Логоритмика
консультация
Логопедическая ритмика — комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания, способствует преодолению разнообразных речевых расстройств: от нарушения произношения звуков родного языка до тяжелых речевых дефектов, таких, как заикание, общее недоразвитие речи, алалия.
Логоритмика- комплекс упражнений, которые ребёнок выполняет при помощи музыки и стихов. Это коррекционная педагогика, благодаря которой движения сопровождаютя звуком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoritmika.docx | 235.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Логоритмика
Логопедическая ритмика — комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания, способствует преодолению разнообразных речевых расстройств: от нарушения произношения звуков родного языка до тяжелых речевых дефектов, таких, как заикание, общее недоразвитие речи, алалия.
Логоритмика- комплекс упражнений, которые ребёнок выполняет при помощи музыки и стихов. Это коррекционная педагогика, благодаря которой движения сопровождаютя звуком.
Т.к. занятия логоритмикой чаще всего сопровождаются музыкой, здесь необходима помощь музыкального специалиста, но в домашних условиях можно воспользоваться и аудио устройствами.
К основным функциям логоритмики относят:
-выработка темпа речи;
-выработка ритма дыхания;
-развитие слуха;
-развитие сенсорики;
-развитие мелкой и общей моторики;
-развитие координации движений и правильной осанки;
-развитие речевой памяти.
Известно, что у значительной части детей, страдающих общим недоразвитием речи (ОНР), имеются нарушения слухового восприятия и эмоционально-волевой сферы. Следствием этого являются неадекватные эмоциональные проявления при восприятии различных художественных произведений (например: словесного искусства, музыки).
Музыка, как наиболее доступный детскому восприятию вид искусства, способна не только привлекать внимание детей, заинтересовывать и доставлять удовольствие, возбуждать эстетическую эмоцию, но и значительно обогатить, эмоционально окрасить даже самые первоначальные представления ребенка о сложном материальном и социальном мире, который его окружает. Формирование чувства ритма у детей с общим недоразвитием речи является одной из наиболее важных и сложных задач.
В ходе формирования музыкально-ритмических движений происходит эмоционально-эстетическое развитие детей и овладение качественно новыми формами коммуникации, в том числе речевыми.
Для развития творческого потенциала, эффективной коррекции многообразных речевых и неречевых нарушений у детей с ОНР рекомендуется использовать:
- музицирование (вокальное и инструментальное);
- речедвигательные игры и упражнения (дыхательно-артикуляционный тренинг, игровой массаж и пальчиковую гимнастику, речевые игры и ролевые стихи, танцевально-ритмические игры и упражнения (игрогимна-стику, игроритмику);
-эмоционально-волевой тренинг, креативный тренинг.
Описание игр и игровых упражнений
«ПОЮЩИЙ МЯЧ»
Дидактические задачи: воспитание плавного, длительного речевого выдоха с помощью заданных педагогом гласных звуков определенной высоты, развитие координации звука и голоса.
Игровой материал: мяч.
Методика проведения. Дети (ребёнок и родитель) сидят по кругу на полу. В руках у педагога мяч. Показывая артикуляцией губ определенную гласную, он направляет мяч к одному из детей. Пока мяч катится, необходимо пропевать звук. Ребенок, получивший мяч, прокатывает его следующему участнику, озвучивая весь путь. Музыкальный руководитель дает интонационную опору для исполнителя.
«МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ»
Дидактические задачи: развитие динамического диапазона, зрительного внимания.
Игровой материал: мыльные пузыри.
Методика проведения. Педагог (родитель) выдувает мыльные пузыри. Ребёнку предлагается выбрать взглядом какой-нибудь пузырь и сопровождать его звуком определенной высоты. Как только пузырь исчезает, звук прекращается.
«ПРИВЕТСТВИЕ»
Дидактические задачи: развитие звуковысотного слуха, голосового диапазона, координации пения и движений.
Музыкальный материал: попевка на материале имен, строится на тоническом трезвучии.
Методика проведения. Педагог: «Поздороваемся, споем: здрав-ствуйте!». Педагог показывает «лесенку» правой рукой или перемещает руки по схеме: голова, плечи, туловище. «А теперь поздороваемся ручками и ножками» (отхлопывает и протопывает ритмическую структуру слова). Дети выполняют все действия по образцу. Затем педагог обращается к каждому ребенку: «Ты кто?» (пропевает на двух нотах и прохлопывает слоговую структуру слов). Дети: «Ва-ся, Ка-тя и т. д.» (также поют и хлопают).
«БЕЛКА»
Дидактические задачи: развитие чувства ритма, голосового диапазона.
Методика проведения. Дети (ребёнок) отстукивают скорлупками грецких орехов ритм и пропевают:
По деревьям скок, скок, Ти-ти-ти-ти - та-та
Да орешки щелк, щелк. Ти-ти-ти-ти - та-та
Кто же это? Отгадай! Ти-ти-ти-ти-ти-ти - та
Это белка, так и знай! Ти-ти-ти-ти-ти-ти – та
«ГОВОРЛИВЫЙ РУЧЕЕК»
Дидактические задачи: развитие артикуляционной моторики.
Методика проведения. Дети берутся за руки, идут друг за другом и
проговаривают песенку ручейка: «По камешкам — динь-динь-динь, по корягам — буль-буль-буль, по осоке — ш-ш-ш-ш».
«ВЕТЕР, ВЕТЕР...»
Дидактические задачи: развитие неречевого и речевого дыхания, умения контролировать силу и длительность выдоха.
Методика проведения. Ребёнок имитирует дуновения ветерка в разное время года, используя для этого различные фонемы.
У Весны ветер ласковый и нежный, теплый — ф-ф-ф-ф.
У Лета — жаркий, согревающий — х-х-х.
У Осени — прохладный — с-с-с.
У Зимы — холодный, студеный — в-в-в-в.
Вдох производится носом, выдох ртом — без напряжения. Для создания образа теплого ветра ребёнок широко открывает рот и дует на ладошку (от кисти до кончиков пальцев). Холодный ветер изображается долгим выдохом через вытянутые губы. Ветер общается с нами: его можно ощутить, услышать, увидеть.
«ЧЕРЕПАХА»
Дидактические задачи: развитие координации речи и движений, ориентировки в пространстве, партнерских отношений, регулирование мышечного тонуса.
Методика проведения. Дети (ребёнок и родитель) разделяются на пары. Один ребенок подставляет спину, другой выполняет массажные движения. Затем они меняются местами.
Шла купаться черепаха (похлопывание по спине собранными пальцами (чашечка) сверху вниз).
И кусала всех со страха (энергичное пощипывание от поясницы вверх по спине).
«Кусь-кусь-кусь, кусь-кусь-кусь, (медленные вибрирующие движения слегка согнутыми пальцами).
Никого я не боюсь. У-У!» (быстро повернуться и испугать партнера).
Изобразить испуг (откинуться назад).
«ПОВСТРЕЧАЛИСЬ»
Дидактические задачи: развитие памяти, координации речи и согласованных движений пальцев рук.
Методика проведения. Педагог (родитель) читает стихотворение, соединяя пальцы своей руки с пальцами ребенка. Ребенок дополняет фразу звукопод-ражанием голосам животных.
Повстречались два котенка — Мяу-мяу! (педагог соединяет свой мизинец правой руки с мизинцем правой руки ребенка).
Два щенка — ав-ав! (соединяют безымянные пальцы).
Два жеребенка — иго-го! (соединяют средние пальцы).
Два козленка — ме-е! (соединяют указательные пальцы).
Два быка — му-у! Смотри, какие рога! (соединяют большие пальцы; двумя пальцами (указательным и мизинцем) педагог делает ребенку «козу»).
Это упражнение выполняется вначале правой рукой, а затем левой. Дети ходят врассыпную и «бодаются».
Бу-бу, я рогатый,
Бу-бу, я хвостатый,
Бу-бу, я ушастый,
Бу-бу, очень страшный,
Всех испугаю, всех забодаю!
«ХОДЬБА»
Дидактические задачи: развитие ориентировки в пространстве, чувства темпа и ритма.
Музыкальный материал: любая ритмичная музыка в умеренном темпе.
Методика проведения. Дети под музыку ходят по залу за водящим (по кругу, по периметру). По окончании музыки останавливаются перед стульчиками. Упражнение может выполняться с предметами, например с игрушками: во время ходьбы дети держат игрушку в правой руке, левая рука — на поясе.
«ПОЛЕТАЕМ НА САМОЛЕТЕ»
Дидактические задачи: развитие ориентировки в пространстве, чувства равновесия.
Музыкальный материал: «Самолет», музыка Л. Банниковой
Методика проведения. Дети (ребёнок) выполняют движения, слушая запись звучания полета: — Заводят моторы самолетов, вращая перед грудью руками, согнутыми в локтях. — Разводят руки в стороны и стоят на одной ноге, слегка раскачивая руками. — Легко бегут врассыпную и с окончанием музыки опускаются на одно колено.
Подготовила: воспитатель
Коваленко О.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие для дошкольников по логоритмике. Логоритмика- один из методов преодоления речевых нарушений.
Логоритмика -это такая форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.Работая с детьми, имеющими...
Методическое пособие по логоритмике: "Логоритмика - праздник красивой речи"
Методическое пособие для родителей по логоритмике: "Логоритмика - праздник красивой речи".Пособие предназначено для родителей, воспитывающих детей с нарушениями речи....
Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"
Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"...
Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная логоритмика» детского объединения «Логоритмика + » для детей от 4 до 6 лет.
Профилактика и коррекция отклонений в речевом развитии детей с незначительными нарушениями речи, путём развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом, движением и музыкой, через музыкально-...
Из опыта работы: Конспект открытого занятия по логоритмике для детей подготовительной группы по теме "Логоритмика как форма взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда в работе с детьми ТНР
Отклонения в развитии детей стихийно не преодолеваются, а требуется систематическая работа. Лучшим способом организации логоритмической работы является сотрудничество специалистов детского сада...
Школа педагогического опыта. Логоритмика. Чем полезна логоритмика и как ею заниматься?
Еще в середине прошлого века биологи и врачи доказали, что регулярное выполнение определенных движений в заданном ритме способно побороть самые разные заболевания и не только улучшить самочувстви...
Конспект занятия по логоритмике "Весёлая логоритмика"
Конспект занятия по логоритмике для детей среднего и старшего дошкольного возраста....