Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через спортивные семейные праздники, досуги, развлечения
материал

Бескерова Екатерина Алексеевна

Формирование здорового образа жизни

детей  дошкольного возраста

через  спортивные семейные праздники, досуги, развлечения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_zdorovogo_obraza_zhizni.docx24.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Погребской детский сад

Доклад на тему:

«Формирование здорового образа жизни

детей  дошкольного возраста

через  спортивные семейные праздники, досуги, развлечения»

Подготовила: Бескерова Е.А.

 (из опыта работы)

Дошкольное детство - очень короткий период в жизни человека.  Формирование привычки к здоровому образу жизни - одна из ключевых целей в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо - только здоровый ребенок может развиваться гармонично. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет ребёнок проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим.

 Именно поэтому с раннего возраста необходимо приобщать ребёнка к заботе о своем здоровье, воспитывать у него заинтересованность и активность в саморазвитии и самосохранении.

Воспитание здорового ребенка является приоритетным направлением дошкольной педагогики. Этот вопрос является актуальным, т.к. по данным статистики, здоровье населения России намного хуже, чем в большинстве индустриально-развитых стран и ожидается его дальнейшее ухудшение, если не будут изменены условия, влияющие на здоровье (неблагоприятные социальные условия, влияющие на здоровье, негативное отношение родителей к здоровому образу жизни, наследственность, несбалансированное питание и др.)

Педагоги работают в этом направление только совместно с семьёй, так как важный субъект начального звена системы является – семья. Она создает условия для первичной ориентации детей в организации здорового образа жизни. Семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка. Главная задача педагогов детского сада и родителей в работе по приобщению к здоровому образу жизни – формировать разумное отношение к своему организму, учить вести здоровый образ жизни с раннего детства, владеть необходимыми санитарно-гигиеническими навыками. Родители должны поддерживать в домашних условиях принципы формирования здорового образа жизни в оптимальном сочетании со всеми здоровье сберегающими мероприятиями, проводимыми в детском саду.

 Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования  имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного  возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. Именно в семье, в дошкольном образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить ребёнка самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье. 

 Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы детей научим, они должны применять в реальной жизни.

Формирования культурно-гигиенических навыков у детей  дошкольного возраста является одной из самых актуальных при воспитании детей этого возраста. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья. Необходимо приучать ребёнка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка. Подводить детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.  

В  детском саду воспитатели  приучают воспитанников  заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, формировать навыки личной гигиены, дают знания о здоровой пище, ориентируют детей на здоровый образ жизни. Пути решения задач: занятия, игры - занятия, изобразительная деятельность, прогулки, гигиенические процедуры, закаливающие мероприятия, игры, спортивные мероприятия, праздники, беседы, чтение литературы, использование эмоционально- привлекательных форм. Обучение организовывают не только на занятиях, но и во всех режимных моментах, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме.  Несомненно, главными союзниками в этой работе  должны быть родители. С первых дней знакомства с ними, воспитатели  показывают и рассказывают всё, что ждёт их детей в детском саду, обращают особое внимание на вопросы, связанные со здоровьем детей. Выслушивают их просьбы относительно питания, сна, одежды ребёнка. Все медицинские и закаливающие процедуры проводятся только строго с согласия родителей.

 Главное,  в первую очередь направить  работу и доказать, что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей.

Семья и детский сад – два воспитательных института, каждый из которых обладает своим особым содержанием и дает ребенку определенный социальный опыт.   

В этих целях  широко используем  различные формы  сотрудничества: беседы, консультации, семинары,  родительские собрания, совместные праздники,  анкетирование. Проводим дни открытых дверей с  демонстрацией методов и приемов работы с детьми,  показываем разные виды физкультурных занятий с  детьми дошкольного возраста. Приглашаем родителей  к участию в жизни детского сада.

Красочные  наглядные стенды в приемных  знакомят родителей с жизнью детского сада, с Конвенцией о правах ребенка, с возрастными особенностями детей.

 В уголках для родителей  помещаем информацию практической направленности, приводим интересные факты,  даём рекомендации воспитателей и специалистов. В результате такой  работы, использовании различных форм и методов общения с родителями,  повышается педагогическая грамотность родителей; повышается культура  межличностного взаимодействия детей в детском саду. Таким образом, работа в тесном  взаимодействии с родителями принесёт отрадные результаты.

Условия жизни,  нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет ребенок, целиком и  полностью зависит от взрослых, и они, бесспорно, несут ответственность за  счастье и здоровье детей.

Очень важно убедить родителей в том, какое значение имеют единые подходы к распорядку дня в семье и детском саду, как полезнее провести выходные дни в семье, какой вред наносит ребёнку перегрев и многое другое.

С целью выявления активности родителей в оздоровительной работе с детьми были проведены опросы, в ходе которых выявили, что родители заинтересованы в проведении мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, готовы сотрудничать с воспитателями в данном направлении.

Много внимания уделяется физическому воспитанию, системе физкультурно-оздоровительной работы, комплексному подходу, включающему различные компоненты здорового образа жизни: утренняя гимнастика и после сна, физкультурные занятия, спортивные праздники и досуги. Осуществляется рациональную организацию двигательной активности в течение дня: дозированная ходьба на прогулке и общая физическая подготовка, подвижные игры, динамические паузы между занятиями, физкультминутки на занятиях. В любое время года и погоду организовываются прогулки. В содержание прогулки включаю естественные виды движений, подвижные игры и эстафеты, спортивные упражнения типа катание на санках, дозированная ходьба в осеннее – зимний период и дозированный бег в весеннее – летний период, физкультурные занятия. На участок выносятся разнообразные пособия для игр, использую игры с мячом, скакалками, кеглями, ракетками.

Предоставляю родителям полную информацию о методах и формах оздоровления в детском саду рекомендую мероприятия для профилактики простудных заболеваний в семье. Большую работу провожу по ознакомлению родителей с методиками проведения закаливающих процедур, как в детском саду, так и в семье. Разъясняю необходимость соблюдения основных принципов закаливания: постепенность, последовательность, систематичность, индивидуальность. Провожу индивидуальные беседы, выступаю на родительских собраниях. Но самое главное, что в просветительской работе принимают участие и сами дети, выступая на физкультурных досугах, проговаривая речёвки на гимнастике.

Организую в группе выставки детских рисунков и семейных фотографий детей о проводимых в семье днях активного отдыха.

Использую разнообразные формы работы с семьями детей: совместные досуги и праздники, весёлые старты, соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья».

Использую в работе с детьми активный отдых. Он самый разнообразный: это подвижные игры, спортивные, хороводные игры с правилами.

Важнейший результат игры – радость и эмоциональный подъём. Именно благодаря этому замечательному свойству подвижные игры больше, чем другие средства физической культуры, отвечают задачам активного отдыха и формирования здорового образа жизни.

С детьми организую следующие формы активного отдыха: физкультурные досуги, физкультурные праздники. В них реализуется естественная потребность детей в движении и через положительный эмоциональный фон, оказывающий благоприятное воздействие на организм ребёнка, закрепляются двигательные умения и навыки детей, развиваются физические качества. Досуги способствуют воспитанию у детей чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи. Целеустремлённости, смелости, дисциплинированности, организованности.

Участие в праздниках и досугах и подготовка к ним приносят большое эмоциональное и эстетическое удовлетворение, объединяют детей и взрослых общими радостными переживаниями, надолго остаются в памяти, как яркое событие.

Большое воспитательное значение имеет слаженная деятельность воспитателя и родителей, их совместное участие в подготовке и программе праздника (весёлых играх, плясках, соревнованиях, аттракционах, песнях и т.п.).

Положительный пример взрослых служит повышению родительского авторитета.

Привлечение их к участию в детских физкультурных праздниках содействует пропаганде физической культуры и спорта среди широких слоёв населения и является одной из форм работы воспитателя с родителями по физическому воспитанию. Кроме того, физкультурные праздники содействуют улучшению физкультурно-массовой работы среди детей и взрослых.

Формировать здоровый образ жизни помогают такие праздники как «День здоровья», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «В гостях у Айболита» и др.

Правильно подобранные тематические подвижные игры и упражнения в сочетании с текстом, поединки детей с врагами здоровья (лень, обжорство, страхи и т. п.) позволяют формировать положительное отношение к закаливанию, гигиеническим процедурам, режиму дня, физкультуре, спорту.

Позабавить детей, доставить им удовольствие служат шуточные праздники – развлечения. Они создают хорошее настроение от игр, аттракционов, совместной с взрослыми деятельности, музыкального сопровождения, забавных атрибутов, изготовленных руками детей и членов их семей.

Самым универсальным видом активного отдыха для всех членов семьи являются туристические походы. Туристические походы служат надёжным средством укрепления здоровья и восстановления сил, израсходованных за неделю. Семейные туристические походы оказывают ни с чем несравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды и разнообразной двигательной активности. В семейном походе дети живут одними задачами с родителями, чувствуют причастность к общему делу, видят свою отдачу. Именно в походе сам по себе возникает тот духовный контакт, о котором многие родители только мечтают. Походы сближают родителей, детей и воспитателей, дают прекрасную возможность создания атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.

Вовлечение родителей в жизнь детского сада приносит большую пользу воспитателям и самим родителям. Родителям предоставляется возможность посещать детский сад в любое время, они могут видеть, как живут дети в детском саду.

Родители стали активными участниками жизни группы. Нельзя не отметить их вклад в улучшение развивающей среды в группе. Они действительно становятся единомышленниками и партнёрами в деле формирования и развития здорового образа жизни детей.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Погребской детский сад

Доклад на тему:

«Формирование здорового образа жизни

детей  дошкольного возраста

через  спортивные семейные праздники, досуги, развлечения»

Подготовила: Бескерова Е.А.

2014 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ «Спортивные досуги и праздники в формировании здорового образа жизни»

В ходе методической разработке было установлено, что проблема формирования основ здорового образа жизни является актуальной в педагогической теории и практике дошкольных образовательны...

Формирование здорового образа жизни дошкольного возраста

Формирование здорового образа жизни дошкольного возраста...

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни.Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольно...

Развлечение по формированию здорового образа жизни во второй группе раннего возраста "Путешествие в страну Здоровья"

Цель: формировать у детей навыки здорового образа жизни, учитьзаботиться о своем здоровье.1.Приобщать детей к регулярным занятиям физической культурой.2.Закреплять знания о необходимости быть чистыми,...

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста...

Квест – игра (развлечение)для детей старшего дошкольного возраста по формированию здорового образа жизни «В поисках сокровищ острова Здоровья».

Итоговый квест-игра, по закреплению у детей страшего дошкольного возраста навыков здорового образа жизни. Именно с детства мы начинаем формировать привычки правильного питания, пользе закаливания и за...