Образовательный проект по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста " Внедрение эффективных методов и приемов развития восприятия в процессе экспериментирования со звуками".
опыты и эксперименты (старшая группа) по теме
Краткосрочный образовательный проект по развитию слухового восприятия рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и направлен на развитие уменя детей слушать и слышать окружающие , в том числе музыкальные, звуки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_razvitiyu_sluhovogo_vospriyatiya.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеобразовательного вида №6 г. Ейска МО Ейский район
Образовательный проект
по развитию слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста
Тема: Внедрение эффективных методов и приемов развития восприятия в процессе экспериментирования со звуками.
Вид проекта: познавательный, творческий.
Тип проекта: коллективный, краткосрочный
Авторы проекта: Н.Н. Бородинова, А.С. Трунаева
2017 год.
Введение
Образовательный проект по развитию слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста «Внедрение эффективных методов и приемов развития слухового восприятия в процессе экспериментирования со звуками» рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и направлен на развитие умения детей слушать и слышать звуки окружающего мира, в том числе музыкальные звуки. Деятельность по реализации проекта предусматривает вовлечение всех участников образовательного процесса, что позволит улучшить социальное партнерство семьи и ДОУ.
Паспорт проекта
Название проекта | Внедрение эффективных методов и приемов развития восприятия в процессе экспериментирования со звуками. |
Тип проекта | краткосрочный. |
Вид | познавательный, творческий |
Образовательные области | «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». |
Участники проекта | музыкальный руководитель, воспитатели, дети подготовительной группы, родители |
Сроки реализации | 13 февраля-02 марта 2017г. |
Возрастная группа | Подготовительная (6-7 лет) |
Цель | Развитие интереса и потребности детей в творческом самовыражении, умения слушать, воспринимать звуки окружающего мира, в том числе музыкальные звуки |
Задачи | -Расширять кругозор детей старшего дошкольного возраста через восприятие звуков окружающего мира, знакомство с музыкальными инструментами. -Развивать умение импровизировать со звуком при игре на самодельных инструментах-игрушках. -Воспитывать любознательную, активную творческую личность, коммуникативные качества в процессе взаимодействия взрослых и детей при реализации проекта. |
Основные принципы | -принцип новизны (использование новейших педагогических технологий по исследуемой теме); -принцип активности и самостоятельности (побуждение детей к творчеству, сочинительству. Любое предложение ребенка должно быть зафиксировано и использовано в совместной деятельности); -принцип наглядности (предусматривает использование яркого и интересного иллюстративного и дидактического материала); -принцип партнерства (воспитанники должны чувствовать себя наравне со взрослыми, это объединяет, влияет на психологическую атмосферу); -принцип систематичности и последовательности (предусматривает усложнение поставленных задач в течение осуществления проектной деятельности). |
Этапы реализации | 1.Первый этап. Целеполагание. (постановка цели, выбор методов и приемов реализации проекта). 2.Второй этап. Организационно-подготовительный. - проанализировать и подобрать музыкально-педагогическую литературу по проблеме развития слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста. -сформулировать исходные позиции – цели, задачи и предполагаемый результат. Разработать план реализации проекта. -разработать методические рекомендации по развитию восприятия детей старшего дошкольного возраста. -довести до участников важность темы -наметить план действий -обсудить план проекта с педагогами -ознакомить родителей (законных представителей) с планом проекта 3.Третий этап. Основной. (Реализация проекта). 4.Четвертый этап. Итоговый. (Продукт реализации проекта). |
Планируемые результаты | -повышение уровня развития восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста; -повышение профессиональной компетентности педагогов и родителей по вопросам развития восприятия детей старшего дошкольного возраста; -внедрение новых технологий в воспитательно-образовательный процесс учреждения; - активность детей старшего дошкольного возраста в творческом самовыражении, сочинительстве, совместном музицировании; - активность педагогов образовательного учреждения в продуктивных видах деятельности, составлении серии консультаций для родителей по развитию восприятия. Итоговый продукт: -выставка изготовленных самодельных шумовых инструментов -исполнение сказки-шумелки «Пых» на празднике, посвященном 8 марта. |
Актуальность темы:
Актуальность проекта обусловлена требованиями ФГОС, которые направлены на решение следующих задач: охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром; развития инициативности, самостоятельности ребенка, его потребности в самовыражении и формирования предпосылок учебной деятельности, а также основной задачей используемой программы музыкального развития детей «Ладушки»- введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой, поскольку она не дает ребенку чувствовать себя некомпетентным в том или ином виде деятельности.
Проблема:
Известно, что с давних времен люди сопровождали пение различными звуками- ритмичным стуком барабанов, игрой на самодельных инструментах. Каждая дудочка, вырезанная из камыша или лозы, каждая погремушка, изготовленная из пустотелой тыквы или высушенного пузыря и наполненная камешками или крупой, имела свой неповторимый голос.
К сожалению, сегодня такие инструменты не являются столь популярными, как это было в прошлом, хотя погремушки и другие звучащие игрушки используются родителями до сих пор, но такие игрушки зачастую имеют неестественную окраску звука, а значит, могут отрицательно повлиять на развитие слухового восприятия детей дошкольного возраста. Дети не умеют слушать окружающие нас звуки, а соответственно у них не развивается навык слышать, то есть мало развито слуховое восприятие.
Именно поэтому многие дети совсем не умеют слушать других людей – своих сверстников, педагогов, не могут воспринимать словесную инструкцию, сосредоточить свое внимание на звуках, которые окружают их в повседневной жизни. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону в развитии ребенка, научим его слушать звуки окружающего мира, тем меньше проблем у него будет в дальнейшей школьной жизни.
Гипотеза:
Если организовать целенаправленную работу по развитию у детей старшего дошкольного возраста слухового внимания и восприятия, то это будет способствовать:
-у детей – развитию слухового восприятия, что влияет как на развитие музыкальных способностей, так и на развитие предпосылок успешной социальной адаптации
- у родителей – созданию условий в семье для развития совместного творчества и развитию коммуникативных навыков в процессе общения с детьми
-у педагогов- повышению заинтересованности и активности в совместной продуктивной (изготовление шумовых инструментов) и творческой (сочинение и исполнение историй и сказок) деятельности.
План реализации проекта
Формы работы | Срок выполнения | Участники |
Организация наполнения музыкально-развивающей среды в группе. | 13.02 | Воспитатели, музыкальный руководитель |
Консультация для педагогов «Роль воспитателя в самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников» | 13.02 | Музыкальный руководитель |
Внедрение эффективных методов и приемов развития восприятия в процессе НОД по музыке. | 14.02.-01.03 | Воспитатели, дети, музыкальный руководитель |
Консультация для родителей «Звуки в вашем доме». | 15.02 | Музыкальный руководитель. родители |
Совместная деятельность воспитателей и музыкального руководителя «Практическое применение средств ИКТ для развития слухового восприятия». | 17.02 | Воспитатели, музыкальный руководитель |
Развлечение «Играем в оркестр». | 15.02. | Музыкальный руководитель, воспитатели, дети |
Совместная деятельность воспитателя с детьми «Эксперименты со звуками». | 16.02.-29.02 | Воспитатели, дети |
Консультация на сайте ДОУ | 20.02-22.02 | Музыкальный руководитель |
Мастер-класс для родителей «Изготовление шумовых инструментов из бросового материала». | 27.02 | Музыкальный руководитель, родители, дети |
Совместная творческая деятельность воспитателя с детьми «Сочиним и озвучим сказку». | 28.02 | Воспитатели, дети |
Выставка самодельных шумовых инструментов. | 29.02 | Музыкальный руководитель, воспитатели, дети, родители |
Выбор участников и репетиция сказки-шумелки «Пых». | 01.03 | Музыкальный руководитель, дети |
Показ сказки-шумелки «Пых» на празднике. | 03.03 | Музыкальный руководитель, воспитатели, дети, родители |
Перспективы дальнейшего развития проекта
Проблема развития восприятия актуальна, особенно на современном этапе развития нашего общества и образовательной системы, поэтому предполагается дальнейшая работа по реализации проекта, нахождению новых форм и методов, а также совершенствованию хорошо зарекомендовавших форм и методов развития восприятия в воспитательно-образовательной практике со всеми участниками образовательного процесса.
Возможность распространения проекта:
На локальном уровне:
-день открытых дверей для родителей
-фестиваль детского творчества «Расскажи сказку».
На муниципальном уровне:
-обмен опытом (городское методическое объединение музыкальных руководителей),
На региональном уровне:
- распространение опыта на педагогических порталах и сайтах сети Интернет.
Литература:
Т.Н. Девятова «Звук волшебник» Образовательная программа по воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Линка – пресс, М, 2006 год. |
«Ладушки»: Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Авторы-составители И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцева. С-Пб.: Композитор, издание 2, 2015г. |
«Праздник каждый день» конспекты музыкальных занятий для подготовительной группы с аудиоприложением (2 СД) И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцева. С-Пб.: Композитор,2015г. |
«Этот удивительный ритм» И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцева. С-Пб.: Композитор 2007г. |
«Сказка в музыке» О.П.Радынова, ТЦ «Сфера»,2014г. |
«Посвящение К.Орфу» Е.Забураева, Н.Перунова, Н.Карш «Невская нота», 2013г. |
Н. А. Ветлугина «Детский оркестр», Москва, 1976 год. |
О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», М, 2001 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционной подгрупповой образовательной деятельности в старшей группе на тему: « Развитие слухового восприятия на неречевых звуках» дети с ФФНР
Конспект коррекционной подгрупповой образовательной деятельности в старшей группе на тему: « Развитие слухового восприятия на неречевых звуках» дети с ФФНРЦели:Коррекцион...
Консультация «Дидактические игры для развития слухового восприятия детей раннего возраста».
Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад «Торга» п. Комсомольский Республика КалмыкияВоспитатель первой категории Басхамжаева Надежда Бадма - Халгаевна Консультаци...
«РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»
Восприятие – один из важнейших психологических процессов с помощью которого происходит формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положений в пространстве,...
Семинар-практикум на тему: «Содержание работы по развитию образной речи на занятиях, использование эффективных методов и приемов развития образной речи».
Одна из актуальных проблем развития речи дошкольников – формирование образных средств языка, развитие образной речи.Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребен...
Семинар-практикум для педагогов на тему: "Использование эффективных методов и приемов развития образной речи в свободной образовательной деятельности"
Одна из актуальных проблем развития речи старших дошкольников - формрование образных средств языка, развитие образной речи. Какой же педагог не хочет, чтобы речь его воспитанников была не только прави...
Развитие слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
В статье рассматриваются особенности слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, приёмы развития слухового восприятия, использующиеся в коррекционно-р...
"Эффективные методы и приемы развития речи дошкольников при ознакомлении с художественным произведением".
Консультация для воспитателей.Традиционно литература используется в целях умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников.Знакомство детей с художественным произведениями вызывает у...