Рекомендации родителям "Развитие навыка самообслуживания у малышей"
консультация
В данной статье представлены рекомендации психолога по вопросам развития самостоятельности у детей раннего и дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_navyka_samoobsluzhivaniya_u_malyshey.docx | 17.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Макухина Елена Геннадьевна,
Педагог-психолог
ЦПМСС Красносельского района
Санкт-Петербурга
Развитие навыка самообслуживания у малышей
Дети учатся не столько на словах, сколько на личном примере.
Первый педагог в жизни ребенка – его мама.
Ребенку нужна счастливая мама, нашедшая себя, свое дело, свои увлечения, подающая пример любви к труду и самореализации, самодостаточности. Мама, которая любит свое дело, свою жизнь. Таким образом она показывает малышу, что жизнь сама по себе прекрасна и безопасна, что жизнь радостна, когда наполнена любимыми увлечениями и трудом. При подобной атмосфере в семье ребенка не нужно специально приучать к труду: он сам будет стремиться к развитию и будет находить себе разные виды деятельности. Конечно, выше описана идеальная картинка, к которой, при желании, можно приблизиться. У каждого человека бывают неудачи или черные периоды, но речь идет об общей жизненной стратегии, направленности человека.
Родителям очень важно не предугадывать желания малыша («ты хочешь есть», «тебе надо на горшок», «ты хочешь идти погулять»), а дать ребенку возможность самому понять в чем он на данный момент нуждается. Это поможет маленькому человеку стать более самостоятельным и самодостаточным.
Дети не самостоятельны, когда это выгодно взрослым. Дети – не просто дети, а дети своих родителей, они являются частью семейной системы, где все элементы взаимосвязаны. Меняется поведение родителей – поменяется и поведение детей. Если все делать за малыша, то у него не будет стимулов для развития. И наоборот, если родители перестают делать за ребенка то, что ему по силам сделать самому, то малыш начинает самостоятельно реализовывать возникающие потребности. Конечно, порой давать такую самостоятельность ребенку совсем не просто, а даже очень энергозатратно. Например, если позволить трехлетке самому себе наливать воду из графина, то надо быть готовым к лужам на столе и на полу и к мокрой одежде на ребенке. Но именно так, через действия, ребенок учится координировать движения, видит последствия и обучается исправлению своих ошибок.
В чем же выгода несамостоятельности детей? Несамостоятельный ребенок всегда нуждается в своих родителях. Значит, они всегда ему будут нужны. И в 2 года и 30 лет. Такие родители никогда не будут одиноки и всегда будут реализованы как «хорошие» родители. Только принесет ли это счастье их детям? Часто такой сценарий не осознается взрослыми. На уровне сознания мама может искренне переживать за своего сына или свою дочь, что у него или нее не складывается жизнь. Но на подсознательном уровне она сама моделирует эту ситуацию.
Вырос и стал взрослым самостоятельным человеком – разные понятия. Если родитель хочет, чтобы его дети были самостоятельными, ответственными и инициативными, то для этого надо предоставлять им возможность проявления данных качеств. Если у мамы будут еще интересы помимо ребенка, то даже не придется напрягать фантазию для искусственного воздания ситуаций, требующих самостоятельности. Ребенок у мамы не должен стоять на первом месте. Если сейчас посвятить свою жизнь детям, жить исключительно их интересами, то через лет пятнадцать будет очень сложно отпустить их во взрослую самостоятельную жизнь. «Как же я буду без детей?», «Чем заполню пустоту в жизни?». «Как же дети будут без мамы, привыкшие, что за них она обо всем подумает, все сделает и примет необходимые решения?».
Единственная и самая важная функция родителей – научить ребенка самостоятельности: самостоятельно мыслить, самостоятельно принимать решения, самостоятельно удовлетворять свои потребности, самостоятельно планировать и действовать, самостоятельно оценивать свои действия.
Ребенку нужна спокойная, счастливая и самореализовавшееся мама. Нашедшая свою «отдушину», свое дело, хобби, свое место в жизни. Мама, которая любит себя, заботится о своем здоровье, заботится о своем настроении. Счастливая мама научит ребенка быть счастливым.
Мудрый педагог, мудрая мама учит, рассказывает, показывает, знакомит, помогает, но не делает за ребенка то, с чем он может справиться. Ребенок растет – и мама постепенно отпускает его от себя, понемногу передавая ему ответственность за то, что с ним происходит.
Сначала вы делаете что-то вместе с ребенком, потом он делает это сам, а вы, доверяя ему, подбадриваете и помогаете при необходимости. И наконец, он все делает один, а вы им гордитесь. Ребенку очень важно знать, что мама им гордится. Ощущение успеха – движущий фактор развития.
Еще очень важный момент – не отказывать в помощи, если ребенок просит. Это совершенно разный подход к воспитанию и, в последствии, разные судьбы: когда ребенок не просит помощи, потому что может справиться сам, и когда он не просит помощи, потому что все равно никто не откликнется. Важно чувствовать ребенка, чтобы понять, как поступить. За его просьбой могут стоять каприз и лень или же усталость, потребность в заботе, неуверенность в себе.
Самостоятельность и бесконтрольность – не синонимы. Предоставляя ребенку самостоятельность, прежде всего необходимо очертить границы ее проявления. Границы в данном случае – это нормы, правила, условия, в основе которых должны лежать безопасность и нравственность, семейные традиции. Самостоятельность вне границ – распущенность и вседозволенность, благом для ребенка она не является, в данном случае он теряет защищенность.
Как же понять где «правильные» границы контроля? Родителю надо задать себе вопрос: когда он контролирует, он действует из любви к ребенку или из любви к себе? Если из любви к себе и желания проявить власть, то необходимость контроля будет формироваться так: «Надо делать, как мама сказала. А так, как не говорила, делать не надо. Мама лучше знает. Даже если мама ошибается, все равно все будет так, как она сказала».
Перфекционизм родителей конфликтует с самостоятельностью их детей. Мама-перфекционистка всегда все делает сама, потому что у других все получается не идеально. Если мама всегда все сама – то у ребенка нет пространства для проявления самостоятельности. Вряд ли быстро сформируется навык самообслуживания у ребенка матери-перфекционстки. Таким образом, очень важно научиться во время отключать повышенную родительскую тревожность и перфекционизм.
Становление самостоятельности, независимости ребенка невозможно без становления самостоятельности, независимости родителей. Воспитывая детей, мы воспитываем себя. В этом двустороннем процессе всегда много вопросов, в которых кроется потенциал для развития взрослых и детей. Когда при воспитании звучит больше вопросов, чем готовых указаний, «растут» и родители и малыши.
Как же приобщить ребенка к самостоятельности? 1. Самому быть самостоятельным. 2. Не рубить инициативу ребенка на корню. 3. Очертить безопасные границы самостоятельности ребенка. 4. Быть занятым не только ребенком и родительством, иметь свое дело, свои интересы, учиться чему-то новому. Иметь жизнь за пределами семейных интересов. 5. Своим примером показывать важность и необходимость труда. 6. Быть готовым ненавязчиво помочь в трудную минуту. 7. Спокойно относится к «неидеальности» результата труда своего ребенка. 8. Дать возможность ребенку самому выбрать себе занятие, найти свои интересы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У МАЛЫШЕЙ
Как ребенку младшего возраста прививать самостоятельность...
Развитие навыков самообслуживания у малышей
Программой воспитания и обучения в д/с у детей 4 –го года жизни предусматривается воспитание следующих навыков самообслуживания: самостоятельно и аккуратно есть, хорошо пережёвывая пищу с закрытым рто...
Рекомендации для родителей по формированию социальных навыков (навыков самообслуживания) у детей.
Самообслуживание - это первая ступень трудового воспитания детей дошкольного возраста. Формирование навыков самообслуживания имеет огромное значение для социального развития ребенка. Дети, умеющие сам...
Рекомендации для родителей по формированию социальных навыков (навыков самообслуживания) у детей младшего возраста.
Как воспитать в детях самостоятельность?Как сделать так, чтобы ребенок научился убирать за собой вещи?Что нужно, чтобы по возвращению с работы, видеть, что все игрушки стоят на своих местах?Что уже ум...
Формирование навыков самообслуживания у малышей
При поступлении в дошкольное учреждение, все дети проходят период адаптации. Привыкание бывает различным, все дети проходят этот период по-разному. Чем мягче проходит процесс адаптации, тем быстрее ма...
Рекомендации для родителей по формированию социальных навыков (навыков самообслуживания) у детей младшего возраста
• Как воспитать в детях самостоятельность? • Как сделать так, чтобы ребенок научился убирать за собой вещи? • Что нужно, чтобы по возвращению с работы, видеть, что все игрушки стоят на...
Рекомендации для родителей по формированию навыков самообслуживания и элементарных бытовых навыков при подготовке особого ребенка к обучению в школе
Цель – познакомить родителей со способами формированию навыков самообслуживания и элементарных бытовых навыков при подготовке особого ребенка к обучению в школе...