Мастер-класс «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ДЕТЬМИ С ОВЗ»
консультация (старшая группа)
Цель: применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.
Задачи: познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 31.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 68»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Мастер-класс
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ДЕТЬМИ С ОВЗ»
Выполнила
воспитатель
высшей квалификационной
категории
Комакова Ирина Анатольевна
Энгельс,2020 г
Цель: применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.
Задачи: познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей.
Ход мастер- класса:
-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Здоровьесберегающие технологии – неотъемлемая часть логопедической коррекционной работы. Скажите, каков психологический портрет ребёнка, имеющего речевую патологию? Правильно, это ребёнок с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью, с несформированной произвольностью психических процессов, вдобавок ещё и часто болеющий.Преодоление этих трудностей возможно только через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приёмов логопедической коррекции.В своей работе я активно использует как традиционные, так и нетрадиционные методы: артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, массаж и самомассаж, гимнастику для глаз, Су - Джок - терапию, биоэнергопластику, кинезиологические упражнения, дыхательную гимнастику.Несомненно, что перечисленные выше методы являются составляющими здоровъесберегающих технологий. Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит(Слайд №2)
- улучшение памяти, внимания, мышления;
- повышение способности к произвольному контролю;
- улучшение общего эмоционального состояния;
- повышается работоспособность, уверенность в себе;
- стимулируются двигательные функции;
- снижается утомляемость;
- улучшаются пространственные представления;
- развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;
- стимулируется речевая функция;
- улучшается соматическое состояние.
(Слайд №3)
И мне бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с вышеназванными методами. Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе.
Неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика. Регулярное выполнение помогает: (Слайд №4)
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- уменьшить напряжённость артикуляционных органов;
Артикуляционную гимнастику с детьми проводится с использованием зеркал, что мы сейчас и сделаем.
Артикуляционная гимнастика с зеркалами «Язычок идёт в зоопарк» (Слайд №5-12)
Одной из форм оздоровительной работы является – пальчиковая гимнастика (Слайд №13)
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, что способствует развитию внимания, мышления, памяти, благотворно влияет на развитие речи и готовит руку к письму. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Задание для педагогов
Перед вами текст пальчиковой гимнастики. Необходимо придумать движения и продемонстрировать гимнастику в соответствии с текстом. (Слайд № 14)
№1
Сбил, сколотил –вот колесо.
Сел да поехал. Ах, хорошо!
Оглянулся назад –одни спицы лежат.
№2
Жил-был зайчик длинные ушки.
Отморозил зайчик носик на опушке.
Отморозил носик, отморозил хвостик
И поехал греться к ребятишкам в гости.
Там тепло и тихо, волка нет,
И дают морковку на обед.
Для организации коррекционно - образовательного и оздоровительного процесса с детьми я использую самомассаж рук. (Слайд №15) Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.
Выполним упражнение: (Слайд №16)
Если пальчики грустят – доброты они хотят.
пальцы плотно прижимаем к ладони
Если пальчики заплачут – их обидел кто-то значит.
трясем кистями
Наши пальцы пожалеем –добротой своей согреем.
«моем» руки, дышим на них
К себе ладошки мы прижмем, гладить ласково начнем.
гладим ладонь другой ладонью
Пусть обнимутся ладошки, поиграют пусть немножко.
скрестить пальцы, ладони прижать
пальцы двух рук быстро легко стучат
Каждый пальчик нужно взять и покрепче обнимать.
каждый палец зажимаем в кулачке.
Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика. (Слайд №17) Александра Николаевна Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому – и болезнь отступит». Хочу вас познакомить и обучить некоторым игровым приёмам дыхательной гимнастики. Дыхательные упражнения проводятся со стихотворным и музыкальным сопровождениям. Я предлагаю один из многих комплексов упражнений, который можно проводить с детьми младшего дошкольного возраста:
«ЧАСИКИ» (Слайд №18)
Часики вперёд идут, за собою нас ведут.
И.п.- стоя, ноги слегка расставить.
1- взмах руками вперёд «тик» (вдох)
2- взмах руками назад «так» (выдох)
«ПЕТУШОК» (Слайд №18)
Крыльями взмахнул петух, всех нас разбудил он вдруг.
Встать прямо, ноги слегка расставить, руки в стороны-(вдох), а затем хлопнуть ими по бёдрам, выдыхая произносить «ку-9ка-ре-ку» (повторить 5-6 раз)
А сейчас я вижу, как вам самим не терпится придумать что-то новое, подберите к стихам дыхательные упражнения. (Слайд №20)
№1
Самолётик - самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)
Отправляется в полёт (задерживает дыхание)
Жу- жу -жу (делает поворот вправо)
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову, вдох)
Жу – жу – жу (делает поворот влево)
Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).
№2
Носиком дышу, дышу свободно, глубоко и тихо,
Как угодно.
Выполню задание,
Задержу дыхание…
Раз, два, три, четыре
Снова дышим: глубже, шире.
Где же мы можем использовать дыхательную гимнастику? Да, в различных режимных моментах: как часть физкультурного занятия, в музыкальной образовательной деятельности, в утренней гимнастике, после дневного сна, на прогулке, в игровой деятельности и т. д. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5 -10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Я использую их как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как его часть. Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях!
Если мы хотим, чтобы у наших детей было хорошее зрение, мы должны на своих занятиях уделять достаточно много времени гимнастике для глаз. (Слайд №21) Это должно стать нормой, правилом жизнедеятельности. За основу я выбрала упражнения для профилактики нарушений зрения и активизации работы мышц глаз.Так как детям сложно фокусировать взгляд на движущихся предметах использую в работе яркие игрушки.Упражнения с детьми произвожу сидя, спина прямая, ноги свободно опираются на пол, голова в одном положении, работают только мышцы глаз. (Слайд №22)
Проведём, друзья, сейчас
Упражнения для глаз.
Мы снежинку увидали.-
Со снежинкою играли.
Берут снежинку в руку, вытянуть снежинку вперёд перед собой, сфокусировать на ней взгляд.
Снежинки вправо полетели,
Дети вправо посмотрели. Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом.
Вот снежинки полетели,
Глазки влево посмотрели. Отвести её влево.
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал……
Поднимать снежинки вверх и опускать вниз. Дети смотрят вверх и вниз.
Все! На землю улеглись. Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол.
Глазки закрываем, Закрыть ладошками глаза.
Глазки отдыхают. Дети складывают снежинки и садятся на стулья.
С успехом в своей работе использую элементы точечного массажа. (Слайд №23) Учёным давно известно, что есть связь между участками кожи и внутренними органами. В результате точечного массажа укрепляются защитные силы организма. И он сам начинает вырабатывать «лекарства», которые намного безопаснее таблеток. Выполним упражнение для профилактики простудных заболеваний (Слайд №24)
«Наступили холода»
Ехать в поезде тепло
Поглядим-ка мы в окно.
А на улице зима,
Наступили холода.
Да-да-да-
Наступили холода.
Потереть ладошки друг о друга.
Да-да-да-
Превратилась в лёд вода.
Мягко провести большими пальцами рук по шее сверху вниз.
Ду-ду-ду-
Поскользнусь я на льду.
Указательными пальцам
Приставить ладони ко лбу и помассировать крылья носа.
Ду-ду-ду-
Я на лыжах иду.
Растереть ладонями уши.
Ды-ды-ды-
На снегу есть следы.
Приставить ладони ко лбу «козырьком» и энергично растирать лоб движениями в стороны - к середине лба.
Ди- ди- ди-
Ну, заяц. Погоди!
Погрозить пальцем.
Следующий метод, с которым я вас познакомлю, Су - Джок терапия. (Слайд № 25)
Су - Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су Джок –терапия оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений. Сейчас мы выполним массаж пальцев рук «Су-Джок» он будет представлен в стихотворной форме. Данный массаж выполняется специальным массажным шариком. Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной. (Слайд №26)
Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек
По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(катаем шарик слегка сжимая ладонями прямыми движениями между ладонями)
Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.
(движения по пальцам)
Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!
(кладём в ладонь шарик и берём подушечками пальцев)
Спасибо, молодцы, у вас получилось. Цель массажа: воздействовать на биологически активные точки по системе Су - Джок, стимулируя речевые зоны коры головного мозга.
А сейчас я хочу познакомить вас с ещё одним методом - кинезиология. (Слайд №27) Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения. Основателями кинезиологии являются американские педагоги, доктора наук Пол и Гейл Деннисоны.Как справедливо заметил Мишель де Монтель мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.Секрет красоты и молодости Клеопатры заключался в том, что она на протяжении всей жизни использовала кинезиологические упражнения, за счет которых поддерживала свой мозг в активном состоянии.В своей работе я применяю упражнения Аллы Леонидовны Сиротюк такие как: "Колечко", "Кулак-ребро-кулак", "Ухо-нос" и т.д.
Упражнение с педагогами: (Слайд №28)
«Кулак-ребро-ладонь»
«Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.
Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок-
И зажали в кулачок.
А теперь выполним ещё одно задание: (Слайд №29) «Зеркальное рисование». Это рисование двумя руками одновременно, при выполнении этого задания расслабляются руки и глаза, способствует синхронизации работы полушарий головного мозга, что позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии речи детей. Спасибо. Эти упражнения способствуют синхронизации работы полушарий головного мозга, что позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии речи детей.
Что же такое биоэнергопластика? (Слайд №30) Биоэнергопластика является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био – человек, энергия – сила, пластика- движение. Биоэнергопастика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь. Уважаемые коллеги, предлагаю выполнить упражнение на развитие биоэнергопластики. (Слайд №31)
«Дятел»
Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук,
Раздаётся чей-то стук.
На первую строчку – постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой, на вторую – наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой. Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, отчётливо произнося звук «д-д-д-д»
Это дятел на сосне
Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево. Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «д-д-д-д»
Долбит клювом по коре.
А сейчас давайте попробуем повторить упражнение вместе. Приготовились?
-Спасибо, молодцы, у вас замечательно получилось.
На примере данного упражнения мы увидели, как происходит соединение артикуляционного аппарата с движениями рук.
Итог мастер- класса (Слайд №32)
- Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Данные приёмы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса. Мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание, а участников за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс с использованием здоровьесберегающих технологий для детей и родителей средней группы
Мастер – класс с использованием здоровьесберегающих технологийдля детей и родителей средней группы Тема: «Здравствуй, Зимушка - зима»...
Конспект подгруппового логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной компенсирующей направленности «В городе Профессий
Конспект подгруппового логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной компенсирующей направленности «В городе Профессий...
«Логопедическое занятие с использованием здоровьесберегающих технологий в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР»
Конспект подгруппового логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе компенсирующей направленности...
Мастер – класс «Особенности использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»
Здоровье детей дошкольного возраста всегда находилось в центре внимания педагогов, интерес к нему не ослабевает и сегодня. Таким образом, наиболее важным является целесообразный подбор ...
Мастер-класс «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ДЕТЬМИ С ОВЗ»
Мастер-класс«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ДЕТЬМИ С ОВЗ»...
Мастер-класс по использованию здоровьесберегающих технологий в логопедической работе
В настоящее время в работе с детьми все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей. Кризисные ...
Мастер-класс с использованием здоровьесберегающих технологий для детей старшей группы «Путь к здоровью»
Конспект мастер-класса для детей старшей группы с использованием здоровьесберегающих технологий...