Восприятие
консультация

Дошкольная группа МБОУ Большеатменская СОШ Смешарики

Психологический процесс процесса восприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospriyatie.docx17.38 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические особенности процесса восприятия.

Восприятие — ведущий познавательный процесс дошкольного возраста, который выполняет объединяющую функцию:

  • во-первых, восприятие объединяет свойства предметов в целостный образ предмета;
  • во-вторых, оно объединяет все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации;

—        в-третьих, восприятие объединяет весь полученный опыт об окружающем мире в форме представлений и образов предметов и формирует целостную картину мира в
соответствии с уровнем развития ребенка.
   Правильное представление о действительности обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новых видов деятельности,  адаптацию  в любой   новой   обстановке,   уверенность   ребенка   в   себе  и высокий уровень активности, ускоренное физическое и психическое развитие.

   Сущность процесса восприятия заключается в том, что оно обеспечивает получение и первичную переработку информации из внешнего мира: узнавание и различение отдельных свойств  предметов, самих предметов, их особенностей и назначения. Восприятие помогает отличить одни  предмет от других, выделить какие-то

предметы   или явления из  ряда других похожих  или  непохожих  на него.

Как  же это  происходит?

Любая   информация  поступает  к  нам   через органы чувств:  глаза, уши, нос, язык, поверхность тела. Каждый  орган   чувств   получает   свой   специфический для  него   вид   информации.   А   в   реальном мире каждый  предмет  может обладать  разными видами информации (разными свойствами). Роль восприятия заключается в том, что оно объединяет все свойства предмета и формирует у    нас представление о целом предмете со всеми его свойствами.  Даже когда предмет убирают от нас, мы  по  одному  только   запаху  можем  представить  его вновь. При первой встрече с предметом формируется его «образ», который мы можем мысленно воссоздать.  Он будет не очень точным, а схематичным или выделится какое-то одно свойство — тогда «образ» предмета будут называться представлением.  По мере накопления знаний о предмете,  представление будет уточняться,  как бы  восстанавливаться  и  приближаться  по  точности  к самому предмету. Когда представления неточные, неполные, человек может путать предметы, не узнавать их, не сможет правильно ими пользоваться. Задача развития  восприятия  заключается  в  том,  чтобы  сформировать у ребенка правильное представление об окружающих  предметах  и явлениях.

Как это сделать?

Главным условием является обучение ребенка действиям с этими предметами. И не любые действия, а такие, которые помогают ребенку обнаружить основные свойства предмета, его назначение, особенности. Эти действия называются перцептивными или воспринимающими, обследовательскими.

В мире существует огромное количество предметов и явлений,  они обладают самыми разнообразными свойствами. Для того, чтобы облегчить и ускорить процесс формирования   представлений   об   окружающем   мире, необходимо   обучить   ребенка   основным   действиям   и правилам   восприятия.   Когда   ребенок   их   освоит,   он сам, без помощи взрослых, будет изучать предметы и явления и получать правильные представления о них. Если ребенок знает, что надо делать, как надо знакомиться с новым для него предметом, то у него появляется познавательная активность, любознательность. На первых этапах развития восприятия:  в младенческом и раннем возрасте, в начале дошкольного периода,  — когда восприятие предметно и ребенок еще не отделяет его свойства,  перцептивные действия примитивны и сразу переходят в исполнительские по воздействию на предмет: захватывание, бросание,  манипулирование. Поэтому образ предмета, который формируется у ребенка, очень  приблизительно отражает  предмет,  он

не  расчленен,   то есть  не  выделяются отдельные свойства, детали, части, особенности предмет Ребенок путает предметы, может не узнать знакомый предмет, если  его  повернуть  или  показать  только  его   часть.

В дальнейшем развитии ребенок осваивает сложные перцептивные действия, которые помогают ему  выделять свойства предметов, количество таких обследовательских действий увеличивается при действии с предметами. Ребенок начинает разглядывать предметы, ощупывать их руками, сначала всей кистью, а затем пальцами, останавливаясь на отличительных деталях. Взрослый обучает ребенка таким перцептивным действиям, как прикладывание предметов друг к другу для сравнения, наложение, измерение. Благодаря разнообразным перцептивным действиям образ предмета становится дифференцированным, то есть в нем выделяются детали, части, особенности предмета. Образ более приближен к реальному предмету. Представление о предмете обогащается названием его свойств, информацией о назначении предмета, возможными разновидностями предмета и другими сведениями.

У старшего дошкольника восприятие предметов и явлений опирается на систему перцептивных действий и систему эталонов (принятых образцов), с которыми ребенок сравнивает предметы. Характер перцептивных действий меняется, в них увеличивается доля зрительного обследования, и только в затруднительных случаях и с незнакомыми объектами в обследовании участвует рука.
Ребенок может уже мысленно выполнять некоторые двигательные действия: переворачивание предмета, прикладывание, измерение. Такие сложные действия помогают
сформировать более детальный образ предмета, где все свойства и детали находятся в определенном соотношении друг с другом, тогда образ называют системным.
Ребенок становится наблюдательным, замечая малейшие отличия. Он с интересом знакомится с новыми незнакомыми предметами и явлениями, применяя накопленный опыт перцептивных действий, которые превращаются в инструмент познания. Восприятие становится психическим процессом, все больше осуществляется в уме, почти мгновенно, перцептивные действия сворачиваются, выполняются незаметно и быстро. Ребенок быстро узнает
знакомые  предметы,   замечает  их отличия и сходство.

Тогда говорят, что восприятие стало внутренним процессом. Перцептивные действия, которые выполняются в уме, создают условия для формирования мышления. Мышление уже направлено на познание не внешних особенностей предметов и явлений, а на познание скрытых связей между предметами и явлениями, их внутренних особенностей, сложных отношений между ними, таких, как причина и следствие, функции предметов, родовые и видовые связи и другие. Тогда ребенок готов к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое занятие по развитию зрительного восприятия на тему: «Развитие восприятия цвета, формы, величины с применением компьютерных технологий»

Целью данного мероприятия является закрепление умений соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающей обстановки,строить объемные конструкции по инструкции, соотносить контурные и силуэтные изобр...

Требования к разделу "Развитие зрительного восприятия"(Сенсорное восприятие цвета, формы, величины)

Содержание требований программы по разделу«Развитие зрительного восприятия» ФОРМИРОВАНИЕ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ   О   СИСТЕМЕ   ЭТАЛОНОВ   ВЕЛИЧИНЫ I год...

Допматериал к консультации для педагогов Особенности восприятия сенсорных эталонов дошкольниками. Методы развития восприятия и памяти у детей 2-7 лет

   Презентация к консультации для педагогов "Особенности восприятия сенсорных эталонов дошкольниками. Методы развития внимания и восприятия детей 2-7 лет"...

Консультация для педагогов Особенности восприятия сенсорных эталонов дошкольниками. Методы развития внимания и восприятия у детей 2-7 лет

   Насколько успешно и самостоятельно ребенок владеет системой сенсорных обследовательских действий, позволяющих ему самостоятельно рассматривать, обследовать предметы для выявления и...

Образовательный проект по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста " Внедрение эффективных методов и приемов развития восприятия в процессе экспериментирования со звуками".

Краткосрочный образовательный проект  по развитию слухового восприятия рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и направлен на развитие уменя детей слушать и слышать окружающие , в том чи...

Конспект логопедического занятия в старшей группе по формированию фонетико-фонематического восприятия «Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках»

Цель: формировать слуховое внимание и восприятие детей на неречевых звуках.Задачи:Образовательные:- активизировать глагольный словарь: скрипит, звенит, звонит, заводится, льется, лает, кудахчет, пищит...