Сопровождение детей раннего возраста в группах ДОУ
проект (младшая группа) по теме
Раннее детство – период интенсивного развития. Опыт, приобретенный ребенком в это время ребенка, во многом определяет его будущую взрослую жизнь. По этому очень важно кто и как будет его воспитывать.
Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость или, напротив, агрессивность и гиперактивность детей и т. д.), лежат именно в раннем детстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ranee_detstvo.docx | 23.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность.
Раннее детство – период интенсивного развития. Опыт, приобретенный ребенком в это время ребенка, во многом определяет его будущую взрослую жизнь. По этому очень важно кто и как будет его воспитывать.
Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость или, напротив, агрессивность и гиперактивность детей и т. д.), лежат именно в раннем детстве.
Вопрос, отдавать или нет ребенка в дошкольное учреждение, встает практически перед каждой семьей, имеющей маленьких детей. Некоторые семьи вынуждены это делать, но идут на этот шаг неохотно в силу стесненного экономического положения, когда все взрослые работают и ребенка не с кем оставлять дома. Другие семьи придерживаются той точки зрения, что современный ребенок должен находиться в среде сверстников, приобретать тот социальный опыт, который облегчит его переход в школу. Наконец, есть родители, которые достаточно высоко оценивают образовательный потенциал дошкольного учреждения и поэтому, сознательно не хотят ограничивать воспитание собственного ребенка рамками семьи.
В настоящее время в детских садах встаёт остро вопрос с воспитателями ясельных групп: Воспитатели, имеющие опыт работы с детьми до 3 лет, либо ушли в группы для детей среднего и старшего дошкольного возраста, либо ушли из системы образования. На их место приходят молодые специалисты, воспитатели без специального образования и воспитатели, выпустившие подготовительные группы. Все они на данный момент не могут считаться полностью готовыми к работе с детьми раннего возраста. В результате дети раннего возраста (2–3 лет) либо остаются вообще без психолого-педагогического обеспечения (работа воспитателя ограничивается гигиеническим обслуживанием и соблюдением режима дня), либо получают воздействия, не соответствующие их возрастным особенностям.
Между тем данный возрастной этап имеет существенную качественную специфику. К нему нельзя применить методы и приемы работы, подходящие для воспитания дошкольников. Работа с детьми раннего возраста требует специальной подготовки, предполагающей как специальные знания, так и опыт работы с маленькими детьми. Всё это делает крайне актуальным создание психологической службы для детей до 3 лет.
В связи с этим возникает необходимость разработки модели психологического сопровождения педагогов и родителей детей раннего возраста.
Цель проекта: разработать модель по созданию условий для целостного психического развития ребёнка раннего возраста.
Задачи:
- Проанализировать психолого-педагогический передовой опыт по раннему возрасту.
- Разработать психолого-педагогическую образовательную программу по взаимодействию психолога, педагогов и родителей по созданию благоприятных условий для полноценного развития детей 2-3 летнего возраста в ясельных группах детского сада.
- Разработать рекомендации для педагогов и родителей по особенностям развития детей раннего возраста.
Целевая аудитория проекта – дети раннего дошкольного возраста поступившие в ДОУ.
Сроки реализации проекта: май - декабрь 2014 года.
Основные направления, механизмы, средства и способы реализации проекта
Подготовительный этап.
Ранний возраст - особый период становления органов и систем и прежде всего функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать основы полноценного развития и здоровья ребенка.
Существенной особенностью раннего детства является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвергается заболеваниям, но и лучше развивается психически. Но даже незначительные нарушения в состоянии здоровья малыша влияют на его эмоциональную сферу. Течение болезни и выздоровление в большой степени связаны с настроением ребенка, и если удается поддержать положительные эмоции, самочувствие его улучшается и выздоровление наступает быстрее.
Для каждого здорового ребенка в первые три года жизни характерна высокая степень ориентировочных реакций на все окружающее. Эта возрастная особенность стимулирует так называемые сенсомоторные потребности. Доказано, что если дети ограничены в получении информации и переработке ее в соответствии с возрастными возможностями, темп их развития более замедленный. Поэтому важно, чтобы жизнь малышей была разнообразной, богатой впечатлениями. Сенсорные (чувственные) потребности вызывают и высокую двигательную активность ребенка, а движение - естественное состояние малыша, способствующее его интеллектуальному развитию.
Особое значение в раннем детстве приобретают эмоции, так необходимые при проведении режимных процессов - кормлении, бодрствовании ребенка, формировании его поведения и навыков, обеспечении его всестороннего развития. Интерес к окружающему в раннем детстве является непроизвольным и в значительной степени обусловлен социально. Заставить малыша смотреть или слушать невозможно, однако заинтересовать его можно многим, поэтому в обучении детей раннего возраста особую роль играют положительные эмоции. Часто, еще не понимая смысла обращенной к нему речи взрослого, дети реагируют на интонацию, эмоциональный настрой, легко их улавливают и заряжаются таким настроением. В этом и простота, и сложность воспитания детей раннего возраста.
Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, в конце первого года жизни социальная ситуация полной слитности ребенка со взрослым взрывается изнутри. В ней появляются двое: ребенок и взрослый. В этом суть кризиса первого года жизни.
В этом возрасте ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: появляются первые слова, ребенок начинает ходить, развиваются действия с предметами. Однако диапазон возможностей ребенка еще очень ограничен.
Во-первых, речь носит автономный характер: слова ситуативны, они лишь сколки наших слов, слова многозначны, полисемантичны. К тому же в самой автономной речи содержится противоречие. Эта речь - средство общения, обращенная к другому, но она, как правило, пока еще лишена постоянных значений.
Во-вторых, почти в каждом действии, которое ребенок осуществляет с тем или иным предметом, как бы присутствует взрослый человек. И, прежде всего, он присутствует путем конструирования предметов, с которым ребенок манипулирует.
Создание благоприятных условий для гармоничного развития ребёнка раннего возраста будет осуществляться в несколько этапов.
1 этап.
Первичная диагностика, сбор информации. Цель первого этапа определить факторы, которые могут затруднить
- Определить готовность воспитателей к работе с детьми раннего возраста. (Анкета «Каков ваш творческий потенциал?», «Оценка реализации потребностей педагогов в развитии» Н.В. Немов, тест «Эффективность работы воспитателя» Н.В. Микляева, Способность педагога к эмпатии И.М. Юсупова, Методика диагностики педагогического общения Н.М. Юсупова, Оценка коммуникативных особенностей педагога» В. Ф. Ряховский, Тест «Оценка самоконтроля в общении» М. Скайдер).
- Анкетирование родителей (Особенности воспитания ребёнка. Сочинение Мой ребенок).
Данные анкетирования дополняют беседой с родителями и наблюдениями воспитателей в первые дни пребывания ребёнка в ДОУ, и анализом медицинской карты ребёнка медсестрой. По полученным результатам определяют прогноз адаптации и развития.
2 этап
Реализация модели
Взаимодействие с родителями воспитанников
1. Разработать и реализовать психолого-педагогическую образовательную программу по взаимодействию психолога, педагогов и родителей для успешной адаптации младших дошкольников к ДОУ «Наш малыш».
Цель программы: создание условий для взаимодействия семьи и ДОУ в интересах развития ребёнка. Встречи по программе клуба будут проводиться один раз в неделю с августа по октябрь (всего 12 занятий по 90мин). В программе встреч предполагается участие педагога-психолога, воспитателей, медсестры и родителей.
В программе будут использоваться следующие методы работы с родителями и педагогами:
- проведение родительских собраний с использованием методов коучинга;
- мастер-классы;
- направленные беседы;
- групповые консультации;
- использование ИКТ (презентации, методические рекомендации, видеоматериалы и т.д.).
Темы для собраний клуба: «Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду», «Ладушки, ладушки! Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», «Игры и развивающее оборудование для занятий с детьми дома», «Возрастные особенности детей раннего возраста», «Развитие речи у детей раннего возраста», «Чем мы занимаемся в Детском Саду?», «Что такое хорошая игрушка?», «Игры семей в семье», «игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», «День открытых дверей в детском саду в режиме ОН ЛАЙН».
2. Консультации педагога-психолога по запросу родителей (индивидуальные и групповые).
3. Оформление уголка родителей в группах и стенда психолога («Особенности развития детей раннего возраста», «Живу по расписанию», «Я играю целый день, мне играть совсем не лень», «Сильные, смелые, здоровые, умелые», «Взяли в руки карандаш», «Календарь развития»).
Взаимодействие с педагогами
1. Групповое и индивидуальное консультирование педагогов по вопросам особенностей развития детей раннего возраста («Возрастные особенности детей раннего возраста», «Создание развивающей среды для детей раннего возраста», «Работа с родителями на этапе оформления ребенка в ясельную группу», «Организация сотрудничества педагогов, родителей и детей»). Консультирование педагогов начинается до начала приёма детей в группы ДОУ.
2. Консультативная помощь в организации предметно-развивающей среды и психологических уголков в группах ДОУ.
Взаимодействие с воспитанниками
- Участие педагога-психолога в ежедневном приёме детей в группу. Проведение игр тренингов.
- Групповые занятия с детьми по программе Роньжиной А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к ДОУ». Проводятся один раз в неделю по 15 минут.
3 этап
Диагностика и анализ проведённой работы. Проводится диагностика адаптации младших дошкольников в детском саду Л.В. Макшанцевой. Создаётся рефлексивный отчёт о проделанной работе. Психолого-педагогической диагностики детей раннего и дошкольного возраста по Стребелевой Е.А.
Ожидаемые результаты проекта:
- Положительная динамика увеличения числа детей раннего дошкольного возраста с лёгкой степенью адаптации.
- Педагоги и родители повысят уровень знаний об особенностях развития, способах общения и игры с детьми в соответствии с их возрастом.
- Педагоги освоят новые приёмы взаимодействия с родителями и детьми раннего возраста.
- Способы предоставления результатов:
Аналитическая справа по результатам диагностики адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ, результаты Психолого-педагогической диагностики детей раннего и дошкольного возраста по Стребелевой Е.А.
рефлексивный отчёт. Психолого-педагогическая образовательная программа по взаимодействию психолога, педагогов и родителей для успешной адаптации младших дошкольников к ДОУ «Наш малыш».
- Критерии оценки результатов реализации проекта
Рост числа детей показавших лёгкую степень адаптации к условиям ДОУ на 40%. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста
- Ресурсное обеспечение
Для реализации проекта дополнительное кадровое, материально-техническое, информационно-методическое ресурсное обеспечение не потребуется.
Список используемой литературы:
- Гуров, В.Н. Социальная работа ДОУ с семьей [Текст] / В.Н. Гуров. - М., 2003.
- Печора, К.Л., Пантюхина, Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях [Текст] / К.Л. Печора. - М.: Владос, 2002.
- Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет. М., 2003.
- Смирнова Е.О., Мещерякова С.Ю., Ермолова Т.В. Игры и игрушки для детей раннего возраста: Методическое пособие для воспитателей. М., 2004.
- Стребелева, Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Стребелева. - М.: Просвещение, 2007.
- Задровская И.А. Социально-психологическая служба ДОУ при подготовке ребенка к детскому саду [Текст] // Научно-практический журнал "Управление ДОУ"- 2005. - №8. – с.46-49.
- Воспитание детей раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада и родителей [Текст] / Под ред. Е.О. Смирновой, Н.Н. Авдеевой, Л.Н. Галигузовой и др. - М.: Просвещение: учебная литература, 1996.- 158 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическое сопровождение детей раннего возраста средствами музыкального искусства
Постигая мир музыкальных звуков, дети учатся слышать окружающий мир, выражать свои впечатления, свое отношение к нему. Соединение пения с движением дает положительные результаты в преодолении нарушенн...
Психологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к условиям дошкольного учреждения
Перспективное планирование адаптационного периода в ДОУ...
Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с нарушением зрения.
Зрительная система — одна из самых хрупких систем человеческого организма, которая несет на себе колоссальную нагрузку. Ведь именно при помощи глаз человек получает большую часть информации об окру...
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Проблема адаптации детей раннего возраста в изменившихся условиях современного дошкольного образования: введение Федеральных государственных образовательных стандартов и появление новых форм обучения ...
Авторская программа "Организация психолого - педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ"
"Организация психолого - педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ"...
Программа: Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ.
Данная программа расчитана на детей раннего возраста(2-3). Целевое назначение программы. Цель: Способность успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада средствами...
Рабочая программа психологического сопровождения детей раннего возраста в ГКП
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую соци...