Формирование представлений о труде взрослых как одно из условий развития содержания сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему

 

Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему и приносящее пользу людям. Поэтому так важно познакомить ребенка с миром профессий, рассказать о тех качествах характера, которые требует та или иная профессия. Начинать воспитывать эти качества целесообразно именно в сюжетно-ролевой игре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование   представлений о труде взрослых как одно из условий развития содержания сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста

Цель: привлечь внимание к существующему в теории и практике противоречию между социальным заказом «ввести ребенка дошкольника в мир профессий посредством доступной для него игровой деятельности» и не достаточным уровнем развития сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте

Исследователи проблемы

     Н.Я. Михайленко, В.С. Мухина, С.Л. Новоселова.   В. Деркунская, Л.В. Коломийченко, С.С. Пашкова, Н.Ю. Филимонова  Т. Бузаева, И. Волкова,  Д.В. Сергеева, Е.И. Радина, М.В.Крулехт

  • Объектом  исследования является  процесс развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста
  • Предметом исследования -  формирование представлений о труде взрослых как одно из условий развития содержания сюжетно-ролевых игр  детей старшего дошкольного возраста
  •  Целью исследования –  планирование  работы по формированию представлений о труде взрослых  для  развития содержания сюжетно-ролевых игр  детей старшего дошкольного возраста

 Актуальность проблемы

В теории и практике дошкольного воспитания отмечается противоречие, между социальным заказом «ввести ребенка дошкольника в мир профессий посредством доступной для него игровой деятельности» и низким уровнем развития сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте

Задачи

  • Изучить и проанализировать  психолого – педагогическую  литературу по данной проблеме
  • Определить сущность   сюжетно-ролевых игр, особенности игровой деятельности детей, значение ознакомления с трудом взрослых    в  развитии  сюжетно-ролевых игр  дошкольников
  • Раскрыть методику формирования системных знаний о труде  взрослых  у детей   дошкольного возраста, методику руководства сюжетно-ролевыми играми  детей дошкольного возраста
  •  Проанализировать представления о труде взрослых и особенности развития игровой деятельности у детей  старшего дошкольного возраста
  • Частично апробировать спланированную  работу по формированию представлений о труде взрослых  для  развития содержания сюжетно-ролевых игр  детей старшего дошкольного возраста

Сущность сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста

  • Сюжетно-ролевая игра  является: самостоятельным видом детской деятельности;
  • носит отобразительный характер;
  • является творческой;
  • включает структурные компоненты: воображаемую ситуацию – замысел, содержание, сюжет, роль и связанные с ней действия

Особенности развития сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста
 

  • Выбор роли, создание игровых интересов, отражающих разные  линии событий, проявление творчества в создании игровой обстановки
  • Активность в ролевых взаимодействиях и диалогах, разыгрывание роли в форме беседы, сочинение событий
  •  Ролевые действия, отображающие социальные функции людей
  • Распределение ролей до конца игры. Развитие  цепочки игровых действий, объединенных одним сюжетом, который соответствует реальной логике действий взрослых.

Программные требования к ознакомлению с трудом взрослых

            Темы сюжетно-ролевых игр:

      - профессиональные (производственные)

- военнизированные («стрелялки», догонялки, по мотивам мультфильмов)

- созидательные (строительство)

-  поиска и открытия (путешествия, «космос»)

- связанные с искусством («цирк», «театр»);

-  сказочные

- этнографические («в индейцев»)

Педагогическое руководство сюжетно- ролевыми играми

  -  Приемы руководства игрой с целью формирования ее как деятельности:

  - Традиционные (разработаны Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой)

        -  Новые, исследованные в последние годы (Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко)

       Методы и приемы  формирования системных знаний о труде  взрослых  у детей                дошкольного возраста

-  Чтение художественной литературы (рассказы, стихи, загадки, пословицы, поговорки);

 - Наблюдения за трудом взрослых (экскурсии, прогулки)

     -  Дидактические, сюжетно-дидактические игры;

- Беседы

- Моделирование (модель-лесенка)

- Встречи с представителями разных профессий

-Рассматривание иллюстраций, картин

 - Просмотр видеофильмов и мультфильмов

-  Создание проекта «Знакомим с профессиями»


                       


                                   

                                       

                                      Список используемой  литературы

1 Деркунская, В.А. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 5-7 лет. / В.А. Деркунская, А.Н. Харчевникова М.: Центр педагогического образования, 2015 – 90 с.

2 Деркунская, В.А. Развитие гендерных взаимоотношений детей 4 – 5 лет в сюжетно-ролевой игре / В.А. Деркунская, А.Н. Харчевникова // Дошкольная педагогика – 2014 - №6 – С. 10 – 13

3. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2010. – 414 с.

4. . Либерман, А. Как развивать способность создавать игровой сюжет / А. Либерман, О. Репина // Дошкольное воспитание  – 2008 - №11 – С. 39 – 41

5. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова – М.: Линка-Пресс, 2009

6. Губанова, Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в старшей группе детского сада / Н.Ф. Губанова – М.: Мозаика-Синтез, 2012 – 155 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями»

Долгосрочный творческий проектМДОУ «Д/с № 69» г.Ухта Тема: «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями.»...

«Педагогические условия развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы).

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающег...

«Педагогические условия развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста».

«Педагогические условия развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста»....

Формирование игровых умений в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста

Каковы наиболее эффективные пути развития игровых умений в сюжетно-ролевой игре у детей дошкольного возраста....

Особенности работы по созданию педагогических условий развития сюжетно - ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста

Особенности работы по созданию педагогических условий развития сюжетно - ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста...

«Формирование позиции субъекта деятельности в процессе сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста».

Формирование позиции субъекта деятельности в процессе сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста»....

Новые информационные технологии в педагогическом процессе ДОУ реферат на тему:" Создание социально - педагогических условий для развития партнерских отношений в сюжетно - ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ"

     Перед педагогическим сообществом стоит глобальная задача создания, апробации и внедрения новой модели образования. Дошкольное воспитание и обучение - первый уровень непрерыв...