Формирование представлений о труде взрослых детям дошкольного и младшешкольного возраста
статья (средняя группа)

Тажева Асият Аркадьевна

Формирование представлений о труде взрослых

 

Введение

 Одним из важных начал воспитания гражданина представляется воспитание человека-труженика, основное качество которого - трудолюбие. Осознание труда как условие развития человека лежит в основе осознания себя как гражданина Отечества. Одной из основных форм работы по формированию этих качеств является ознакомление детей с трудом взрослых.

   «Буду трудиться, чтобы всем пригодиться!»

         Важным аспектом в воспитании гражданственности у дошкольников - осознание гражданских прав и обязанностей, готовность ребенка действовать позитивно по отношению к окружающим людям, способность понять свои права и обязанности и, руководствуясь ими, действовать на пользу Родине и народу. В связи с этим очень важно дать детям представление, для чего трудятся люди. Наши наблюдения показали, что большинство детей не осознают значимости трудовой деятельности для производства товаров и услуг, называя основной целью труда деньги. Поэтому необходимо особо подчеркнуть роль ознакомления с общественной направленностью труда, его социальной значимостью.

        Особенность воспитания гражданина нашего Отечества - его многонациональный характер. Учет национальных особенностей в гражданском воспитании имеет особое значение, поэтому необходимо приобщать детей к национальным культурам и историческим традициям народов. Знакомясь с профессиями людей родного края,  об условиях, в которых приходится трудиться людям. Рассуждая на тему, почему та или иная профессия становится национальной, дети выясняют, что это может быть связано с особенностями климатических условий, географического положения, наличия определенных ресурсов в этом крае. Таким образом, мы воспитываем толерантное отношение ко всем людям, живущим в нашем крае, что является неотъемлемой частью гражданского воспитания.

 В наше время появляются новые профессии и исчезают старые. Причины появления новых профессий - высокий темп современной жизни, развитие информационных технологий. Общество требует развития особой гражданской позиции - социально-активного типа личности. В связи с этим встает необходимость ознакомления дошкольников с современными профессиями.                        

      Ребенка, бесспорно, привлекает мир взрослых людей. Дошкольник еще неосознанно видит во взрослом человеке перспективу собственного развития, как личностных качеств, так и деловых. Поэтому очень важно, чтобы образцом для подражания были близкие, реальные взрослые, со своими привлекательными, лучшими чертами, необходимыми умелому, творческому, деловому человеку, на которые ребенок может ориентироваться, определяя и выбирая свои моральные представления, формируя понимание важности труда, как для самого человека, так и для окружающих. 

      Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду. Одновременно решается задача воздействовать и на поведение детей — вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно.
Естественно, возникает вопрос: как же добиться воспитательной эффективности при ознакомлении детей с трудом взрослых? Трудовая деятельность взрослых, которую дети могут непосредственно наблюдать, обычно оказывает более действенное влияние. Живые и достаточно привлекательные примеры скорее вызывают подражание.

 

 

 

1 Формирование представлений детей о труде взрослых

Одним из путей формирования у ребенка стремления к трудовой деятельности является ознакомление с трудом взрослых. Сюда включаются элементарные знания о труде окружающих ребенка людей, видах и орудиях труда, труде людей на фабриках, заводах, в сельском хозяйстве. Знания о трудовой деятельности людей являются центральным звеном знаний о социальной действительности. Эти знания имеют решающее значение в социализации личности ребенка. Они обеспечивают понимание задач общества и каждого человека. Знания о труде людей и понимание значения трудовой деятельности обусловливают развитие социальной перцепции, интереса к трудовой деятельности, положительного отношения к труду и его результатам уже в детском возрасте.

Знания о мотивах, направленности труда регулируют поступки детей, перестраивают их отношение к собственному труду, к труду взрослых, а также к предметам, созданным людьми.

Формирование у детей правильных представлений о труде взрослых, привитие интереса и уважения к людям труда, положительного эмоционального отношения к трудовой деятельности окружающих людей - важнейший компонент психологической готовности к труду.[7, c. 56]

На протяжении всего дошкольного детства в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования осуществляется ознакомление детей с различ-ными видами трудовой деятельности, с различными профессиями. Сначала детей знакомят с трудом работников детского сада, затем с трудом людей в ближайших учреждениях и предприятиях, причем в каждой новой возрастной группе предусматривается рассмотрение и уточнение знаний по отдельным профессиям. Ребенок-дошкольник обладает высоким уровнем познавательной активности и очень рано начинает интересоваться трудовой деятельностью людей. Жизнь ребенка протекает в определенной социальной среде, в которой он ежедневно имеет возможность наблюдать труд взрослых, накапливать впечатления, а затем в играх и в быту стремится подражать взрослым. Поощрение этого интереса, утоление жажды знаний о труде взрослых, создание условий для получения максимального объема такой информации и наиболее эффективного ее усвоения имеет первостепенное значение. Знания о профессиях дети получают от родителей, воспитателей, старших братьев и сестер, дедушек и бабушек и других членов семьи, от сверстников, из собственных наблюдений, а также с помощью средств массовой информации (кино, радио, телевидения, литературы и т. п.). У

Старшие дети знакомы с различными видами труда (производст-венным, сельскохозяйственным, в сфере обслуживания и т. п.). В перечне профессий, известных детям, выделено более 90 наименований. Каждый ребенок знает от 4 до 13 профессий. Бесспорно, это не означает, что о каждой названной профессии ребенок имеет исчерпывающие представления, однако такой широкий диапазон наименований убедительно демонстрирует огромную заинтересованность детей трудовой сферой человека.
Наиболее популярными являются профессии системы «человек - техника», и в первую очередь водителя различных видов транспорта - легкового, грузового, железнодорожного, а также различных видов сельскохозяйственных машин (шофер, машинист, тракторист, комбайнер и т. п.); строительные специальности (сварщик, крановщик, бульдозерист, экскаваторщик, столяр, слесарь, маляр и др.); военные - летчик, танкист, ракетчик, вертолетчик, космонавт; а также различные рабочие профессии - грузчик, кочегар, механик, шахтер, ткачиха, оптик, полировщик, полиграфист и др.

На втором месте профессии системы «человек-человек»: врач, воспитатель, няня, музыкальный руководитель, учитель, продавец, повар,

медсестра, милиционер и др.

Хорошо знакомы детям профессии системы «человек - природа»: садовник, дрессировщик, хлебороб, рыбак.

И только 10,6% наименований обозначают профессии системы «человек - художественный образ». Каждая из выделенных профессий называлась один раз, исключение составляют профессии артиста цирка, балерины, музыканта. Часто наименование профессии дети заменяют названием предприятия или учреждения (в зоопарке, на ферме, на заводе, где делают игрушки, где делают магу, в магазине) или наименованием должности - директор, начальник цеха, капитан корабля и т. п.[1, c. 71]

Дети легко называют и трудовые действия, раскрывая последовательно весь процесс труда. Например, водитель - «проверяет мотор и колеса, включает зажигание, держит руль, следит за дорогой, едет, куда надо»; аквалангист - «опускается на дно, берет баллоны с воздухом, изучает морские глубины, все рассматривает, плавает, стреляет»; воспитатель - «учит детей хорошему, занимается с ними, водит на прогулку, проводит музыкальные занятия, рассказывает все, чтобы дети были умными».[1, c. 78]

Более сложной задачей является вычленение результатов труда. Многие дети смешивают результат с процессом труда (милиционер - «задерживает нарушителей », врач - «лечит людей», воспитатель - «воспитывает детей»). Самостоятельная дифференцировка этих компонентов структуры образа трудового процесса затруднена, особенно в тех профессиях, где результат не представлен наглядно. Общественную значимость результатов труда различных профессий дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста понимают в основном правильно, знают, зачем нужна работа воспитателя и врача, шофера и строителя. Трудность представляют знания, которые нельзя сообщить непосредственно в Жизненной ситуации. Дети, живущие в городе, имеют, как правило, недостаточно конкретные сведения о труде и жизни людей в деревне. Их представления о сельскохозяйственных видах труда крайне общие, а порой и ошибочные.

Огромную роль в формировании правильных представлений о труде играет семья. В семье создается наиболее благоприятная обстановка для выполнения задач трудового воспитания детей. Ребенок видит, как родители и другие члены семьи проявляют интерес к трудовым успехам друг друга, помогают друг другу полезными советами, восхищаются передовыми людьми нашей страны. Дети повседневно видят трудовой пример старших у себя дома. Во многих семьях с первых лет жизни ребенка труд используется как средство формирования тех нравственных черт личности, которые характерны для нашего общества. Все услышанное и увиденное ребенком вообще (а тем более от отца и матери), как положительный, так и отрицательный их пример, - все это находит благоприятную почву в душе ребенка и рано или поздно дает свои всходы. А. С. Макаренко писал, что дети, которые не прошли в семье никакого трудового опыта, не могут получить хорошей квалификации, их постигают различные неудачи, они бывают плохими работниками. Чем старше ребенок, тем больше у него опыт собственной трудовой деятельности, тем выше его интерес к труду взрослых, и особенно к труду родителей.[3, c. 45]

Большинство детей знают наименование предприятия или учреждения, где работают родители. Некоторые дети наименование предприятия заменяют недифференцированным «на работе» или названием должности отца или матери.

Определяя содержание труда родителей, большинство детей вычленяют отдельные трудовые действия: водит машину, собирает приборы, стирает белье, печатает на машинке и т. п. Некоторые дети названия трудовых действий заменяют конечным продуктом деятельности.

Основным источником, из которого дети черпают знания о труде родителей, является непосредственное восприятие их работы. У детей старшего детского возраста сформировано определенное отношение к степени трудности работы родителей. Большинство детей считают, что отцу и матери трудно на работе (трудно потому, что долго работают, выполняют большой объем работы, работают в сложных, иногда опасных условиях, устают от шума станков и т. п.). Многие дети связывают с трудностями в работе эмоциональное состояние родителей.

Представления детей о труде родителей гораздо беднее, чем о труде людей, профессию которых дети считают самой интересной. Обнаружена зависимость уровня представлений о труде родителей от источника информации. Самый высокий уровень имеют дети, у которых была возможность непосредственно наблюдать за работой отца и матери и слышать от них самих рассказы о своей работе. Под влиянием целенаправленной работы детского учреждения дети лучше осознают значение трудовой деятельности в жизни каждого человека, в том числе и своих родителей. Они начинают понимать, что мать и отец трудятся не только для того, чтобы содержать семью. Для старших детей и школьников успехи родителей становятся даже предметом гордости. Очень важно правильное отношение родителей к тому, что дети интересуются их работой, проявляют любопытство, хотят знать, что делают папа и мама на работе. Отсутствие такой информации обедняет представление ребенка и в какой-то мере ущемляет его, лишая возможности с такой же гордостью говорить о родителях, как другие дети. Кроме того, когда ребенок слышит, что взрослые постоянно делятся в семье своими производственными заботами, что трудовая деятельность приносит им удовлетворение, для него становится желанным участие в труде.[3, c. 49]

Таким образом, основными средствами формирования психологической готовности ребенка к труду являются ознакомление с трудом взрослых, его результатами и организация доступной детям трудовой деятельности, соответствующей их возрастным и индивидуальным возможностям. Содержание и методы обучения определяются в детском саду программой учебно-воспитательной работы, а в семье - особенностями домашнего уклада, образа жизни и всей совокупностью представлений родителей о ценности человеческого труда.

 

 

  1. Формы и методы формирования у детей представлений о труде взрослых

В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении трудового воспитания: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей. Поэтому необходимо найти пути и формы приближения к ним труда взрослых, работающих в детском саду, активизировать его влияние на формирование у ребят трудовых навыков, определить условия наиболее действенного влияния примера взрослого, а также наметить принципы, формы и содержание труда взрослых, производимого при детях или совместно с ними. В разрешении вопроса о возможном приближении к детям труда взрослых, о создании таких условий, когда дети могли бы использовать животворные примеры старших, возможны различные пути: приближение детей к труду взрослых, приближение работы взрослых к детям и, наконец, совместная деятельность взрослых и детей. Первый путь широко практикуется в детском саду — это специально организованный на занятиях показ детям труда взрослых, наблюдения. Наблюдения за трудом взрослых в детском саду имеют большое образовательное значение; они уточняют представления детей, пробуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствуют выработке положительного отношения, уважения к их труду. [4, c.34] Признавая ценность специальных наблюдений труда, их все же надо дополнять и более активными средствами воздействия на развитие ребенка. Надо по возможности приблизить труд взрослых к детям. Все то, что возможно с гигиенической и педагогической точки зрения, желательно проделывать в присутствии детей. Труд, который систематически и естественно протекает на виду у детей, обычно привлекает их внимание, возбуждает желание самим действовать, подражая взрослым. Взрослый может активизировать влияние своего примера, вовлекая детей в работу и организуя ее как совместный труд. Сильное влияние на детей, особенно младшего и среднего возраста, оказывает пример труда взрослых в природе (работа в огороде, на поле, уход за животными и растениями уголка природы и т. п). Игры детей показывают, что они по собственной инициативе подражают труд взрослых. Детям 3—4 лет самим трудно еще извлечь полезное из примера деятельности окружающих. Взрослый вовлекает детей в производимый им трудовой процесс, давая им посильные поручения, налаживая элементарное сотрудничество. Когда ребенок 3—4 лет имеет возможность сам активно действовать, он получает более точные и полные представления о труде взрослых, начинает им подражать. Но даже очень хороший пример взрослого не всегда действует на поведение детей в силу неустойчивости их внимания, неумения вычленить важное. Разными способами приходится привлекать внимание ребенка к особенностям действий, выполняемых взрослым в процессе ухода за растениями или животными. Здесь большую роль играет словесное пояснение взрослым своих действий. Слово взрослого помогает ребенку лучше разобраться в характере действий, в смысле работы. Няня моет растение, рядом с ней трудятся дети. Они поглощены своей работой и не замечают действий няни. Она начинает приговаривать: «Хорошо вытру листок и сверху, и с другой стороны, и черенок. Весь, весь листок будет чистый... А теперь другой... Ни один не пропустим». Дети прислушиваются, поглядывают на няню и стараются работать тщательнее. Такое проговаривание весьма значимо в работе с маленькими детьми. Но часто этого косвенного приема недостаточно. Необходимо прямое обращение внимания детей на выполняемое взрослым действие. «Посмотрите — говорит воспитатель,— как тетя Шура вымыла растения на нашем подоконнике, их листья распустились, стали ярче ». «Посмотри, как я держу тряпочку. Вот так надо сметать пыль с листьев». Чем старше дети, тем больше их привлекает труд, протекающий за стенами детского сада. В играх дети подражают действиям и лесничего, и работников поля, и животноводов. Умело организованные наблюдения за этим трудом имеют большое значение для формирования общей трудовой направленности и деятельности самих детей. Наибольшее влияние оказывают постоянно действующие впечатления, наблюдения за трудом, который протекает в ближайшем окружении. В старшем дошкольном возрасте дети проявляют нарастающий интерес к трудовой деятельности, и она в их жизни занимает все большее место, постепенно отделяется от игры. Благодаря этому существенно возрастает значение примера взрослых. На старших детей он может оказывать более сильное воздействие, чем на детей младшего и среднего дошкольного возраста [4, c. 38]. Старших дошкольников можно знакомить со многими видами труда взрослых в природе и привлекать их к посильному участию в этом труде. Коллективные взаимоотношения детей пяти-шести лет крепнут настолько, что становится возможной более разнообразная организация совместной деятельности взрослых и детей. Старшие дошкольники деятельны, активны; наблюдая труд взрослых, они всегда стремятся принять в нем участие, пусть самое ограниченное. Поэтому, имея в виду старшие группы, нужно говорить не о труде взрослых в присутствии детей, а скорее о совместной деятельности с разной степенью участия в ней детей. В старших группах не уменьшается, а усиливается организаторская роль воспитателя, так как труд становится более сложным и в нем участвует одновременно значительное количество детей. Но так как дети стали более умелыми, самостоятельными, организованными, это позволяет воспитателю не только направлять их трудовой процесс, но и самому активно в нем участвовать. Опыт показывает, что педагогически эффективное сочетание активности взрослых и детей при совместном выполнении работы может выступать в разных формах. Воспитатели при ознакомлении детей с трудом взрослых, как правило, пользуются наглядными методами, умело сочетая их со словесными (беседы, чтение художественной литературы и рассказывание, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов, радио - и телепередач); удельный вес последних может повышаться в работе со старшими детьми. В формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться. За последние годы наши детские писатели создали значительное количество произведений о труде. Эти произведения помогают воспитывать у детей интерес, и уважение к труду взрослых, побуждают к подражанию. Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых — наблюдения и экскурсии. Очень важно отобрать для наблюдений такие виды работ, которые ценны в воспитательном отношении, содержание которых доступно для понимания детьми, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых. При ознакомлении детей с трудом очень важно соблюдать постепенность в расширении сведений. Следует иметь в виду, что обилие впечатлений приводит к тому, что дети получают отрывочные, поверхностные сведения, мало воздействующие на формирование правильного отношения к труду, на выработку трудовых навыков и умений. В процессе наблюдений необходимо давать небольшое количество сведений, постепенно их расширяя и углубляя, дополняя известное новыми знаниями, закрепляя старое. Лишь при таком постепенном углублении детей в познаваемое явление возможно выработать у них правильные представления о труде, правильное отношение к нему. Постепенное систематическое расширение представлений особенно важно использовать в работе детских садов сельской местности, а также и городских детских садов, выезжающих на дачу. В конце весны, летом, в начале осени проводят ряд последовательных экскурсий в поле, на луг, животноводческие фермы. Дети наблюдают, как доят коров, разливают молоко, как делают сметану, как отправляют молоко на молочный завод; воспитатели беседуют с детьми о том, как делают масло, сыр. Детей знакомят с выращиванием ржи, пшеницы; ребята могут наблюдать, как готовят почву, как сеют озимые, ухаживают за всходами, убирают хлеб, как молотят; воспитатель беседует о том, как мелют зерно, выпекают хлеб. В результате ряда занятий у детей складываются отчетливые представления об этих видах труда. У детей особенно возрастает интерес к наблюдаемому труду взрослых, если они могут принять в нем хотя бы небольшое участие. Почувствовав радость трудового усилия, ощутив результаты своих действий, они с особой охотой продолжают потом трудиться при выполнении своих небольших обязанностей в детском саду и семье. Какое-то участие детей в труде можно осуществить в процессе многих экскурсий. Так, на птицеферме они могут покормить кур, в телятнике — телят; наблюдая труд на огороде, во фруктовом саду, принять носильное участие в сборе овощей, фруктов. При этом дети приобретают и некоторые знания. Им показывают, как колхозники ухаживают за посевами льна, объясняют, зачем нужно делать прополку, обращают внимание на то, что все делать надо аккуратно, какую траву нужно вытаскивать (обязательно с корнем), показывают, как это делается. Дети охотно выполняют этот посильный и интересный для них труд. Каждый ребенок стремится выполнить работу лучше и сделать больше. После наблюдений и участия в труде у детей изменяется отношение к работе на своем огороде. Они тщательнее пропалывать (обязательно с корнем), показывают, как что делается. Действенным средством получения и закрепления знаний о труде взрослых являются игры. В дошкольном учреждении дети могут играть, например, в ролевую игру «Ветеринарная клиника», выполняя роли врачей, которые ухаживают и помогают больным животным. В современной методической литературе представлено немало дидактических игр, направленных на ознакомление детей с трудом взрослых в природе.

 

 

Заключение

 

Как и любое другое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания, процессе сложном и многогранном, требующем от воспитателей большого терпения, определенных знаний возрастной психологии ребенка. Личность человека неповторима в своей индивидуальности. Отсюда все трудности, но в этом и ключ к их пониманию.

Любая наша деятельность всегда целенаправленна, всегда вызвана определенными мотивами, которые внутренне побуждают нас совершать какие-то поступки, выполнять ту или иную работу. Но можно хорошо трудиться и быть безнравственным человеком. И когда говорят, что любой труд облагораживает, наверное, это не совсем верно.

Воспитывая в детях привычку к труду, мы должны помнить не только о том, чтобы они выросли трудолюбивыми, но и чтобы побуждающие их к деятельности мотивы были высоконравственными. Потому что только высокие мотивы заставляют нас ставить большие и серьезные задачи в жизни, помогают справиться с временными неудачами, преодолевать трудности.

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.

Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и словарь. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Васильева, М. А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

[Текст]: методическое пособие / М. А. Васильева. – М. : Просвещение,

2010. – 289 с.

  1. Вазина, К. Я. Воспитание целенаправленности в трудовой деятельности

[Текст] : учебное пособие / К. Я. Вазина. – М. : Просвещение,2011. – 123 с.

  1. Година, Г. Н. Нравственное воспитание детей в совместной трудовой

деятельности [Текст]: пособие для воспитателей детского сада / Г. Н.

Година. – М. : Просвещение, 2012. – 301 с.

  1. Диалоги о воспитании [Текст] / под ред. В. Н. Столетова. - М.:

Педагогика, 2011. – 123 с.

  1. Захаров, Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников [Текст] /

Н. Н. Захаров. – М., Педагогика, 2012. – 223 с.

  1. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения

[Текст] / Е. А. Климов. – Ростов н/Д, 2013. – 112 с.

  1. Кондрашов, В. П. Введение дошкольников в мир профессий [Текст] :

учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов. – Балашов: Изд-во

"Николаев", 2012. – 125 с.

  1. Логинова, В. И. Формирование представлений о труде взрослых [Текст] /

В. И. Логинова, Л. А. Мишарина // Дошкольное воспитание. – 2013. – №

9. – С. 23-27.

9. Маркова, Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников [Текст] / Т. А. Маркова. – М.: Педагогика, 2010. – 156 с.

10. Нечаева, В. Г. Воспитание дошкольников в труде [Текст]: пособие для воспитателей детских садов / В. Г. Нечаева. – М. : Педагогика, 2011. – 231 с.

11. Черкова, Н. Н. В мире профессий [Текст] : методическое пособие /

Черкова, Н. Н. – М. : Наука, 2012. – 132 с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_4.docx27.61 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование представлений о труде взрослых

Введение

 Одним из важных начал воспитания гражданина представляется воспитание человека-труженика, основное качество которого - трудолюбие. Осознание труда как условие развития человека лежит в основе осознания себя как гражданина Отечества. Одной из основных форм работы по формированию этих качеств является ознакомление детей с трудом взрослых.

   «Буду трудиться, чтобы всем пригодиться!»

         Важным аспектом в воспитании гражданственности у дошкольников - осознание гражданских прав и обязанностей, готовность ребенка действовать позитивно по отношению к окружающим людям, способность понять свои права и обязанности и, руководствуясь ими, действовать на пользу Родине и народу. В связи с этим очень важно дать детям представление, для чего трудятся люди. Наши наблюдения показали, что большинство детей не осознают значимости трудовой деятельности для производства товаров и услуг, называя основной целью труда деньги. Поэтому необходимо особо подчеркнуть роль ознакомления с общественной направленностью труда, его социальной значимостью.

        Особенность воспитания гражданина нашего Отечества - его многонациональный характер. Учет национальных особенностей в гражданском воспитании имеет особое значение, поэтому необходимо приобщать детей к национальным культурам и историческим традициям народов. Знакомясь с профессиями людей родного края,  об условиях, в которых приходится трудиться людям. Рассуждая на тему, почему та или иная профессия становится национальной, дети выясняют, что это может быть связано с особенностями климатических условий, географического положения, наличия определенных ресурсов в этом крае. Таким образом, мы воспитываем толерантное отношение ко всем людям, живущим в нашем крае, что является неотъемлемой частью гражданского воспитания.

 В наше время появляются новые профессии и исчезают старые. Причины появления новых профессий - высокий темп современной жизни, развитие информационных технологий. Общество требует развития особой гражданской позиции - социально-активного типа личности. В связи с этим встает необходимость ознакомления дошкольников с современными профессиями.                        

      Ребенка, бесспорно, привлекает мир взрослых людей. Дошкольник еще неосознанно видит во взрослом человеке перспективу собственного развития, как личностных качеств, так и деловых. Поэтому очень важно, чтобы образцом для подражания были близкие, реальные взрослые, со своими привлекательными, лучшими чертами, необходимыми умелому, творческому, деловому человеку, на которые ребенок может ориентироваться, определяя и выбирая свои моральные представления, формируя понимание важности труда, как для самого человека, так и для окружающих. 

      Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду. Одновременно решается задача воздействовать и на поведение детей — вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно.
Естественно, возникает вопрос: как же добиться воспитательной эффективности при ознакомлении детей с трудом взрослых? Трудовая деятельность взрослых, которую дети могут непосредственно наблюдать, обычно оказывает более действенное влияние. Живые и достаточно привлекательные примеры скорее вызывают подражание.

1 Формирование представлений детей о труде взрослых

Одним из путей формирования у ребенка стремления к трудовой деятельности является ознакомление с трудом взрослых. Сюда включаются элементарные знания о труде окружающих ребенка людей, видах и орудиях труда, труде людей на фабриках, заводах, в сельском хозяйстве. Знания о трудовой деятельности людей являются центральным звеном знаний о социальной действительности. Эти знания имеют решающее значение в социализации личности ребенка. Они обеспечивают понимание задач общества и каждого человека. Знания о труде людей и понимание значения трудовой деятельности обусловливают развитие социальной перцепции, интереса к трудовой деятельности, положительного отношения к труду и его результатам уже в детском возрасте.

Знания о мотивах, направленности труда регулируют поступки детей, перестраивают их отношение к собственному труду, к труду взрослых, а также к предметам, созданным людьми.

Формирование у детей правильных представлений о труде взрослых, привитие интереса и уважения к людям труда, положительного эмоционального отношения к трудовой деятельности окружающих людей - важнейший компонент психологической готовности к труду.[7, c. 56]

На протяжении всего дошкольного детства в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования осуществляется ознакомление детей с различ-ными видами трудовой деятельности, с различными профессиями. Сначала детей знакомят с трудом работников детского сада, затем с трудом людей в ближайших учреждениях и предприятиях, причем в каждой новой возрастной группе предусматривается рассмотрение и уточнение знаний по отдельным профессиям. Ребенок-дошкольник обладает высоким уровнем познавательной активности и очень рано начинает интересоваться трудовой деятельностью людей. Жизнь ребенка протекает в определенной социальной среде, в которой он ежедневно имеет возможность наблюдать труд взрослых, накапливать впечатления, а затем в играх и в быту стремится подражать взрослым. Поощрение этого интереса, утоление жажды знаний о труде взрослых, создание условий для получения максимального объема такой информации и наиболее эффективного ее усвоения имеет первостепенное значение. Знания о профессиях дети получают от родителей, воспитателей, старших братьев и сестер, дедушек и бабушек и других членов семьи, от сверстников, из собственных наблюдений, а также с помощью средств массовой информации (кино, радио, телевидения, литературы и т. п.). У

Старшие дети знакомы с различными видами труда (производст-венным, сельскохозяйственным, в сфере обслуживания и т. п.). В перечне профессий, известных детям, выделено более 90 наименований. Каждый ребенок знает от 4 до 13 профессий. Бесспорно, это не означает, что о каждой названной профессии ребенок имеет исчерпывающие представления, однако такой широкий диапазон наименований убедительно демонстрирует огромную заинтересованность детей трудовой сферой человека.
Наиболее популярными являются профессии системы «человек - техника», и в первую очередь водителя различных видов транспорта - легкового, грузового, железнодорожного, а также различных видов сельскохозяйственных машин (шофер, машинист, тракторист, комбайнер и т. п.); строительные специальности (сварщик, крановщик, бульдозерист, экскаваторщик, столяр, слесарь, маляр и др.); военные - летчик, танкист, ракетчик, вертолетчик, космонавт; а также различные рабочие профессии - грузчик, кочегар, механик, шахтер, ткачиха, оптик, полировщик, полиграфист и др.

На втором месте профессии системы «человек-человек»: врач, воспитатель, няня, музыкальный руководитель, учитель, продавец, повар,

медсестра, милиционер и др.

Хорошо знакомы детям профессии системы «человек - природа»: садовник, дрессировщик, хлебороб, рыбак.

И только 10,6% наименований обозначают профессии системы «человек - художественный образ». Каждая из выделенных профессий называлась один раз, исключение составляют профессии артиста цирка, балерины, музыканта. Часто наименование профессии дети заменяют названием предприятия или учреждения (в зоопарке, на ферме, на заводе, где делают игрушки, где делают магу, в магазине) или наименованием должности - директор, начальник цеха, капитан корабля и т. п.[1, c. 71]

Дети легко называют и трудовые действия, раскрывая последовательно весь процесс труда. Например, водитель - «проверяет мотор и колеса, включает зажигание, держит руль, следит за дорогой, едет, куда надо»; аквалангист - «опускается на дно, берет баллоны с воздухом, изучает морские глубины, все рассматривает, плавает, стреляет»; воспитатель - «учит детей хорошему, занимается с ними, водит на прогулку, проводит музыкальные занятия, рассказывает все, чтобы дети были умными».[1, c. 78]

Более сложной задачей является вычленение результатов труда. Многие дети смешивают результат с процессом труда (милиционер - «задерживает нарушителей », врач - «лечит людей», воспитатель - «воспитывает детей»). Самостоятельная дифференцировка этих компонентов структуры образа трудового процесса затруднена, особенно в тех профессиях, где результат не представлен наглядно. Общественную значимость результатов труда различных профессий дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста понимают в основном правильно, знают, зачем нужна работа воспитателя и врача, шофера и строителя. Трудность представляют знания, которые нельзя сообщить непосредственно в Жизненной ситуации. Дети, живущие в городе, имеют, как правило, недостаточно конкретные сведения о труде и жизни людей в деревне. Их представления о сельскохозяйственных видах труда крайне общие, а порой и ошибочные.

Огромную роль в формировании правильных представлений о труде играет семья. В семье создается наиболее благоприятная обстановка для выполнения задач трудового воспитания детей. Ребенок видит, как родители и другие члены семьи проявляют интерес к трудовым успехам друг друга, помогают друг другу полезными советами, восхищаются передовыми людьми нашей страны. Дети повседневно видят трудовой пример старших у себя дома. Во многих семьях с первых лет жизни ребенка труд используется как средство формирования тех нравственных черт личности, которые характерны для нашего общества. Все услышанное и увиденное ребенком вообще (а тем более от отца и матери), как положительный, так и отрицательный их пример, - все это находит благоприятную почву в душе ребенка и рано или поздно дает свои всходы. А. С. Макаренко писал, что дети, которые не прошли в семье никакого трудового опыта, не могут получить хорошей квалификации, их постигают различные неудачи, они бывают плохими работниками. Чем старше ребенок, тем больше у него опыт собственной трудовой деятельности, тем выше его интерес к труду взрослых, и особенно к труду родителей.[3, c. 45]

Большинство детей знают наименование предприятия или учреждения, где работают родители. Некоторые дети наименование предприятия заменяют недифференцированным «на работе» или названием должности отца или матери.

Определяя содержание труда родителей, большинство детей вычленяют отдельные трудовые действия: водит машину, собирает приборы, стирает белье, печатает на машинке и т. п. Некоторые дети названия трудовых действий заменяют конечным продуктом деятельности.

Основным источником, из которого дети черпают знания о труде родителей, является непосредственное восприятие их работы. У детей старшего детского возраста сформировано определенное отношение к степени трудности работы родителей. Большинство детей считают, что отцу и матери трудно на работе (трудно потому, что долго работают, выполняют большой объем работы, работают в сложных, иногда опасных условиях, устают от шума станков и т. п.). Многие дети связывают с трудностями в работе эмоциональное состояние родителей.

Представления детей о труде родителей гораздо беднее, чем о труде людей, профессию которых дети считают самой интересной. Обнаружена зависимость уровня представлений о труде родителей от источника информации. Самый высокий уровень имеют дети, у которых была возможность непосредственно наблюдать за работой отца и матери и слышать от них самих рассказы о своей работе. Под влиянием целенаправленной работы детского учреждения дети лучше осознают значение трудовой деятельности в жизни каждого человека, в том числе и своих родителей. Они начинают понимать, что мать и отец трудятся не только для того, чтобы содержать семью. Для старших детей и школьников успехи родителей становятся даже предметом гордости. Очень важно правильное отношение родителей к тому, что дети интересуются их работой, проявляют любопытство, хотят знать, что делают папа и мама на работе. Отсутствие такой информации обедняет представление ребенка и в какой-то мере ущемляет его, лишая возможности с такой же гордостью говорить о родителях, как другие дети. Кроме того, когда ребенок слышит, что взрослые постоянно делятся в семье своими производственными заботами, что трудовая деятельность приносит им удовлетворение, для него становится желанным участие в труде.[3, c. 49]

Таким образом, основными средствами формирования психологической готовности ребенка к труду являются ознакомление с трудом взрослых, его результатами и организация доступной детям трудовой деятельности, соответствующей их возрастным и индивидуальным возможностям. Содержание и методы обучения определяются в детском саду программой учебно-воспитательной работы, а в семье - особенностями домашнего уклада, образа жизни и всей совокупностью представлений родителей о ценности человеческого труда.

  1. Формы и методы формирования у детей представлений о труде взрослых

В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении трудового воспитания: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей. Поэтому необходимо найти пути и формы приближения к ним труда взрослых, работающих в детском саду, активизировать его влияние на формирование у ребят трудовых навыков, определить условия наиболее действенного влияния примера взрослого, а также наметить принципы, формы и содержание труда взрослых, производимого при детях или совместно с ними. В разрешении вопроса о возможном приближении к детям труда взрослых, о создании таких условий, когда дети могли бы использовать животворные примеры старших, возможны различные пути: приближение детей к труду взрослых, приближение работы взрослых к детям и, наконец, совместная деятельность взрослых и детей. Первый путь широко практикуется в детском саду — это специально организованный на занятиях показ детям труда взрослых, наблюдения. Наблюдения за трудом взрослых в детском саду имеют большое образовательное значение; они уточняют представления детей, пробуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствуют выработке положительного отношения, уважения к их труду. [4, c.34] Признавая ценность специальных наблюдений труда, их все же надо дополнять и более активными средствами воздействия на развитие ребенка. Надо по возможности приблизить труд взрослых к детям. Все то, что возможно с гигиенической и педагогической точки зрения, желательно проделывать в присутствии детей. Труд, который систематически и естественно протекает на виду у детей, обычно привлекает их внимание, возбуждает желание самим действовать, подражая взрослым. Взрослый может активизировать влияние своего примера, вовлекая детей в работу и организуя ее как совместный труд. Сильное влияние на детей, особенно младшего и среднего возраста, оказывает пример труда взрослых в природе (работа в огороде, на поле, уход за животными и растениями уголка природы и т. п). Игры детей показывают, что они по собственной инициативе подражают труд взрослых. Детям 3—4 лет самим трудно еще извлечь полезное из примера деятельности окружающих. Взрослый вовлекает детей в производимый им трудовой процесс, давая им посильные поручения, налаживая элементарное сотрудничество. Когда ребенок 3—4 лет имеет возможность сам активно действовать, он получает более точные и полные представления о труде взрослых, начинает им подражать. Но даже очень хороший пример взрослого не всегда действует на поведение детей в силу неустойчивости их внимания, неумения вычленить важное. Разными способами приходится привлекать внимание ребенка к особенностям действий, выполняемых взрослым в процессе ухода за растениями или животными. Здесь большую роль играет словесное пояснение взрослым своих действий. Слово взрослого помогает ребенку лучше разобраться в характере действий, в смысле работы. Няня моет растение, рядом с ней трудятся дети. Они поглощены своей работой и не замечают действий няни. Она начинает приговаривать: «Хорошо вытру листок и сверху, и с другой стороны, и черенок. Весь, весь листок будет чистый... А теперь другой... Ни один не пропустим». Дети прислушиваются, поглядывают на няню и стараются работать тщательнее. Такое проговаривание весьма значимо в работе с маленькими детьми. Но часто этого косвенного приема недостаточно. Необходимо прямое обращение внимания детей на выполняемое взрослым действие. «Посмотрите — говорит воспитатель,— как тетя Шура вымыла растения на нашем подоконнике, их листья распустились, стали ярче ». «Посмотри, как я держу тряпочку. Вот так надо сметать пыль с листьев». Чем старше дети, тем больше их привлекает труд, протекающий за стенами детского сада. В играх дети подражают действиям и лесничего, и работников поля, и животноводов. Умело организованные наблюдения за этим трудом имеют большое значение для формирования общей трудовой направленности и деятельности самих детей. Наибольшее влияние оказывают постоянно действующие впечатления, наблюдения за трудом, который протекает в ближайшем окружении. В старшем дошкольном возрасте дети проявляют нарастающий интерес к трудовой деятельности, и она в их жизни занимает все большее место, постепенно отделяется от игры. Благодаря этому существенно возрастает значение примера взрослых. На старших детей он может оказывать более сильное воздействие, чем на детей младшего и среднего дошкольного возраста [4, c. 38]. Старших дошкольников можно знакомить со многими видами труда взрослых в природе и привлекать их к посильному участию в этом труде. Коллективные взаимоотношения детей пяти-шести лет крепнут настолько, что становится возможной более разнообразная организация совместной деятельности взрослых и детей. Старшие дошкольники деятельны, активны; наблюдая труд взрослых, они всегда стремятся принять в нем участие, пусть самое ограниченное. Поэтому, имея в виду старшие группы, нужно говорить не о труде взрослых в присутствии детей, а скорее о совместной деятельности с разной степенью участия в ней детей. В старших группах не уменьшается, а усиливается организаторская роль воспитателя, так как труд становится более сложным и в нем участвует одновременно значительное количество детей. Но так как дети стали более умелыми, самостоятельными, организованными, это позволяет воспитателю не только направлять их трудовой процесс, но и самому активно в нем участвовать. Опыт показывает, что педагогически эффективное сочетание активности взрослых и детей при совместном выполнении работы может выступать в разных формах. Воспитатели при ознакомлении детей с трудом взрослых, как правило, пользуются наглядными методами, умело сочетая их со словесными (беседы, чтение художественной литературы и рассказывание, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов, радио - и телепередач); удельный вес последних может повышаться в работе со старшими детьми. В формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться. За последние годы наши детские писатели создали значительное количество произведений о труде. Эти произведения помогают воспитывать у детей интерес, и уважение к труду взрослых, побуждают к подражанию. Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых — наблюдения и экскурсии. Очень важно отобрать для наблюдений такие виды работ, которые ценны в воспитательном отношении, содержание которых доступно для понимания детьми, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых. При ознакомлении детей с трудом очень важно соблюдать постепенность в расширении сведений. Следует иметь в виду, что обилие впечатлений приводит к тому, что дети получают отрывочные, поверхностные сведения, мало воздействующие на формирование правильного отношения к труду, на выработку трудовых навыков и умений. В процессе наблюдений необходимо давать небольшое количество сведений, постепенно их расширяя и углубляя, дополняя известное новыми знаниями, закрепляя старое. Лишь при таком постепенном углублении детей в познаваемое явление возможно выработать у них правильные представления о труде, правильное отношение к нему. Постепенное систематическое расширение представлений особенно важно использовать в работе детских садов сельской местности, а также и городских детских садов, выезжающих на дачу. В конце весны, летом, в начале осени проводят ряд последовательных экскурсий в поле, на луг, животноводческие фермы. Дети наблюдают, как доят коров, разливают молоко, как делают сметану, как отправляют молоко на молочный завод; воспитатели беседуют с детьми о том, как делают масло, сыр. Детей знакомят с выращиванием ржи, пшеницы; ребята могут наблюдать, как готовят почву, как сеют озимые, ухаживают за всходами, убирают хлеб, как молотят; воспитатель беседует о том, как мелют зерно, выпекают хлеб. В результате ряда занятий у детей складываются отчетливые представления об этих видах труда. У детей особенно возрастает интерес к наблюдаемому труду взрослых, если они могут принять в нем хотя бы небольшое участие. Почувствовав радость трудового усилия, ощутив результаты своих действий, они с особой охотой продолжают потом трудиться при выполнении своих небольших обязанностей в детском саду и семье. Какое-то участие детей в труде можно осуществить в процессе многих экскурсий. Так, на птицеферме они могут покормить кур, в телятнике — телят; наблюдая труд на огороде, во фруктовом саду, принять носильное участие в сборе овощей, фруктов. При этом дети приобретают и некоторые знания. Им показывают, как колхозники ухаживают за посевами льна, объясняют, зачем нужно делать прополку, обращают внимание на то, что все делать надо аккуратно, какую траву нужно вытаскивать (обязательно с корнем), показывают, как это делается. Дети охотно выполняют этот посильный и интересный для них труд. Каждый ребенок стремится выполнить работу лучше и сделать больше. После наблюдений и участия в труде у детей изменяется отношение к работе на своем огороде. Они тщательнее пропалывать (обязательно с корнем), показывают, как что делается. Действенным средством получения и закрепления знаний о труде взрослых являются игры. В дошкольном учреждении дети могут играть, например, в ролевую игру «Ветеринарная клиника», выполняя роли врачей, которые ухаживают и помогают больным животным. В современной методической литературе представлено немало дидактических игр, направленных на ознакомление детей с трудом взрослых в природе.

Заключение

Как и любое другое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания, процессе сложном и многогранном, требующем от воспитателей большого терпения, определенных знаний возрастной психологии ребенка. Личность человека неповторима в своей индивидуальности. Отсюда все трудности, но в этом и ключ к их пониманию.

Любая наша деятельность всегда целенаправленна, всегда вызвана определенными мотивами, которые внутренне побуждают нас совершать какие-то поступки, выполнять ту или иную работу. Но можно хорошо трудиться и быть безнравственным человеком. И когда говорят, что любой труд облагораживает, наверное, это не совсем верно.

Воспитывая в детях привычку к труду, мы должны помнить не только о том, чтобы они выросли трудолюбивыми, но и чтобы побуждающие их к деятельности мотивы были высоконравственными. Потому что только высокие мотивы заставляют нас ставить большие и серьезные задачи в жизни, помогают справиться с временными неудачами, преодолевать трудности.

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.

Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и словарь. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.

Список литературы

  1. Васильева, М. А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

[Текст]: методическое пособие / М. А. Васильева. – М. : Просвещение,

2010. – 289 с.

  1. Вазина, К. Я. Воспитание целенаправленности в трудовой деятельности

[Текст] : учебное пособие / К. Я. Вазина. – М. : Просвещение,2011. – 123 с.

  1. Година, Г. Н. Нравственное воспитание детей в совместной трудовой

деятельности [Текст]: пособие для воспитателей детского сада / Г. Н.

Година. – М. : Просвещение, 2012. – 301 с.

  1. Диалоги о воспитании [Текст] / под ред. В. Н. Столетова. - М.:

Педагогика, 2011. – 123 с.

  1. Захаров, Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников [Текст] /

Н. Н. Захаров. – М., Педагогика, 2012. – 223 с.

  1. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения

[Текст] / Е. А. Климов. – Ростов н/Д, 2013. – 112 с.

  1. Кондрашов, В. П. Введение дошкольников в мир профессий [Текст] :

учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов. – Балашов: Изд-во

"Николаев", 2012. – 125 с.

  1. Логинова, В. И. Формирование представлений о труде взрослых [Текст] /

В. И. Логинова, Л. А. Мишарина // Дошкольное воспитание. – 2013. – №

9. – С. 23-27.

9. Маркова, Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников [Текст] / Т. А. Маркова. – М.: Педагогика, 2010. – 156 с.

10. Нечаева, В. Г. Воспитание дошкольников в труде [Текст]: пособие для воспитателей детских садов / В. Г. Нечаева. – М. : Педагогика, 2011. – 231 с.

11. Черкова, Н. Н. В мире профессий [Текст] : методическое пособие /

Черкова, Н. Н. – М. : Наука, 2012. – 132 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста через дидактическую игру"

В данной презеньации рассматривается влпрос о формировании представлений о труде взрослых у дошкольников...

Формирование представлений о труде взрослых как одно из условий развития содержания сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста

Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему и приносящее пользу людям. Поэтому так важно познакомить ребенка с миром профессий, рассказать о тех качествах харак...

Проект "Формирование представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста в процессе организации проектной деятельности"

В данной публикации представлены материалы проекта, направленного на знакомство детей среднего дошкольного возраста с профессиями людей, работающих в саду....

Формирование представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста

Все чаще выпускники образовательных школ теряются при выборе будущей профессии. Это может быть связано с тем, что в процессе дошкольного и школьного воспитания недостаточно внимания уделяется формиров...

«Формирование представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста посредством реализации проекта группы «Все работы хороши, выбирай на вкус!»

           Знакомство с профессией - одно из самых важных в жизни ребёнка. Чем ближе будет предварительное знакомство с профессией, тем меньше возможность разочаро...