Формирование представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)

Кузнецова Наталья Анатольевна

Методическая разработка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc269 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Формирование представлений о труде взрослых

у детей старшего дошкольного возраста

                                                   

                                               

Кузнецовой Натальи Анатольевны

воспитателя

МДОУ д/с № 48

г. Ярославля

Ярославль

                                              СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                 

 ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

   

   

  1.   Формирование представлений о труде взрослых – одна

            из основных задач нравственного воспитания в

            дошкольном образовательном учреждении……………………………...5

  1.   Проблема ознакомления детей с трудом взрослых в

            отечественной   дошкольной педагогике…………………………………7

  1.   Методический аспект формирования

            представлений о труде взрослых у детей старшего

            дошкольного возраста ……………………………………………………10                                  

 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………..…………………………………………………..18

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК….……………………………………..  19

ПРИЛОЖЕНИЕ……….…………………………………………………………21

   

 

       

Введение

        Дошкольная педагогика во все периоды своего развития отводила трудовому воспитанию детей одно из ведущих мест в общей системе воспитания. К проблеме трудового воспитания дошкольников обращались многие ученые. К настоящему времени определено место труда в педагогическом процессе детского сада, разработано его содержание  (Е.И. Корзакова, В.Г. Нечаева, Е.И. Радина, В.Г. Фокина и др.), выделены формы организации детей в труде (З.Н. Борисова, Р.С. Буре, А.Д. Шатова), изучается процесс формирования положительного отношения к труду взрослых (В.И. Глотова, В.И. Логинова, Я.3. Неверович, А.Г. Тулегенова и др.), рассматриваются особенности трудового воспитания дошкольников в семье (Д.О. Дзинтере, Л.В. Загик, Т.А. Маркова), исследуется влияние труда на развитие нравственно-волевых качеств детей, их взаимоотношений (Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова и др.).

        Немаловажное значение имеют исследования Я.З. Неверович, Т.А. Марковой, показавшие, что одним из основных мотивов, побуждающих детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым, действовать вместе с ними. В дошкольной педагогике выделены три способа приближения детей к труду взрослых: наблюдение за трудом,   частичная помощь детей взрослым (няне, дворнику и др.) и организация совместной деятельности взрослых и детей (В.И. Глотова, Л.В. Загик, С.М. Котлярова, Т.П. Лескова, Е.И. Радина, Д.В. Сергеева и др.).

     Целью работы  явилось изучение содержания и методов работы с  детьми старшего дошкольного возраста по формированию представлений о труде взрослых.

         Задачи работы:

  1. Проанализировать педагогическую и методическую литературу по проблеме  формирования представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста.
  2.  Изучить особенности формирования представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Разработать содержание и методы педагогической работы по   формированию представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста.

 

 

   

  1. Формирование  представлений о труде взрослых - одна из основных задач нравственного воспитания в дошкольном образовательном учреждении

            Формирование представлений о труде взрослых позволяет расширить представления ребёнка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду. Таким образом, ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания. В дошкольной педагогике существует несколько разных подходов к проблеме ознакомления детей с трудом взрослых. Одни авторы (В.И. Логинова, М.В. Крулехт) считают, что ребёнка нужно знакомить с процессом труда взрослых, рассказывать о создании разных продуктов труда. В результате у детей будет формироваться представление о содержательной части трудовой деятельности взрослых, станет воспитываться уважение к труду. Другие авторы (С.А. Козлова, А.Ш. Шахманова) полагают, что нужно знакомить дошкольников с человеком-тружеником, с его отношением к труду, формировать представление о том, что профессия появляется в ответ на потребность людей в ней — врач нужен, чтобы лечить людей, учитель - чтобы учить детей. Ознакомление же с процессом труда должно служить фоном, содержанием, на котором можно конкретизировать деятельность человека.

            Когда ознакомление с трудом взрослых рассматривается, как средство трудового воспитания дошкольников, возможен как первый, так и второй подход. Когда решается группа задач, связанная с обучением конкретным трудовым навыком, можно опираться на первый подход. В том случае, когда решается вторая группа задач трудового воспитания, связанных с формированием отношения к труду и нравственных качеств личности, более адекватен второй подход.

            Рассматриваемое средство воспитатель может использовать как пример для подражания, образец на который ребёнок будет ориентироваться. Однако  знакомясь с трудом взрослых, ребёнок может столкнуться не только с положительным, но и с негативным отношением к труду, с недобросовестностью и её последствиями. Подобные случаи педагог может использовать для формирования у детей представления о необходимости ответственного отношения к труду. Важно обращать внимание детей на творческое отношение взрослых к своему труду.

            В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и в быту стремятся им подражать и желают что-то сделать.

            В воспитании ребёнка с первых лет жизни большое место занимает формирование нравственных чувств. В процессе общения с взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним. Желание поступать в соответствии с их указаниями. Ребёнок испытывает волнение, видя огорчение и недовольство его шалостью, радуется улыбке в ответ на свой положительный поступок. Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у него нравственных чувств: удовлетворение от хороших поступков, одобрения взрослых, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания взрослого.

            Для создания положительного отношения и привычки к труду важнейшее значение имеет живой пример окружающих взрослых, непосредственное соприкосновение с их трудом. О силе примера взрослых в воспитании детей говорили К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко1, Р.С. Буре  и т.д.  Так А.С. Макаренко говорил: «Человек, который старается на каждом шагу увильнуть от работы, который спокойно смотрит, как другие работают, пользуется плодами их трудов, такой человек - самый безнравственный человек».

В трудовом воспитании важным является следующая сторона метода. Перед ребёнком должна быть поставлена некоторая задача, которую он может разрешить, применяя то или другое трудовое средство. Эта задача необязательно должна стоять на короткий отрезок времени, на один или на

                                                                 

1 А. С. Макаренко из книги «О воспитании» - М., издательство полит. лит-ра, 1990г. 

два дня. Она может иметь длительный характер, даже продолжаться месяцами и годами. Важно то, что ребёнку должна быть предоставлена свобода в выборе средств, и он должен нести некоторую ответственность за

выполнение работы и за её качество.

            Детям обязательно надо рассказывать о видах труда. Они знают, что людям помогают различные машины: тракторы, комбайны, автомобили, самолёты. Следует рассказать им, кто сделал эти машины, кто им управляет, т.е. рассказать о людях разных профессий. И как уже говорилось выше, подход к каждой профессии должен быть системным для того, чтобы детям было легче осмыслить содержание труда вложенного в профессию, определить взаимосвязь между разными профессиями, показать интересную сторону, заинтересовать детей, воспитывать положительное отношение к людям определённых профессий.

            Как говорил Сухомлинский В.А.1: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость, любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает красоту в окружающем мире, пробуждает чувство созидания материальных благ, без которого невозможна жизнь человека».

  1. Проблема ознакомления детей с трудом взрослых в отечественной   дошкольной педагогике

Известно, что при формировании положительного отношения к труду используются такие средства как ознакомление с трудом взрослых и его общественной значимостью и организация трудовой деятельности детей (с учетом возрастных и индивидуальных возможностей). Рассмотрим их подробнее.

Исследования показывают, что обогащение знаний детей о труде

                                                                   

1 В. А. Сухомлинский избр. пед. соч. в 3-х томах Москва 1979, т. 1. 

взрослых может проходить двумя путями. Первый путь – это показ разнообразного труда взрослых и объяснение его значения в процессе наблюдений, чтение детской литературы, содержащей рассказы о разных профессиях, проведение экскурсий на производство; второй путь – непосредственная организация совместной деятельности взрослых и детей, в процессе которой взрослый не только сообщает детям конкретные знания, но и демонстрирует на собственном примере лучшие стороны труженика.

В отечественной педагогике достаточно хорошо изучен первый путь.

В работах Г.П. Лесковой (1955), С.М. Котляровой (1978), В.И. Глотовой (1974) указывается на то, что процесс формирования у детей представлений о труде взрослых является одним из средств воспитания уважения и любви к труду. В ряде других работ также отмечается, что обогащение знаний детей о разных видах труда взрослых, о роли труда в жизни людей, об отношениях в процессе труда способствует воспитанию положительного отношения к труду (Е.И. Радина, 1974; Г.Н. Година, 1978, 1984, 1989; Р.Н. Дзарасов, 1987; А.М. Виноградова, 1987; и др.).

Исследования С.А. Козловой (1988), М.В. Крулехт (1988) посвящены изучению социального становления личности дошкольника. По мнению М.В. Крулехт, социальное становление происходит в ходе формирования системных знаний (об общественных явлениях, о жизни и трудовой деятельности людей и т.п.), что оказывает большое воспитательное воздействие на усвоение нравственных норм поведения, в том числе и на осознанное отношение к окружающему миру, к труду.

Кроме того, формирование представлений о труде взрослых повышает у детей интерес к трудовой деятельности, вызывает желание быть похожими на тружеников, подражать им (В.И. Глотова, 1974; С.М. Котлярова, 1975; А.Ш. Шахманова, 1988; С.А. Козлова, 1988) . Вместе с тем, в исследованиях убедительно доказана возможность усвоения дошкольниками элементарного понимания общественной значимости труда и необходимость формирования таких знаний именно в дошкольном возрасте (Я.3. Неверович, 1955; Г.П. Лескова, 1955; В.И. Глотова, 1974; В.И. Логинова, 1978; и др.). Понимание общественной значимости труда взрослых оказывает влияние и на поведение детей, их отношение к собственной практической деятельности, побуждает включаться в труд.

Таким образом, понимание важности труда в жизни людей становится не только основой нравственной и психологической подготовки детей к труду, но и основой формирования элементарных общественно значимых мотивов труда.

Проанализировав  содержание работы по   формированию представлений о труде взрослых    в таких  программ, как «Радуга», «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой), «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой), было выявлено, что   данным    вопросам уделяется недостаточное внимание. Более конкретная постановка задач в данном воспитательно-образовательном направлении отмечается в программе «От рождения до школы»  и программе М.А. Васильевой.

           Программа М.А. Васильевой предусматривает формирование представлений детей о труде взрослых в процессе занятий, что в какой-то степени можно рассматривать как элемент формирования представлений о мире профессий. Эта программа знакомит детей 5 – 7 года жизни с трудом людей ближайшего окружения и их профессиями (от 2 до 12 профессий). При всей универсальности этой программы в целом все  разделы, где дети на занятиях знакомятся с трудом взрослых, дают довольно ограниченное представление о профессиональной деятельности взрослых, о мире профессий, а в разделе «Игра» такая задача вообще не ставится.

            Более полно данное направление представлено в программе «От рождения до школы». В целом же наиболее распространённые в практике ДОУ программы предусматривают ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями, но не на уровне отдельной задачи, а попутно и в ограниченном масштабе. При всех их достоинствах ни одна из программ не нацеливается на более полное использование возможностей игровой деятельности для формирования у дошкольников представлений о мире профессий.

  1. Методический аспект формирования       представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста

 

    Для изучения результатов эффективности работы служит педагогическая диагностика, позволяющая отследить уровень сформированности знаний о труде людей разных современных профессий,  и спланировать дальнейшую работу.

С этой целью использовалась диагностическая методика Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик «Представление о труде взрослых».

           Для изучения уровня   информированности детей о труде взрослых проводилась беседа, индивидуально каждому ребёнку предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. Для чего люди ходят на работу?
  2. Что такое профессия?
  3. Какие ты знаешь профессии?
  4. Какие профессии тебе нравятся больше всего?
  5. Кем работают твои мама и папа?

Далее проводился эксперимент с использованием визуальных методик. Детям предлагалось 5 картинок, на которых изображены представители различных профессий, их орудия труда и место труда: парикмахер, продавец, водитель, регулировщик, работник почты. Ребёнок самостоятельно выбирал картинку и составлял по ней рассказ.

          Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик выделяют три уровня развития представлений о труде взрослых в процессе его организации:

  • 1 уровень — высокий: дети имеют полные знания о труде взрослых, содержательно и последовательно характеризуют процесс организации их труда.
  • 2 уровень — средний: дети не имеют полных знаний о труде взрослых. Не всегда характеризуют труд взрослых, упускают действия  при изложении последовательности организации труда.
  • 3 уровень — низкий: дети не знают профессий взрослых, не владеют знаниями о процессе организации труда взрослых.

 При организации  работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста   представлений о труде взрослых, его ценности и социальной значимости мы используем разнообразные формы (занятия, прогулки, экскурсии, развлечения), различные методы и  приемы, среди которых выделяем: наглядные (наблюдения, демонстрация картин, иллюстраций, схем);  словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы); практические (моделирование, инсценировки); игру (сюжетно-ролевые, дидактические игры). Более того, приоритетными считаем практические методы и игру.

         У детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра. Игра – исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. В игре формируются и моральные качества: ответственность перед коллективом за порученное дело, чувство дружбы и товарищества, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы.  Именно сюжетно – ролевые  игры играют большую роль в формировании представлений о профессиональной деятельности взрослых. Играя, дети постепенно начинают повторять действия людей разных профессий, моделируют их профессиональное поведение, осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к явлениям и событиям общественной жизни.

            Игры, и в первую очередь сюжетно – ролевые, незаменимы в воспитании дошкольников. Они вносят элемент творчества в действия детей. Труд тесно связан с игрой. В игре дети отражают труд взрослых. Рассмотрим некоторые моменты знакомства детей с трудом взрослых, особенностями профессий с помощью сюжетно – ролевых игр.

            Сюжетно – ролевая игра носит самостоятельный творческий характер. Игру создают сами дети. Она бывает длительной и кратковременной. Самостоятельность детей проявляется в активном и своеобразном воспроизведении окружающего мира. Это воспроизведение зависит от воображения, условий, знаний и от опыта жизненного и игрового. Самостоятельный характер игры даёт внутреннее ощущение свободы. Творчество проявляется в перевоплощении ребёнка в образ взрослого человека, роль которого он взял.

             Наиболее часто дети ведут игры коллективно, что даёт большой эффект, так как сливаются в единое целое творческие усилия ребят, происходит обмен информацией друг с другом. Сюжетными играми в равной мере интересуются и мальчики и девочки. Во время игры происходит смена ролей, это способствует повышению интереса детей к различным сторонам профессий, в которую идёт игра. В необходимых случаях взрослые регулируют смену ролей в игре, не допускают засиживания  ребят на одной и той же роли. Периодическая смена состава играющих способствует дальнейшему их взаимовлиянию друг на друга, расширению объёма усваиваемой в процессе игры информации.

            В старшей группе поощряются игры, показывающие работу учреждений (магазин, аптека, поликлиника и т.д.), совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, швеи, актёра, врача, полицейского, шофёра, моряка, лётчика). В играх на тему «транспорт» совершенствуются знания правил дорожного движения. Дети учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. В играх дети стараются изобразить профессии родителей. Воспитателю необходимо создать условия игры, чтобы она стала увлекательной деятельностью. В создание условий входит обогащение детей реалиями об окружающем: о предметах, явлениях, кроме того, дети должны знать о взаимоотношениях людей. Для достижения этой цели использовались следующие методы: с детьми проводились беседы о работниках детского сада, о значимости их труда, в ходе совместной деятельности дети много узнали о современных профессиях нашего времени, например о труде менеджера, о том, как он организует работу на предприятии, подбирает специалистов, персонал, организует продажу товаров. Дети узнали о художнике – дизайнере, который создаёт красивые вещи, предметы, украшает помещение. На основе этих знаний в группе проводились сюжетно – ролевые игры «Предприятие по продаже игрушек», «Художники – дизайнеры по одежде» и т. д.

            Также предлагалось детям рассмотреть картинки, иллюстрации с изображением людей разных профессий, в индивидуальных беседах уточнялось, где работают их родители, какие профессии вообще знакомы детям. Задавались  вопросы «Почему люди ходят на работу», «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?»

            Чтобы дети могли логически мыслить, развивать свою речь, правильно строить предложения в рассказе, проводились беседы, спрашивая у детей: «Где работает библиотекарь? Какие качества необходимы водителю? В чём заключается работа воспитателя детского сада? К какому врачу вы идёте на приём, если заболел зуб? Людей какой профессии называют «огнеборцами»? кто шьёт людям одежду? Что главного в профессии рекламного агента? Какие строительные профессии вы знаете? Кто учит детей в школе? И т.д..

           В работе использовались пословицы и поговорки, такие как «Почёт и труд рядом живут», «Труд кормит, а лень портит», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» и т.п.,  объяснялся  их смысл.

    Дети знакомились с профессией врача (стоматолога, лора, офтальмолога и др.) с трудом хлеборобов в настоящее время. Рассматривали труд человека в древности, обогащая словарный запас детей словами копьё, острога соха, арбалет и пр.

            Для того чтобы дети могли лучше развивать сюжет в игре, а игры были содержательными, воспитывающими, необходимо расширять и углублять знания о профессиональной деятельности через чтение художественной литературы. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: побуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться. Широко использовались произведения К. Чуковский «Айболит»; Б. Заходер «Портниха», «Строитель», «Шофёр». Книги учат добру и мужеству, зовут к действию в игре. Неизгладимое впечатление производят на детей образы скромных героев из произведения С. Маршака – пожарника Кузьмы («Пожар»), почтальона («Почта»), С. Михалкова – дяди Стёпы – милиционера. Удивительно просто и глубоко говорит с детьми Маяковский о работе столяра, плотника, инженера, врача, о рабочем и кондукторе, о шофёре и лётчике, подводя детей к мысли о том, что «работа всякого нужна одинаково» и что «чего один не сделает – сделаем вместе». Драматизм событий глубоко волнует детей. Их увлекают характеры героев, их мужество, смелость, находчивость, искренняя забота о людях. Книги учат добру и мужеству, зовут к действию в игре. За последние годы наши  детские писатели создали значительное количество произведений о труде. Эти произведения помогают воспитывать у детей интерес и уважение к труду взрослых, возбуждать желание подражать им.

              Дети сами изготавливали атрибуты к сюжетно – ролевым играм. Для дидактической игры «Почта»  клеили из бумаги конверты, марки, мастерили открытки. Для «Больницы» из бумаги делали медицинские карты и талоны. Была открыта «мастерская по ремонту книги» для игры «Библиотека». Большую помощь в пополнении игр атрибутами оказали родители: сшили профессиональную одежду для кукол, бескозырки, сделали руль, якорь и т.д.. Ознакомление с произведениями изобразительного искусства.  

            Дидактическая игра – игра обучающая. Значение дидактических игр – способствовать усвоению, укреплению у детей знаний, умений, развитие умственных способностей. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребёнка. Дидактическая игра развивает речь детей; пополняет и активизирует словарь ребёнка; формирует правильное произношение, развивает связную речь. Дидактические задачи разнообразны: ознакомление с окружающим миром, знакомство с природой, знакомство с профессиями взрослых, с бытом людей.

            Содержанием дидактической игры является окружающая действительность, то есть, природа, люди, их взаимоотношения, труд. Например «Магазин», «Радио», «Что кому нужно для работы».

В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на три вида:

1.Игры с предметами.

2.Настольно – печатные игры.

3.Словесные игры.

            Игры с предметами.

Используются игрушки и реальные предметы, играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходства и различия предметов.

    Для решения дидактической задачи – знакомство с профессиями взрослых, использовались игры с предметами: «Собери набор парикмахера» (игрушечные ножницы, расчёски, фен, лак, бигуди – дети выбирают из множества разнообразных предметов). «Строитель» (из множества предметов дети выбирают те, что можно увидеть на стройке – игрушечные – кирпичики, кран, трактор). Также дети взаимодействуют с куклами, на которых одежды людей разных профессий. Играя с ними, дети анализируют, и делают выводы для чего человеку той или иной профессии нужен данный вид одежды. Например: Зачем строителю каска? Повару фартук и колпак?

    Настольно – печатные игры.

    Виды настольно – печатных игр:

 1. Подбор картинок по парам. Самое простое задание в этой игре это нахождение среди разных двух совершенно одинаковых. Постепенно задание усложняется. Ребёнок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу.  Например, даны 3 картинки с изображением Айболита, на одной из них нет в руках доктора портфеля, дети должны выбрать две другие картинки.

2.Подбор картинок по общему признаку. Устанавливается связь между предметами. Например: «Что нужно доктору?», «Что нужно парикмахеру?», и т.д. Дети подбирают картинки с соответствующими предметами.

 3.Составление разрезных картинок и кубиков. Для решения дидактической задачи – знакомство с профессиями взрослых, данные картинки могут быть на темы разнообразных профессий. Данный вид эффективно способствует развитию у детей логического мышления.

4.Описание, рассказ по картинке с показом действий, движений. Задачи: развитие речи детей, воображения, творчества. Например, игра «Отгадай, кто это?» ребёнок изображает звук и движение задуманного.

    Словесные игры.

            Построены на словах и действиях играющих. В таких играх, дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, т.к. в таких играх требуется использовать приобретённые ранее знания. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи. Описывают предметы, отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным признакам.

              Играя в дидактические игры, закрепляли вид деятельности, орудия труда, специальную одежду; расширяли кругозор и активизировали речь, развивали наблюдательность и логические способности. Так, играя в игру «Чьи вещи?» дети определяли вид деятельности из орудия труда и профессиональным принадлежностям. В игре «Профессии» просили рассказать о конкретном применении данного предмета, например: градусник нужен доктору, чтобы измерять температуру пациента (больного); плита необходима повару, чтобы готовить на ней пищу и т.д. При этом побуждали детей говорить полными предложениями, помогали им дополнительными вопросами, учили правильно строить ответ.  Таким образом, игра является важнейшим средством развития, обучения и воспитания дошкольников. И является неотъемлемым средством знакомства детей с профессиями взрослых.

По результатам диагностической методики Г. А. Урунтаевой и Т. И. Гризик «Представления о труде взрослых»  (Таблица 1) значительно возросло количество детей со средним и высоким уровнем и значительно убавилось число детей с низким уровнем.

Таблица 1

уровни

Число детей

Констатирующий эксперимент

 Контрольный эксперимент

Высокий

4

10

Средний

6

7

Низкий

8

1

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.                                                        

           Формирование представлений о труде взрослых является неотъемлемой частью всестороннего развития личности ребёнка. Эти представления они должны освоить уже в дошкольном возрасте, т.к. именно в этом возрасте дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре стремятся им подражать и желают сами что-то сделать.

    Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Формирование представлений о труде взрослых старших дошкольников это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально – эмоциональное средство приобщения к миру взрослых. Дети получают возможность расширить словарь и уточнить знания о профессиях.

         Игровая деятельность является обязательным условием формирования представлений о труде взрослых, осуществляемого посредством введения детей через игру в мир профессий.

      Таким образом, мы сделали вывод, что ознакомление с трудом взрослых, детей дошкольного возраста через игру ставит целью дать им конкретные знания и представления о труде и воспитывать уважение к труду взрослых, научив ценить его, возбудить интерес и любовь к труду. Трудовая деятельность должна способствовать повышению общего развития детей, расширению их интересов, появлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, ответственность за полученное дело, чувство долга.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Аксенов Д. Е.  О трудовом воспитании. – М., Просвещение, 1983г.
  2. Богданова Г. Г.  Хозяйственно – бытовой труд детей / Дошкольное воспитание. –  1987г. –   № 7.
  3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. –    Просвещение, 1987г.
  4. Буре Р. С. ,  Година Г. Н.   Учите детей трудиться. –  М.: Просвещение, 1983г.
  5. Васильева М. А.  Трудовое воспитание детей дошкольного возраста. –  М.: Просвещение,  1985г.
  6. Васильева М. А.,  Гербова В.В.,  Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М.: Мозаика – синтез, 2008г.
  7. Веракса Н. Е.,  Комарова Т. С,  Васильева М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы». –  М.: Мозаика – Синтез, 2011г.
  8. Виноградова А. М.  Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1989г.
  9. Виноградова Н. А.  Сюжетно – ролевые игры для старших дошкольников.  – М.: Айрис – пресс, 2009г.
  10. Ёлкина Н.В., Тарабарина Т. И.  1000 загадок. – Ярославль:  Академия развития,  1996г.
  11. Ковальчук Я. И.  Индивидуальный подход в воспитании ребёнка. – М.: Просвещение, 1985г.
  12. Козлова С. А. ,  Куликова  Г.А.  Дошкольная педагогика. – М.: Academia, 1998г.
  13. Логинова В. И. ,  Бабаева Т. И. ,  Ноткина Н. А. «Детство» Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред.  Бабаевой Т. И,  Михайловой З. А.,  Гурович  Л. М. – СПб.:   Акцидент , 1995г.
  14. Логинова В.И.  Формирование представлений о труде взрослых / Дошкольное воспитание. – 1978. – №10.
  15. Лыков С. В. ,  Волобуева Л. М. История дошкольной педагогики в России. –  М.: Издательский центр «Академия»,  1999г.
  16. Маркова Т. А.  Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М.: Просвещение,  1991г.
  17. Макаренко А.С. Нравственное воспитание в детском сад. – М.: Просвещение,  1978г.
  18. Макаренко А. С.  О воспитании. –  М.: Издательство политическая литературы,  1990г.
  19. Нечаева В. Г.  Воспитание дошкольника в труде. – М.: Просвещение, 1983г.
  20. Потапова Л. М.  Экологическое образование дошкольников. –  Ярославль, 1998г.
  21. Потапова Т.В.  Беседы о профессиях с детьми 4 – 7 лет. –  М.: ТЦ Сфера, 2008г.
  22. Праздники и развлечения в детском саду / Под редакцией  Соболевой  Э. В. – М.: Просвещение,  1982г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Перспективный план по ознакомлению детей старшей группы с профессиями

Месяц

Форма работы

Цель

Сентябрь

1-ая неделя:

Занятие «Поговорим о профессиях»

Цель: познакомить детей с разнообразием профессий взрослых людей (творческих, героических, сельских и городских, «женских» и «мужских», современные и профессии прошлых лет); их значении.

2-ая неделя:

Беседа «Потребности современного человека»

Цель: познакомить дошкольников с понятием «потребность», со взаимосвязью между удовлетворением потребностей и наличием разнообразных профессий, исторической взаимосвязью профессий и потребностей (потребности современных людей шире, поэтому существует многообразие профессий)

3-ая неделя:

Вечер загадок «Отгадай профессию»

Цель: Развивать логическое мышление, сообразительность детей, закрепить знания о профессиях.

4-ая неделя:

Сюжетно-ролевая игра «Кафе»

Цель: учить детей  отражать в игре знания о профессиях (кондитер, повар, официант, кассир, уборщик), самостоятельно распределять роли в игре, действовать в соответствии с ней, закреплять умение создавать игровую обстановку, воспитывать культуру поведения, развивать воображение, речь.

Октябрь

1 –ая неделя:

Занятие «Хлеб - всему голова»

Цель: закрепить представления детей о сельскохозяйственных профессиях (пахарь, тракторист, комбайнер, агроном, элеваторщик), соответствующих орудиях труда и технике, воспитывать уважительное отношение к профессиям хлеборобов.

2-ая неделя:

Дидактическая игра

«От зернышка до булочки»

Цель: закрепить знания детей об этапах производства хлеба.

Дидактическая игра «Угадай, какая техника нужна?»

Цель: закрепить знания детей о транспорте, который необходим для выращивания и сбора урожая хлеба.

3-ая неделя:

Сладкий час «Откуда хлеб пришел?»

Цель: вызвать положительные эмоции, заинтересовать детей профессиями хлеборобов, воспитывать бережное отношение к результатам чужого труда.

4-ая неделя:

Сюжетно-ролевая игра «Хлеборобы»

Цель: закрепить знания детей о сельскохозяйственных профессиях, учить выполнять роли, использовать предметы-заместители, создавать новую игровую обстановку, воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, развивать воображение, активизировать речь.

Ноябрь

1-ая неделя:

Занятие «Путешествие в прошлое денег»

Цель: познакомить детей с представлением о денежной единице, научить понимать назначение денег, вызвать интерес к прошлому денег, развивать воображение.

2-ая неделя:

Беседа «Что такое деньги?»

Создание коллекции денежных единиц

Цель: познакомить детей с разнообразием денежных единиц (монеты, бумажные деньги, деньги других стран).

3-ая неделя:

Викторина «Литературные деньги»

Цель: закрепить звания детей о литературных произведениях, в которых встречаются деньги, развивать сообразительность, смекалку, воспитывать чувство товарищества.

4-ая неделя:

Сюжетно-ролевая игра «Монетный двор»

Цель: обобщить знания детей о значении и производстве денег, учить самостоятельно распределять роли, действовать в соответствии с ней, закреплять умение изготавливать предметы-заместители (деньги).

Декабрь

1-ая неделя:

Занятие «Поговорим о профессиях» (профессии работников банка)

Цель: познакомить детей с профессиями работников банка (управляющий, бухгалтер, кассир, охранник, инкассатор), соответствующих орудиях труда и технике, воспитывать уважительное отношение к современным профессиям.

2-ая неделя:

Беседа «Кем быть?»

Цель: закрепить знания детей о современных профессиях, развивать логическое мышление, речь.

Дидактическая игра «Для чего нужен предмет?»

Цель: закрепить знания о назначении различных предметов (орудиях труда различных профессий).

3-ая неделя:

Экскурсия в банк.

Цель: заинтересовать детей новыми профессиями, вызвать эмоциональный отклик, закрепить правила поведения в общественных местах, формировать навыки речевого этикета.

4-ая неделя:

Сюжетно-ролевая игра «Банк»

Цель: учить детей самостоятельно распределять роли сотрудников банка, действовать в соответствии с ними; формировать навыки сотрудничества, умение отражать в игре явления социальной действительности, использовать предметы-заместители.

Январь

1-ая неделя

Занятие «Экономика для малышей»

Цель: познакомить детей с понятием экономика, актуализировать знания о потребностях людей и способах их удовлетворения, учить устанавливать логические связи между понятиями (потребности, профессии), делать экономический расчет (экономить), воспитывать усидчивость, доброжелательность, развивать речь, логическое мышление.

2-ая неделя

Беседа «Что мы знаем об экономике?»

Цель: обобщить представления детей об экономике, ее значении в жизни людей, воспитывать бережное отношение к результатам труда, денежным и природным ресурсам.

3-ая неделя

Игра-тренинг «Мы с мамой идем в магазин»

Цель: систематизировать знания детей о товарах, цене, ценниках, закрепить правила культурного поведения в магазине, учить детей правильно распоряжаться деньгами и планировать семейный бюджет.

Вечер загадок «Экономические загадки»

Цель: Развивать логическое мышление, сообразительность детей, закрепить знания о профессиях.

4-ая неделя

Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»

Цель: учить детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры, побуждать детей использовать знания об окружающей жизни, закрепить правила совершения покупок (поведение в супермаркете, решение конфликтных ситуаций с администратором, выбор товаров для покупки).

Февраль

1-ая неделя

Занятие «Они защищали Родину. Памятники защитникам Отечества»

Цель: обсудить с детьми значение понятия «защитники», сформировать знания о защитниках Отечества, познакомить детей с памятниками воинам России, воспитывать патриотические чувства, уважение к историческому прошлому, развивать мышление, речь.

2-ая неделя

Дидактическая игра «Рода войск нашей армии»

Цель: закрепить знания о родах войск, их отличительных особенностях, развивать мыслительные операции (классификации).

Дидактическая игра «Угадай военную профессию»

Цель: систематизировать знания детей о военных профессиях, учить находить знаки различия военнослужащих.

3-ая неделя

Вечер встреч «Есть такая профессия Родину защищать». Оформление альбома «Все работы хороши»

Цель: обобщить знания детей о профессиях защитников Родины (МЧС, милиция, ДПС, охранная безопасность, пожарная безопасность), подвести детей к пониманию значения данных профессий.

4-ая неделя

Сюжетно-ролевая игра «Служба спасения»

Цель: формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом, расширять представления детей о гуманной направленности работы службы спасения, ее необходимости, мобильности в ЧС, учить оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим. Развивать воображение, речь, воспитывать чувство сострадания, сочувствия.

Март

1-ая неделя

Занятие «Мамы разные нужны, мамы разные важны»

Цель: познакомить детей с женскими профессиями, рассказать о разных социальных ролях женщины (мама, дочь, работник), воспитывать бережное отношение к маме, уважение к труду, развивать мышление, речь.

2-ая неделя

Дидактическая игра «Угадай профессию?»

Цель: закрепить знания детей о женских профессиях, социальной значимость, используемых орудиях труда, его продуктах.

Литературный вечер «Мама милая моя»

Цель: закрепить знания детей литературных стихов о мамах, пословицах и поговорках о женском труде. Воспитывать уважительное, бережное отношение к женщинам, развивать память, речь.

3-ая неделя

Сладкий час «Я и моя мама»

Цель: актуализировать знания детей о женских профессиях, результатах женского труда, воспитывать уважение и чувство любви к близким.

4-ая неделя

Сюжетно-ролевая игра «Школа»

Цель: закреплять умение самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ней, расширять сферу социальной активности ребенка и его представление о жизни школы, предоставив ему занимать различные позиции взрослых и детей.

Апрель

1-ая неделя

Занятие «Современные профессии работников связи»

Цель: познакомить детей с профессиями современных работников связи (почтальон, связист, оператор связи, кассир, телеграфист), уточнить знания о значении труда, воспитывать любознательность, развивать мышление, речь.

2-ая неделя

Дидактическая игра «Какого города герб?»

Цель: закрепить знания детей о символике, развивать память, мышление, воспитывать целеустремленность.

3-ая неделя

Экскурсия на почту

Цель: заинтересовать детей новыми профессиями, вызвать эмоциональный отклик, закрепить правила поведения в общественных местах, формировать навыки речевого этикета.

4-ая неделя

Сюжетно-ролевая игра «Почта»

Цель: уточнить знания детей о современных профессиях работников связи, учить выполнять правила игры (выбранную роль), воспитывать дружеские чувства, развивать диалогическую речь.

Май

1-ая неделя

Занятие «Все работы хороши, выбирай на вкус» (с использованием презентации книги Дж. Родари «Чем пахнут ремесла»).

Цель: обобщить знания детей о разнообразных профессиях, их социальном значении, воспитывать бережное уважение к труду взрослых, желание им подражать, развивать мышление, воображение, речь.

2-ая неделя

Игра-викторина «Что мы знаем о профессиях?»

Цель: систематизировать знания детей о разнообразных профессиях и орудиях труда (творческих, героических, сельских и городских, «женских» и «мужских», современные и профессии прошлых лет), актуализировать знания литературных произведений о профессиях (загадки, стихи, пословицы, поговорки, сказки, рассказы), развивать логическое мышление, память, речь, воспитывать выдержку, дружелюбие.

3-ая неделя

Театральный вечер «Все профессии важны – выбирай на вкус!»

Цель: подвести ребенка к выбору профессии, желанию перевоплотиться и отразить в творческой деятельности отношение к ней; развивать воображение, речь, воспитывать дружеские чувства в детском коллективе, создать благоприятную эмоциональную атмосферу.

4-ая неделя

Сюжетно-ролевая игра «Город» (объединенный сюжет «банк», «кафе», «супермаркет», «почта», «служба спасения», «школа» и др.)

Цель: закреплять умение развертывать многосюжетную игру, учить использовать предметы-заместители, самостоятельно создавать игровую обстановку, распределять роли, отражать в игре представителей различных профессий, развивать воображение, диалогическую речь, воспитывать чувство товарищества.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Конспекты занятий для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с профессиями и трудом взрослых

Конспект сюжетно – ролевой игры «Поликлиника»

Программное содержание: учить детей до начала игры согласовывать тему, распределять роли. Совершенствовать и расширять игровые умения детей; способствовать обогащению игры новыми решениями (участие взрослого в игре); формировать нравственные нормы взаимоотношений между детьми.

Предварительная работа: накануне, вечером, воспитатель с детьми договаривается о том, что завтра поиграют в сюжетно – ролевую игру «Поликлиника». Она просит назначить её главным врачом; между детьми распределяются роли: регистраторы, педиатр, стоматолог, лор, окулист, массажист и т.д.

Ход игры: воспитатель напоминает детям , что накануне игры они договорились о роли каждого, а так же определили роль воспитателя.

Воспитатель: (вносится игрушка - лягушка) Ребята, наша знакомая лягушка Танюшка хочет лечить обитателей своего любимого болота. А как вести себя с больными не знает. Она просит  нас ей в этом помочь. Того, кто ей поможет, она обязательно отблагодарит. Танюшка решила, что доктором может стать быстро, стоит лишь надеть халат. Как вы думаете, так ли это на самом деле? (ответы детей) Давайте поможем лягушке.

Итак, я играю роль главного врача, предлагаю разойтись докторам по кабинетам.    Помните, пожалуйста, в 13.00 (т.е. в один час дня) у вас заканчивается рабочий день. По окончании рабочего дня прошу вас придти ко мне в кабинет на совещание.  Дети, играющие пациентов, тоже займите свои места.  

            Дети начинают игру. Воспитатель с лягушкой Танюшкой наблюдают за работой врачей. Затем воспитатель идет в свой кабинет, к ней заходят больные. Главврач спрашивает, нравится ли им, как их лечат врачи, как обращаются с больными?

            К концу игры воспитатель обращает внимание детей на часы –

Воспитатель: Через 5 минут  заканчивается рабочий день.

 - (через 5 минут)  Уважаемые доктора, я жду вас на совещание, а пациенты поведут своих детей на прогулку. (дети – пациенты идут одевать кукол на прогулку, а доктора садятся за стол).

Воспитатель: Итак, я хотела бы узнать, как , по вашему мнению, вы  обращались с больными. (ответы детей).

Воспитатель: Ко мне в кабинет заходили больные и говорили «спасибо» за то, что у меня такие хорошие доктора. И я вас благодарю за то, что вы вежливо, внимательно и заботливо относились к больным.  Я думаю, теперь лягушка Танюшка знает, как обращаться с больными.  В благодарность она дарит вам большую книгу сказок.

Дети убирают  атрибуты по местам и присоединяются к остальным, идут на прогулку.

Сценарий сюжетно - ролевой игры  «Библиотека»

Программные задачи:

•        ОО Познание: закрепить знания об окружающем мире,

•        строить сюжет игры на основе личного опыта,

•        ОО Коммуникация: умение развивать сюжет игры, проявляя творческое воображение, художественно-речевую выразительность, интонационную выразительность речи,

•        развивать коммуникативные отношения в ходе игры.

•        побуждать детей к активной связной речи,

•        ОО Социализация: Продолжать знакомить с правилами поведения в общественных местах;

•        Уточнить представление детей о библиотеке;

•        Развивать интерес к печатному слову;

•        Воспитывать бережное отношение к книге;

•        Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений.

•         Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе.

•        ОО Труд: Развивать умения детей самостоятельно выполнять поручения: склеить, отрезать, нарисовать.

•        ОО Безопасность: во время работы в мастерской, выполнять технику безопасности пользования  ножницами и клеем.

Предшествующая работа:

 - Составление рассказов на тему "О чем мне прочитала мама";

- составление рассказов по картине "В библиотеке";

- ситуативные разговоры: "Что делать, если ты порвал книгу?",

"Если бы не было книг" и др.

- викторина по русским народным сказкам;

- рассматривание иллюстраций;

- изготовление закладок,

- формуляров,

- выполнение рисунков к любимым сказкам.

- оформление выставок книг по темам в книжном уголке.

- посещение детской библиотеки.

Подготовка к игре:

•        оформление  игровой зоны книжного  уголка,

•        выставка книг;

•        формуляры;

•        новые книги;

•        телефон.

•        каталог- указатель

•        фломастеры

•        кисти,

•        клей,

•        заготовки для закладок

•        клеёнка,

•        фартук,

•        колпак для доктора.

Методические приемы:

•        диалоги,

•        распределение ролей,

•        монологи.

•        загадки;

•        стихи;

вопросы

Действующие лица:

•        воспитатель (заведующая)  – 1 чел.

•        Библиотекари                        -- 2чел.

•        Читатели                                -- 5-6 чел.

•        продавец магазина                -- 1 чел.

•        шофёр                                 -- 1чел.

•        доктор  «Знайка»                -- 1 чел.

Ход игры:

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы будем играть в интересную игру. Все вы любите, когда вам читают книги. Можно выбрать дома, можно попросить у друга, а можно пойти в……(библиотеку).

Мы словно попали в волшебное царство:

В нём тысячи книг на полках живут.

Придут сюда умные, добрые дети,

От корки до корки все книги прочтут.

Воспитатель: Я  заведующая библиотекой – Ирина Борисовна. Я хочу познакомить вас с нашей библиотекой.

Чтобы начать игру, я предлагаю вам  отгадать загадки:

               Если книгу написал,

                Значит ты писатель,

                Если книгу прочитал,

                Значит ты …(Читатель)

 -- Молодцы! Как вы считаете, в библиотеке должны быть читатели? (отв. дет.)

-- Кто хочет  быть  читателем? (дети сами распределяют роли)

  -- Вот   Алёна,  Настя, Саша – вы будете читателями.                      

 - А что они  должны  там делать? (рассматривают книги, выбирают книги, журналы и т.д.)

Следующая загадка:  

                                      Таблетки и микстуру

                                       Вам продаёт аптекарь,

                                       Учебники и книги

                                        Найдёт вам.  (Библиотекарь)

- Кто желает быть  в игре библиотекарем? (дети предлагают)

-Хорошо Соня, ты будешь библиотекарем.

 -- Какие отделы есть в библиотеке? (Абонемент, читальный зал, выставочный зал, литературная гостиная, книжкина мастерская)

--Значит,  нам нужен ещё один библиотекарь.

Отгадайте загадку:

   Друг за другом ровно в ряд

   Дружно карточки стоят,

   Чтоб помочь любому смог,

   Существует …(Каталог  условных обозначений)

 --Хорошо!

--Ты тоже справилась с отгадкой, дала правильный ответ, теперь договоритесь, кто из вас будет на абонементе, а кто в читальном зале.

Итак,  Соня будет работать на абонементе.

Почему? (мне нравится заполнять формуляр, рассказывать о новых книгах)

А  Алиса в читальном  зале.

-Займите свои места.

Вот ещё одна загадка

 Кто отгадает загадку?

    Не куст, а с листочками,

    Не рубашка, а сшита,

    Не человек, а рассказывает.

    ответ-  (Книга)

- Желающим  помочь книжкам вылечиться,  продлить им жизнь, прошу пройти в  «Книжкину» мастерскую и стать книжным доктором «Знайкой», отвечающим за опрятный красивый вид книги.

Кто отгадал загадку?

- Вот Миша будет книжным доктором  «Знайкой»,

Пройдите,  пожалуйста, к себе в мастерскую.

Ребята, а как вы думаете, откуда поступают книги в библиотеку?

Дети: люди приносят, со склада, из других библиотечных фондов, из магазина.

Значит, нам нужен будет продавец книжного магазина или склада.

Кто привозит,  доставляет книги в библиотеку?

Ответ: водитель, шофёр.

(дети договариваются о ролях)

Дети начинают игру.

 1-й библиотекарь: Добро пожаловать в абонемент

     Наполнено царство таинственным светом,

     Здесь спряталась где- то в тени тишина.

     И слышно дыхание каждой страницы,

     И можно услышать книг голоса…

Мы рады видеть вас.

 У нас  сегодня новое поступление книг.

Прошу пройдите к стеллажам.

Прошу познакомиться.(показывает книги и рекомендует их).

Какие правила поведения  нужно помнить при посещении библиотеки?            ( отв. детей)  

Молодцы, что знаете правила.

Дети выбирают книги.

- Катя, тебе понравилась эта книга?

- Никита, а тебе что понравилось? Вы подойдите ко мне , я запищу вам книгу.(библиотекарь заполняет формуляр)

- Можете пройти в интересующие вас залы (дети по желанию распределяются по залам)

2-й библиотекарь: Я приглашаю вас  в читальный зал

 В этом зале есть старые книги, а  есть молодые.

Их все за всю жизнь невозможно прочесть.

Но каждая дарит нам радость познанья,

Поэтому нужно их свято ….. беречь.

Заведующая: -Дети посмотрите, а здесь совсем уже иначе.

- Вы оказались в гостях страны Читалии.

- Вы знаете правило пользования  книгами? (отв. детей)

-  В нашей библиотеке есть книжкина мастерская. Сегодня наш  «Знайка» приглашает всех желающих помочь в ремонте книг, сделать  закладочки,  чтобы вам было удобно пользоваться книгой. (желающие проходят в мастерскую доктора  «Знайки»).

2-й библиотекарь Мы рады вас приветствовать. Здесь вы можете познакомиться с новыми,  необычными книгами, со старинными книгами, рассмотреть газеты и журналы. Я предлагаю вам обратить внимание вот на эту необычную книгу. (библиотекарь показывает и рассказывает). После чего, дети  самостоятельно выбирают и садятся за столы или на диван рассмотреть понравившуюся  литературу.)

Заведующая: Я буду у себя в кабинете , мне должны позвонить со склада.

Продавец  склада (магазина):-  Добрый день. К нам поступила новая развивающая литература: ребусы, кроссворды,  головоломки. Не хотели бы вы приобрести для читального зала? Очень красочные.

 Заведующая(воспитатель): - Хорошо, давайте оформим заказ, присылайте курьера.

Шофёр-курьер: Привозит заказ, подписывает его.

Заведующая: Когда вы нам подвезёте заказ?

Шофёр-курьер: Через час.

Заведующая (воспитатель)  заходит в читальный зал:-  Ребята, скоро в нашей библиотеке  будет новые поступления, мы приглашаем вас  познакомиться с ними. Но прежде я хотела бы узнать,  как внимательно вы читаете наши книги, умеете ли вы работать со схемами, пиктограммами. (предлагает детям выполнить задания разложенные на столе на карточках, дети выполняют задание по желанию)

Шофёр-курьер: привёз  заказ, подписывает накладную. Проверяет привезённую литературу по накладной.

Занятие – экскурсия в старшей группе:

 «Труд взрослых – прачка».

Задачи:

•        продолжать знакомить детей с работой сотрудников детского сада;

•        показать детям, что сотрудники детского сада заботятся о детях;

•        формировать у детей представление о содержании и структуре труда прачки, о характере стирального трудового процесса (цель, материал, бытовая техника, результат);

•        рассказать об опасности бытовых электрических приборов и бережном с ними обращении;

•        воспитывать уважительное отношение к труду прачки, облегчить их труд (труд в прачечной очень тяжёл, и если дети будут хорошо мыть руки, сотрудникам легче будет стирать полотенца).

Ход занятия:

I.        Беседа «Кто стирает нам бельё?»

Воспитатель: - Ребята, послушайте, я прочитаю вам отрывок из знакомого вам стихотворения, попробуйте вспомнить его:

Одеяло убежало,

Улетела простыня,

И подушка, как лягушка,

Ускакало от меня…

- Как называется это произведение? («Мойдодыр».)

- Да это произведение К.И.Чуковского «Мойдодыр».

- Кто помнит, почему вещи убежали от мальчика? (Он был грязнуля.)

- У нас в  группе грязнуль нет, но всё-таки иногда некоторые ребята могут испачкать полотенце, если не очень хорошо помоют руки.

- Кто заботится о том, чтобы у детей были чистые полотенца? (ответы детей.)

- У каждого из вас есть не только полотенце, но и постельное бельё: простыня, пододеяльник, наволочка. Вам их тоже часто меняют – стелят чистые. К то же это так заботится о вас?  (прачка)

- Что делает прачка в детском саду?

- Кому и для чего нужно чистое бельё?

II.        Игра имитация: «Стираем бельё».

Дети имитируют все компоненты стирки белья (по сигналу воспитателя): наливаем воду в таз, стираем, выжимаем, стряхиваем и развешиваем, гладим.

III.        Экскурсия в прачечную.

Воспитатель: - Сегодня мы пойдём с вами в прачечную нашего детского сада, где стирают бельё для всех детей детского сада, и посмотрим, как работникам прачечной удаётся постирать так много белья.

- Куда мы с вами сейчас пойдём? ( в прачечную)

- Как зовут работников прачечной? А как называется профессия?

- Не забудьте поздороваться, когда придёте в прачечную.

В прачечной.

- Куда мы с вами пришли, ребята? Кто здесь работает? Давайте познакомимся с работниками прачечной. Это …. А сейчас …. расскажет вам, как им  удаётся постирать  так много белья. Посмотрите, сколько тут белья. (Показывает приготовленное к стирке бельё.)

Рассказ работника прачечной о своей работе с показом действий.

IV.        Составление рассказа.

Детям предлагается схема трудового процесса стирки белья: дети рассказывают последовательность и выкладывают картинки

Конспект занятия

«Хлеб – всему голова»

(старший дошкольный возраст)

Цель: закрепить представления детей о сельскохозяйственных профессиях (пахарь, тракторист, комбайнер, агроном, элеваторщик), соответствующих орудиях труда и технике, воспитывать уважительное отношение к профессиям хлеборобов.

Задачи: закрепить знания детей о сельскохозяйственных профессиях и соответствующих орудиях труда, процессе выращивания и изготовления хлеба, обобщить и систематизировать знания детей о хлебе, разнообразных хлебобулочных изделиях; воспитывать у детей уважение к труду хлеборобов, пекарей, бережное отношение к хлебу; развивать память, мышление, речь.

Материалы: мольберт; картины из серии «Выращивание хлеба»; колоски пшеницы; мяч; платок для завязывания глаз; хлеб (белый и черный), хлебобулочные изделия; дощечка для лепки пирожков; поднос, миска для замешивания теста; мука, яйцо, сахар, соль; фартуки.

Предварительная работа: отгадывание загадок о хлебе; заучивание стихотворений и песен о хлебе; объяснение и заучивание пословиц и поговорок о хлебе; чтение рассказов М. Глинской «Хлеб», М. Пришвина «Лисичкин хлеб»; сравнение колосков ржи и пшеницы; сравнение пшеничного и ржаного хлеба по цвету, форме, вкусу; экскурсия в булочную; участие в выставке картин государственного клуба-лицея «Хлеб — всему голова».

Ход занятия

Дети заходят в зал под песню «Отличные пшеничные», садятся на ковер.

Воспитатель. Ребята, если отгадаете загадку, то узнаете, о чем сегодня будем говорить.

«Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед,

Вкусней его на свете нет». (Хлеб.)

Воспитатель. Вы правильно отгадали. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб? (Мягкий, пышный, душистый, черный, белый, бывает подгорелый).

Верно, молодцы! Мы уже много говорили о хлебе: знаем, из чего делают хлеб, как его выращивают, в каком магазине можно купить хлеб. Знаем, что хлеб очень полезный и вкусный. А сегодня мы еще раз вспомним о хлебе и поиграем.

Ребята, а кто знает стихотворения о хлебе? Дети читают стихотворения о хлебе:

Хлеб ржаной, батон и булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Сеют в поле зерна раннею весной,

А над ними светит солнышко родное.

На ветру веселом зашумят колосья.

Будет урожайной золотая осень.

П. Качанов

Воспитатель. Стихи вы хорошо читали, молодцы. Воспитатель с детьми обсуждает ранее прочитанный рассказа М. Глинской «Хлеб».

Ребята, а какой рассказ о хлебе мы читали? («Хлеб»).

А кто написал этот рассказ? (М. Глинская).

Какой хлеб дала мама Грише? (Вкусный, душистый, с блестящей корочкой).

Как поступил Гриша, когда его позвали играть? (Бросил хлеб на землю).

Почему он так поступил? (Он наелся и не знал, что делать с хлебом).

Правильно Гриша поступил? (Нет).

Почему неправильно? (Хлеб надо беречь, в нем работа многих людей: дяди Матвея, Гришиной мамы, всей деревни).

Как Гриша исправил свою ошибку? (Отдал хлеб жеребенку).

А как вы поступили бы на месте Гриши? Ребята, как нужно обращаться с хлебом? (Бережно! Не крошить хлеб за столом; никогда не выбрасывать; брать столько хлеба, сколько можешь съесть. Хлеб нужно беречь, потому что на его выращивание и производство люди тратят много сил).

Воспитатель. А я знаю интересную игру со словом «хлеб», называется она «Придумай слово» (Игра с мячом на образование родственных слов к слову «хлеб»).

Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку, ребенок отвечает и возвращает мяч воспитателю:

Назови хлеб ласково (Хлебушек).

Крошки хлеба какие? (Хлебные).

Квас из хлеба как называется? (Хлебный).

Прибор для резки хлеба. (Хлеборезка).

Посуда для хлеба. (Хлебница).

Кто выращивает хлеб? (Хлебороб).

Кто печет хлеб? (Хлебопек).

Назови завод, где выпекают хлеб. (Хлебозавод).

Как называются изделия из теста? (Хлебобулочные изделия).

Молодцы! Вы хорошо играли.

Беседа «Откуда хлеб пришел»

Воспитатель. Давайте сейчас отправимся в путешествие и вспомним - откуда хлеб попадает к нам на стол.

Дети идут к столу, где лежат картины на тему «Выращивание хлеба» и колоски (на подносе под полотенцем). Перед детьми картина «На поле».

Воспитатель. Куда мы пришли? (На поле).

Что видим там? (Трактор пашет землю).

Для чего он это делает? (Чтобы земля была мягкая, пушистая, чтобы зернам было уютно, и они не остались на поверхности).

Землю вспахали, а потом что делают в поле? Воспитатель демонстрирует картины, где люди сеют зерна.

А что нужно для того, чтобы зерна проросли? (Солнце, вода, удобрения).

Посмотрите на эту картинку — что на ней нарисовано? (Самолет распыляет удобрения по полю).

Солнышко согрело зерна, дождик полил, люди удобрили поле, и наши зерна превратились во что? (В колосья).

Дети рассматривают картину.

Что здесь изображено? (Комбайн убирает пшеницу).

У нас собранные колоски. Возьмите себе по колоску. Рассмотрите, какие они. (Пузатые, колючие, много зернышек).

А что дальше делают с колосками? (Достают зерна — молотят. Это делает специальная машина). А мы попробуем руками достать зерна. Трудно это сделать?

А зачем зерна достают? (Из них делают муку — измельчают).

А из муки? (Замешивают тесто и пекут хлеб).

Динамическая пауза.

Воспитатель. Представьте, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю (присядьте). Теплое солнышко пригревало землю, дождик поливал. Зернышки росли, росли и стали колосками (медленно поднимайте руки). Колоски тянутся к солнышку (почувствуйте напряжение в руках). Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски (расслабьтесь, уроните голову, опустите руки, плечи, туловище, опуститесь на пол). Но вот полил дождик, ожили колоски, снова тянутся к солнышку. В поле выросли замечательные колоски (улыбнитесь друг другу). А теперь изобразите колоски-толстячки, превратитесь в колоски-худышки.

Воспитатель. Какие замечательные колоски у нас выросли! Как много муки из них получится! А что можно печь из муки? (Хлеб, булки, торты, пироги и т.д.) А как двумя словами сказать? (Хлебобулочные изделия). А в каком магазине можно купить хлебобулочные изделия? (В булочной).

Правильно. Вот и давайте пойдем в булочную! Дети идут к столу, на котором лежат хлебобулочные изделия.

Какие изделия есть в нашей булочной? (Баранки, сухари, кекс, булки, печенье, пряники, вафли, хлеб ржаной, хлеб пшеничный).

Игра «Узнай на вкус»

Воспитатель. Вы знаете много хлебобулочных изделий. Вы их любите есть? (Да).

Сейчас мы проверим, сумеете ли вы отгадать их по вкусу. Дети угадывают хлебобулочные изделия по вкусу с завязанными глазами.

Вы много знаете о хлебе, а давайте сами испечем пироги. Чтобы хорошо замесить тесто, нужно размять пальчики (Дети делают, гимнастику для пальцев «Пекарь»).

Воспитатель. Что нам нужно, чтобы замесить тесто? (Мука, яйцо, соль, сахар).

Дети подают заранее подготовленную муку, яйцо, соль, сахар. Воспитатель замешивает тесто.

Чтобы наши пирожки получились вкусными и пышными, тесту нужно подойти (постоять). А пока тесто подходит, споем песню:

«Мы печем пшеничные Пироги отличные.

Кто придет к нам пробовать

Пироги пшеничные?

Мама, папа, брат, сестра,

Пес лохматый со двора.

И другие, Все кто может,

Пусть приходят с ними тоже.

Тесто замесили мы,

Сахар не забыли мы,

Пироги пшеничные

В печку посадили мы.

Печка весело горит,

Наша мама говорит:

— Крошки, что останутся,

— Воробью достанутся».

Воспитатель. Тесто наше подошло, теперь можно лепить пирожки да булочки.

Во время работы воспитатель спрашивает у каждого ребенка, что он лепит (бублик, колобок, крендель, булочку и т.д.). Готовые изделия выкладываются на противень.

Воспитатель. Посмотрите, ребята, какие красивые у нас получились булочки да крендельки. А сейчас отнесем наши пирожки на кухню. Ирина Ильинична (повар) поставит их для выпечки в духовку. А потом мы вместе с гостями их съедим.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

«Азбука профессий» (Профессии на определённую букву).

А – агроном, актёр, адвокат, акушерка, архитектор, арбитр, астроном.

Б – библиотекарь, бухгалтер, балерина, бортпроводник, балетмейстер.

В – ветеринар, вахтёр, воспитатель, врач, водолаз.

Г – геолог.

Д – доярка, дворник, дирижёр, диктор, дизайнер, дрессировщик.

Е – егерь.

Ж – журналист, животновод.

З – зубной врач, забойщик, зоотехник.

И – инженер, искусствовед, иллюзионист.

К – кондуктор, кузнец, комбайнер, кассир, корреспондент, каменщик,        крановщик, контролёр, космонавт, каскадёр, конферансье, клоун, кинолог,    киоскер, кондитер, композитор, коневод, конструктор.

Л – лётчик, лесничий, лифтёр, лаборант.

М – маляр, машинист, медсестра, модель, музыкант, мельник, мелиоратор, матрос, музыковед.

Н – носильщик, навигатор.

О – охранник, охотник, официант, оператор.

П – пастух, парикмахер, повар, плотник, продавец, полицейский, почтальон, печник, пожарный, программист, птичница, проводник, пекарь, портной, писатель поэт, продавец, пианист.

Р – рабочий, рыбак, редактор, режиссёр, радист.

С – сапожник, столевар, садовник, строитель, сварщик, стюардесса, судья, суфлёр, спасатель, санитарка, следователь, стекловар, стеклодув.

Т – тракторист, ткачиха, токарь, танкист, трубочист, тренер, телемастер, товаровед

У – учитель, учёный, укротитель.

Ф – фермер, фотограф, футболист, фельдшер, фармацевт.

Х – художник, хореограф.

Ч – чабан, чеканщик.

Ц – цветовод.

Ш – шахтёр, шофёр, швея, шахматист.

Э – электромонтёр, электросварщик, экскурсовод, эксперт – криминалист, эколог, электрик.

Ю – юрист, ювелир.

Я – ямщик.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Календарные планы профессиональных праздников

Месяц

Дата

Название праздника

Сентябрь

1 сентября

День знаний

1 сентября в России по традиции отмечается День знаний....

Первое воскресенье сентября

День работников нефтяной, газовой и топливной промышленности

В первое воскресенье сентября отмечается День работников нефтяной, газовой и топливной промышленности.

9 сентября

День танкиста

День танкиста учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1946 года и ежегодно отмечается во второе воскресенье сентября.

16 сентября

День работников леса

День работников леса установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года "О праздничных и памятных днях" и ежегодно отмечается в третье воскресенье сентября.

27 сентября

День воспитателя

День воспитателя и всех работников дошкольного образования был учрежден в 2004 году по инициативе ряда общероссийских педагогических изданий.

Октябрь

1 октября

Международный день пожилых людей

Международный день пожилых людей отмечается ежегодно 1 октября с 1991 года согласно решению Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (резолюции 45/106 от 14 декабря 1990 года).

4 октября

День военно-космических сил России

Этот праздник приурочен ко дню запуска первого искусственного спутника земли, открывшего летопись космонавтики, в том числе и военной.

5 октября

День учителя

День учителя - профессиональный праздник работников сферы образования, который ежегодно отмечается 5 октября.

День работников уголовного розыска

В этот день свой профессиональный праздник отмечают сотрудники уголовного розыска, чья служба  постоянно связана с риском и самоотверженностью.

6 октября

День российского страховщика

В этот день в 1921 году Совет народных комиссаров РСФСР принял декрет "О государственном имущественном страховании", который положил начало деятельности Госстраха РСФСР (ныне "Росгосстрах").

14 октября

День работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности

День работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности установлен Указом Президента РФ от 31 мая 1999 года и ежегодно отмечается во второе воскресенье октября.

20 октября

День войск связи Вооруженных сил РФ

20 октября 1919 года приказом Реввоенсовета Советской Республики было сформировано управление связи во главе с начальником связи.

День рождения Российского военно-морского флота (День моряков-надводников)

В этот день в 1696 году Боярская Дума по настоянию Петра I приняла решение о создании регулярного военно-морского флота России.

21 октября

День работников пищевой промышленности

День работников пищевой промышленности был установлен в 1966 году и ежегодно отмечается в третье воскресенье октября.

День работников дорожного хозяйства

Этот профессиональный праздник ежегодно отмечается в третье воскресенье октября в соответствии с Указом Президента РФ от 23 марта 2000 года "О Дне работников дорожного хозяйства".

23 октября

День работников рекламы (День рекламиста)

Профессиональный праздник всех рекламистов, маркетологов и пиарщиков России отмечается в нашей стране с 1994 года.

25 октября

День таможенника Российской Федерации  

25 октября 1653 года в нашей стране впервые появился Единый таможенный устав, родившийся из Указа царя Алексея Михайловича о взимании таможенной пошлины "в Москве и городах российских".

28 октября

День автомобилиста  

Профессиональный праздник работников автомобильного транспорта отмечается с 1996 года в последнее воскресенье октября.

День армейской авиации  

Датой создания армейской авиации как отдельного рода войск принято считать 28 октября 1948 года, когда в подмосковном Серпухове была сформирована первая авиационная эскадрилья, оснащенная вертолетами.

29 октября

День работников службы вневедомственной охраны МВД  

29 октября 1952 года считается днем образования службы вневедомственной охраны МВД России.

Ноябрь

4 ноября

День народного единства

4 ноября с 2005 года отмечается как "День народного единства". Именно этот день в 1612 году стал решающим в освобождении Москвы от польско-литовских интервентов.

5 ноября

День военного разведчика

Этот профессиональный праздник установлен приказом Министра обороны РФ от 12 октября 2000 года и ежегодно отмечается 5 ноября.

10 ноября

День милиции

День милиции — профессиональный праздник сотрудников органов внутренних дел — отмечается 10 ноября. В этот день в 1917 году в России была создана рабочая милиция «для охраны революционного общественного порядка»...

12 ноября

День работника Сбербанка России

30 октября (12 ноября по новому стилю) 1841 года был подписан Указ об учреждении в России сберегательных касс. Именно тогда в нашей стране начала складываться одна из крупнейших финансовых структур.

18 ноября

День ракетных войск и артиллерии

День ракетных войск и артиллерии был установлен в 1964 году и праздновался 19 ноября - в день начала контрнаступления советских войск под Сталинградом в 1942 году.

25 ноября

День матери России

Этот праздник учрежден в соответствии с Указом Президента РФ от 30 января 1998 года и ежегодно отмечается в последнее воскресенье ноября.

27 ноября

День морской пехоты

16 (27) ноября 1705 года вышел Указ Петра I о создании первого в России "полка морских солдат". Эта дата считается днем рождения морской пехоты России и отмечается в соответствии с приказом Главкома ВМФ РФ от 19 ноября 1995 года.

Декабрь

1 декабря

День воинской славы России

День воинской славы России, День Победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 год).

2 декабря

День банковского работника

День банковского работника не установлен официально, поэтому с датой этого праздника до сих пор нет окончательной ясности.

12 декабря

День Конституции Российской Федерации

12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации, которая является ядром всей правовой системы нашей страны, а также определяет смысл и содержание других законов.

22 декабря

День энергетика

День энергетика установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1966 года в память о дне принятия Государственного плана электрификации России (ГОЭЛРО) на VIII Всероссийском съезде Советов в 1920 году.

27 декабря

День спасателя Российской Федерации

Этот праздник учрежден Указом Президента РФ от 26 ноября 1995 года "Об установлении Дня спасателя Российской Федерации" и ежегодно отмечается 27 декабря.

13 января

День российской печати

В этот день в 1703 году по указу Петра I вышел в свет номер первой публичной российской газеты “Ведомости”.

Февраль

8 февраля

День российской науки

Этот праздник приурочен к дате основания Российской академии наук, учреждённой по повелению императора Петра I указом правительствующего Сената от 28 января (8 февраля по новому стилю) 1724 года.

11 февраля

День Аэрофлота  

В 1979 году Указом Президиума Верховного Совета СССР был установлен День Аэрофлота, который ежегодно отмечается во второе воскресенье февраля.

23 февраля

День защитника отечества

с 1923 по приказу Реввоенсовета Республики 23 февраля ежегодно отмечался как День Красной Армии. В 1946 году дата 23 февраля стала называться «Днем Советской Армии и Военно-морского флота»

18 марта

День налоговой полиции

Праздник был установлен Указом исполняющего обязанности Президента РФ Владимира Путина от 16 марта 2000 года в знак признания важного значения федеральных органов налоговой полиции в обеспечении экономической безопасности РФ.

День работников торговли, бытового обслуживания населения и коммунального хозяйства

День работников торговли, бытового обслуживания населения и коммунального хозяйства с 1966 года отмечался в четвертое воскресенье июля, а с 1980 года был перенесен на третье воскресенье марта.

19 марта

День моряка-подводника

19 марта 1906 года Указом императора Николая II были созданы подводные силы Балтийского моря с базированием первого соединения подводных лодок в военно-морской базе Либава. Этот день считается официальной датой рождения подводных сил российского флота.

27 марта

День внутренних войск МВД России

В ознаменование заслуг внутренних войск МВД России перед Отечеством в 1996 году Указом Президента РФ был установлен День внутренних войск МВД России. По исторической традиции он празднуется 27 марта.

29 марта

День специалиста юридической службы

Этот профессиональный праздник военных юристов учрежден Указом Президента РФ от 31 мая 2006 года "Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации".

Апрель

1 апреля

День смеха

Обычай веселиться и обманывать друг друга 1 апреля существует во многих странах. "День смеха" или "День дурака" - так именуют этот праздник и отмечают его, несмотря на то, что он не внесен ни в один официальный календарь знаменательных событий.

День геолога

Каждое первое воскресенье апреля российские исследователи недр отмечают свой профессиональный праздник – День геолога.

12 апреля

Всемирный день авиации и космонавтики

Всемирный день авиации и космонавтики - памятная дата, установленная в ознаменование первого полёта человека в космос.

30 апреля

День пожарной охраны

30 апреля 1649 года царь Алексей Михайлович подписал указ "О Градском благочинии", который и заложил основы создания первой российской противопожарной службы.

7 мая

День радио

Этот праздник был установлен в 1945 году в ознаменование 50-летия со дня изобретения радио.

День создания вооруженных сил РФ  

7 мая 1992 года Президент РФ подписал распоряжение об организационных мерах по созданию Министерства обороны и Вооруженных Сил Российской Федерации.

24 мая

День кадровика

День кадровика отмечается в нашей стране с 2005 года по инициативе Всероссийского кадрового конгресса.

27 мая

Всероссийский день библиотек

Указом Президента РФ Б.Н.Ельцина от 27 июля 1995 года был учрежден государственный праздник - Всероссийский день библиотек, который ежегодно отмечается 27 мая.

День химика

Профессиональный праздник работников химической отрасли установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года "О праздничных и памятных днях" и ежегодно отмечается в последнее воскресенье мая.

28 мая

День пограничника

День пограничника установлен Указом Президента РФ от 23 мая 1994 года "в целях возрождения исторических традиций  России и ее пограничных войск".

29 мая

День военного автомобилиста  

День военного автомобилиста учрежден приказом Министра обороны РФ от 24 февраля 2000 года и ежегодно отмечается 29 мая.

10 июня

День работников легкой промышленности

Профессиональный праздник работников отрасли легкой промышленности отмечается во второе воскресенье июня в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года.

17 июня

День медицинского работника

На протяжении многих лет в третье воскресенье июня в России отмечается День медицинского работника.

Июль

1 июля

День работников морского и речного флота

День работников морского и речного флота отмечается ежегодно в первое воскресенье июля. Профессиональный праздник установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года  "О праздничных и памятных днях".

3 июля

День ГАИ (День ГИБДД)

3 июля в России отмечают День работников Государственной автомобильной инспекции (ГАИ).

8 июля

День российской почты

Указом Президента РФ от 16 мая 1994 года был установлен праздник - День российской почты, который ежегодно отмечается во второе воскресенье июля.

День рыбака

Профессиональный праздник установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года  "О праздничных и памятных днях" и отмечается во второе воскресенье июля.

22 июля

День работника торговли

В России два праздника "День работника торговли". Один отмечается в марте, а другой - в июле.

29 июля

День Военно-морского флота / День Нептуна

День Военно-морского флота отмечается в последнее воскресенье июля на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года  "О праздничных и памятных днях".

Август

2 августа

День Воздушно-десантных войск (День десантника)

Днем рождения ВДВ считается 2 августа 1930 года. В этот день на учениях ВВС под Воронежем впервые было выброшено на парашютах десантное подразделение в количестве 12 человек для выполнения тактической задачи...

5 августа

День железнодорожника

Ежегодно в первое воскресенье августа свой профессиональный праздник - День железнодорожника - отмечают труженики стальных магистралей страны.

6 августа

День железнодорожных войск

День железнодорожных войск утвержден Указом Президента РФ от 19 июля 1996 года "Об установлении Дня железнодорожных войск".

11 августа

День физкультурника

Ежегодно во вторую субботу августа в нашей стране отмечается День физкультурника.

12 августа

День Военно-воздушных сил (ВВС)

Этот праздник установлен Указом Президента РФ от 29 августа 1997 года.

День строителя

Праздник учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 сентября 1955 года "Об установлении ежегодного праздника "Дня строителя" и отмечается во второе воскресенье августа.

19 августа

День Воздушного флота России

Этот праздник отмечается в третье воскресенье августа согласно Постановлению Президиума Верховного Совета РФ от 28 сентября 1992 года "Об установлении праздника День Воздушного флота России".

26 августа

День шахтера

День шахтера отмечается в последнее воскресенье августа в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года "О праздничных и памятных днях".

27 августа

День кино России

В России кино любят все - и те, кто снимает, и те, кто смотрит. Поэтому День российского кино - очень популярный праздник в нашей стране.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СВОИХ ПРАВАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Радикальные преобразования в социально-политической и экономической жизни нашего общества предопределяет возникновение проблемной ситуации в образовании. Так, напр...

МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ на тему: "Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в процессе формирования представлений о правильном питании у детей старшего дошкольного возраста"

Структура магистерской диссертации на тему «Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в процессе формирования представлений о правильном питании у детей старшего дошкольного ...

Презентация для защиты магистерской диссертации на тему: "Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в процессе формирования представлений о правильном питании у детей старшего дошкольного возраста"

Презентация для текста защиты магистерской диссертации на тему: "Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в процессе формирования представлений о правильном питании у детей с...

«Формирование представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста посредством реализации проекта группы «Все работы хороши, выбирай на вкус!»

           Знакомство с профессией - одно из самых важных в жизни ребёнка. Чем ближе будет предварительное знакомство с профессией, тем меньше возможность разочаро...