Сопровождение детей раннего возраста в группах ДОУ
проект (младшая группа) по теме

Салеева Светлана Валерьевна

Раннее детство – период интенсивного развития. Опыт, приобретенный ребенком в это время ребенка, во многом определяет его будущую взрослую жизнь. По  этому очень важно кто и как будет его воспитывать.

Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость или, напротив, агрессивность и гиперактивность детей и т. д.), лежат именно в раннем детстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ranee_detstvo.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность.

Раннее детство – период интенсивного развития. Опыт, приобретенный ребенком в это время ребенка, во многом определяет его будущую взрослую жизнь. По  этому очень важно кто и как будет его воспитывать.

Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость или, напротив, агрессивность и гиперактивность детей и т. д.), лежат именно в раннем детстве.

Вопрос, отдавать или нет ребенка в дошкольное учреждение, встает практически перед каждой семьей, имеющей маленьких детей. Некоторые семьи вынуждены это делать, но идут на этот шаг неохотно в силу стесненного экономического положения, когда все взрослые работают и ребенка не с кем оставлять дома. Другие семьи придерживаются той точки зрения, что современный ребенок должен находиться в среде сверстников, приобретать тот социальный опыт, который облегчит его переход в школу. Наконец, есть родители, которые достаточно высоко оценивают образовательный потенциал дошкольного учреждения и поэтому, сознательно не хотят ограничивать воспитание собственного ребенка рамками семьи.

В настоящее время в  детских садах встаёт остро вопрос с воспитателями ясельных групп:  Воспитатели, имеющие опыт работы с детьми до 3 лет, либо ушли в группы для детей среднего и старшего дошкольного возраста, либо ушли из системы образования. На их место приходят  молодые специалисты,  воспитатели без специального образования и воспитатели, выпустившие подготовительные группы. Все они на данный момент не могут считаться полностью  готовыми к работе с детьми раннего возраста. В результате дети раннего возраста (2–3 лет) либо остаются вообще без психолого-педагогического обеспечения (работа воспитателя ограничивается гигиеническим обслуживанием и соблюдением режима дня), либо получают воздействия, не соответствующие их возрастным особенностям.

Между тем данный возрастной этап имеет существенную качественную специфику. К нему нельзя применить методы и приемы работы, подходящие для воспитания дошкольников. Работа с детьми раннего возраста требует специальной подготовки, предполагающей как специальные знания, так и опыт работы с маленькими детьми. Всё это делает крайне актуальным создание психологической службы для детей до 3 лет.

В связи с этим возникает необходимость разработки модели психологического сопровождения педагогов и родителей детей раннего возраста.

Цель проекта: разработать модель по созданию условий для целостного психического развития ребёнка раннего возраста.

Задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогический передовой опыт по раннему возрасту.
  2. Разработать психолого-педагогическую образовательную программу по взаимодействию психолога, педагогов и родителей по созданию благоприятных условий для полноценного развития детей 2-3 летнего возраста в ясельных группах детского сада.
  3.  Разработать рекомендации для педагогов  и родителей по особенностям развития детей раннего возраста.

Целевая аудитория проекта – дети раннего дошкольного возраста поступившие в ДОУ.

Сроки реализации проекта: май - декабрь 2014 года.        

Основные направления, механизмы, средства и способы реализации проекта

Подготовительный этап.

Ранний возраст - особый период становления органов и систем и прежде всего функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать основы полноценного развития и здоровья ребенка.

Существенной особенностью раннего детства является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвергается заболеваниям, но и лучше развивается психически. Но даже незначительные нарушения в состоянии здоровья малыша влияют на его эмоциональную сферу. Течение болезни и выздоровление в большой степени связаны с настроением ребенка, и если удается поддержать положительные эмоции, самочувствие его улучшается и выздоровление наступает быстрее.

Для каждого здорового ребенка в первые три года жизни характерна высокая степень ориентировочных реакций на все окружающее. Эта возрастная особенность стимулирует так называемые сенсомоторные потребности. Доказано, что если дети ограничены в получении информации и переработке ее в соответствии с возрастными возможностями, темп их развития более замедленный. Поэтому важно, чтобы жизнь малышей была разнообразной, богатой впечатлениями. Сенсорные (чувственные) потребности вызывают и высокую двигательную активность ребенка, а движение - естественное состояние малыша, способствующее его интеллектуальному развитию.

Особое значение в раннем детстве приобретают эмоции, так необходимые при проведении режимных процессов - кормлении, бодрствовании ребенка, формировании его поведения и навыков, обеспечении его всестороннего развития. Интерес к окружающему в раннем детстве является непроизвольным и в значительной степени обусловлен социально. Заставить малыша смотреть или слушать невозможно, однако заинтересовать его можно многим, поэтому в обучении детей раннего возраста особую роль играют положительные эмоции. Часто, еще не понимая смысла обращенной к нему речи взрослого, дети реагируют на интонацию, эмоциональный настрой, легко их улавливают и заряжаются таким настроением. В этом и простота, и сложность воспитания детей раннего возраста.

Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, в конце первого года жизни социальная ситуация полной слитности ребенка со взрослым взрывается изнутри. В ней появляются двое: ребенок и взрослый. В этом суть кризиса первого года жизни.

В этом возрасте ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: появляются первые слова, ребенок начинает ходить, развиваются действия с предметами. Однако диапазон возможностей ребенка еще очень ограничен.

Во-первых, речь носит автономный характер: слова ситуативны, они лишь сколки наших слов, слова многозначны, полисемантичны. К тому же в самой автономной речи содержится противоречие. Эта речь - средство общения, обращенная к другому, но она, как правило, пока еще лишена постоянных значений.

Во-вторых, почти в каждом действии, которое ребенок осуществляет с тем или иным предметом, как бы присутствует взрослый человек. И, прежде всего, он присутствует путем конструирования предметов, с которым ребенок манипулирует.

Создание благоприятных условий для гармоничного развития ребёнка раннего возраста будет осуществляться в несколько этапов.

1 этап.

Первичная диагностика, сбор информации. Цель первого этапа определить факторы, которые могут затруднить

- Определить готовность воспитателей к работе с детьми раннего возраста. (Анкета «Каков ваш творческий потенциал?», «Оценка реализации потребностей педагогов в развитии» Н.В. Немов, тест «Эффективность работы воспитателя» Н.В. Микляева, Способность педагога к эмпатии И.М. Юсупова, Методика диагностики педагогического общения Н.М. Юсупова, Оценка коммуникативных особенностей педагога» В. Ф. Ряховский, Тест «Оценка самоконтроля в общении» М. Скайдер).

- Анкетирование родителей (Особенности воспитания ребёнка.  Сочинение Мой ребенок).

Данные анкетирования дополняют беседой с родителями и наблюдениями воспитателей в первые дни пребывания ребёнка в ДОУ, и анализом медицинской карты ребёнка медсестрой. По полученным результатам определяют прогноз адаптации и развития.

2 этап

Реализация модели

Взаимодействие с родителями воспитанников

1. Разработать и реализовать психолого-педагогическую образовательную программу по взаимодействию психолога, педагогов и родителей для успешной адаптации младших дошкольников к ДОУ  «Наш малыш».

Цель программы: создание условий для взаимодействия семьи и ДОУ в интересах развития  ребёнка. Встречи по программе клуба будут проводиться один раз в неделю с августа по октябрь (всего 12 занятий по 90мин).  В программе встреч предполагается участие педагога-психолога, воспитателей, медсестры и родителей.

В программе будут использоваться следующие методы работы с родителями и педагогами:

- проведение родительских собраний с использованием методов коучинга;

- мастер-классы;

- направленные беседы;

- групповые консультации;

- использование ИКТ (презентации, методические рекомендации, видеоматериалы и т.д.).

Темы для собраний клуба: «Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду», «Ладушки, ладушки! Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», «Игры и развивающее оборудование для занятий с детьми дома», «Возрастные особенности детей раннего возраста», «Развитие речи у детей раннего возраста», «Чем мы занимаемся в Детском Саду?», «Что такое хорошая игрушка?», «Игры семей в семье», «игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», «День открытых дверей в детском саду в режиме ОН ЛАЙН».

2. Консультации педагога-психолога по запросу родителей (индивидуальные и групповые).

3. Оформление уголка родителей в группах и стенда психолога («Особенности развития детей раннего возраста», «Живу по расписанию», «Я играю целый день, мне играть совсем не лень», «Сильные, смелые, здоровые, умелые», «Взяли в руки карандаш», «Календарь развития»).

Взаимодействие с педагогами

1. Групповое и индивидуальное консультирование педагогов по вопросам особенностей развития детей раннего возраста («Возрастные особенности детей раннего возраста», «Создание развивающей среды для детей раннего возраста», «Работа с родителями на этапе оформления ребенка в ясельную группу», «Организация сотрудничества педагогов, родителей и детей»).  Консультирование педагогов начинается до начала приёма детей в группы ДОУ.

2. Консультативная помощь в организации предметно-развивающей среды и психологических уголков в группах ДОУ.

Взаимодействие с воспитанниками

  1. Участие педагога-психолога  в ежедневном приёме детей в группу. Проведение игр тренингов.
  2. Групповые занятия с детьми по программе Роньжиной А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к ДОУ». Проводятся один раз в неделю по 15 минут.

3 этап 

Диагностика и анализ проведённой работы. Проводится диагностика адаптации младших дошкольников в детском саду Л.В. Макшанцевой. Создаётся рефлексивный отчёт о проделанной работе. Психолого-педагогической диагностики детей раннего и дошкольного возраста по Стребелевой Е.А.

Ожидаемые результаты проекта:

  1. Положительная динамика увеличения числа детей раннего дошкольного возраста с лёгкой степенью адаптации.
  2. Педагоги и родители повысят уровень  знаний об  особенностях развития, способах общения и игры с детьми в соответствии с их возрастом.
  3. Педагоги освоят новые приёмы взаимодействия с родителями и детьми раннего возраста.
  4. Способы предоставления результатов:

Аналитическая справа по результатам диагностики адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ, результаты Психолого-педагогической диагностики детей раннего и дошкольного возраста по Стребелевой Е.А.

рефлексивный отчёт. Психолого-педагогическая образовательная программа по взаимодействию психолога, педагогов и родителей для успешной адаптации младших дошкольников к ДОУ «Наш малыш».

  1. Критерии  оценки результатов реализации проекта

Рост числа детей показавших лёгкую степень адаптации к условиям ДОУ на  40%. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста

  1. Ресурсное обеспечение

Для реализации проекта дополнительное кадровое, материально-техническое, информационно-методическое ресурсное обеспечение не потребуется.

Список используемой литературы:

  1. Гуров, В.Н. Социальная работа ДОУ с семьей [Текст] / В.Н. Гуров. - М., 2003.
  2. Печора, К.Л., Пантюхина, Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях [Текст] / К.Л. Печора. - М.: Владос, 2002.
  3. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет. М., 2003.
  4. Смирнова Е.О., Мещерякова С.Ю., Ермолова Т.В. Игры и игрушки для детей раннего возраста: Методическое пособие для воспитателей. М., 2004.
  5. Стребелева, Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Стребелева. - М.: Просвещение, 2007.
  6. Задровская И.А. Социально-психологическая служба ДОУ при подготовке ребенка к детскому саду [Текст] // Научно-практический журнал "Управление ДОУ"- 2005. - №8. – с.46-49.
  7. Воспитание детей раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада и родителей [Текст] / Под ред. Е.О. Смирновой, Н.Н. Авдеевой, Л.Н. Галигузовой и др. - М.: Просвещение: учебная литература, 1996.- 158 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое сопровождение детей раннего возраста средствами музыкального искусства

Постигая мир музыкальных звуков, дети учатся слышать окружающий мир, выражать свои впечатления, свое отношение к нему. Соединение пения с движением дает положительные результаты в преодолении нарушенн...

Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с нарушением зрения.

Зрительная система — одна из самых хрупких систем человеческого орга­низма, которая несет на себе колоссаль­ную нагрузку. Ведь именно при помощи глаз человек получает большую часть ин­формации об окру...

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Проблема адаптации детей раннего возраста в изменившихся условиях современного дошкольного образования: введение Федеральных государственных образовательных стандартов и появление новых форм обучения ...

Авторская программа "Организация психолого - педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ"

"Организация психолого - педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ"...

Программа: Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ.

Данная программа расчитана на детей раннего возраста(2-3). Целевое назначение программы.  Цель: Способность успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада средствами...

Рабочая программа психологического сопровождения детей раннего возраста в ГКП

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую соци...