Консультация для педагогов «Развитие просодической стороны речи у дошкольников в условиях ДОУ»
консультация по логопедии

Пичугина Марина Михайловна

Данная консультация может использоваться на педсоветах, на семинарах, быть полезна воспитателям и логопедам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для педагогов ДОУ21.92 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Развитие просодической стороны речи у дошкольников в условиях ДОУ»

             

              Чем выразительнее речь, тем более она речь,

               а не только язык, потому что, чем выразительнее речь,

               тем больше в ней выступает говорящий: его лицо, он сам.

               С. Л. Рубинштейн

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи, закладывается фундамент для последующего речевого и языкового развития ребенка, письменных форм речи - чтения и письма. Именно дошкольный период является периодом интенсивного развития речи детей.

В настоящее время ученые, психологи, педагоги отмечают увеличение проблем в формировании речевой коммуникации у детей дошкольного возраста. Компьютер и телефон часто заменяет живое общение детей с родителями. Взрослые жалуются на загруженность на работе и отсутствие времени для совместных прогулок, игр с детьми, походов в культурные центры, обсуждение увиденного и услышанного. Все это отражается на особенностях развития речи дошкольников.

Кроме того, современные дошкольники часто имеют различные нарушения речи (дефекты звукопроизношения, бедность словарного запаса, аграмматизмы и другое), что также не позволяет речи детей стать эффективным средством коммуникации.

      Огромное значение для полноценной речевой коммуникации  имеет коррекционная работа по формированию просодики. Она включает в себя следующие компоненты: (читать со слайда)

Мы рассмотрим некоторые из них.

    1.Первостепенное значение в работе над просодическими компонентами речи придается правильному дыханию, так как от правильного дыхания зависят чистота, правильность и красота голоса.

Плавный длительный выдох – это энергетическая основа и важнейшее условие правильной речи. В норме у ребенка одновременно с развитием речи вырабатывается правильное речевое дыхание. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает соблюдать паузы, сохранять плавность и музыкальность речи, менять громкость.

Можно предложить детям выполнить следующие упражнения.

«Подуем на листочки, снежинки, капельки и т.д.»

Маленькая настольная стойка, с подвешенными к ней бумажными предметами.

Взрослый показывает правильное выполнение упражнения:

Носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем, как ветерок.

Повторить 4-5 раз.

«Листья шелестят»

Детям раздаются полоски тонкой зелёной бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленные к «ветке».По сигналу«Подул ветерок» дети плавно дуют на листики так, чтобы они отклонились и шелестели.

 «Футбол»

Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот.

Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.

 «Насос»

Возьмем в руки палочку, как рукоятку насоса, и думаем, что накачиваем шину автомобиля. Вдох – в крайней точке наклона. Кончился наклон – кончился вдох. Шину надо быстро качать и ехать дальше. Повторяем вдохи одновременно с наклонами часто, ритмично и легко. Голову не поднимать. Смотреть вниз на воображаемый насос. Вдох – мгновенный, как укол. Затем можно сочетать движения с произнесением различных звуков на вдохе (шиш, шуш, шаш, зиз, зуз, заз)

«Воздушный шарик»

Предлагаем детям надуть шарик. Дети перед грудью руками держат воображаемый шарик. Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «ф-ф-ф». При выпрямлении вдох производится непроизвольно.

При выполнении упражнений необходимо следовать определенной технике:

• Воздух набирать через нос

• Плечи не поднимать

• Выдох должен быть длительным и плавным

• Необходимо следить за тем, чтобы не надувались щеки

• Нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению

 2. Просодика (темпо-ритмическая интонационная сторона речи) дает возможность для ребенка

  • регулировать силу голоса, говорить тише, громче;
  • Понимать и различать вопросительную, побудительную, повествовательную интонации,
  • Может передавать голосом оттенки чувств и эмоций;
  • По тону вашего голоса, по интонации ребенок может легко определить ваше отношение к нему, к происходящему, почувствовать напряжение, радость, огорчение.
  • Упражнения на развитие интонационной выразительности речи.

1 упражнение.

Предлагается интонационно завершенный ряд гласных, при этом один из гласных особо выделяется при помощи ударения,например«А-о-у-и». Выделение ударных элементов гласного ряда должно сочетаться с интонационным модулированием голоса. Могут быть интонации вопроса, ответа.Например: А о у и? А о_у и!

Аоуи - аоуи? аоуи - аоуи!

2 упражнение. «Произнеси по-разному».

Произнесите маленькое слово «О»с разной интонацией:

• Удивленно.

• Радостно.

• Недовольно.

• Испуганно.

3 упражнение.

Произнесите данные слова, выражая голосом разные

чувства и настроения. А ребенок попробует определить эти чувства.

«Молодец!» - восхищенно, удивленно, насмешливо, угрожающе. «Пришла!» - с радостью, тревогой.

  • Игры и упражнения на расширение звуко-высотного диапазона.

«Океанский лайнер»

Произнеси звук (У, имитируя океанский лайнер (низкое звучание) и маленький пароходик (высокое).

«Пчелка»

Произнеси звук (Ж, с разной степенью высоты, подражая жужжанию большого шмеля (низко) и маленькой пчелки (высоко).

«Пожарная машина»

Начался пожар, вызвали пожарную машину.Она едет по улицам и издает пронзительные звуки сирены«У-у-у-у». изобрази эти звуки голосом.

«Три медведя»

Вспомните, как говорили в сказке «Три медведя» Михайло Иванович, Настасья Петровна и Мишутка. Какой по высоте голос был у каждого? Произнеси фразу«Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?» голосом Михайло Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки.

  • Упражнения на развитие силы голоса.

«Гудок паровоза».

Изобразим голосом гудок паровоза«Ту-ту-ту-ту». Сначала произносим очень тихо, как будто паровоз еще очень далеко, потом громче, еще громче, очень громко, а затем голос слабеет, как будто паровоз удаляется.

«Ауканье».

Представьте, что вы заблудились в лесу.Вы стоите и кричите«Ау - ау!». Произносить звуки надо сначала тихо, потом громче, затем еще громче.

«Вьюга».

Изобразим зимнюю вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу «Вьюга начинается»ребенок тихо произносит«У—у—у». По сигналу «Сильная вьюга» - говорит громко «У-у-у». По сигналу «Вьюга кончается» произносит тише и смолкает по сигналу «Вьюга кончилась».

Упражнение на усиление голоса

(беззвучная артикуляция - шепот - тихо - громко):

ОООО

АААА

Упражнение ослабление голоса

(громко - тихо - шепот - беззвучная артикуляция):

УУУу

ЖЖЖж

ABA ABA ABA ава

Упражнение на счет.

Прямой счет от 1 до 5 с постепенным усилением голоса: 12345

Обратный счет от 5 до 1 с постепенным ослаблением голоса: 54321

  • Игра на развитие полетности голоса «Эхо».

Дети становятся в два ряда лицом друг к другу.Одни громко произносят:«А!»другие тихо отзываются«А-а-а!»

  • Упражнения на выработку умения управлять темпом речи.

Произнесите следующие предложения в нужном темпе:

• Как медленно вертится колесо!

• Помогите, человек тонет!

• Как долго тянется зима!

• Скорей бежим домой!

Игры на совершенствование чувства ритма

Игра «Барабанщик»

Ты – барабанщик.Отбей палочкой походный марш в следующем ритме:

Пам-пара-па-памм-памм-памм-памм!

Пам-пара-па-памм-памм-памм-памм!

Памм! Памм! Памм!

  • Упражнения на воспроизведения ритма.
  • Упражнения  для формирования логического ударения с выделением главного слова в предложении.

Занятиям по формированию просодической стороны речи и голоса меняет условия формирования личности, ее сознание, самосознание.

Успешное овладение ребенком упражнений, формируют уверенность в своих силах, повышается самооценка ребенка, успешно осуществляется коммуникативные навыки в общении с другими детьми в детском коллективе. Улучшается социальная адаптация ребенка в окружающем мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование просодической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Благодаря речи люди получают широкие возможности общения друг с другом. Передаваемая выразительными средствами информация многообразна: она включает сведения о ситуации общения, об отношении к ней гов...

ЭФФЕКТИВНО ЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ КОРРЕКЦИИ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ, НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Целью данного доклада является ответ на вопрос эффективно ли использовать   индивидуально-ориентированные упражнения при коррекции просодической стороны речи старших дошкольников с общи...

Развитие просодической стороны речи у дошкольников с минимальными дизартрическими проявлениями

В статье раскрываются особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста, имеющих диартрические проявления....

Консультация для дошкольных педагогов "Развитие просодической стороны речи у дошкольников" (Предупреждение её нарушений. Упражнения в работе над просодикой)

Всё чаще у детей наряду с различными речевыми нарушениями наблюдается и нарушение просодических компонентов речи. Просодика-интонационно-выразительная окраска речи.Из представленного  материала м...

Консультация для педагогов «Развитие разговорной и связной речи у дошкольников с нарушениями слуха»

В консультации для педагогов раскрываются особенности развития разговорной и связной речи у дошкольников с нарушениями слуха. ...