнка. В первую очередь нужно создать атмосферу тепла, уюта и любви в группе. Основная задача – заслужить доверие ребёнка и родителей.

Для того чтобы обрести в лицах родителей ребёнка союзников, следует настроиться на диалог, а не на поучение. Свою работу целесообразно начинать со знакомства с семьями воспитанников. С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка можно использовать анкетирование «Сотрудничество детского сада и семьи», беседы. В беседе необходимо внимательно выслушивать пожелания родителей по вопросам питания, сна, одежды, выяснять, к каким игрушкам, играм, книгам ребёнок проявляет больше всего интерес. Как показал опрос родителей и анкетирование, большинство некомпетентны в вопросах психического развития детей. Наблюдения за стилем общения родителей с детьми, за реакцией детей на встречи с родителями показали, что для родителей представляют интерес такие темы, как воспитание послушания у детей, культуры поведения, проблема детской игры, страхов, агрессивности, раннего обучения. Есть темы, актуальные для всех категорий родителей (например, особенности того или иного возрастного периода), которые сформулированы таким образом: «Знаете ли вы своего ребёнка?», «Как научиться понимать своего ребёнка». Родителей интересует вопрос: «Что должен знать и уметь ребёнок в определённом возрасте?». Важными для рассмотрения с родителями являются такие темы, как: «Развитие речи», «Подготовка к школе» и другие. Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

В работе по вовлечению родителей в совместную деятельность эффективны традиционные формы: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные – и нетрадиционные формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные.

Можно выделить критерий – «включенность» родителей в образовательный процесс. Этот критерий отражает количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.

Также можно выделить качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.

Такой анализ позволяет выделить три группы родителей:

– родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения;

– родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации;

– родители – критические наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же». Такой анализ дает возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа педагогов ДОУ (воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равно ответственными участниками образовательного процесса. В ДОУ работает местное радио «Дошколёнок», каждое утро детей встречает весёлая, бодрая музыка и детские песни. А в праздники и торжества (День дошкольного работника; День матери; Новый год; спортивные праздники; День именинника; Восьмое Марта; День защитника Отечества) дети с удовольствием читают стихи по радио в микрофон, как настоящие артисты, а все родители и коллектив слушают и хвалят детей, у всех поднимается настроение с утра. Материал для выступлений и стихи я готовлю заранее и затем разучиваю с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физическое воспитание дошкольников как система работы воспитателя

Статья описывает:1. Социально-педагогическую значимость физического воспитания в дошкольном возрасте2. Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста3. Организа...

Анкета для воспитателей «Моя система работы по нравственному воспитанию дошкольников»

Данный материал может понадобиться воспитателям и старшим воспитателям ДОУ....

Особенности работы воспитателя с родителями дошкольников, имеющих речевые нарушения

Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм вз...

Доклад на ГМО «Взаимосвязь работы воспитателя с родителями дошкольников с ограниченными возможностями здоровья».

Взаимосвязь работы воспитателя  с родителями дошкольников с ограниченными возможностями здоровья...

«СИСТЕМА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ» (из опыта работы)

СИСТЕМА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ(ОПЫТ РАБОТЫ) Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Поэтому процесс речевог...

СИСТЕМА РАБОТЫ ВОСПИТАЛЕЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Система взаимодействий педагога с родителями по ФГОС...

Система работы воспитателя с родителями дошкольника

Система работы воспитателя с родителями дошкольника...