Консультация для родителей "Формирование смысловой стороны речи у дошкольников"
презентация к уроку (подготовительная группа)

Презентация для родителей, рассказывающая о приемах развития смысловой стороны речи у дошкольников.Формирование смысловой стороны речи-необходимое условие для подготовки ребенка к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smyslovaya_storona_rechi.pptx1.54 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование смысловой стороны речи у дошкольников Подготовила учитель-логопед 1 кв. кат. Боровикова Н.Н.

Слайд 2

Дошкольный возраст - это активный период развития разных сторон речи, в том числе и смысловой. Смысловая сторона речи включает в себя такие компоненты : лексика, грамматика, связность речи. Слово - значимая частица языка, которая представляет сочетание звуков, выражающее определенное понятие и выполняющее назывную функцию. Необходимо знакомить ребенка с разными значениями одного и того же слова, чтобы обеспечить семантическую точность его использования. Развитое у ребенка умение употреблять слова и словосочетания в соответствии с контекстом, речевой ситуацией способствует развитию умений свободно выбирать языковые средства при построении связного высказывания, свободно пользоваться словами и связывать их по смыслу. Словесные обозначения (наименования) предметов дети усваивают при ознакомлении с окружающей их действительностью. Однако словарь дошкольников нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнение значений слов, семантическая точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений).

Слайд 3

К сожалению, в последнее время у детей все больше отмечаются следующие речевые трудности: -недостаточный лексический запас (дети затрудняются в обозначении словом предмета , части тела, явления и т.д.) -ошибки в употреблении ряда грамматических конструкций -трудности в овладении словарным запасом и грамматическим строем тормозят процесс развития связной речи. Так как , слово несет в себе какое-то значение, смысл, поэтому, ни одно слово услышанное ребенком не должно остаться безликим, непонятным ему. Работа над словом направленная на формирование умения задумываться над смыслом слова и сознательного использование лексических средств в самостоятельном высказывании , является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее усвоение языка и развитие культуры речи. Вот почему, очень важно родителям и педагогам не оставлять без внимания формирование смысловой стороны речи.

Слайд 4

В работе по формированию смысловой стороны речи значительное место должно занять специальное обучение — речевые упражнения, словесные игры, основное назначение которых в том, чтобы развивать у детей внимание к слову, его точному употреблению. Упражнения создают условия для речевой практики детей, пополнения и активизации словаря словами разных частей речи. Они формируют у детей практические навыки: умение быстро, выбрать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово, составить предложение, различать оттенки в значении слов.

Слайд 5

Игры, способствующие расширению и активизации словаря Упражнения способствующие развитию смысловых и вербальных ассоциаций. Например , « Назови слово как можно быстрее» «Я буду называть слово, а вы в ответ назовите первое слово, какое припомните (или какое первым придет в голову)». Слова называются по одному. Предлагаются существительные конкретного и абстрактного значения, глаголы, прилагательные, наречия. Стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, смелость, цвет. Стоит, говорит, освещается, расти, петь, смеяться….. Желтый, большой, высокий, толстый, хороший……

Слайд 6

Игры, способствующие расширению и активизации словаря Игра «Назови лишнее слово». Взрослый предлагает детям определить лишнее слово, а затем объяснить, почему это слово лишнее. Кукла, песок, ведро, юла, мяч. Стол, шкаф, ковер, кресло, диван. Пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа. Слива, яблоко, помидор, абрикос, груша. Волк, собака, рысь, лиса, заяц. Лошадь, корова, олень, баран, свинья. Роза, тюльпан, фасоль, василек, мак. Автобус, комбайн, трамвай, велосипед, мотоцикл. Зима, апрель, весна, лето, осень. Мама, подруга, папа, сын, бабушка. Море, озеро, река, мост, пруд.

Слайд 7

Игры, способствующие расширению и активизации словаря «Что (кто) бывает зеленым (веселым, грустным, быстрым …)?» На конкретный вопрос типа: «Что бывает зеленым?» необходимо получить как можно больше разнообразных ответов: трава, листья, крокодил, лента и т.д.

Слайд 8

Игра «Назови части». Взрослый называет слово, предлагает представить этот предмет и назвать его части. Кот-тело, голова, хвост, лапы, когти, хвост, нос, уши……… Грузовик --.. Дом --... Возможны два варианта проведения данной игры: а) по картинке, б) по представлению. Игры, способствующие расширению и активизации словаря

Слайд 9

Игры, способствующие расширению и активизации словаря Отгадывание названия предмета по описанию его дифференциальных признаков . Например: Овощ, круглый, красный, вкусный. Что это? Отгадывание по картинкам загадок-описаний (предлагается несколько картинок животных, из которых надо выбрать нужную). Я высокий, с тонкой шеей, пятнистый (жираф). Я низкий, толстый и серый (бегемот). Я маленький, серенький, с длинным хвостиком ( мышонок ). Я грозный, большой, с длинной гривой (лев). Я горбатый, с длинной шеей и тонкими ногами ( верблюд ).

Слайд 10

Игры, способствующие расширению и активизации словаря «Я дарю тебе словечко». Взрослый и ребенок по очереди дарят друг другу словечко, объясняя его значение, при этом ребенок может называть знакомое ему слово, а взрослый- незнакомое для ребенка слово и не просто объясняют значение этого слова. Но и составляют с ним предложение. В ходе таких упражнений обогащается словарный запас ребенка, развивается связная речь.

Слайд 11

Важно знакомить детей с многозначными словами, сначала на основе наглядности (иголка швейная- иголка у ежа на спине - иголка у ёлки) .Необходимо показать детям, что слова могут быть связаны между собой смысловыми отношениями (по сходству, по контрасту) и отношениями типа «предмет-материал» и др.

Слайд 12

Важно знакомить детей с многозначными словами, сначала на основе наглядности (иголка швейная- иголка у ежа на спине - иголка у ёлки) .Необходимо показать детям, что слова могут быть связаны между собой смысловыми отношениями (по сходству, по контрасту) и отношениями типа «предмет-материал» и др.

Слайд 13

Развитие антонимии С целью развития антонимии рекомендуются следующие задания, игры и упражнения. Выбрать из трех слов два слова-«неприятеля». Предлагаются слова - существительные, глаголы, прилагательные. Друг, печаль, враг. Ночь, сутки, день. Радость, радостный, печаль. Поднимать, опускать, брать. Давать, продавать, отдавать Покупать, продавать, отдавать.

Слайд 14

Закончить предложение и назвать слова-«неприятели». Слон большой -- комар ... Камень тяжелый, а пушинка ... Золушка добрая, а мачеха ... Зимой погода холодная, а летом ... Сахар сладкий, а горчица ... Дерево высокое, а куст ... Дедушка старый, а внук ... Работать трудно, а отдыхать ... Днем светло, а ночью ... Сегодня весело, а вчера было ... Заяц скачет быстро, а черепаха ползает ... Переходя улицу, сначала посмотри налево, а потом ... Кричат громко, а шепчут ... Я больна, но скоро буду ... Я живу близко от реки, а мой друг ... Продавец продает, а покупатель ... Друзья часто ссорятся, но легко ... Легко заболеть, но трудно ... Воспитатель спрашивает, а дети ...

Слайд 15

Употребление синонимов дает возможность избегать повторений в речи и делает высказывания детей более конкретными и емкими. В работе по расширению словаря синонимов мы используем игру «Скажи по -другому» Например: Как можно по-другому назвать машину?- автомобиль. Ручей (что делает?)-журчит….разговаривает

Слайд 16

Формированию смысловой стороны речи детей способствует работа по усвоению детьми простых случаев переносного значения слов. Лес уснул Вьюга злится Золотые руки Кислое лицо Железный характер Работа кипит Море цветов

Слайд 17

Смысловая сторона речи представляет собой наиболее сложный компонент речевой функции человека, поскольку требует от него активной мыслительной работы. Проходя несколько этапов обработки на сенсорном, перцептивном и смысловом уровнях восприятия, речевое сообщение в итоге переводится в сферу интеллектуальной деятельности, благодаря чему слушателю становится ясен смысл высказывания. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями»

Эффективныи средством формирования лексико - грамматического строя детей являются игры и упражнения, применяемые на занятиях, в разных видах детской деятельности....

Консультация: «Формирование интонационной стороны речи у дошкольников с дизартрией».

Нарушения фонетической и просодической стороны речи при дизартрии, внешне сходные по своим проявлениям с другими звукопроизносительными расстройствами, имеют, однако, свой специфический механизм, длит...

Консультация для дошкольных педагогов "Развитие просодической стороны речи у дошкольников" (Предупреждение её нарушений. Упражнения в работе над просодикой)

Всё чаще у детей наряду с различными речевыми нарушениями наблюдается и нарушение просодических компонентов речи. Просодика-интонационно-выразительная окраска речи.Из представленного  материала м...

Консультация для педагогов «Развитие просодической стороны речи у дошкольников в условиях ДОУ»

Данная консультация может использоваться на педсоветах, на семинарах, быть полезна воспитателям и логопедам....

Консультация для родителей на тему "Развитие сенсомоторной стороны речи у дошкольников 6-7 лет с недоразвитием речи".

Считается, что главное от чего зависит развитие речи, - это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми: слушая чужую речь, у ребенка формируется звукоподражание, в процессе звукопод...

Консультация для родителей. Упражнения для развития звуковой стороны речи у дошкольников.

Консультация для родителей.Упражнения для развития звуковой стороны речи у дошкольников.  1. Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «мол...