ПРОЕКТ «Инновационные формы работы с родителями в младшем дошкольном возрасте»
проект (младшая группа)
ПРОЕКТ «Инновационные формы работы с родителями в младшем дошкольном возрасте»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_klub_molodyh_roditeley.docx | 40.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Снежинка»
ПРОЕКТ
«Инновационные формы работы с родителями в младшем дошкольном возрасте»
Разработала воспитатель
младшей группы:
Штанникова Е.В.
г. Гагарин
2017-2018 уч. год.
Актуальность проекта
Одним из важнейших аспектов требований ФГОС ДО является необходимость создания условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности. Важным принципом дошкольного образования является партнерство. Поэтому одна из важных задач стандарта – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В настоящее время общение педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнёрства, учёта интересов родителей и их опыта в воспитании детей. В этом современным родителям могут оказать помощь педагоги дошкольных учреждений, несмотря на то, что информацию по вопросам воспитания ребёнка можно получить сейчас разными путями. Это и периодические издания, и Интернет, и многочисленная популярная литература для родителей. Воспитатель ежедневно общается с детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а так же положительный опыт каждой семьи. Сегодня, когда родители зачастую испытывают трудности в общении с собственным ребенком, нельзя ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители лишь пассивные участники. Эффективнее использовать формы, на которых знания преподносятся в процессе сотрудничества педагога и родителей, активного взаимодействия взрослого и ребенка.
Паспорт проекта
Тип проекта: информационно- творческий
Направление проекта - социально-личностное.
Срок реализации – долгосрочный (сентябрь 2017- май 2018)
Участники проекта: воспитатели, родители, дети, узкие специалисты.
Целевая группа: воспитанники и родители (законные представители).
Цель проекта - вовлечение семьи в единое образовательное пространство, повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах детско-родительских отношений.
Задачи:
- Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
- Апробировать нетрадиционные формы работы с семьей, как фактор позитивного развития ребенка.
- Объединить усилия для развития и воспитания детей.
- Выявить и реализовать потребность родителей в педагогических знаниях.
-Создать атмосферу взаимопонимания и общности интересов.
- Вовлечь родителей в участие в воспитательно - образовательном процессе через совместное творчество.
- повышение педагогических умений педагогов: (планирование работы с родителями, самообразование педагогов, консультации, педагогический опыт).
Проблема - непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И педагоги очень часто испытывают трудности в общении с родителями по этой причине. Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить, красиво одеть, но и общаться с ним. Научить его думать, размышлять. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап: сентябрь 2017 г.
Основной этап: октябрь-апрель 2017-2018 г.
заключительный этап: май 2018 г.
Нетрадиционные формы работы с родителями.
Познавательные.
Цель: Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
Форма проведения: Клуб молодых родителей, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей. Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей. Их суть – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков в воспитании детей. Основная роль принадлежит собраниям нетрадиционной формы, групповым консультациям.
Наглядно-информационные
Цель: Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.
Форма проведения: Информационные проспекты для родителей, организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Наглядно-информационные формы позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. Родители в качестве гостей посещают занятия, они видят собственных детей в необычной для себя обстановке, получают рекомендации об обучении детей в семье. В другом случае родители часто бывают активными участниками педагогического процесса.
Информационно – аналитические
Цель: Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.
Форма проведения: Проведение социологических опросов; «Почтовый ящик», в который родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях, становятся темой заседания родительского клуба или даются ответы специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться мыслями.
Развлечения.
Цель: Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми.
Форма проведения: совместные досуги, праздники, выставки, игры.
Ожидаемый конечный результат реализации проекта:
-Приобретение детьми и родителями опыта партнерского и доверительного отношения друг с другом.
- Организация психологически комфортного взаимодействия с семьями воспитанников.
-Повышение педагогической и психологической культуры родителей.
-Построение образовательного процесса на основе партнерских взаимоотношений всех его участников взрослых (родители, педагоги) и детей.
- Увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества.
- Выявление, обобщение, распространение педагогического опыта взаимодействия с семьей.
- Создание условий для профессионального роста и совершенствования педагогического мастерства педагогов в процессе реализации проекта.
- Активное участие родителей в совместной с детьми творческой деятельности (конкурсы, в подготовке и проведении праздников и развлечений, благоустройство детского сада и развивающей среды ДОУ).
План реализации проекта
Этапы | Сроки | Содержание | Участники |
Подготовительный | сентябрь | - Изучение литературы по данному вопросу, - Знакомство с современными подходами и формами взаимодействия семьи и ДОУ, - Разработка новых интерактивных форм работы с родителями. - Составление плана проекта - Анкетирование родителей (приложение 1) - Составление социологического портрета семей воспитанников (приложение 2) | воспитатели родители |
Основной | Октябрь – апрель. | Приложение 3 - Клуб молодых родителей - Изготовление физ. оборудования - Фотовыставки - Акции - Копилка добрых дел - Стенгазеты - Консультации - Мастер-классы - Праздники и развлечения - Тренинги -Почтовый ящик - Дни открытых дверей - Творческая гостиная | воспитатели специалисты родители дети. |
Заключительный | Май | Итоговое мероприятие: «Мама, папа, я – дружная семья» | Воспитатели родители дети |
Приложение №1.
Анкета для родителей "Давайте познакомимся"
Мы рады видеть вас и вашего ребенка в нашем детском саду. Надеемся, что малышу здесь будет уютно, весело и интересно. Давайте познакомимся.
1.Ф.И.О. ребенка
__________________________________________________________________
2.Дата рождения
_______________________________________________________________
3. Домашний адрес(проживания и регистрации), телефон
________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Сколько детей в семье? Какой ребенок по счету в семье?
________________________________________________________________
5. Мать
Ф.И.О., год рождения
______________________________________________________________
Образование, специальность
_________________________________________________________________________________________________________________________________
Место работы, телефон, рабочий телефон
__________________________________________________________________
_______________________________________________________________
6. Отец
Ф.И.О., год рождения
_______________________________________________________________
Образование, специальность
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Место работы, телефон, рабочий телефон
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
7. Является ли Ваша семья:
Многодетная_______________________________________________________
Малообеспеченная__________________________________________________
Малоимущая_______________________________________________________
Получаете ли вы детское пособие_____________________________________
8. С кем проживает ребенок?
__________________________________________________________________
9. Ф.И.О. членов семьи, не живущие с ребенком, но принимающие активное участие в его воспитании.
_________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Другие дети в семье (их возраст, взаимоотношения ребенка с ними)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
11. Как вы называете своего ребенка дома?
__________________________________________________________________
12. К кому из членов семьи ребенок больше привязан?
__________________________________________________________________
13. Часто ли ребенок болеет?
__________________________________________________________________
14. Основные виды игр и занятий дома
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
15. Легко ли рассмешить ребенка?
_______________________________________________________________
16. Какие игрушки любит, кто их убирает?
__________________________________________________________________
17. Любимая пища?
__________________________________________________________________
18. Нелюбимая пища?
__________________________________________________________________
19. Есть ли у ребёнка аллергия (на что)?
__________________________________________________________________
20. Как ребенок просыпается утром: (нужное подчеркнуть)?
а) активен,
в хорошем настроении
б) с капризами
21. Часто ли в вашем доме бывают гости (редко, один раз в неделю, один раз в месяц)?
__________________________________________________________________
22. Посещаете ли вы с ребенком какие-либо детские развлекательные учреждения?
__________________________________________________________________
23. Как ребенок взаимодействует с детьми в игре (нужное подчеркнуть)
а) активен,
б) лидер
в) легко присоединяется к играющим
г) испытывает трудности
24. Любимые занятия, интересы:
а) лепка, рисование, конструирование
б) подвижные игры, физическая активность
в) книги, познавательные игры
г) другое __________________________________________________________
25. Часто ли капризничает ваш ребёнок?
__________________________________________________________________
26. Что может вызвать гнев у ребёнка?
__________________________________________________________________
27. Наказываете вы ребенка? Если да, то как?
________________________________________________________________
28. Какие меры поощрения вы применяете?
________________________________________________________________
29. Кто занимается воспитанием ребёнка?
________________________________________________________________
30. Кто гуляет с ребёнком?
__________________________________________________________________
31. Кто будет забирать ребёнка из детского сада?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
32. Жилищные условия: квартира, кирпичный дом, деревянный дом, съёмное жильё, общежитие.(нужное подчеркнуть).
33. Условия жизни ребенка (отдельная комната, уголок в общей комнате, отдельное спальное место, общая кровать с кем-то из детей и т. д.)
________________________________________________________________
34. Что вы ожидаете от детского сада?
__________________________________________________________________
35. Какую помощь можете оказать группе?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
36. Какие дополнительные сведения о ребёнке должен знать воспитатель?
__________________________________________________________________________________________________________________________________
37. Ваши пожелания
Приложение №2
Социологический портрет семей воспитанников
Группа № 7 1младшая | |
Социологические данные о семьях | |
Число детей в группе мальчиков девочек | |
Полных семей | |
Неполных семей | |
Семей с одним ребёнком | |
Семей с двумя детьми | |
Семей более чем с двумя детьми | |
Работающих матерей | |
Неработающих матерей | |
Матерей со средним, средним специальным образованием | |
Матерей с высшим образованием | |
Отцов со средним, средним специальным образованием | |
Отцов с высшим образованием | |
Семей, проживающих отдельно | |
Семей, проживающих с родителями жены или мужа | |
Семей русских | |
Семей других национальностей |
Вывод: Исходя из особенностей семей моих воспитанников, я отметила, что дети растут, в основном в полных, благополучных семьях со средним и выше среднего уровнем доходов. Образовательный уровень родителей высокий. Для того чтобы родители стали активными помощниками и единомышленниками, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада, постоянно держать в курсе всех событий. Приобщить родителей к участию в жизни группы детского сада через поиск и внедрение инновационных форм работы. С этой целью был разработан план работы с родителями на учебный год.
Приложение №3
Перспективный план работы с родителями в 1-ой младшей группе.
Месяц | Форма работы | Тема | Цели |
Сентябрь | Родительское собрание. | «Давайте познакомимся» | Познакомить родителей с планом на год. Обсуждение рекомендаций и пожеланий. Выбор родительского комитета. |
фотовыставка | «Вместе с мамой», «Первые дни в детском саду» | Создание праздничного настроения. | |
Анкетирование | «Сведения о семье и ребенке» | Создание информационного банка о семье. Сбор данных для составления социального паспорта группы . | |
Консультация | «Ребенок на дороге» | Проконсультировать родителей по данному вопросу | |
Октябрь | Клуб молодых родителей | «Возрастные и психологические особенности детей 2-3 лет» | Установление тесного контакта с каждой семьей, вовлечение родителей к жизни ребенка в ДОУ. |
фотовыставка | «Что мы умеем» «Осень золотая» | Создание праздничного настроения. | |
Выставка | «Осенний ковер», поделки из овощей и фруктов «Осенняя фантазия» | Совместная творческая работа родителей и детей | |
Консультация | «Этикет для малышей» | Познакомить с культурой поведения за столом. Рассказать, что дети умеют делать самостоятельно, а чему надо научить. | |
Мастер-класс | «Ангелы добра» | Привлечь родителей к акции «Ангелы добра» (изготовление ангелов для детей находящихся на лечении) | |
Ноябрь | Клуб молодых родителей | «Здоровье малыша» | Формировать представление о здоровом образе жизни, режиме дня, |
фотовыставка | «День за днем» «Первый снег» | Создание праздничного настроения. | |
Изготовление физ. оборудования | «Коврик здоровья» | Привлечь родителей к физкультурно-оздоровительному воспитанию детей. | |
Консультация | «Самостоятельность детей при одевании и раздевании» | Дать родителям рекомендации, как приучить ребенка к самостоятельности. | |
Стенгазета | «Малыши крепыши» | Привлечь родителей к совместному оформлению стенгазеты по здоровому образу жизни. | |
Декабрь | Клуб молодых родителей | «Игры и упражнения для развития речи детей» | Рассказать, как можно занять ребенка, предложить развивающие игры. |
фотовыставка | «На прогулке» «Наша Елочка» | Создание праздничного настроения. | |
Акция | Кормушка для птиц. | Привлечь родителей к экологическому воспитанию детей, совместному труду; сплочение в общем деле. | |
Консультация | «Адаптация ребенка к условиям детского сада». | рекомендации родителям по адаптации ребенка к детскому саду. | |
Творческая гостиная | «Елка» | Приобщить родителей к совместному творчеству с детьми. | |
Выставка | «Новогодняя игрушка» | Совместная творческая деятельность родителей и детей. Приобщение родителей к деятельности ДОУ . | |
Новогоднее чаепитие | «Веселый новый год» | Создание праздничного настроения. | |
Январь | Клуб молодых родителей | Артикуляционная гимнастика. | Обучение родителей основам формирования правильного произношения звуков. |
фотовыставка | «Зимние деньки» «Мы играем», | Создание праздничного настроения. | |
Консультация | «Основные правила семейного воспитания» | Пропагандировать семейные ценности, любовь и уважение к семье. | |
Февраль | Клуб молодых родителей | Пальчиковые игры | Формировать у родителей представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии детей. |
фотовыставка | «Мы солдаты» | Создание праздничного настроения. | |
Консультация | «Речевые возможности детей 2-3 лет» | Рекомендации по развитию речи детей третьего года жизни. | |
Стенгазета | «Мой папа самый лучший» | Привлечь родителей к совместному оформлению стенгазеты | |
Март | Клуб молодых родителей | «Не отрываясь от домашних дел» | Рассказать, как можно занять ребенка не отрываясь от домашних дел, предложить развивающие игры. |
Фотовыставка | «Как мы растем» «Наши красавицы» | ||
Консультация | «Роль семьи в воспитании детей» | Рекомендации, влияние родителей на развитие ребенка. | |
День 8 Марта совместно с родителями | Инсценировка родителями сказки «Колобок». | Содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечение мам в жизнедеятельность группы | |
Стенгазета | «Моя мамочка» | Привлечь родителей к совместному оформлению стенгазеты | |
Апрель | Клуб молодых родителей | Мастер-класс для родителей «Гимнастика с ребенком дома» | Доставить детям и родителям радость от взаимодействия друг с другом в двигательно-игровой деятельности. |
Фотовыставка | «День смеха» «Наши будни» | Создание праздничного настроения. | |
Консультация | «Весна прекрасна - весна опасна» | Рассказать о безопасности детей у водоемов. | |
Май | Клуб молодых родителей | «Игра в жизни ребенка» | Информировать родителей о важности игры в развитии ребёнка |
фотовыставка | «1-ый год жизни в детском саду» | Создание праздничного настроения. | |
Консультация | «В отпуск с малышом» | Дать родителям рекомендации о проведении отпуска с ребенком. | |
Родительское собрание | «Чему мы научились за год» | Подведение итогов работы. Рассказать о успехах детей за год. |
Приложение №4
Практические результаты деятельности родителей в 1 младшей группе №7
Мероприятия | Форма проведения | Кол-во присутст-вующих род-лей | Кол-во участвую-щих родителей | Подготовка и проведение |
Адаптация ребенка в детском саду | Традиционное род. собрание |
| 4 | Воспитатели |
Кризис 3-х лет. Как быть? | Семинар-практикум | 19 | 19 | Вос-ль, психолог |
Игрушка и игра в жизни ребенка | Круглый стол | 17 | 15 | Вос-ль, род комитет |
Мамочкам любимым | Концерт, чайная пауза | 21 | 21 | Вос-ль, дети, род. комитет |
Новогодняя сказка | Утренник с участием родителей | 23 | 8 | Вос-ль, родители |
Согреем ладони, разгладим морщины | Семейная гостиная | 29 | 29 | Вос-ль, муз. рук., дети, родители, дедушки и бабушки |
Рисуем вместе с папами | Творческая гостиная | 22 | 19 | Дети, папы, вос-ль |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игротека "Фабрика игр" как инновационная форма взаимодействия с родителями детей старшего дошкольного возраста.
В работе представлена подробная разработка методики Игротека, составлена программа работы по методике, подобраны игры, описаны организационые моменты...
Эффективная форма взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста. Проект "Главное - вместе!"
Данный проект включает в себя подбор и апробацию активных форм взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста для эффективного сотрудничества ДОУ с семьей ребенка, поступившего в детс...
Проект "Вместе весело шагать" (формы работы с родителями воспитанников среднего дошкольного возраста)
Тип проекта:по доминирующей: в проекте деятельности: воспитательно-образовательный.по содержанию: психолого-педагогический.Объект проекта - педагогическое просвещение родителей дошкольников.Предм...
Проект инновационные формы работы с родителями "Воспитатель- дублер"
Проект: «Родитель — дублёр».Вид проекта: познавательныйТип проекта: краткосрочный, открытый, коллективный, практический.Участники реализации проекта: дети старшей группы «...
Нетрадиционные формы работы с родителями детей младшего дошкольного возраста согласно ФГОС. Мастер – класс.
Мастер-классы для родителей - одна из наиболее эффективных форм работы с семьёй, которая позволяет реализовать потребность в установлении взаимопонимания между педагогами и родителями в простран...
Презентация: Инновационные формы работы с родителями второй группы раннего возраста
В последние годы в педагогическом лексиконе все чаще стал использоваться термин «инновация». Этот термин означает «нововведение», «передовой педагогический опыт», ...
Инновационные формы работы по развитию речи детей дошкольного возраста. Синквейн
quot;Инновационные формы работы по развитию речи детей дошкольного возраста. Синквейн".Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. Специалисты и педагоги, работающие в ...