Мастер-класс "Развитие смысловой стороны речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и лексических упражнений"
презентация по развитию речи
Мастер-класс для воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.ppt | 473.5 КБ |
master-klass.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основная цель моей деятельности – повышение уровня развития смысловой стороны речи с помощью дидактических игр и лексических упражнений
Дидактические игры - это игры обучающие, они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей .
Задачи дидактических игр: 1. Побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий. 2. Способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью. 3. Совершенствовать разговорную речь. 4. Обогащать словарь. 5. Формировать грамматический строй языка.
Принципы использования дидактических игр : 1. Дидактическая игра должна опираться на программный материал. 2. Назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, правила должны быт понятны детям. 3. Пособия должны быть внешне привлекательными. 4. Условия игры, количество пособий, используемых в ней должны обеспечить вовлечение всех детей в образовательный процесс .
Требования к дидактическим играм: 1. Каждая игра должна давать упражнения для умственного развития детей. 2. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия. 3. Дидактизм в игре должен сочетаться с юмором, шуткой, занимательностью.
Виды дидактических игр: - Игры с предметами. - Настольно-печатные. - Словесные игры (без наглядного материала).
Смысловая сторона слова: Развитие многозначности слова Расширение запаса синонимов Формирование умения правильно употреблять слова Расширение запаса антонимов
Задания: - образование смысловых оттенков значений существительных (посредством суффиксов слова получали оттенок увеличительности, уменьшительности). Игры «Что ты видишь вокруг», «Дом-домище», «Волшебная палочка феи Словарины») - Подбор антонимов. Игры «Закончи предложение» , «Скажи наоборот» и т.д. - Подбор синонимов к изолированным словам и словосочетаниям. «Скажи какой», «Найди другое слово». - Закреплять представления о многозначном слове. «Игла-пила», «Про ежей, про елки», «Чей нос», «Домики», Логосказки .
Выводы: - Овладение словарем является важным условием умственного и общего развития детей; - Ознакомление детей с многозначностью, с синонимическими и антонимическими отношениями между словами посредством дидактических игр и лексических упражнений, формирует у детей умение точности словоупотребления, обогащают словарь, расширяя смысловой контекст применения слова, позволяет использовать лексические средства родного языка в речи.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Центр развития ребенка — детский сад №116 г. Орска «Ералашка»
МАСТЕР - КЛАСС
педагога муниципального дошкольного
образовательного автономного учреждения
«Центр развития ребенка — детский сад №116
г. Орска «Ералашка»
Турковой Елены Владимировны
(первая квалификационная категория)
Тема опыта: «Развитие смысловой стороны речи детей
дошкольного возраста посредством дидактических игр
и лексических упражнений»
2016 г.
Информационная справка о мастер-классе
Тема мастер-класса: «Развитие смысловой стороны речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и лексических упражнений»
Место проведения: Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Центр развития ребенка — детский сад №116 г. Орска «Ералашка»
Дата проведения: 26.10.2016г.
Идея мастер класса: развитие у детей дошкольного возраста смысловой стороны речи, познавательной активности через дидактические игры и лексические упражнения.
Цель:
- распространение педагогического опыта по применению дидактических игр, как средства развития речи, в образовательном процессе.
Задачи:
- показать значимость дидактических игр и лексических упражнений в процессе развития речи;
- распространить педагогический опыт по применению дидактических игр и лексических упражнений в образовательном процессе;
- познакомить педагогов с разновидностями дидактических игр и лексических упражнений с целью повышения их профессиональной компетентности.
Сведения об авторе:
Туркова Елена Владимировна
Образование: высшее, Оренбургский государственный университет, 2000 г.
Специальность по диплому: преподаватель дошкольной педагогики и психологии, учитель английского языка.
Должность: воспитатель МДОАУ «Центр развития ребенка — детский сад №116
г. Орска «Ералашка»
Педагогический стаж: 11 лет
Стаж работы в занимаемой должности: 11 лет
Квалификация: первая квалификационная категория.
Мастер — класс
«Развитие смысловой стороны речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и лексических упражнений»
Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.
Существенное значение для подготовки детей к школе имеет обогащение словарного запаса дошкольников. Одной из первоочередных задач в разработке методики обогащения словаря является выяснение закономерностей усвоения детьми значения слова, поиск наиболее эффективных путей раскрытия его семантической стороны. В словарной работе с дошкольниками выделяют два аспекта. Первый аспект заключается в освоении ребенком предметной отнесенности слов и их понятийного содержания. Второй аспект заключается в усвоении слова как единицы лексической системы, его связей с другими лексическими единицами. Здесь особое значение приобретает ознакомление детей с многозначными словами, раскрытие их семантики, точное по смыслу использование синонимов, антонимов, многозначных слов, т. е. развитие смысловой стороны речи. Между тем, практика дошкольного образования характеризуется неоднозначным подходом к решению задач развития качественного словаря. В отдельных случаях используется односторонний подход — только расширение и обогащение словаря, в других не в полном объеме представлены задачи семантического развития или обозначены лишь общие направления работы. Данные противоречия побудили нас заняться изучением данной проблемы.
Теоретическая часть:
В системе задач по развитию речи детей дошкольного возраста словарная работа занимает важное место. Точность и разнообразие словарного состава является важнейшим условием развития связной речи, обеспечивает содержание общения. Обогащение словаря дошкольников в детском саду происходит в тесной связи с развитием, обогащением представлений, ознакомлением с окружающим. Важно также выделить собственно языковые задачи в обогащении словаря детей, в частности задачи раскрытия и углубления понимания смысловой стороны слова: Это приводит к необходимости обстоятельного анализа усвоения детьми смысловой стороны слова, а также к необходимости разработки в методике развития речи системы приемов работы над смысловой стороной слова.
Изучая существующие приемы работы со старшими дошкольниками над смысловой стороной слова, необходимо уделять особое внимание использованию синонимических и антонимических сопоставлений, так как они особенно важны для уточнения, углубления и разграничения значений слов.
Исследователи, занимающиеся вопросами методики развития речи детей, рассматривая недостатки их устной речи, указывают и на неполное владение многозначным словом. Проблемой формирования словаря детей дошкольного возраста занимались многие исследователи. Анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики осуществляли Е.И. Тихеева, М.М. Конина, Л.А. Пеньевская, В.И. Логинова, В.В. Гербова, А.П. Иваненко, В.И. Яшина. Специфика усвоения слова как лексической системы, его связи с другими лексическими единицами изучали Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, Е.М. Струнина.
Так, А. Н. Матвеева отмечает: «Наблюдения над лексикой устной речи первоклассников показывают, что дифференциация многозначных слов у них еще слаба».
Вместе с тем немаловажное значение имеет также работа над словом как единицей языка, и в первую очередь над его многозначностью. Научить детей понимать и использовать в своей речи разные значения многозначного слова — одна из важных задач развития речи дошкольников. Успешное решение этой задачи будет способствовать полноценному усвоению родного языка в начальной школе, преодолению недостатков в устной и письменной речи учащихся. Проблема употребления детьми образных и многозначных слов очень актуальна, так как многие педагоги отмечают, что этой теме, как на занятиях, так и дома уделяется мало внимания.
Формирование правильной, грамотной речи у детей — главнейшая задача детского сада. Развитие речи непрерывно связано с мышлением ребенка. Овладение речью позволяет детям общаться, договариваться, спрашивать, устанавливать связь между событиями, делать выводы. Для решения этой сложной задачи по формированию детской речи в нашей группе созданы необходимые условия: организованы игровые центры, побуждающие детей к общению, активным игровым действиям, организации игр, интересных как большим, так и самым маленьким ее участникам.
Основная цель моей деятельности — повысить уровень развития смысловой стороны речи детей с помощью дидактических игр и упражнений.
Игра — основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Дети не играю молча. Речевое общение в процессе игры выполняет огромную роль. Речь объединяет детей в их деятельности, помогает понять друг друга, формирует их взгляды и убеждения. Подробнее поговорим о дидактической игре, как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, и в то же время — основного вида деятельности дошкольника. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие, они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые правила и действия.
Использование дидактических игр способствует решению следующих задач:
1. Побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий.
2. Способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью.
3. Совершенствовать разговорную речь.
4. Обогащать словарь.
5. Формировать грамматический строй языка.
Дидактические игры, которые используются, как средство речевого развития детей должны основываться на следующих принципах:
1. Дидактическая игра должна опираться на программный материал.
2. Назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, правила должны быт понятны детям.
3. Пособия должны быть внешне привлекательными.
4. Условия игры, количество пособий, используемых в ней должны обеспечить вовлечение всех детей в образовательный процесс.
Требования к дидактическим играм:
1. Каждая игра должна давать упражнения для умственного развития детей.
2. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия.
3. Дидактизм в игре должен сочетаться с юмором, шуткой, занимательностью.
Для речевого развития детей используют следующие виды дидактических игр:
- Игры с предметами. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой и качеством.
- Настольно-печатные. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино.
- Словесные игры (без наглядного материала)
Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр — развитие ребенка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребенка на творческое, экспериментальное поведение. Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.
Хотя развитие речи дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, однако решение задач семантики, как и других задач развития языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка должно осуществляться на специальных языковых занятиях. В связи с этим нами была разработана система мероприятий, направленная на формирование лексико-семантической системы дошкольников.
В процессе обучения мы стремились:
1. работать над правильным пониманием смысла слов;
2. расширять запас синонимов и антонимов;
3. формировать умение употреблять слова, правильно сочетая их по смыслу;
4. составление рассказов с многозначными словами.
В разработанных нами речевых играх были представлены следующие задания:
- образование смысловых оттенков значений существительных (посредством суффиксов слова получали оттенок увеличительности, уменьшительности).
Дети учились объяснять смысл и различие слов: береза — березка — березонька; книжка — книжонка — книжечка и т. п. (игры «Что ты видишь вокруг», «Дом-домище», «Волшебная палочка феи Словарины»).
Показ видеоматериалов (игра «Волшебное озеро»)
«Волшебное озеро»
Если «положить» слово (например нос) в одну сторону озера, то оно уменьшается (носик), а если в другую, то увеличивается (носище).
- Подбор антонимов.
«Закончи предложение», «Все наоборот», «Упрямая овечка», Стихи и загадки».
Презентация дидактических игр: «Толстый-тонкий», «Разноцветный конструктор», «Подбери пару».
Презентация «Антонимы»
Показ видеоматериалов
Игровые ситуации с участниками мастер-класса
Замена антонимов в предложении
1) Наступила холодная снежная зима (Наступило жаркое цветущее лето)
2) Заяц быстро бегает (Черепаха медленно ползает)
3) Зимой рано смеркается (Зимой поздно рассветает)
4) Весной птицы летят с юга на север (Осенью птицы летят с севера на юг)
Слова-антонимы в пословицах и поговорках.
Речевой материал:
«Ученье - свет, а неученье - …..»
«Труд кормит, а лень…»
«Готовь сани летом, а телегу ...»
«Большая работа лучше большого…»
«Лето собирает, а зима…»
«Знай больше, а говори - …»
«Мир строит, а война - ….»
«Смелый побеждает, а трус…»
- Подбор синонимов к изолированным словам и словосочетаниям.
«Скажи какой», «Найди другое слово», «Закончи фразу»
Презентация «Синонимы»
Показ видеоматериалов
Игровые ситуации с участниками мастер-класса
Подобрать слова-синонимы из 4 букв
Приятель-друг
Противник — враг
Солдат — воин, боец
Шагать — идти
Красный алый
Родник — ключ
Доктор — врач
Презентация игры «Ринг Динг»
Содержание игры: надеть резинки на пальчики, согласно предлагаемой карточке, можно проводить соревнования - кто быстрей наденет резинки.
Игра позволяет развивать:
- мелкую моторику;
- внимание;
- закреплять представление о цвете;
- речевые навыки и т.д.
- Закреплять представления о многозначном слове.
«Игла-пила», «Про ежей, про елки», «Чей нос», «Домики», «Подбери пару», Назови лишнее слово», Какое слово спряталось», Логосказки
Логосказка «Иголки»
Собирают в лесу Маша и Миша грибы. Увидел Миша под большой поваленной елью красивый белый гриб и полез за ним. Да не заметил, торчащую обломанную ветку, и зацепился за неё. Дёргает, дёргает, думает, это Маша его держит, не пускает к грибу. Дернулся посильнее и порвал куртку.
- Если бы у меня была иголка, я зашила бы тебе куртку, - говорит Маша.
- Так вон, сколько иголок под ёлкой и сосной, бери! - отвечает Миша.
- Или попроси у ёжика, который спрятался под кустиком.
- Мне нужна не ежиная, и не еловая, и не сосновая иголка, а швейная. Вот придём домой, и я зашью твою куртку»).
Чтение рассказа Б.Рябинина «Острые вещи».
- Гриша, не бери нож. Обрежешься!
- Гриша, не бери вилку. Уколешься.
- Зачем ты взял стекляшку? Видишь, она острая…
Когда сели обедать, мама налила сыну супу, положила котлету.
- Я горчицы хочу, - сказал Гриша.
- Нельзя тебе горчицы, она острая, - казала мама.
Засмеялся Гриша.
- Эх ты! Разве горчица – острая? Она – горькая. Я ещё вчера лизал.
Презентация «Многозначные слова»
Показ видеоматериалов
Презентация игр «Что лишнее», «Найди пару», «Отгадай слово».
Игровые ситуации с участниками мастер-класса
Игра «Ярмарка слов»
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве была особая ярмарка - ярмарка слов. На ней продавались разные слова - кому какие нужны.
Слов было много, и продавали их целыми партиями. Продавцы на все лады призывали покупателей:
- Кому, кому иглы? Иглы нужны многим; ежам, дикобразам, ершам, кактусам, соснам, елкам и, конечно, портным.
Нашло своих покупателей слово «язык». За ним выстроилась большая очередь из людей, животных, птиц. Даже очагу понадобилось это слово, какой же костер без языка пламени?
Слово «нос» был нарасхват. Оно понадобилось людям и животным, а еще лодкам, кораблям и катерам, которые стали с гордостью бороздить своими носами воды морей, океанов, озер и рек.
Слово «хвост» пригодилось всем животным, птицам, а также поездам, самолетам, ракетам и кометам. За ним сразу выстроилась большая очередь, в конце которой тоже был хвост.
-А вот шляпы! Кому шляпы? - Кричали продавцы.
К ним подбегали женщины, ведь шляпы - неотъемлемая часть их туалета.
Когда женские шляпы были распроданы, к продавцу неуклюже, подпрыгивая на одной ноге, приковыляли грибы и гвозди. Им тоже достались шляпы: грибам - хрупкие, разноцветные, гвоздям-прочные и железные.
-У кого нет рукавов? Немедленно купите! - Советовали зазывалы.
За рукавами выстроились платья, костюмы, пальто, блузки, футболки, другая одежда. А потом ... прибежала река, и от нее во все стороны сразу разбежались журчащие и разговорчивы рукава. А через минуту примчались пожарные: шланги, которыми они пользовались при тушении пожара, так похожие на длинные рукава, которые так и стали называть,
Слово «дворник» очень понравилось человеку, который убирает мусор на улице и во дворе, а также шоферу, которому нужно очищать стекло машины от потоков дождя и капель грязи, ведь устройство на переднем стекле машины, которое выполняет эту работу, называется дворником.
Поля достались крестьянам и фермерам. Где же им выращивать урожаи и пасти скот? Слово «поля», на свою голову, приобрели ученики, и с тех пор на полях их тетрадей строгие учителя отмечают ошибки и ставят оценки.
Без полей не могли обойтись издатели книг, журналов и газет: на их страницах обязательно должны быть чистые места по бокам от напечатанного текста - это и есть поля. Поля понадобились спортсменам, чтобы соревноваться и тренироваться. А еще, поля пригодились шляпам - чтобы защищать нас от солнца. Самолетам и вертолетам тоже понадобились поля - чтобы осуществлять посадку.
- Кому в хозяйстве нужна плитка? - Не унимались продавцы.
Плитка понадобилась многим. Хозяйки готовят на ней обед. Мастера кафельными плитками выкладывают ванную и кухню, чтобы было чисто и красиво.
За этим словом пришла и шоколадка. «Хочу, чтобы меня называли плиткой шоколада!» - Сказала она сжав губки.
- Только у нас и только сейчас - ножки всех размеров и видов, продолжалась оживленная торговля. За ножками спешили столы, стулья, шкафы, кровати, диваны - одним словом, мебель. Весело пританцовывая, прибежали дети на своих ножках. Охая и вздыхая, приковыляли грибы и цветы, каждому из них нужна была всего одна ножка!
Торговля шла бойко. Одни слова покупали одни покупатели, другие - другие. Вот и получилось, что одно и то же слово мы можем встретить в нескольких местах, но разных по своему значению.
«Пояснялки»
Инструкция: играть можно командами в каждой от 2 до 10 человек. Ведущая объясняет указанное на карточке слово другими словами. Перед участниками ставится задача с помощью синонимов и антонимов с определенными ограничениями добиться того, чтобы команды отгадали как можно больше слов, указанных в карточке.
Игра «Какое слово спряталось»
Инструкция: необходимо внимательно осмотреть три картинки и угадать какое многозначное слово объединяет их.
Выводы:
- Овладение словарем является важным условием умственного и общего развития детей;
- Ознакомление детей с многозначностью, с синонимическими и антонимическими отношениями между словами посредством дидактических игр и лексических упражнений, формирует у детей умение точности словоупотребления, обогащают словарь, расширяя смысловой контекст применения слова, позволяет использовать лексические средства родного языка в речи.
Рефлексия:
Составление синквейнов.
Чтобы обобщить материал нашего мастер-класса, я предлагаю составить синквейн. Синквейн происходит от французского слова «пять». Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в нем нет рифмы, но есть смысл. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме в пяти строках. Все о чем мы с вами говорил 1.5 часа нужно представить в 5 строках.
Схема синквейна:
1 строка – существительное – ОДНО ключевое слово, определяющее тему и содержание синквейна;
2 строка - два прилагательных – описание темы в ДВУХ словах, характеризующих данное понятие;
3 строка – три глагола - описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами;
4 строка- форма из ЧЕТЫРЕХ слов короткое предложение, раскрывающее суть темы, философское или эмоциональное отношение к ней автора;
5 строка – ОДНО слово – синоним к первому. Обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Пример:
Книга
Мудрая, вечная
Учит. Лечит. Ведет
Всю жизнь нас сопровождает
Радость.
А мы составили такой синквейн.
Речь
Грамотная, красивая
Развиваем, играем, общаемся
Необходима всем для общения
Красноречие
Мастер-класс наш заканчивается, и я предлагаю вам заполнить анкету для участника мастера - класса.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез,2015.
2. Кыласова Л.Е. Дидактический материал по развитию речи: занятия со старшими дошкольниками. - Волгоград: Учитель,2015.
3. Кыласова Л.Е. Конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста. - Волгоград: Учитель,2015.
4. Калинина Т.В, Николаева С.В. и др. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет. - Волгоград: Учитель,2015.
5. Кленова Н.В., Абдухакимова С.А. Организация мастер – класса в ДОУ. – Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 1,2010.
6. Миронова Н. Использование текстов художественной литературы в речевом развитии дошкольников. – Журнал «Дошкольное воспитание» № 10, 2006.
7. Никифорова Т. Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста. - Журнал «Дошкольное воспитание» № 3,2007.
8. Ушакова О.С. и др. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. - М.: ИПТ, 2001.
9.Ушакова О.С. и др. Развитие речи и творчества дошкольников (игры, упражнения, конспекты занятий). - М.: ТЦ Сфера, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ: «Коррекция произносительной стороны речи детей дошкольного возраста посредством информационных технологий »
Данный проект расчитан на один год индивидуальных коррекционных занятий в старшей или подготовительной к школе группе....
Доклад на тему : "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"
Доклад на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры
Дидактическая игра – как средство, воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста....
Развитие речи детей дошкольного возраста посредствам дидактической игры
Развитие речи детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем дошкольной педагогики. В современное время актуальность обусловлена приоритетными направлениями Национальной доктрины разв...
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Актуальность данной темы заключается в обогащении словаря у дошкольников, через дидактические игры и лексические упражнения. Развитие речи у детей является одной из главных задач дошкольного учр...
Сообщение из опыта работы «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений»
Сообщение из опыта работы «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений»...
Активизация словаря у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и лексических упражнений
Дошкольный возраст - период интенсивного развития личности, который характеризуется становлением основ самосознания и творческой индивидуальности ребенка в разных видах деятельности. В системе факторо...