Развитие навыков самообслуживания у малышей
консультация (младшая группа) на тему
Программой воспитания и обучения в д/с у детей 4 –го года жизни предусматривается воспитание следующих навыков самообслуживания: самостоятельно и аккуратно есть, хорошо пережёвывая пищу с закрытым ртом; пользоваться ложкой, вилкой; без напоминания пользоваться салфеткой; самостоятельно мыть руки, засучивая рукава, мыть лицо, не разбрызгивая воду, пользоваться мылом, сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его в отведённое место, пользоваться личным полотенцем; самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности, аккуратно складывать и вешать одежду, замечать неполадки в костюме и исправлять их самостоятельно, либо обратившись за помощью к взрослому или товарищу; убирать игрушки, книжки, строительный материал на определённое место.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 14.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
«Развитие навыков самообслуживания у малышей».
Королёва Галина воспитатель МАДОУ-ЦРР-д/с № 17 г. Кропоткин
Программой воспитания и обучения в д/с у детей 4 –го года жизни предусматривается воспитание следующих навыков самообслуживания: самостоятельно и аккуратно есть, хорошо пережёвывая пищу с закрытым ртом; пользоваться ложкой, вилкой; без напоминания пользоваться салфеткой; самостоятельно мыть руки, засучивая рукава, мыть лицо, не разбрызгивая воду, пользоваться мылом, сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его в отведённое место, пользоваться личным полотенцем; самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности, аккуратно складывать и вешать одежду, замечать неполадки в костюме и исправлять их самостоятельно, либо обратившись за помощью к взрослому или товарищу; убирать игрушки, книжки, строительный материал на определённое место.
Эти навыки могут быть сформированы, стать достаточно устойчивыми, если в семье созданы необходимые условия: выделены отдельная полка или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков) ; постоянное и удобное место для полотенца, зубной щётки, мыла; сделана устойчивая подставка под ноги для умывания, даётся удобная для одевания одежда (легко застёгивающиеся пуговицы, шнурки с наконечниками для обуви и пр.) . Но, конечно, только лишь условия, созданные взрослыми, не гарантируют овладения детьми навыками самообслуживания. Для этого необходимо правильное руководство действиями детей со стороны взрослых членов семьи.
Формируя у детей навыки самообслуживания, важно в первую очередь их не только самостоятельно есть и умываться, но делать это правильно, аккуратно, самим достигать нужного результата. Многие малыши к двум годам умеют есть самостоятельно, хотя делают это ещё медленно и недостаточно аккуратно. Повседневные упражнения, поощрения самостоятельности дают хорошие результаты, к трём годам дети едят уже быстрее, увереннее, опрятнее, однако многие все ещё держат ложку в кулачке (так им легче). Всегда в группе есть дети менее самостоятельные, чем их сверстники. Это те, кто позднее пришел в детский сад или же много болел. Им надо помогать, докармливать. Труднее овладевают необходимыми навыками малыша, которых дома длительное время держали на жидкой пище. Эти дети не умеют как следует жевать и часто отказываются от непривычной еды. Новые требования следует предъявлять к ним постепенно, чтобы не вызывать отрицательных эмоций. Необходимо также использовать все возможности для поощрения ребенка, отмечать любые, хотя бы и незначительные его достижения.
Очень важно, чтобы маленькие дети соблюдали правила гигиены осмысленно. Для этого воспитатель обязательно должен сопровождать свои действия словами, объяснением. Овладение ребёнком гигиеническими навыками делает его самостоятельным. Для достижения положительных результатов нужен дифференцированный подход к детям. Одним малышам педагог активно помогает, других только контролирует, третьим напоминает, воспитанников, проявляющих самостоятельность, ставит в пример.
Младшие дошкольники ещё не очень умелы, поэтому родители стараются всё делать за ребёнка. Этим самым родители отнимают у детей возможность познать окружающее. Младший дошкольник делает только то, что ему нравится. Вот колготки собраны в «гармошкой» и вдруг распрямились на ноге. Где же гармошка? Ребёнок чувствует себя открывателем, победителем. Вот здесь-то и надо положить начало навыку самостоятельного одевания. Для ребёнка – это занимательный и интересный труд. Пусть малыш повозится со своими колготками, ботинками – надо ему по возможности предоставить время. Постепенно ребёнок приобретает навыки и ему не нужно прилагать столько усилий, интерес переключается на другое, остаётся привычка всё делать самому. Если не воспитывать этой привычки, то позднее, его с трудом придётся приучать, заставлять.
Элементарная трудовая деятельность ребёнка очень тесно связано с игрой. Он стремится внести игру в любое занятие: умываясь, играет с водой, во время еды играет с ложкой и т. д. Любовь ребёнка к игре можно использовать с целью повышения его интереса к самообслуживанию, если этот интерес угас или ребёнок по какой-то причине не хочет выполнять то или иное дело. Например, ребёнок отказывается вечером убирать игрушки. Можно напомнить ему, что завтра к мишке придут гости, поэтому всё нужно очень хорошо убрать, чтобы ему не было стыдно.
Особое значение в формировании навыков самообслуживания имеет соблюдение в жизни детей твёрдо установленного режима, последовательное проведение бытовых процессов.
Предъявляя требования к ребёнку, родители в то же время должны предъявлять требования и к себе, так как деятельность младшего дошкольника имеет подражательный характер, он берёт пример прежде всего с родителей.
Чтобы ребенок уверенно шел по жизни, познавал окружающий мир, взаимодействовал с взрослыми и сверстниками, развивался – ему необходимо быть самостоятельным, уметь обслуживать себя без посторонней помощи, другими словами у него должны быть сформированы культурно-гигиенические навыки (КГН) .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей. Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста (2-3 года).
Приобщение детей раннего возраста к народным традициям, наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором. Выбор этой темы связан с проблемой форм...
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Материал поможет родителям и воспитателям в кратчайшие сроки подготовить малышей к освоению культурно гигиенических навыков....
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Материал поможет родителям и педагогам в игровой форме подготовить малышей к освоению культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. В статье описаны методы развития моторики рук ребёнка,...
Развитие навыков самообслуживания и культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста 2-3 лет.
статья для родителей...
ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У МАЛЫШЕЙ
Как ребенку младшего возраста прививать самостоятельность...
Рекомендации родителям "Развитие навыка самообслуживания у малышей"
В данной статье представлены рекомендации психолога по вопросам развития самостоятельности у детей раннего и дошкольного возраста....
Формирование навыков самообслуживания у малышей
При поступлении в дошкольное учреждение, все дети проходят период адаптации. Привыкание бывает различным, все дети проходят этот период по-разному. Чем мягче проходит процесс адаптации, тем быстрее ма...