Отчет «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое образование»
статья (старшая группа)
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами и воспитателями, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни начинается уже с раннего возраста.
Но наше здоровье зависит не только от нас…
По данным ВОЗ, наше здоровье зависит от:
Образ жизни - 50%
Медицина - 10%
Наследственность - 20%
Экология - 20%
Мы не можем изменить свой возраст, пол, генетические особенности, но изменить свой образ жизни и улучшить состоянии экологии может каждый, а ведь от нашего образа жизни и экологии наше здоровье зависит на 70%.
Сегодня в дошкольных учреждениях здоровьесберегающие технологии и экологическое воспитание дошкольников имеют первостепенную значимость.
В этом году мы работали над созданием проектов на тему: «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое воспитание».
Интерес к экологической проблематике не случаен. Он обусловлен тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также поиском новых путей выхода из него. Загрязнение окружающей нас среды – масштабная проблема современности. На данный момент о ней известно многое – написано большое количество научных работ и книг, проведены многочисленные исследования. Но в решении проблемы человечество продвинулось совсем незначительно. Загрязнение природы по-прежнему остаётся важным и актуальным вопросом, откладывание которого в долгий ящик может обернуться трагично.
Именно с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды и именно от нашего обращения с природой зависит наше здоровье.
В рамках данной темы, воспитателями группы старшего возраста комбинированной направленности «Солнечныен лучики» был подготовлен и реализован краткосрочный проект по экологическому воспитанию и формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста: «Загрязнение окружающей среды – вред здоровью человека».
Главной целью проекта является формирование представлений о различных видах загрязнений окружающей среды и их влиянии на здоровье человека.
Задачи:
1. Рассмотреть типы загрязнений окружающей среды и их влияние на здоровье человека.
2. Развивать интеллектуальные умения (определение причинно – следственных связей, умение оценивать глобальные процессы и явления, обобщать, сравнивать, делать выводы). Формировать интерес к проблемам сохранения природы, развивать умение работать в группах.
3. Воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды и своё здоровье.
При работе над проектом использовались следующие формы, методы, приемы и принципы.
Формы работы с детьми:
- групповая (фронтальная);
- подгрупповая (небольшими группами по интересам);
- индивидуальная.
Методы и приемы:
- наглядный (просмотр иллюстраций, фото, презентаций и обучающих познавательных фильмов, виртуальные экскурсии на мусороперерабатывающие заводы);
- словесный (беседа, рассказ, чтение художественной литературы);
- игровой;
- практический (трудовая деятельность, художественное творчество, эксперементирование).
Принципы работы:
- Принцип взаимосвязи всех направлений работы с дошкольниками (интеграция).
- Принцип системности. Занятия проводятся систематически, с обязательным закреплением в самостоятельной деятельности.
- Принцип личностно-ориентированного подхода.
- Принцип наглядности. Весь подаваемый материал сопровождается показом иллюстраций, просмотром презентаций и видеофильмов.
- Принцип доступности. Познавательный материал подается в понятном для дошкольников формате, все игровые материалы на изучаемую тему находятся в непосредственной доступности, на уровне глаз детей.
Реализация данного проекта проводилась в соответствии с ФГОС ДО и по пяти образовательным областям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_ekologicheskoe_i_zosh_vospitanie.docx | 24.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №28 комбинированного вида»
Отчет
«Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое образование»
Воспитатели: Е.М. Микрюкова,
Н.М. Шунина
д. Лампово
2020-2021 учебный год
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами и воспитателями, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни начинается уже с раннего возраста.
Но наше здоровье зависит не только от нас…
По данным ВОЗ, наше здоровье зависит от:
Образ жизни - 50%
Медицина - 10%
Наследственность - 20%
Экология - 20%
Мы не можем изменить свой возраст, пол, генетические особенности, но изменить свой образ жизни и улучшить состоянии экологии может каждый, а ведь от нашего образа жизни и экологии наше здоровье зависит на 70%.
Сегодня в дошкольных учреждениях здоровьесберегающие технологии и экологическое воспитание дошкольников имеют первостепенную значимость.
В этом году мы работали над созданием проектов на тему: «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое воспитание».
Интерес к экологической проблематике не случаен. Он обусловлен тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также поиском новых путей выхода из него. Загрязнение окружающей нас среды – масштабная проблема современности. На данный момент о ней известно многое – написано большое количество научных работ и книг, проведены многочисленные исследования. Но в решении проблемы человечество продвинулось совсем незначительно. Загрязнение природы по-прежнему остаётся важным и актуальным вопросом, откладывание которого в долгий ящик может обернуться трагично.
Именно с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды и именно от нашего обращения с природой зависит наше здоровье.
В рамках данной темы, воспитателями группы старшего возраста комбинированной направленности «Солнечныен лучики» был подготовлен и реализован краткосрочный проект по экологическому воспитанию и формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста: «Загрязнение окружающей среды – вред здоровью человека».
Главной целью проекта является формирование представлений о различных видах загрязнений окружающей среды и их влиянии на здоровье человека.
Задачи:
1. Рассмотреть типы загрязнений окружающей среды и их влияние на здоровье человека.
2. Развивать интеллектуальные умения (определение причинно – следственных связей, умение оценивать глобальные процессы и явления, обобщать, сравнивать, делать выводы). Формировать интерес к проблемам сохранения природы, развивать умение работать в группах.
3. Воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды и своё здоровье.
При работе над проектом использовались следующие формы, методы, приемы и принципы.
Формы работы с детьми:
- групповая (фронтальная);
- подгрупповая (небольшими группами по интересам);
- индивидуальная.
Методы и приемы:
- наглядный (просмотр иллюстраций, фото, презентаций и обучающих познавательных фильмов, виртуальные экскурсии на мусороперерабатывающие заводы);
- словесный (беседа, рассказ, чтение художественной литературы);
- игровой;
- практический (трудовая деятельность, художественное творчество, эксперементирование).
Принципы работы:
- Принцип взаимосвязи всех направлений работы с дошкольниками (интеграция).
- Принцип системности. Занятия проводятся систематически, с обязательным закреплением в самостоятельной деятельности.
- Принцип личностно-ориентированного подхода.
- Принцип наглядности. Весь подаваемый материал сопровождается показом иллюстраций, просмотром презентаций и видеофильмов.
- Принцип доступности. Познавательный материал подается в понятном для дошкольников формате, все игровые материалы на изучаемую тему находятся в непосредственной доступности, на уровне глаз детей.
Реализация данного проекта проводилась в соответствии с ФГОС ДО и по пяти образовательным областям.
В своей работе мы использовали:
- Беседы, проблемные ситуации, ситуативный разговор, дискуссии, обсуждение, виртуальные экскурсии, наблюдение и тд.
- Игры:
Игра на развитие творческого воображения «Хорошо - плохо, когда есть мусор»
Д/и «Что лишнее?»
С/р игра «Экомаркет» (организация и обыгрывание)
Игра «Угадай, о чем речь?»
С/р игра «Суд над Боссом Мусора»
Игра «Очумелые ручки» (мусорная корзина с набором различных предметов бытового мусора, из которых нужно изготовить полезные вещи)
Игра «Золотые россыпи помоек»
Д/и «Что из чего сделано?» (фантик, коробка, носок и др.) с мячом
С/р игра «Эксперты»
Игра «Заполни таблицу» (рассортировать картинки - мусор)
- Подвижные игры:
- «Кто быстрее соберет …»
- «Попади пробкой в цель»
- «Добеги и положи»
- «Передай по цепочке»
- «Кто быстрее довезет до завода мусор»
- «Сортируем мусор правильно»
- Словесные игры:
- «Разноцветные плоды» (Цель: показать детям разнообразность и разноцветность всего живого);
- «Где растет?» (Цель: учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность);
- «Угадай растение»;
- «Игра в слова»;
- «Что было бы, если из леса исчезли…»
- «Кто дружит с деревом?» (Цель: закрепить представления о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут рядом и зависят друг от друга);
- «Экологи» (Цель: закреплять знания детей о природе).
- Чтение художественной литературы:
- Экологические сказки о растениях
- Почему у земли платье зеленое А. Лопатина
- Кто землю украшает А. Лопатина
- Могучая травинка М. Скребцова
- История одной Елочки (Экологическая сказка)
- Сказка о маленьком кедре (Экологическая сказка)
- Экологические сказки о воде
- История одной Капли (грустная сказка о воде)
- Как Тучка была в пустыне (сказка о месте, где нет воды)
- Сила Дождя и Дружбы (сказка о живительной силе воды)
- История Маленького Лягушонка (добрая сказка о круговороте воды в природе)
- Все живое нуждается в воде (Экологическая сказка)
- Сказка о воде, самом чудесном чуде на Земле (Экологическая сказка)
- Экологические сказки о мусоре
- Зайчик и Медвежонок (Экологическая сказка)
- Маша и Медведь (Экологическая сказка)
- Нет места мусору (Экологическая сказка)
- Сказка про хламище-окаянище (Экологическая сказка)
- Экологические сказки о грибах
- Благородный гриб М. Малышев
- Храбрый опенок Э. Шим
- Война грибов - Знакомство с грибами А. Лопатина
- Грибная аптека А. Лопатина
- Произведения о чистоте
-Барто А. Девочка чумазая
-Мошковская Э. Нос, умойся
-Чуковский К. Мойдодыр
- О физкультуре и спорте
-Барто А. Зарядка.
-Барто А. Мячик, Купание, Верёвочка
-Берестов В. Как я плавать научился
-Галиев Ш. Заяц на физзарядке.
-Заходер Б. Гимнастика для головастика
- О личной гигиене
-Аким Я. Мыло
-Благинина Е. Банька
-Коростылёв В. Королева Зубная щётка.М., 2000.
-Маяковский В. Что такое хорошо и что такое плохо?
- О здоровье и болезнях
Барто А. Володя болен
Коростелёв Н. 50 уроков здоровья
Михалков С. Грипп // Весёлый день
Мошковская Э. Мы заболели, Даже болеть надо уметь, Засыпает больница
- А также чтение стихов, рассказов, пословиц, поговорок, отгадывание загадок.
- Просмотр мультипликационных фильмов и познавательных видеофильмов
- Мультипликационные фильмы:
- «Сказка старого дуба» (1949) (Проблема: нарушение природного равновесия)
- «Сказка о белой льдинке» (1974) (Проблема: загрязнение среды обитания животных)
- «На лесной тропе» (1975) (Проблема: поведение в дикой природе0
- КОАПП — серия «SOS КОАППу!» (1989) (Проблема: океанический мусор)
- Грузовичок Пик. Мусор в лесу (2018 г)
- Мишки мимимишки. Мусорный монстр (2018 г)
- Фиксики. Батарейки (2016 г)
- Фиксики. Бумага (2014 г)
- Фиксики. Экотестер (2016 г)
- Фиксики. Пластик (2016 г)
- Спроси у Альберта. Мусор и отходы как бумеранг (2010 г)
- Свинка Пеппа. Переработка мусора (2016 г)
- Твой друг Бобби. Переработка мусора (2017 г)
- Смешарики. Маленькое большое море (2016 г)
- Мальчик и Земля (2014 г)
- Бернард и сортировка мусора (2016 г)
- Обучающие видеоролики
- «Как мусор уничтожил планету»
- «Окружающая среда и человек»
- «Что ты оставишь после себя»
- «Природа и здоровье человека»
7. Опытно-экспериментальная деятельность. В рамках проекта были проведены опыты с водой, и нефтью. Воспитатели на наглядном примере показали детям, как зависит здоровье планеты и здоровье людей и животных от чистой воды. Провели эксперименты с нефтью и перьями птиц. Дети узнали, что нефть пагубно влияет на загрязнение водоемов и их обитателей. А ТАКЖЕ ВЕДЕТ К ВЫМИРАНИЮ ПТИЦ.
8. Мероприятия.
В рамках проекта были проведены с воспитанниками следующие мероприятия.
- Выставка рисунков и плакатов «Загрязнение окружающей среды», в выставке приняли участие 15 воспиттаников. Все участники награждены грамотами за участие.
- Конкурс поделок из бросового материала «Нет! Загрязнению окружающей среды. Да! Творчеству». Приняли участие 15 детей. Членами жюри были выявлены победители:
1 место – Барсов Кирилл «Мойдодыр»
2 место – Мазюкин Станислав «Корабль мечты»
2 место – Николаева Николь «Белые лилии»
2 место – Зухуров Юсуф и Курбанов Екуб «Две стороны. Чистая и грязная окружающая среда»
3 место – Венедиктов Степан «Чудо черепашка»
Все участники награждены грамотами за участие, победители награждены памятными дипломами.
- Экологическая викторина "Здравствуй, лес, здравствуй, матушка природа".
- Экологический спортивный праздник.
9. Летбуки.
Воспитателями были созданы 4 игровых летбука, которые содержат полезную информацию, наглядный демонстрационный материал по данной теме, игры:
- «Береги природу»
- «Мусор»
- «ЗОЖ»
- «Вода»
10. Работа с родителями.
В течении всего времени, мы воспитатели, ведем активную работу. Были проведены следующие формы работы с родителями:
- Анкетирование родителей по теме «Экологическое образование детей».
В анкетировании приняли участи 19 родителей. По итогам опроса, мы видим, что все родители знают, что такое экология и уделяют большое внимание экологическому воспитанию своих детей. Родители формируют у детей ответственное отношение к природе, на личном примере показывают бережное отношение к окружающей среде, много времени проводят с детьми на свежем воздухе, заботятся о птицах, домашних растениях и животных, некоторые родители занимаются с детьми посадкой деревьев и благоустройством участков возле дома.
2. Консультации и папки передвижки: «Экологическое воспитание дошкольников», «В руках человека богатство всей земли», «Если мусор разделять, может он полезным стать», «Мы и экология»
3. Буклет «Экологическое воспитание детей в нашей группе».
4. Беседы: «Роль семьи в формировании здорового образа жизни», «Твой дом – твое здоровье», «Воспитание у детей любви к природе!»
Таким образом хочется подвести итог.
В нашей группе мы создали благоприятную обстановку для детей в целях проявления двигательной, игровой, трудовой и интеллектуальной активности и удовлетворение интереса к разнообразным видам деятельности экологической направленности, и здоровьесберегающим технологиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ «ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Консультация для педагогов...
«Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через взаимодействие ДОУ и семьи»
Материал расчитан для работы с педагогами на практико-ориентированном семинаре в ДОУ. Педагоги на практике определяли к...
Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через спортивные семейные праздники, досуги, развлечения
Формирование здорового образа жизнидетей дошкольного возрастачерез спортивные семейные праздники, досуги, развлечения...
Педсовет №3 Тема: «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через разнообразные формы физкультурно-оздоровительной»
Педсовет №3Тема: «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через разнообразные формы физкультурно-оздоровительной» Цель: объединить усилия коллектива для по...
«Формирование ценностей здорового образа жизни детей дошкольного возраста через использование в режимных моментах упражнений, направленных на формирование правильной осанки и профилактику плоскостопия»
Статья для педагогов по формированию правильной осанки и профилактики плоскостопия...
Методическое объединение педагогов в МБДОУ ДС №7 «Жар-птица» по направлению «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы»
Элементы спортивных игр и физические упражнения как средство укрепления здоровья дошкольников...
Педагогический совет "Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы"
Педагогический совет для сотрудников детского сада, для родителей....