Сопровождение групп раннего возраста
статья
Предварительный просмотр:
Приветствие.
Здравствуйте, рада вас приветствовать на нашем вебинаре
Меня зовут Большакова Елена Валерьевна, я педагог-психолог ГБДОУ детского сада №87.
Сегодня, я хочу поделиться с вами нашим опытом сопровождения адаптационного периода в реализации программы вдохновение. Нами разработана и внедрена в работу модифицированная программа сопровождения адаптационного периода групп раннего возраста «В садик с улыбкой» где используется модель пошаговой адаптации, подробно с программой можно ознакомиться на сайте нашего ДОУ.
Цели и задачи программы
Цель: создание психолого-педагогической системы сопровождения воспитателей, родителей и детей раннего возраста в адаптационный период для обеспечения ранней социализации, а так же гармоничного познавательного и личностного развития.
Задачи:
Создание условий для успешной адаптации посредством объединения усилий семьи и педагогов. Формировать положительный настрой на посещение ДОУ. Развивать уверенность ребенка в себе и своих возможностях.
Повышение уровня психологической компетентности педагогов. Обучить педагогов основам стандартизированного наблюдения по основным параметрам адаптации, основным методам и приемам сопровождения детей.
Повышение психологической компетентности родителей по вопросам социальной адаптации и развития детей раннего возраста. Включение родителей в единое образовательное пространство детского сада, внедрение новых конструктивных форм сотрудничества. Научить родителей строить эмоционально-доверительные отношения с ребенком в адаптационный период.
Основные направления психологического сопровождения в ДОУ
1. Психологическое просвещение;
2. Психологическое консультирование;
3. Психологическая диагностика;
4. Психологическая коррекционно - развивающая работа.
Приходят малыши в детсад, большими глазами глядят
То слезки в них, а то испуг,, но вот улыбка пробежала вдруг.
Так важно нам в саду и дома,
Что б с самых-самых ранних лет
Ребенок был успешен, дорог, не знал тревог и разных бед.
Что б с радостью шагал к нам в группу
Счастливым и довольным возвращался за руку домой,
Что б каждый день встречал с улыбкой и оставался бы собой.
Поступление ребенка в дошкольное учреждение – процесс сложный и для самого малыша, и для родителей. Для ребенка это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Малышу предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье.
Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, контакт со сверстниками, новое помещение – все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как процесс или приспособление функций организма ребёнка к условиям существования в группе. Общая задача педагогов и родителей - помочь ребёнку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.
Привыкают не только дети, но и педагоги и родители. И с каждым годом я убеждаюсь, что не только от готовности детей зависит успешная адаптация к ДОУ, но и от готовности родителей отдать, доверить своего ребенка персоналу детского сада. Большую роль играет информационная среда, воспитатель ударил, накричал, насильно накормил- и много всего слышат родители по средствам массовой информации, но на руку играет репутация детского сада и воспитателей в ближайшем окружении- так называемое сарафанное радио.
И первое с чего начинается работа – это знакомство родителей с ДОУ, здесь и информация на сайте, и первое очное родительское собрание для родителей вновьпоступающих детей в апреле месяце. Мы рассказываем об условиях успешной адаптации, о навыках, которые помогут ребенку легче войти в ритм детского сада. Презентуем программу психологического сопровождения групп раннего возраста, рассказываем о особенностях подготовки детей к детскому саду, о профилактике дизадаптации. Устраиваем интерактивную экскурсию по нашему детскому саду. Решаем организационные вопросы, знакомим с правилами и режимом работы нашего ДОУ. На этом же собрании родители знакомятся с воспитателями, которые встретят деток первого сентября в группе раннего возраста. А так же это и анализ для нас педагогов, чего нам ожидать в сентябре. С апреля по сентябрь у родителей есть возможность подготовить себя и детей к этому важному событию, первому дню в детском саду.
Проходит лето и к нам в сад приходят взволнованные, радостные родители и еще в большинстве случаев ничего неподозревающие дети. Первые два дня пребывание ребенка в ДОУ 1,5 -2 часа с двумя воспитателями, педагогом-психологом и помощником, практиковались первые дни с родителями (группа делилась на две подгруппы), есть плюсы и минусы этой затеи.
Плюс и он же минус- открытость среды , вы сразу видите настрой родителя и то, как он взаимодействует со своим ребенком, а родитель изнутри видит, что происходит в группе. Проходит взаимное тестирование качеств сторон. А, как вы сами понимаете, мы педагоги тоже должны привыкнуть, у нас тоже полным ходом стартовал адаптационный период. Если дети и родители привыкают к новому режиму и к сотрудникам ДОУ, то воспитатели должны услышать, понять и принять всех детей и их родителей. А это не случается по одному щелчку пальца в первые часы первых двух дней. Поэтому выбор за вами.
В эти же дни мы проводим анкетирование родителей (диагностика готовности к ДОУ) Но если на период адаптации с вами не работает педагог-психолог, то вы можете включить в анкету общих данных, вопросы, которые вам помогут сориентироаться в сложные моменты и определить является ли поведение ребенка, эмоциональная реакция ребенка чертой характера, привычки или это следствие переживания стрессовой ситуации, а так же что поможет заинтересовать и увлечь ребенка в процесс игры и в другие виды деятельности. Например :
Во что любит играть
Чего боится
Как долго засыпает, нужны ли какие-либо дополнительные воздействия
Чему радуется
Какой аппетит (что не любит из еды)
Имел ли опыт взаимодействия с малознакомыми людьми и опыт расстования с родителями
Имеет ли сильную привязанность к кому либо из членов семьи итд
И один из самых интересных вопросов, что бы вы еще хотели рассказать о своем ребенке…
На третий день мы проводим тренинговое-практическое занятие «Ох уж эта адаптация» Главная задача этого тренинга знакомство и создание доверительной, эмоционально-положительной атмосферы между родителями и педагогами. В начале мероприятия собираем мысли и эмоции в корзину чувств. Родители имеют возможность в этот момент задуматься о своем эмоциональном состоянии, высказаться, оценить свои чувства, эмоции. Следом небольшое практическое упражнение «Круг доверия» ( инструкция к упражнению в файле) и диагностика для нас и дополнительный самоанализ для родителей. В этом упражнении мы обращаем внимание на три момента
-Не уверенные шаги, с учетом действий окружающих
-Необдуманность действий…
-Частые шаги назад
Таким родителям и в соответствии их детям нужно больше времени, внимания и поддержки со стороны педагогов. Такие семьи адаптируются к детскому саду более тяжело.
Ведь от отношения родителей, их готовности к сотрудничеству, принятию нового режима зависит большая часть успешной адаптации.
Весь круглый стол проходит в нетрадиционной форме с использованием практических упражнений, флештренинга, специально разработанной презентацией, где раскрываются основные проблемы и сложности адаптационного периода и пути их решения. Воспитатели творчески и наглядно проигрывают сценку для родителей « Первые два дня в саду без мамы…» , Которая подводит родителей к своду правил поведения и общения с детьми в этот важный период. Обсудив все актуальные вопросы родители уходят в свою группу, где в свободной, почти домашней атмосфере проходит первое родительское собрание.
Первая неделя проходит в режиме двухчасового пребывания детей в группе, детки привыкают к педагогам, помещению, игрушкам, идет установление положительного эмоционального контакта Мы встречаем родителей - традиционная десятиминутка «Как прошел день». Даем подробные ответы на их вопросы, (один воспитатель в группе, другой с родителями) с родителями, И здесь очень внимательно необходимо отслеживать потребность родителей в информации, кому-то необходимо услышать все в деталях, кому-то достаточно общей информации. Если поведение/эмоциональное состояние ребенка у вас вызывает сомнения или опасения, договоритесь о индивидуальной беседе в удобное для двух сторон время. После ухода деток домой, в течении двух недель проходит не официальное мини-совещание «Передышка»- обсуждение дня, анализ анкет, планирование мероприятий, снятие эмоционального напряжения. Вторую неделю увеличиваем время пребывания в индивидуальном порядке и начинаем выходить на прогулку. Развиваем уверенность ребенка, его активность, начинаем развивать чувства сопереживания
Работа с родителями продолжается в таком же режиме, в это время настроение родителей начинает меняться, поэтому важно не упустить момент и сгладить нарастающую тревогу или неоправданную эйфорию по поводу успешного прохождения адаптации, пояснить родителям, что первые дни не показатель!
В стрессовой ситуации находится каждый ребенок и в 99 случаях из 100 наступит момент выплеска эмоций, у кого-то в первую неделю, у кого-то в третью, когда с улицы пойдут не домой, а в детский сад, или когда спать будет укладывать не мама, а чужая , еще совсем мало-знакомая тетя-воспитатель, а у кого-то выльется раньше или позже в простудное заболевание. Поэтому на протяжении всего адаптационного периода особое внимание уделяется блоку упражнений и игр для снятия эмоционального и мышечного напряжения.
Третья неделя с учетом индивидуальных особенностей увеличивется до пребывания ребенка до обеда, бывают случаи, когда пообедав детки сами раздеваются и идут спать. Как только детки остаются на сон, воспитатели начинают работать посменно. Четвертая неделя большинство деток уже остаются на сон, первые дни родители забирают деток сразу после сна, далее после полдника, следующий этап –встречают детей на улице, а с пятой недели дети выходят на вечернюю прогулку и гуляют до прихода родителей.
Общее требование ко всему периоду адаптации
Не прибавляем время пребывания в понедельник и пятницу!
Каждый год убедительно просим родителей приходить за детьми примерно в одно время, что б ребенок не находился в группе, на улице без других деток, не приводить ребенка в садик, если видят симптомы простудных заболеваний.
И что они имеют право посещать детский сад с 7.00-19.00, и весь адаптационный режим носит рекомендательный характер и направлен только на одно- на сохранение психологического здоровья наших детей и на успешное прохождение адаптационного периода. Что мы все заинтересованы в эмоциональном благополучии наших детей и в том, что бы следующие 5 лет ребенок шел в детский сад с улыбкой и желанием.
Построенная таким образом работа в период адаптации способствует скорейшему и менее безболезненному привыканию детей к детскому саду. У родителей наблюдается снижение уровня тревожности и беспокойства, они более открыто идут на контакт. Педагоги имеют возможность получить эмоциональную поддержку от коллег, снять эмоциональное напряжение, поделиться своими переживаниями, получить психолого-педагогическую консультацию. К концу адаптационного периода дети социально адаптированы, адаптированы к режиму детского сада, у большинства хороший аппетит, спокойный сон, дети охотно идут на контакт, адекватно реагируют на предложения воспитателя, у детей нормальное эмоциональное состояние.
Активизируя всех участников образовательного процесса на сотрудничество, создание доверительных отношений, формирование эмоционально-благоприятной атмосферы, на объединение усилий, и совместную деятельность мы получаем достаточно эффективную модель сопровождения адаптационного периода, а так же модель работы с семьей, готовой активно участвовать в жизни дошкольного образовательного учреждения и конечно же адаптированного ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сопровождение детей раннего возраста в группах ДОУ
Раннее детство – период интенсивного развития. Опыт, приобретенный ребенком в это время ребенка, во многом определяет его будущую взрослую жизнь. По этому очень важно кто и как будет его воспиты...
Методическое сопровождение групп раннего возраста в период адаптации
Этот материал поможет планировать работу в группах с детьми от 1,5 до 3 лет в самый сложный момент, момент - АДАПТАЦИЯ.Содержание:Методические разработки для старшего воспитателя (тематическая проверк...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ГРУПП РАННЕГО ВОЗРАСТА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Представлен опыт работы с семьями воспитанников, поступающих в ДОУ в условиях введения ФГОС ДО...
Взаимодействие специалистов детского сада по медико – психолого - педагогическому сопровождению детей в группах раннего возраста
Взаимодействие специалистов детского сада по медико – психолого - педагогическому сопровождению детей в группах раннего возраста ( семинар – практикум в рамках Круглого стола методического ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в группе раннего возраста «Игра-развлечение с музыкальным сопровождением «Чудесный мешочек»
Цель: развивать активную речь у детей ясельной группы. Задачи: 1. Формировать у детей представление об игрушках, их внешнем виде на основе стихотворений А. Барто: «Лошадка», «Зайка», «Мишка». 2. По...
Конспект ООД по развитию речи в группе раннего возраста «Рассказывание без наглядного сопровождения»
Цель. Развивать у детей способность понимать содержание рассказа без наглядного сопровождения, умение слушать один и тот же сюжет в сокращенном и полном варианте...
Педагогическое сопровождение часто болеющих и длительно отсутствующих детей второй группы раннего возраста
Педагогическое сопровождение часто болеющих и длительно отсутствующих детей второй группы раннего возраста Детство – это важнейший периодчеловеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а...