Индивидуальные рекомендации для родителей ребенка дошкольного возраста, нуждающегося в нейропсихологической коррекции.
консультация (старшая группа)
Индивидуальные рекомендации для родителей ребенка дошкольного возраста, нуждающегося в нейропсихологической коррекции.
Ребенок 6 лет.
У ребенка СДВГ, ЗПР.
У дошкольника расстроено внимание, ему трудно сосредоточится, не выполняет задание от начала до конца, отвлекается, гиперактивный, импульсивный.
Родители просят рекомендации о развитии произвольного внимания, развитии саморегуляции поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnye_rekomendatsii_dlya_roditeley_rebenka_doshkolnogo_vozrasta.docx | 56.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальные рекомендации для родителей ребенка дошкольного возраста, нуждающегося в нейропсихологической коррекции.
Ребенок 6 лет.
У ребенка СДВГ, ЗПР.
У дошкольника расстроено внимание, ему трудно сосредоточится, не выполняет задание от начала до конца, отвлекается, гиперактивный, импульсивный.
Родители просят рекомендации о развитии произвольного внимания, развитии саморегуляции поведения.
Рекомендации родителям.
Необходимо обязательно соблюдать оптимальный режим чередования нагрузок и отдыха, часто менять форму и способы работы, ежедневно гулять на свежем воздухе.
Игры и упражнения для ребенка родители выполняют вместе, помогая ребенку делать все правильно, помогать проговариванием инструкции, показываю движений, помогая ребенку приемом «рука в руке», а затем давать возможность ребенку осваивать выполнение упражнения самостоятельно.
В начале занятий необходимо уделить больше внимание выработке правильного дыхания, что оптимизирует газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости; будет способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Оно успокаивает и способствует концентрации внимания.
Одной из важнейших целей организации правильного дыхания у детей является формирование у них базовых составляющих произвольной саморегуляции. Ведь ритм дыхания — единственный из всех телесных ритмов, подвластный спонтанной, сознательной и активной регуляции со стороны человека. Тренировка делает глубокое медленное дыхание простым и естественным, регулируемым непроизвольно.
Дыхательные упражнения всегда должны предшествовать самомассажу и другим заданиям. Основным является полное дыхание, т. е. сочетание грудного и брюшного дыхания; выполнять его нужно сначала лежа, потом сидя и наконец стоя. Пока ребенок не научится дышать правильно, рекомендуется положить одну его руку на грудь, другую на живот (сверху зафиксировать их руками родителя) для контроля за полнотой дыхательных движений.
Универсальным является обучение четырехфазным дыхательным упражнениям, содержащим равные по времени этапы: «вдох — задержка — выдох — задержка». Вначале каждый из них может составлять 2–3 с. с постепенным увеличением до 7 с. Как уже отмечалось, вначале необходима фиксация взрослым рук ребенка, что значительно облегчает обучение. Родитель должен также вслух отсчитывать указанные временные интервалы с постепенным переходом к самостоятельному выполнению упражнений ребенком.
Правильное дыхание — это медленное, глубокое, диафрагмальное дыхание (при котором легкие заполняются от самых нижних отделов до верхних), состоящее из следующих этапов, направлено на гармонизацию нервной системы, а также на активность работы головного мозга:
Исходно положение (ИП) – лёжа на спине. Делаем вдох через нос, одновременно поднимая правую руку и ногу так, чтобы они «смотрели» в потолок. Делаем выдох через открытый рот, одновременно опуская руку и ногу. Тоже самое упражнение проделываем с левой рукой и ногой. (4-6 повторений).
Отработку дыхательных упражнений лучше всего начинать со стадии выдоха, после чего, выждав естественную паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, сделать приятный, глубокий, без напряжения вдох ртом или носом. Нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма и оставались спокойными плечи.
После выполнения дыхательных упражнений можно приступать к самомассажу и другим упражнениям, способствующим повышению стато-кинетического уровня психической активности ребенка, увеличению его энергетического и адаптационного потенциала.
Сначала взрослый массируем тело ребенка, затем взрослый, наложив свои руки на руки ребенка. Следующий этап, когда ребенок делаем массаж сам.
Каждое упражнение делается примерно 10 секунд.
«Гибкая шея, свободные плечи». Массировать шею сзади ( сверху вниз) двумя руками: поглаживаете, похлопываете, пощипываете, растираете, выполняете спиралевидные движение.
Используя аналогичные движения, массируете правой рукой левое плечо в направлении от шеи к плечевому суставу, затем левой рукой – правое плечо. Правой рукой взяться за левое плечо и сделать 10 вращательных движений по часовой стрелке и против неё. Тоже самое левой рукой. Затем обеими руками одновременно.
«Расслабленная спина». Положить свои руки на поясницу ребенка по обе стороны от позвоночника. Медленно, поглаживающими вертикальными движениями подниматься вверх, разглаживать его плечи, затем медленно спускаться вниз. Повторить это 5 раз, проделав этот же путь 3 раза, но уже широкими круговыми движениями. Завершить массаж спины вверх и обратно, как и в начале 5 раз.
Затем приступаете к выполнению упражнений на развитие произвольного внимания.
- Задаете условный сигнал, например, растения и животные, съедобное- несъедобное, красные и желтые предметы, каждый раз, когда ребенок слышит условный сигнал, он должен как можно быстрее переключиться и назвать или / и показать.
- Искать спрятанный предмет или изображение спрятанное среди других. А на прогулке можно поиграть в «Шпионов»: кто заметит/услышит/увидит во всех деталях как можно больше событий вокруг.
- Упражнение «Зеркало». Ребенок как «эхо» повторяет движения за взрослым, отражая его как в зеркале, без учета правой-левой стороны.
- Затем это упражнение выполняется, только с учетом правой и левой сторон. Например, показываем движения «грибок большой – грибок маленький». В начале выполнения этого упражнения помогаем ребенку словесной инструкцией, затем ребенок должен сам наблюдать и повторять движения за родителем.
- Затем можно изменить программу: «Я показываю тебе палец, а ты мне открытую ладонь/кулак»; «Если я говорю «д» - ты должен сказать «т»»; «Я беру белую шашку, а ты - черную» и т.п.
Детям с дефицитом внимания и трудностями произвольной регуляции деятельности очень полезно чему-то учить взрослых, объяснять, как что-то надо делать. При этом важно, чтобы ребенок как можно больше говорил и как можно меньше показывал.
Если хорошенько подумать, мы очень часто довольствуемся "жестовой речью" наших детей, которая подчас прикрывает трудности речевой организации поведения.
Представьте себе, что мама вдруг разучилась делать самые элементарные вещи, например, наливать сок в стакан или делать бутерброд. А еще лучше, если она при этом ничего не видит и может делать все только на ощупь. Для этого ей нужен "проводник", который бы подсказал, куда нужно пойти и что сделать. Этим проводником может стать ребенок.
Вариант 1. Попросите ребенка, чтобы он научил Вас чему-нибудь, что он умеет, но только с помощью слов. Например, сделать бутерброд. При этом задача родителей – делать буквально все, что говорит ребенок. Если он считает, что для создания бутерброда достаточно взять хлеб и положить на него колбасу, то возьмите батон хлеба и положите сверху батон колбасы. Не забудьте спросить ребенка, все ли получилось так, как он задумал, или же он забыл сказать Вам о чем-то еще.
Ребенку очень важно видеть наглядный результат своего планирования. Такая обратная связь поможет ему постепенно детализировать свои указания, что будет служить признаком улучшения его возможностей планирования.
Вариант 2. Предложите ребенку поиграть в одну "рисовальную" игру. Дайте ему чистый лист бумаги, а себе возьмите другой. Пусть он на своем листе так, чтобы Вы не видели, изобразит что-нибудь, состоящее из простых геометрических фигур (кругов, треугольников, квадратов). Предупредите его, что потом ему надо будет рассказать Вам свою картину, не показывая, так, чтобы Вы смогли ее в точности повторить на своем листе бумаги. Посоветуйте ему для начала нарисовать что-нибудь не слишком сложное.
Вариант 3. Предложите ребенку завязать Вам глаза и затем, с помощью инструкций, помочь Вам добраться до какого-нибудь предмета, не задев ни одного стула, которые расставлены в комнате. Его указания должны выглядеть примерно так: "два шага вперед, шаг направо, три шага вперед, пять шагов налево, подними правую руку вперед, выше, правее, бери!". Можете сами придумать какие-нибудь варианты ценных указаний, которые он мог бы Вам делать.
Вариант 4. Всем известный "графический диктант". Ребенок на клетчатом листочке бумаги рисует какую-то фигуру или предмет, обводя контуры клеток (нельзя использовать диагональные линии). После этого он должен "продиктовать" ее взрослому так, чтобы у того получилось то же самое. Каждая отдельная инструкция касается только одного шага, не превышающего размер одной клетки. Инструкции, которые делает ребенок примерно таковы: "вверх, влево, влево, вниз, вниз, вправо, вправо, вверх" (подсказка: должен получиться квадрат две на две клеточки).
Еще одна игра «Хождение по веревочке». Ленту и веревку можно раскидать в определенном порядке (волнами, зигзагом) или хаотично. Ребенок движется по веревочному пути приставным шагом носок к пятке. К движениям можно добавить движение языком в противоположную сторону от ведущей ноги. Левая нога вперед – язык вправо, правая нога вперед – язык влево.
Обязательно нужно хвалить ребенка, обнимать его после каждой игры. Спрашивайте: «Кто самый внимательный, самый сообразительный?» И.т.п.
Выполняйте и обсуждайте свои ощущения от выполнения упражнений с ребенком. В заключении ваших занятий обязательно возьмите ребенка на колени, обнимите его и нежно-плавно покачайте.
Желаю вам успеха и удовольствия от совместных игр с ребенком!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План индивидуально-ориентированных мероприятий с ребенком дошкольного возраста с ОВЗ
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последне...
Рекомендации для родителей детей дошкольного возраста "Как научить ребенка правильно держать ручку или карандаш"
В раннем детстве есть риск научить ребенка держать ручку неправильно, и тогда привычка может остаться на всю жизнь. Есть несколько игровых приемов научить ребенка правильно держать ручку и...
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка дошкольного возраста с ОВЗ
В разработке отражены разделы и содержание ИОМ...
Пример индивидуального образовательного маршрута для ребенка дошкольного возраста с ОВЗ
Процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит пе...
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка дошкольного возраста с задержкой психического развития.
ИОМ для дошкольника с ЗПР....
Индивидуальный маршрут логопедического сопровождения ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2017 учебный год
Цель индивидуального сопровождения: создание условий для успешнойсоциализации ребёнка с особыми образовательными потребностями, через коррекцию и компенсацию имеющихся выявленных речевых нарушений, ча...
Создание индивидуальной цифровой среды для ребенка дошкольного возраста в пространстве умного зеркала "ArtikMe".
Создание индивидуальной цифровой среды для ребенка дошкольного возраста в пространстве умного зеркала "ArtikMe"....