Рекомендации для родителей по формированию навыков самообслуживания и элементарных бытовых навыков при подготовке особого ребенка к обучению в школе
консультация (младшая группа)

Тихонова Эльза Юрьевна

Цель – познакомить родителей со способами формированию навыков самообслуживания и элементарных бытовых навыков при подготовке особого ребенка к обучению в школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей по формированию навыков самообслуживания и элементарных бытовых навыков при подготовке особого ребенка к обучению в школе

Цель – познакомить родителей со способами формированию навыков самообслуживания и элементарных бытовых навыков при подготовке особого ребенка к обучению в школе

1. Овладение умыванием – длительный процесс, состоящий из ряда этапов. Прежде всего продолжаем приучать к воде, сначала к тѐплой, а затем и к холодной. Для этого в группе проводятся разнообразные игры: мы вместе с Амином моем машинку, пускаем лодочку, достаѐм со дна тазика затонувшие предметы и. т. п. Затем проводим подготовительные упражнения: потирание сухих рук, складывание ладоней, таким образом, как это делается при умывании лица. Держа руки ребѐнка в своих, мы проделываем нужные упражнения: потираем ладони друг о друга, проводим ими по лицу. Взрослый показывает и называет части тела, предметы туалета, а ребѐнок показывает за ним.

2. Продолжаем учить самостоятельно одеваться и раздеваться. В своей работе мы постоянно сталкиваемся с этой проблемой. Необходимо, вооружиться терпением и систематически проводить эту работу, причѐм порядок еѐ выполнения должен оставаться неизменным. Поощряя малейшее самостоятельное движение ребѐнка, взрослый помогает правильно держать ногу, чтобы надеть носки, поднять руки, когда с него снимают кофточку и т.д., действия сопровождаются словесной инструкцией. По мере овладения необходимыми умениями, Амин будет выполнять уже многие действия самостоятельно. Закрепляем умения застѐгивать и расстѐгивать пуговицы, кнопки, молнии. Необходимо постоянно следить за тем, как Амин одевает и снимает вещь, продолжать учить складывать еѐ и класть в определѐнное место. Этим создаѐтся привычка к аккуратности и формируются необходимые положительные установки поведения.

3. Следить за активностью ребѐнка, чтобы поощрять любую попытку самостоятельно выполнить то движение, которому его обучают. Не надо пропускать даже едва заметное продвижение, иначе самостоятельность может угаснуть и смениться полной пассивностью. Следует поощрять словами, жестами самые незначительные успехи.

4. Накрывать на стол. Продолжать учить Амина приносить посуду не только для себя, но и для членов семьи (проговаривать положи ложку, вилку, поставь тарелку и.т.д. папе, маме, бабушке и т.д.) Убирать посуду после еды, необходимо, направляя последовательно убирать тарелки, чашки, столовые приборы, собирать использованные бумажные салфетки и выбрасывать их в мусорное ведро. Как и при обучении другим навыкам, помним о том, что сама ситуация со временем должна направлять ребѐнка к выполнению действий «автоматически», а не руководство со стороны взрослого.

 5. Привлекать к помощи во всех бытовых делах. Участие в совместной деятельности не менее важно, чем самостоятельная работа по дому. Примеры таких действий: сложить грязное бельѐ в корзину; поставить ровно обувь, помыть за собой чашку, вытереть стол после приема пищи, пропылесосить, вытереть пыль и т. д. Уважаемые родители ПОМНИМ, что затраченные усилия обязательно окупятся в будущем.

      Одни и те же слова и фразы надо употреблять постоянно - ребѐнку легче будет их усвоить. Повторяя за взрослым те или иные действия, ребѐнок через некоторое время справиться с заданием самостоятельно, но под обязательным контролем. Необходимо всячески поощрять стремление выполнять работу правильно. Нельзя упускать из виду крупицу положительного отношения к заданию. Даже небольшие, подчас малозаметные успехи ребѐнка следует отметить и положительно оценить.            

        Очень важны навыки культурного поведения. Нельзя допускать, чтобы ребѐнок хватал со стола, что ему хочется, разбрасывал игрушки по всей комнате, брал вещи, принадлежащие взрослым. При этом бесполезно прибегать к длительным беседам, поучениям, так как он попросту не поймѐт их. Нужно многократно показывать ему, как следует поступать в определѐнных случаях, каким образом выполнять необходимые действия. И только путѐм многих упражнений ребѐнок приучается, например, мыть руки перед едой, благодарить за помощь, правильно вести себя в общественных местах. Систематически предъявляемые требования приводят к образованию положительных привычек, которые позволяют в определѐнной степени приспособиться к окружающей жизни.

         Обучение навыкам самообслуживания и бытовым навыкам, несмотря на свою сложность и длительность, всегда даѐт положительные результаты, что значительно облегчает жизнь семьи, в которой воспитывается ребѐнок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков самообслуживания и социально-бытовой ориентации у детей с детским церебральным параличом

Дети с церебральным параличом испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания (умением самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, общегигиеническими навыками). Нарушения двигате...

Консультация для родителей на тему «Формирование навыков самообслуживания и социально – бытовой ориентации для детей с ДЦП».

Цель: дать родителям информацию о том, как сформировать навыки самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья....

Формирование навыков самообслуживания и элементарных бытовых навыков у детей с расстройствами аутистического спектра

Формирование навыков самообслуживания и элементарных бытовых навыков у детей с аутизмом – одна из необходимых составляющих социальной адаптации. Овладение навыками самообслуживания является важн...

Консультация для родителей на тему «Формирование навыков самообслуживания и социально – бытовой ориентации для детей с ДЦП».

Консультация для родителей " Формирование навыков самообслуживания и социально-бытовой орентации для детей с ДЦП"...

Рекомендации для родителей «Формирование учебных навыков у детей старшего дошкольного возраста при подготовке к обучению в школе»

Основная задача родителей - вовремя обратить внимание на речь своего ребенка, чтобы предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ...

«Формирование у дошкольников навыков самообслуживания и элементарного бытового труда через взаимодействие с родителями »

Мастер-класс «Формирование у дошкольников навыков самообслуживания и элементарного бытового труда через взаимодействие с родителями »...

Рекомендации для родителей по формированию навыков самообслуживания у детей 3-4 лет

Обучение ребенка действиям самообслуживания и бытового труда - первейшая задача родителей. Чем лучше у ребенка будут сформированы навыки самообслуживания, тем более приспособленным к жизни он вырастет...