Формирование представлений о труде взрослых как одно из условий развития содержания сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему
Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему и приносящее пользу людям. Поэтому так важно познакомить ребенка с миром профессий, рассказать о тех качествах характера, которые требует та или иная профессия. Начинать воспитывать эти качества целесообразно именно в сюжетно-ролевой игре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 19.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование представлений о труде взрослых как одно из условий развития содержания сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста
Цель: привлечь внимание к существующему в теории и практике противоречию между социальным заказом «ввести ребенка дошкольника в мир профессий посредством доступной для него игровой деятельности» и не достаточным уровнем развития сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте
Исследователи проблемы
Н.Я. Михайленко, В.С. Мухина, С.Л. Новоселова. В. Деркунская, Л.В. Коломийченко, С.С. Пашкова, Н.Ю. Филимонова Т. Бузаева, И. Волкова, Д.В. Сергеева, Е.И. Радина, М.В.Крулехт
- Объектом исследования является процесс развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста
- Предметом исследования - формирование представлений о труде взрослых как одно из условий развития содержания сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста
- Целью исследования – планирование работы по формированию представлений о труде взрослых для развития содержания сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста
Актуальность проблемы
В теории и практике дошкольного воспитания отмечается противоречие, между социальным заказом «ввести ребенка дошкольника в мир профессий посредством доступной для него игровой деятельности» и низким уровнем развития сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте
Задачи
- Изучить и проанализировать психолого – педагогическую литературу по данной проблеме
- Определить сущность сюжетно-ролевых игр, особенности игровой деятельности детей, значение ознакомления с трудом взрослых в развитии сюжетно-ролевых игр дошкольников
- Раскрыть методику формирования системных знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста, методику руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста
- Проанализировать представления о труде взрослых и особенности развития игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста
- Частично апробировать спланированную работу по формированию представлений о труде взрослых для развития содержания сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста
Сущность сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста
- Сюжетно-ролевая игра является: самостоятельным видом детской деятельности;
- носит отобразительный характер;
- является творческой;
- включает структурные компоненты: воображаемую ситуацию – замысел, содержание, сюжет, роль и связанные с ней действия
Особенности развития сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста
- Выбор роли, создание игровых интересов, отражающих разные линии событий, проявление творчества в создании игровой обстановки
- Активность в ролевых взаимодействиях и диалогах, разыгрывание роли в форме беседы, сочинение событий
- Ролевые действия, отображающие социальные функции людей
- Распределение ролей до конца игры. Развитие цепочки игровых действий, объединенных одним сюжетом, который соответствует реальной логике действий взрослых.
Программные требования к ознакомлению с трудом взрослых
Темы сюжетно-ролевых игр:
- профессиональные (производственные)
- военнизированные («стрелялки», догонялки, по мотивам мультфильмов)
- созидательные (строительство)
- поиска и открытия (путешествия, «космос»)
- связанные с искусством («цирк», «театр»);
- сказочные
- этнографические («в индейцев»)
Педагогическое руководство сюжетно- ролевыми играми
- Приемы руководства игрой с целью формирования ее как деятельности:
- Традиционные (разработаны Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой)
- Новые, исследованные в последние годы (Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко)
Методы и приемы формирования системных знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста
- Чтение художественной литературы (рассказы, стихи, загадки, пословицы, поговорки);
- Наблюдения за трудом взрослых (экскурсии, прогулки)
- Дидактические, сюжетно-дидактические игры;
- Беседы
- Моделирование (модель-лесенка)
- Встречи с представителями разных профессий
-Рассматривание иллюстраций, картин
- Просмотр видеофильмов и мультфильмов
- Создание проекта «Знакомим с профессиями»
Список используемой литературы
1 Деркунская, В.А. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 5-7 лет. / В.А. Деркунская, А.Н. Харчевникова М.: Центр педагогического образования, 2015 – 90 с.
2 Деркунская, В.А. Развитие гендерных взаимоотношений детей 4 – 5 лет в сюжетно-ролевой игре / В.А. Деркунская, А.Н. Харчевникова // Дошкольная педагогика – 2014 - №6 – С. 10 – 13
3. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2010. – 414 с.
4. . Либерман, А. Как развивать способность создавать игровой сюжет / А. Либерман, О. Репина // Дошкольное воспитание – 2008 - №11 – С. 39 – 41
5. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова – М.: Линка-Пресс, 2009
6. Губанова, Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в старшей группе детского сада / Н.Ф. Губанова – М.: Мозаика-Синтез, 2012 – 155 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями»
Долгосрочный творческий проектМДОУ «Д/с № 69» г.Ухта Тема: «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями.»...
«Педагогические условия развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы).
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающег...
«Педагогические условия развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста».
«Педагогические условия развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста»....
Формирование игровых умений в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста
Каковы наиболее эффективные пути развития игровых умений в сюжетно-ролевой игре у детей дошкольного возраста....
Особенности работы по созданию педагогических условий развития сюжетно - ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста
Особенности работы по созданию педагогических условий развития сюжетно - ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста...
«Формирование позиции субъекта деятельности в процессе сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста».
Формирование позиции субъекта деятельности в процессе сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста»....
Новые информационные технологии в педагогическом процессе ДОУ реферат на тему:" Создание социально - педагогических условий для развития партнерских отношений в сюжетно - ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ"
Перед педагогическим сообществом стоит глобальная задача создания, апробации и внедрения новой модели образования. Дошкольное воспитание и обучение - первый уровень непрерыв...