Консультация для родителей на тему "Развитие сенсомоторной стороны речи у дошкольников 6-7 лет с недоразвитием речи".
консультация (подготовительная группа)
Считается, что главное от чего зависит развитие речи, - это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми: слушая чужую речь, у ребенка формируется звукоподражание, в процессе звукоподражания он научается артикулировать слоги и слова. Поэтому родители получают совет больше разговаривать с ребенком. Маленький ребёнок должен видеть лицо говорящего, следить за губами. Родители удваивают свои усилия, стараясь говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает, объясняется отдельными звуками и жестами. Это заставляет усомниться в том, что развитие речи малыша определяется только количеством времени общения, много или мало с ним говорят.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeleycherkasova_a.o.docx | 18.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Развитие сенсомоторной стороны речи у дошкольников 6 – 7 лет с общим недоразвитием речи»
Составила: воспитатель МБДОУ
«Детского сада № 62»
Черкасова А.О.
Новочеркасск 2020
Уважаемые родители!
Считается, что главное от чего зависит развитие речи, - это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми: слушая чужую речь, у ребенка формируется звукоподражание, в процессе звукоподражания он научается артикулировать слоги и слова. Поэтому родители получают совет больше разговаривать с ребенком. Маленький ребёнок должен видеть лицо говорящего, следить за губами. Родители удваивают свои усилия, стараясь говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает, объясняется отдельными звуками и жестами. Это заставляет усомниться в том, что развитие речи малыша определяется только количеством времени общения, много или мало с ним говорят..
Ребенок постоянно изучает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддержать это стремление, ребенок получает необходимый стимул для развития.
В.А.Сухомлинский писал: «Источник творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и развитие моторной сферы.
Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано и не сами собой, а в тесной связи с расширением деятельности (общей и ручной). Начало развитию мышления дает рука.
Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазодвигательной координации, наглядно–действенного мышления и развитием речи.
Старший дошкольный возраст 5 – 7 лет
В этом возрасте для ребенка важно развивать и совершенствовать умение играть, придумывая, обсуждая и соблюдая правила. Кроме того, это отличный способ для развития творческих способностей ребенка совершенствовать развитие мелкой моторики рук.
Следовательно, если у ребенка обнаружена задержка речи, с ним необходима работа по активизации сенсомоторики, которая должна соответствовать возрасту и включать в себя:
1.Массаж рук, лица.
Массаж ладоней и пальцев рук колючими массажными мячиками, гранеными карандашами.
Рекомендуемая литература: Пятница Т.В. Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами. – Мн.: Аверсвэв, 2005; П.Г.Моисеева «Готовим руку к письму. -СПб.: Речь, 2004 – с19, 24; Куликовская Т.А. Массаж лицевых мышц для малышей. – М.: Книголюб, 2006; О.С.Гомзяк Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий в подготовительной к школе лого группе. -М.: Издательство Гном иД, 2007; С.Е.Гаврина и др. Готовим руку к письму Олма – Пресс 2001, с39-46;
2. Пальчиковые игры – это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Так, в некоторых играх требуется участие обеих рук, что дает возможность детям учиться ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вниз», «над», «под» и т.д. Но, дети от года до двух лет воспринимают пальчиковые игры, выполнимые одной рукой. Трехлетние малыши осваивают игры, выполняемые уже двумя руками, скажем одна рука делает домик, а другая кошку, вбегающую в этот домик. Дети 5 – 6 лет предпочитают игры со множеством событий. Более того охотно подпевают тексты рифмовок в нужном ритме. Ну а старшие ребята, как правило, оформляют игры реквизитами – мелкими предметами, домиками, пластмассовыми шариками.
Рекомендую книгу: П.Г.Моисеева «Готовим руку к письму. -СПб.: Речь, 2004 – с30; Лопухина И.С. Логопедия –речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997. - с59.
3. Различные виды театра. Теневая игра, которая сопровождается различными сценками, которую можно посмотреть в книге: готовим руку к письму П.Г.Моисеева.
4. Дидактические игры «пазлы», «конструктор», «найди лишнюю пробку», отлично развивают мелкую моторику, внимание, мышление, логику, зрительное восприятие. Игра «сделай правильно», учит пользоваться прищепкой, развивать мускулатуру пальцев рук, подбирать прищепки по цвету. Игра «Покорми птичек» - учит различать цвета, развивать тактильную чувствительность рук. Настольная игра «Занимательные фигуры» формирует у детей представление о цвете, форме, развивает координацию движений пальцев, соотносящие действия.
5. Игры с природным материалом развивают мелкую моторику, совершенствуя тонкие движения пальцев рук, зрительное внимание, творческое начало, знакомят с понятием много – мало. Игра «Накорми поросенка». Игры с бусинами, макаронами, отлично развивают руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается, можно использовать пластиковые бутылки и цветные пробки – замечательный материал для изготовления пособий по сенсорике. Проделать в пробках дырочки – и предложить малышу нанизывать их на шнурок, как бусы. И полезно, и занимательно.
6. Игры шнуровки развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий. Можно использовать игры Воскобовича «Шнур малыш» для детей от 1,5 до 6 лет, «Шнур затейник» для детей от 3 до 8 лет, а также игру головоломку «Змейка», которая позволяет развивать сенсорные способности: умения различать и называть геометрические фигуры, определять их размеры, мелкую моторику рук, творческие способности и интеллект. А также можно использовать Палочки Кюизенера «Волшебные дорожки» для самых маленьких 2-4 лет.
7. Изобразительная деятельность, лепка, мозаичное конструирование, рисование пальцами, рисование цветным песком, рисование по крупе, аппликации с использованием мелких деталей.
8. Оригами. М.С.Рузина, С.Ю.Афонькин «Страна пальчиковых игр: Развивающие игры и оригами для детей и взрослых.» –СПб.: КРИСТАЛЛ. – с175 – 329.
9. Графомоторные упражнения. А.Зарин Волшебные рисунки. Рисуем играя от 5 до 10 лет. В пособии представлено около 70 рисунков образцов, которые являются несколько необычными контурными изображениями узоров или реальных объектов окружающей действительности. Такой вид работы способствует развитию у детей зрительно – кинестетического восприятия, зрительно двигательной координации, произвольности, плавности, ритмичности и точности движений, а положение, в котором ребенок их выполняет дает возможность совершенствовать работу разных групп мышц, принимающих участие в рисование и письме.
Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжи ряд.
10. Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий - шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
11. Игры с пуговицами – подберите пуговицы разного размера и цвета. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, бусы и т.д. Пуговицы можно нанизывать на нитку, изготавливая бусы.
Вышеуказанные методы решают множество задач в развитии ребенка:
- способствует овладению навыками мелкой моторики
- помогает развивать речь
- повышает работоспособность головного мозга
- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение
- развивает тактильную чувствительность
- снимает тревожность
Я рекомендую родителям сделать в домашних условиях данные игры и пособия, которые помогут решить разнообразные задачи по сенсомоторному воспитанию детей дошкольного возраста.
К созданию этих игр можно привлечь и детей. Предложите им раскрасить геометрические фигуры в разные цвета, полюбоваться ими. Расскажите, из какого материала они сделаны, пусть ребенок возьмет в руки каждую фигуру. Можно придумать сказки. В которых живут геометрические фигуры, для этого предложите ребенку их оживить, нарисовать глазки, нос, рот. Ребенок с удовольствием это сделает. В сказке расскажите об особенностях каждой геометрической фигуры, предложите ребенку их сравнить, поддержать в руках. Так мы развиваем у детей интерес к дидактическим играм.
Наилучших Вам пожеланий в разностороннем развитии Вашего ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по теме "Общее недоразвитие речи у дошкольников"
Характеристика детей с ОНР. Особенности речи у дошкольников с ОНР....
Консультация для родителей «Обогащение лексико – грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста»
Проблемы нарушения письменной и усной речи. Перечень игр на обогащение лексико - грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей по теме: «Развитие волевых проявлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Консультация содержит практический материал, позволяющий родителям формировать волевые качества ребенка....
Логопедическая работа по совершенствованию лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Совершенствование лексической стороны речи по средствам игр на развитие мелекой моторики рук....
Консультация для дошкольных педагогов "Развитие просодической стороны речи у дошкольников" (Предупреждение её нарушений. Упражнения в работе над просодикой)
Всё чаще у детей наряду с различными речевыми нарушениями наблюдается и нарушение просодических компонентов речи. Просодика-интонационно-выразительная окраска речи.Из представленного материала м...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГЛАГОЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Известно, что инструментом всестороннего развития личности ребенка является богатая и хорошо развитая речь. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем ле...
Консультация для родителей "Последовательность формирования фонетической стороны речи в дошкольном возрасте"
В последнее время количество детей с нарушениями речи растёт. Кроме того, общему недоразвитию речи сопутствуют ранний детский аутизм или аутистические черты, задержка психического развития, детский це...