Рекомендации для родителей по формированию социальных навыков (навыков самообслуживания) у детей младшего возраста.
материал (младшая группа)

Орешкина Любовь Сергеевна

Как воспитать в детях самостоятельность?

Как сделать так, чтобы ребенок научился убирать за собой вещи?

Что нужно, чтобы по возвращению с работы, видеть, что все игрушки стоят на своих местах?

Что уже умеет Ваш ребенок, и чему ему стоит обучиться?

Как научиться НЕ делать все за ребенка?

Если Вас интересуют ответы на эти и другие вопросы, связанные с воспитанием в ребенке навыков самообслуживания, тогда читайте и применяйте простые и конкретные рекомендации, представленные в данной статье.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_po_formirovaniyu_sotsialnyh_navykov.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей по формированию социальных навыков (навыков самообслуживания) у детей младшего возраста.

Как воспитать в детях самостоятельность?

Как сделать так, чтобы ребенок научился убирать за собой вещи?

Что нужно, чтобы по возвращению с работы, видеть, что все игрушки стоят на своих местах?

Что уже умеет Ваш ребенок, и чему ему стоит обучиться?

Как научиться НЕ делать все за ребенка?

Если Вас интересуют ответы на эти и другие вопросы, связанные с воспитанием в ребенке навыков самообслуживания, тогда читайте и применяйте простые и конкретные рекомендации, представленные в данной статье.

 В целом, навыкам трудового воспитания можно обучать ребенка с самого раннего детства. И одним из самых первых и нужных навыков – это умение обслуживать себя самостоятельно. К самообслуживанию относится выполнение всех необходимых обязанностей по отношению к самому себе, таких как: одевание, умывание, самостоятельный прием пищи, уборка игрушек и своей постели, комнаты.

Основное значение самообслуживания в воспитании ребенка:

Чем раньше и лучше у ребенка сформируются навыки самообслуживания, тем более приспособленным к жизни он вырастет;

Обслуживая себя самостоятельно, ребенок научается, таким образом, проявлять заботу к своим близким. Начинает ценить проявленную к нему заботу;

Ребенок становится не только более самостоятельным, уверенным в себе, но и тренирует стремление к достижению цели, активность, упорство, также идет формирование волевых качеств;

Постоянство требований родителя к детям, а также повторяемость, обеспечивают прочность в закреплении полученных навыков;

Формирование правильных привычек у ребенка: потребности в чистоте и опрятности.

Что могут делать дети младшего возраста?

мыть руки, при этом убирая рукава;

мыть лицо не разбрызгивая воду;

правильно пользоваться мылом и зубной щеткой;

насухо вытираться полотенцем и без напоминания вешать его на отведённое место;

одеваться и раздеваться в определённой последовательности: одежду снимать и надевать, складывать, вешать, выворачивать на лицевую сторону, застёгивать и расстёгивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, застегивать молнию.

замечать, что одежда неопрятна, или загрязнена, и самостоятельно устранять это, или обращаться за помощью к взрослому;

своевременно (без напоминания!) пользоваться носовым платком, туалетом;

пить из чашки, есть, хорошо пережёвывая пищу с закрытым ртом;

правильно пользоваться ложкой (к концу четвёртого года жизни, салфеткой);

убирать игрушки, книги, канцелярские принадлежности после игры на отведенное им место.

Как воспитать у детей самостоятельность в самообслуживании?

Совет 1: Нет ничего лучше, чем обучать детей навыкам самообслуживания через прочтение художественных произведений. Это могут быть стихотворения, сказки и сказы, частушки-прибаутки. Именно погружаясь в произведение, дети ненавязчиво сопереживают главному герою, пытаются сравнить его с собой, подсказывают правильное решение в трудной ситуации. Тем самым, обучаются САМОСТОЯТЕЛЬНО.

Предлагаю Вам следующие произведения известных детских авторов, которые можете читать своим детям и формировать у них правильные привычки и навыки:

В. Н. Орловой «Хрюшка обижается»;

С. В. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала»;

Э. Н. Успенского «Дети, которые плохо едят в детском саду», «Удивительное дело»; 

И. Муравейки «Я сама»; 

Н. П. Саконской «Где мой пальчик»;

С. Капутикяна «Кто скорее допьёт»;

А. Л. Барто «Девочка чумазая»;

З. Александровой «Что взяла клади на место», «Топотушка»;

Л. Вороньковой «Маша - растеряша»;

К. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе»;

В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»;

Чтение юмористических частушек Г. Ладонщикова из книги: «Про знакомые дела».

А. Аринушкин, С. Махотин «Я сам! Медвежонок, который хотел делать все САМ!».

Совет 2: Для того чтобы ребенок научился не только правильно и хорошо умываться, но и последовательно одеваться - родителям, в первую очередь, необходимо показать, как это правильно делается! А затем закреплять положительный результат через многократные повторения вместе с ребенком.

Ребенок должен УПРАЖНЯТЬСЯ в своем навыке. И только после того, как ребенок научился подражать Вам в показывании - можно переходить на подробные словесные объяснения: «Мы собираемся в детский сад. Для этого нам надо с тобой одеться. Давай возьмем белые колготки из нижнего ящика шкафа и наденем их на себя. Сначала надеваем колготки на правую ногу.и т. д». Чем подробнее Вы будете говорить ребенку где взять ту или иную вещь, и что с ней делать – тем быстрее навык надевания на себя одежды сформируется.

И только после того, когда родители увидели, что ребенок все запомнил, и подробные объяснения более не требуются можно переходить к общим фразам, таким как: «Завяжи шарф хорошо, как я, или твоя сестра», «Повесь свои вещи в шкаф, а я посмотрю, правильно ли ты это сделал».

!Важно не только упражнять ребенка в навыках самообслуживания, но и проверять правильность выполнения. Это необходимо делать до тех пор, пока нужный навык полностью не закрепится. Когда ребенок сам научится, например, надевать и снимать с себя одежду, даже без Ваших общих фраз – напоминаний.

Совет 3: Хвалите ребенка! Но хвалите правильно! Если вы довольны тем, что ребенок выполнил что-то правильно, например, завязал шнурки на ботинках, и они не развязались в течении 10 минут – похвалите его. При этом, лучше сказать, не просто: «какой ты умница, молодец, хороший», а акцентировать внимание на том, что Вы довольны, как он сегодня сделал то-то и то-то. Таким образом, у ребенка появится понимание того, за что его похвалили, и он будет обучаться данным навыкам с большей активностью и мотивацией.

Совет 4: Если решили, что ребенок обучается навыкам, например, в чистке зубов – перестаньте делать это за него. Вместе с ним – сколько угодно, но за него уже не делайте. Иначе навык будет закрепляться намного дольше.

Совет 5: Любое обучение не требует спешки. Обучение навыкам самообслуживания к этому тоже относится. Если Вы (родитель) торопитесь куда-то, стараетесь успеть сделать несколько дел одновременно, при этом обучить чему-то ребенка – лучше оставьте это дело.

Например: Вы учите ребенка самостоятельно надевать одежду, чтобы он САМ собрался в детский сад. При этом, Вы опаздываете. Встали несколько позже. И вместо того, чтобы подождать, пока ребенок все-таки вставит ножки в брюки – решаете сделать это за него. И так изо дня в день. Вы подгоняете ребенка, переживаете и делаете вновь и вновь что-то за него.

ИТОГ: навык сформирован НЕ БУДЕТ! Ребенок просто расстроится, потеряет мотивацию, и не захочет больше учиться. Или привыкнет, что за него все делают, и будет постоянно просить Вас о помощи.

Как исправить? Вставайте пораньше, и дайте возможность ребенку надевать на себя одежду столько, сколько ему потребуется. Словесно контролируйте его, например, говоря об очередности вещей.

Через какое-то время и Ваших словесных напоминаний ребенку уже не потребуется. Он научиться одеваться САМ.

Совет 6: Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с кем-то другим. Например, такие фразы как: «Вот Саша уже умеет застегивать курточку, а ты до сих пор» - должны быть по строжайшим запретом!

Ребенку нужна помощь со стороны взрослых! Он хочет чувствовать и ощущать поддержку от родителей. Поэтому поощряйте своего ребенка, и ни в коем случае не смейтесь и не критикуйте его действия.

Совет 7: Дети младшего возраста могут забывать о поручениях и изучении навыков. Им об этом необходимо напоминать. Для этого используйте специальные «напоминалки». Например, Вы можете повесить на дверях картинку, на которой изображена лейка и цветок. Это позволит ребенку вспомнить, что пора полить цветы.

Или над кроватью разместите фотографию заправленной кровати, или схему, как правильно убрать свою кровать. Это также напомнит ребенку с утра, что кровать необходимо убирать!

Такие «напоминалки» могут быть размещены по всей квартире: в ванной комнате, на кухне, в туалете и у шкафа с детскими игрушками. Причем, «напоминалки» должны висеть не все время, а появляться незаметно для ребенка, чтобы он не привыкал к их образу. Тем самым, он будет уделять им больше внимания.

Проявите креативность мышления и нарисуйте их самостоятельно, или воспользуйтесь готовыми картинками, взяв их в сети Интернет.

Совет 8: Обучая ребенка дома, старайтесь соблюдать единство в требованиях. Если обучаете навыку самообслуживания «Убери за собой игрушки», используя ряд слов и примеров, то эти же слова и примеры должны использоваться другими членами семьи.

Совет 9: Навык должен быть по силам ребенку. Выше уже были даны рекомендации по поводу того, что может уметь делать ребенок до 5 лет. Старайтесь, чтобы ребенок шаг за шагом изучал каждое из перечисленных навыков. И только при условии, что все навыки не только выучены, но и закреплены и перешли в стадию «автоматизма» - можно предлагать ему следующие.

 Совет 10 (заключительный): Играйте с ребенком! Придумывайте всевозможные игры, через которые ребенок будет обучаться навыкам самообслуживания. Обязательно используйте его любимые игрушки. Ниже, предложу Вам несколько возможных вариаций игр с ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего возраста. (консультация для родителей)

Дети наша гордость. В них все нам мило и дорого. И, пожалуй, нет таких родителей, которые бы не прикладывали стараний, чтобы их ребенок выглядел привлекательно, - одевают его красиво, стараются нагуля...

Консультация для родителей "Формирование навыков самообслуживания у детей младшего возраста»

Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста.Дети по своей природе активны. Задача взрослых – развивать эт...

Консультация для родителей "Формирование навыков самообслуживания у детей младшего возраста"

Консультация для родителей "Формирование навыков самообслуживания у детей младшего возраста"Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитыв...

Рекомендации для родителей по формированию социальных навыков (навыков самообслуживания) у детей.

Самообслуживание - это первая ступень трудового воспитания детей дошкольного возраста. Формирование навыков самообслуживания имеет огромное значение для социального развития ребенка. Дети, умеющие сам...

Рекомендации для родителей по формированию социальных навыков (навыков самообслуживания) у детей младшего возраста

• Как воспитать в детях самостоятельность? • Как сделать так, чтобы ребенок научился убирать за собой вещи? • Что нужно, чтобы по возвращению с работы, видеть, что все игрушки стоят на...

Консультация для родителей "Формирование навыков самообслуживания у детей младшего возраста»

Консультация для родителей "Формирование навыков самообслуживания у детей младшего возраста»Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспиты...

Консультация для родителей на тему: "Формирование навыков самообслуживания у детей младшего возраста"

Консультация для родителей«Формирование навыков самообслуживания у детей младшего возраста»...