ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ГРУПП РАННЕГО ВОЗРАСТА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
статья (младшая группа) на тему
Представлен опыт работы с семьями воспитанников, поступающих в ДОУ в условиях введения ФГОС ДО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_vyshkovoy_m.n.docx | 34.28 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №4 Г. КИРОВСКА»
«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ГРУПП РАННЕГО ВОЗРАСТА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»
Вышкова М.Н., педагог-психолог II квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад № 4»
Одной из наиболее важных задач в реализации Стандарта является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, которые необходимы для обеспечения качественного образования и благоприятного развития каждого.
Исходя из этого, необходимо создавать психологически безопасные условия жизни для ребенка с учетом его особенностей и возможностей. Особенно важны такие условия в период адаптации ребенка к ДОО.
Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников в нашей дошкольной организации строится с учетом ряда принципов:
- Ориентации на специфику возраста, интересы и возможности детей 1–3 лет.
- Приоритета развивающей работы над коррекционной и диагностической.
- Содержательного сотрудничества педагога-психолога с педагогом и взаимодополняемости функций педагога и психолога.
- Взаимодействия ребенка с родителями при участии специалистов (педагога - психолога и педагога).
Опираясь на модель психолого-педагогического сопровождения ребенка раннего возраста, разработанную Ю.А. Афонькиной, мы создали систему деятельности по работе с семьями детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду.
Психолого-педагогическое сопровождение ведётся по направлениям:
- Диагностика,
- Коррекционно-развивающая работа,
- Профилактика,
- Консультирование специалистов ДОО и родителей,
- Просвещение,
Работу по психолого-педагогическому сопровождению адаптационного процесса осуществляем поэтапно, начиная с
- Установления контактов со взрослыми .
- Помощи ребенку в освоении новых видов деятельности, игрового пространства группы.
- Формирования у него контактов с ровесниками.
1 этап – Подготовительный.
Чтобы облегчить адаптацию детей при поступлении в ДОО, мы ведём предварительную работу с семьей будущих дошкольников еще до первого посещения детского сада, начиная с визитов в семью. Визиты в семьи будущих дошкольников планируются по договоренности и согласию родителей. Таким образом, предоставляется возможность почувствовать психологическую атмосферу, окружающую ребенка, характер родительско-детских отношений, то есть узнать семью изнутри. В каждой семье ребенку вручаем приглашения в наш детский сад в стихах. Родителям предлагаем рекомендации о подготовке ребенка к поступлению в дошкольную организацию. Такие визиты создают доверие родителей к сотрудникам ДОО, а ребенок имеет опыт встречи с новым незнакомым взрослым.
Чтобы узнать более полную информацию о семье и о ребенке, проводим анкетирование родителей (анкеты: «Знакомство с семьёй», «Психолого-педагогические параметры определения готовности ребенка к поступлению в ДОО», «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в ДОО»).
Проанализировав результаты анкетирования, мы выявили проблемы, которые могут затруднить адаптацию и привести ребенка к дезадаптации. Это:
- Низкий социальный статус некоторых семей;
- Неблагоприятная экономическая ситуация семьи,
- Эмоциональная незрелость и повышенная тревожность родителей.
По результатам проведенного анкетирования родителей, сделали вывод, что в первую очередь необходимо подготовить родителей к поступлению в детский сад, в первую обозначив семьи воспитанников с повышенной тревожностью.
Наблюдая за взаимоотношениями родителей с малышами, общаясь с мамой и папой, было отмечено, что:
- У большинства родителей отсутствует понимание значимости положительного контакта с детьми, родители ориентированы на интеллектуальное развитие малыша, эмоциональное развитие для них не имеет особого значения.
- Многие родители не осознают, что нарушение эмоциональных связей отрицательно может отразиться на психофизическом развитии ребенка.
- Есть семьи, где нарушены эмоциональные отношения (дети испытывают дефицит внимания, тепла, ласки).
Причин можно назвать несколько: это недостаточная психологическая образованность родителей, отсутствие опыта воспитания - у многих родителей первый ребенок, загруженность работой.
В дальнейшем, данные анкетирования позволили грамотно построить профилактическую и консультативную работу с родителями. Пригласив родителей на консультации, нами были даны рекомендации:
- Об особенностях общения с ребенком на этапе адаптации к ДОО,
- Об особенностях протекания адаптационного периода у детей раннего возраста,
- О возрастных особенностях детей в этот период,
2-й этап – Основной.
Понимая огромную значимость проблемы развития благоприятных эмоциональных отношений между родителями и ребенком, нами было принято решение организовать группу для диад «мать-дитя» по системе развития общения «Школа для родителей». Разрабатывая цикл занятий при участии специалистов (педагога и педагога - психолога) взяли за основу Программу адаптации детей к ДОО Е.О. Севостьяновой «Дружная семейка» и Е.В. Ларечиной «Дитятко».
Цель: - оказание помощи и поддержки родителям в процессе воспитания и развития ребенка в адаптационный период; социализация малышей (приобщение к ценностям и правилам общества).
Определила задачи:
- Психолого-педагогическое просвещение матерей по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста.
- Развитие коммуникативных и социальных умений у детей преддошкольного возраста (путем взаимодействия с детьми и взрослыми), как приобщение к ценностям общества
- Развитие познавательной активности детей раннего возраста.
- Развитие двигательной активности (крупных движений, мелкой моторики).
- Развитие эмоциональной сферы (сопереживание героям сказок ит.д.)
Работа родительско-детской группы начиналась за месяц до поступления детей в детский сад и велась на протяжении 2,5 месяцев с частотой встреч 1 раз в неделю. Каждое занятие состояло из 8 частей: свободная игра, приветствие, музыкально-ритмическая часть, пальчиковая гимнастика, сказка, рукоделие (изготовление игрушек), изобразительная деятельность, чаепитие. Занятия проводились до поступления детей в ДОУ в течение одного месяца и после поступления на протяжении 1,5 месяцев.
В конце каждого занятия внимание родителей фокусировали на определенные направления развития и образования детей, а именно объясняла важность взаимодействия родителя и ребенка в различных видах деятельности (двигательной, игровой, художественной – в частности изобразительной) в домашних условиях. Объясняла, какие методы и приемы необходимо использовать, чтобы помочь ребенку беспрепятственно включиться в образовательный процесс в детском саду, принимая правила и условия среды ДОО. Поэтому, при подборе материала акцент делали на игры и упражнения, направленные на развитие и укрепление эмоциональных связей с целью приобщения к правилам и ценностям общества
Качество общения является базисным условием для развития малыша, обеспечивающим психическое и физическое здоровье.
Для достижения более эффективных результатов после первых встреч использовали для исследования: опрос семейных ценностей, анкетирование (Анкета для родителей В. В. Мамаевой). С учетом пожеланий родителей были скорректированы сценарии занятий, дополнительно организованы встречи для родителей с элементами тренинга: «Общение с ребенком в раннем детстве», разработаны консультации на темы: «Об эмоциональной привязанности ребенка к матери», «Причины стресса у ребенка раннего возраста», «Мы такие разные», составила памятки для родителей: «Пальчиковая гимнастика», «Игровой массаж», «Игры на руках и коленях», подготовила папки для материалов каждого занятия.
3-й этап – Заключительный.
По результатам работы с детьми и родителями проводила анкетирование родителей («Анкета-опросник для родителей» Е. В. Ларечиной).
Результаты анкетирования родителей в 2013-2014 уч. г. по итогам посещения занятий показали, что:
- 86% родителей отмечают положительную динамику изменений в отношениях с ребенком;
- 86% – изменение приоритетов и взглядов в воспитании и развитии ребенка за время посещения группы;
- 72% – благоприятные изменения в поведении ребенка;
- 100% (все участники) высоко оценили качество взаимодействия родителей со специалистами ДОО в процессе работы группы.
Сравнивая показатели можно определить, что интерес к занятиям с детьми у родительниц возрос на период работы группы.
Мамы научились:
- лучше устанавливать контакт со своим малышом;
- организовывать досуг ребенка;
- более глубоко понимать нужды, потребности своих детей;
- подключать их к различным видам продуктивной деятельности (лепка, рисование);
- организовывать двигательную активность (подвижные игры на руках и коленях, игровой массаж, пальчиковая гимнастика;
- мастерить игрушки.
В настоящее время родители сами проявляют инициативу по продолжению занятий в родительско-детской группе.
Для определения характера адаптации на начальном этапе посещения ДОУ я использовала методику А.Остроуховой «Определение поведенческих реакций в соответствии с оценкой факторов адаптации». Признаками того, что ребенок адаптировался являются следующие параметры: хороший аппетит, спокойный сон, охотное общение с другими детьми, нормальное эмоциональное состояние, а также адекватные реакции на любые предложения воспитателя. Подводя итоги адаптационного периода, получены такие результаты:
Легкое течение адаптации | 83% |
17% | |
Тяжелое течение | 0% |
Показатели процесса адаптации в легкой и средней форме говорят о том, что адаптация имела непродолжительное течение и была успешно завершена.
По нашему мнению, результатами совместной работы являются:
- ранняя и безболезненная социализация малыша раннего возраста к условиям общественного воспитания;
- усиление познавательной активности детей;
- расширение диапазона эмоциональных реакций на события в группе и семье;
- укрепление сотрудничества с родителями по вопросам воспитания и развития детей;
- улучшение качества общения между детьми и родителями, детьми и с ДОО
Использование модели взаимодействия «Родитель-ребёнок-специалист» позволило педагогам и специалистам ДОО создать условия для интеллектуального, речевого, социального и эмоционального развития ребенка и формирования у него таких свойств личности, как самостоятельность, уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам.
Укрепление доверия друг другу всех участников образовательного процесса помогло стабилизировать эмоциональное состояние малышей за непродолжительное время и успешно завершить адаптацию к детскому саду.
Профессиональная работа педагогов группы и педагога-психолога, активное участие родителей — залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста, условие психологически – комфортного пребывания ребенка в ДОО на протяжении всего дошкольного детства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт на тему: "Организация работы с детьми и родителями в процессе адаптации в группе раннего возраста"
В основе данной работы с детьми и их родителями, которые впервые переступают порог дошкольного учреждения лежит форм...
Информационная карта передового педагогического опыта: "Организация работы с детьми и родителями в процессе адаптации в группе раннего возраста"
Информационная карта передового педагогического опыта: "Организация работы с детьми и родителями в процессе адаптации в группе раннего возраста"1. Белашова Татьяна Анатольевна ...
Органиация психолого - педагогической помощи детям с ОВЗ в группах раннего возраста
•Изучение теоретических аспектов развития детей в раннем возрасте.•Выявление уровеяь психического развития детей раннего возраста•Разработка содержания и форм организации психолого-п...
Диагностика педагогического процесса в средней группе (4-5лет) дошкольной образовательной организации
Диагностика...
Диагностика педагогического процесса в средней группе (4-5лет) дошкольной образовательной организации.
Диагностика...
Диагностика педагогического процесса в старшей группе (5-6лет) дошкольной образовательной организации.
Диагностика...
Рабочая программа воспитателя первой группы раннего возраста дошкольного образовательного учреждения
Данная рабочая программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей первой группы раннего возраста ДОУ....