Логоритмика
консультация

Коваленко Оксана Владимировна

Логопедическая ритмика — комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания, способствует преодолению разнообразных речевых расстройств: от нарушения произношения звуков родного языка до тяжелых речевых дефектов, таких, как заикание, общее недоразвитие речи, алалия.

Логоритмика- комплекс упражнений, которые ребёнок выполняет при помощи музыки и стихов. Это коррекционная педагогика, благодаря которой движения сопровождаютя звуком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika.docx235.6 КБ

Предварительный просмотр:

Логоритмика                 http://arsenalclub.pro/uploaded/slide-10.jpg

Логопедическая ритмика — комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания, способствует преодолению разнообразных речевых расстройств: от нарушения произношения звуков родного языка до тяжелых речевых дефектов, таких, как заикание, общее недоразвитие речи, алалия.

Логоритмика- комплекс упражнений, которые ребёнок выполняет при помощи музыки и стихов. Это коррекционная педагогика, благодаря которой движения сопровождаютя звуком.

Т.к. занятия логоритмикой чаще всего сопровождаются музыкой, здесь необходима помощь музыкального специалиста, но в домашних условиях можно воспользоваться и аудио устройствами.
К основным функциям логоритмики относят:

-выработка темпа речи;

-выработка ритма дыхания;

-развитие слуха;

-развитие сенсорики;

-развитие мелкой и общей моторики;

-развитие координации движений и правильной осанки;

-развитие речевой памяти.

Известно, что у значительной части детей, страдающих общим недоразвитием речи (ОНР), имеются нарушения слухового восприятия и эмоционально-волевой сферы. Следствием этого являются неадекватные эмоциональные проявления при восприятии различных художественных произведений (например: словесного искусства, музыки).

Музыка, как наиболее доступный детскому восприятию вид искусства, способна не только привлекать внимание детей, заинтересовывать и доставлять удовольствие, возбуждать эстетическую эмоцию, но и значительно обогатить, эмоционально окрасить даже самые первоначальные представления ребенка о сложном материальном и социальном мире, который его окружает. Формирование чувства ритма у детей с общим недоразвитием речи является одной из наиболее важных и сложных задач.

В ходе формирования музыкально-ритмических движений происходит эмоционально-эстетическое развитие детей и овладение качественно новыми формами коммуникации, в том числе речевыми.

Для развития творческого потенциала, эффективной коррекции многообразных речевых и неречевых нарушений у детей с ОНР рекомендуется использовать:

- музицирование (вокальное и инструментальное);

- речедвигательные игры и упражнения (дыхательно-артикуляционный тренинг, игровой массаж и пальчиковую гимнастику, речевые игры и ролевые стихи, танцевально-ритмические игры и упражнения (игрогимна-стику, игроритмику);

-эмоционально-волевой тренинг, креативный тренинг.

Описание игр и игровых упражнений

«ПОЮЩИЙ МЯЧ»

Дидактические задачи: воспитание плавного, длительного речевого выдоха с помощью заданных педагогом гласных звуков определенной высоты, развитие координации звука и голоса.

Игровой материал: мяч.

Методика проведения. Дети (ребёнок и родитель) сидят по кругу на полу. В руках у педагога мяч. Показывая артикуляцией губ определенную гласную, он направляет мяч к одному из детей. Пока мяч катится, необходимо пропевать звук. Ребенок, получивший мяч, прокатывает его следующему участнику, озвучивая весь путь. Музыкальный руководитель дает интонационную опору для исполнителя.

«МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ»

Дидактические задачи: развитие динамического диапазона, зрительного внимания.

Игровой материал: мыльные пузыри.

Методика проведения. Педагог (родитель) выдувает мыльные пузыри. Ребёнку предлагается выбрать взглядом какой-нибудь пузырь и сопровождать его звуком определенной высоты. Как только пузырь исчезает, звук  прекращается.
                                           
«ПРИВЕТСТВИЕ»

Дидактические задачи: развитие звуковысотного слуха, голосового диапазона, координации пения и движений.

Музыкальный материал: попевка на материале имен, строится на тоническом трезвучии.

Методика проведения. Педагог: «Поздороваемся, споем: здрав-ствуйте!». Педагог показывает «лесенку» правой рукой или перемещает руки по схеме: голова, плечи, туловище. «А теперь поздороваемся ручками и ножками» (отхлопывает и протопывает ритмическую структуру слова). Дети выполняют все действия по образцу. Затем педагог обращается к каждому ребенку: «Ты кто?» (пропевает на двух нотах и прохлопывает слоговую структуру слов). Дети: «Ва-ся, Ка-тя и т. д.» (также поют и хлопают).

«БЕЛКА»

Дидактические задачи: развитие чувства ритма, голосового диапазона.

Методика проведения. Дети (ребёнок) отстукивают скорлупками грецких орехов ритм и пропевают:

По деревьям скок, скок, Ти-ти-ти-ти - та-та

Да орешки щелк, щелк. Ти-ти-ти-ти - та-та

Кто же это? Отгадай! Ти-ти-ти-ти-ти-ти - та

Это белка, так и знай! Ти-ти-ти-ти-ти-ти – та

«ГОВОРЛИВЫЙ РУЧЕЕК»

Дидактические задачи: развитие артикуляционной моторики.

Методика проведения. Дети берутся за руки, идут друг за другом и

проговаривают песенку ручейка: «По камешкам — динь-динь-динь, по корягам — буль-буль-буль, по осоке — ш-ш-ш-ш».

«ВЕТЕР, ВЕТЕР...»

Дидактические задачи: развитие неречевого и речевого дыхания, умения контролировать силу и длительность выдоха.

Методика проведения. Ребёнок имитирует дуновения ветерка в разное время года, используя для этого различные фонемы.

У Весны ветер ласковый и нежный, теплый — ф-ф-ф-ф.

У Лета — жаркий, согревающий — х-х-х.

У Осени — прохладный — с-с-с.

У Зимы — холодный, студеный — в-в-в-в.

Вдох производится носом, выдох ртом — без напряжения. Для создания образа теплого ветра ребёнок широко открывает рот и дует на ладошку (от кисти до кончиков пальцев). Холодный ветер изображается долгим выдохом через вытянутые губы. Ветер общается с нами: его можно ощутить, услышать, увидеть.
                                                 
«ЧЕРЕПАХА»

Дидактические задачи: развитие координации речи и движений, ориентировки в пространстве, партнерских отношений, регулирование мышечного тонуса.

Методика проведения. Дети (ребёнок и родитель) разделяются на пары. Один ребенок подставляет спину, другой выполняет массажные движения. Затем они меняются местами.

Шла купаться черепаха  (похлопывание по спине собранными пальцами (чашечка) сверху вниз).

И кусала всех со страха (энергичное пощипывание от поясницы вверх по спине).

«Кусь-кусь-кусь, кусь-кусь-кусь, (медленные вибрирующие движения слегка согнутыми пальцами).  

Никого я не боюсь. У-У!» (быстро повернуться и испугать партнера).

Изобразить испуг (откинуться назад).
                                         
«ПОВСТРЕЧАЛИСЬ»

Дидактические задачи: развитие памяти, координации речи и согласованных движений пальцев рук.

Методика проведения. Педагог (родитель) читает стихотворение, соединяя пальцы своей руки с пальцами ребенка. Ребенок дополняет фразу  звукопод-ражанием голосам животных.

Повстречались два котенка — Мяу-мяу! (педагог соединяет свой мизинец правой руки с мизинцем правой руки ребенка).

Два щенка — ав-ав! (соединяют безымянные пальцы).

Два жеребенка — иго-го! (соединяют средние пальцы).

Два козленка — ме-е! (соединяют указательные пальцы).

Два быка — му-у! Смотри, какие рога! (соединяют большие пальцы; двумя пальцами (указательным и мизинцем) педагог делает ребенку «козу»).

Это упражнение выполняется вначале правой рукой, а затем левой. Дети ходят врассыпную и «бодаются».

Бу-бу, я рогатый,

Бу-бу, я хвостатый,

Бу-бу, я ушастый,

Бу-бу, очень страшный,

Всех испугаю, всех забодаю!

«ХОДЬБА»

Дидактические задачи: развитие ориентировки в пространстве, чувства темпа и ритма.

Музыкальный материал: любая ритмичная музыка в умеренном темпе.

Методика проведения. Дети под музыку ходят по залу за водящим (по кругу, по периметру). По окончании музыки останавливаются перед стульчиками. Упражнение может выполняться с предметами, например с игрушками: во время ходьбы дети держат игрушку в правой руке, левая рука — на поясе.

«ПОЛЕТАЕМ НА САМОЛЕТЕ»

Дидактические задачи: развитие ориентировки в пространстве, чувства равновесия.

Музыкальный материал: «Самолет», музыка Л. Банниковой

Методика проведения. Дети (ребёнок) выполняют движения, слушая запись звучания полета: — Заводят моторы самолетов, вращая перед грудью руками, согнутыми в локтях. — Разводят руки в стороны и стоят на одной ноге, слегка раскачивая руками. — Легко бегут врассыпную и с окончанием музыки опускаются на одно колено.

                                                                         Подготовила:    воспитатель

                                                                                                  Коваленко О.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие для дошкольников по логоритмике. Логоритмика- один из методов преодоления речевых нарушений.

Логоритмика -это такая форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.Работая с детьми, имеющими...

Методическое пособие по логоритмике: "Логоритмика - праздник красивой речи"

Методическое пособие для родителей по логоритмике: "Логоритмика - праздник красивой речи".Пособие предназначено для родителей, воспитывающих детей с нарушениями речи....

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"...

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная логоритмика» детского объединения «Логоритмика + » для детей от 4 до 6 лет.

Профилактика и коррекция отклонений в речевом развитии детей с незначительными нарушениями речи, путём развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом, движением и музыкой, через музыкально-...

Из опыта работы: Конспект открытого занятия по логоритмике для детей подготовительной группы по теме "Логоритмика как форма взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда в работе с детьми ТНР

Отклонения в развитии детей стихийно не преодолеваются, а требуется систематическая работа. Лучшим способом организации логоритмической работы является сотрудничество специалистов детского сада...

Школа педагогического опыта. Логоритмика. Чем полезна логоритмика и как ею заниматься?

Еще в середине прошлого века биологи и врачи доказали, что регулярное выполнение определенных движений в заданном ритме способно побороть самые разные заболевания и не только улучшить самочувстви...

Конспект занятия по логоритмике "Весёлая логоритмика"

Конспект занятия по логоритмике для детей среднего и старшего дошкольного возраста....