Образовательный проект по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста " Внедрение эффективных методов и приемов развития восприятия в процессе экспериментирования со звуками".
опыты и эксперименты (старшая группа) по теме

Бородинова Наталья Николаевна

Краткосрочный образовательный проект  по развитию слухового восприятия рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и направлен на развитие уменя детей слушать и слышать окружающие , в том числе музыкальные, звуки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_razvitiyu_sluhovogo_vospriyatiya.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеобразовательного вида №6 г. Ейска МО Ейский район

Образовательный проект

по развитию слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста

Тема: Внедрение эффективных методов и приемов развития восприятия в процессе экспериментирования со звуками.

Вид проекта: познавательный, творческий.

Тип проекта: коллективный, краткосрочный

Авторы проекта: Н.Н. Бородинова, А.С. Трунаева

2017 год.

Введение

Образовательный проект по развитию слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста «Внедрение эффективных методов и приемов развития слухового восприятия в процессе экспериментирования со звуками» рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и направлен на развитие умения детей слушать и слышать звуки окружающего мира, в том числе музыкальные звуки. Деятельность по реализации проекта предусматривает вовлечение всех участников образовательного процесса, что позволит улучшить социальное партнерство семьи и ДОУ.

Паспорт проекта

Название проекта

Внедрение эффективных методов и приемов развития восприятия в процессе экспериментирования со звуками.

Тип проекта

краткосрочный.

Вид

познавательный, творческий

Образовательные области

«Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Участники проекта

музыкальный руководитель, воспитатели, дети подготовительной группы, родители

Сроки реализации

13 февраля-02 марта 2017г.

Возрастная группа

Подготовительная (6-7 лет)

Цель

Развитие интереса и потребности детей в творческом самовыражении, умения слушать, воспринимать звуки окружающего мира, в том числе музыкальные звуки

Задачи

-Расширять кругозор детей старшего дошкольного возраста через восприятие звуков окружающего мира, знакомство с музыкальными инструментами.

-Развивать умение импровизировать со звуком при игре на самодельных инструментах-игрушках.

-Воспитывать любознательную, активную творческую личность, коммуникативные качества в процессе взаимодействия взрослых и детей при реализации проекта.

Основные принципы

-принцип новизны (использование новейших педагогических технологий по исследуемой теме);

-принцип активности и самостоятельности (побуждение детей к творчеству, сочинительству. Любое предложение ребенка должно быть зафиксировано и использовано в совместной деятельности);

-принцип наглядности (предусматривает использование яркого и интересного иллюстративного и дидактического материала);

-принцип партнерства (воспитанники должны чувствовать себя наравне со взрослыми, это объединяет, влияет на психологическую атмосферу);

-принцип систематичности и последовательности (предусматривает усложнение поставленных задач в течение осуществления проектной деятельности).

Этапы реализации

1.Первый этап. Целеполагание. (постановка цели, выбор методов и приемов реализации проекта).

2.Второй этап. Организационно-подготовительный.

- проанализировать и подобрать музыкально-педагогическую литературу по проблеме развития слухового восприятия  детей старшего дошкольного возраста.

-сформулировать исходные позиции – цели, задачи и предполагаемый результат. Разработать план реализации проекта.

-разработать методические рекомендации по развитию восприятия детей старшего дошкольного возраста.

-довести до участников важность темы

-наметить план действий

-обсудить план проекта с педагогами

-ознакомить родителей (законных представителей) с планом проекта

3.Третий этап. Основной. (Реализация проекта).

4.Четвертый этап. Итоговый. (Продукт реализации проекта).

Планируемые результаты

-повышение уровня развития восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста;

-повышение профессиональной компетентности педагогов и родителей по вопросам развития восприятия  детей старшего дошкольного возраста;

-внедрение новых технологий в воспитательно-образовательный процесс учреждения;

 - активность детей старшего дошкольного возраста в творческом самовыражении, сочинительстве, совместном музицировании;

- активность педагогов образовательного учреждения в продуктивных видах деятельности, составлении серии консультаций для родителей по развитию восприятия.

Итоговый продукт:

-выставка изготовленных самодельных шумовых инструментов

-исполнение сказки-шумелки «Пых» на празднике, посвященном 8 марта.

Актуальность темы:

Актуальность проекта обусловлена требованиями ФГОС, которые  направлены на решение следующих задач: охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром; развития инициативности, самостоятельности ребенка, его потребности в самовыражении и формирования предпосылок учебной деятельности, а также основной задачей используемой программы музыкального развития детей «Ладушки»- введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой, поскольку она не дает ребенку чувствовать себя некомпетентным в том или ином виде деятельности.

Проблема:

Известно, что с давних времен люди сопровождали пение различными звуками- ритмичным стуком барабанов, игрой на самодельных инструментах. Каждая дудочка, вырезанная из камыша или лозы, каждая погремушка, изготовленная из пустотелой тыквы или высушенного пузыря и наполненная камешками или крупой, имела свой неповторимый голос.

       К сожалению, сегодня такие инструменты не являются столь популярными, как это было в прошлом, хотя погремушки и другие звучащие игрушки используются родителями до сих пор, но такие игрушки зачастую имеют неестественную окраску звука, а значит, могут отрицательно повлиять на развитие слухового восприятия детей дошкольного возраста. Дети не умеют слушать окружающие нас звуки, а соответственно у них не развивается навык слышать, то есть мало развито слуховое восприятие.

Именно поэтому  многие дети совсем не умеют слушать других людей – своих сверстников, педагогов, не могут воспринимать словесную инструкцию, сосредоточить свое внимание на звуках, которые окружают их в повседневной жизни. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону в развитии ребенка, научим его слушать звуки окружающего мира, тем меньше проблем у него будет в дальнейшей школьной жизни.

Гипотеза:

Если организовать целенаправленную работу по развитию у детей старшего дошкольного возраста слухового внимания и восприятия, то это будет способствовать:

-у детей – развитию слухового восприятия, что влияет как на развитие музыкальных способностей, так и на развитие предпосылок успешной социальной адаптации

- у родителей – созданию условий в семье для развития совместного творчества и развитию коммуникативных навыков в процессе общения с детьми

-у педагогов- повышению заинтересованности и активности в совместной продуктивной (изготовление шумовых инструментов) и творческой (сочинение и исполнение историй и сказок) деятельности.

План реализации проекта

Формы работы

Срок

выполнения

Участники

Организация наполнения музыкально-развивающей среды в группе.

13.02

Воспитатели,

музыкальный руководитель

Консультация для педагогов

«Роль воспитателя в самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников»

13.02

Музыкальный руководитель

Внедрение эффективных методов и приемов развития восприятия в процессе НОД по музыке.

14.02.-01.03

Воспитатели, дети,

музыкальный руководитель

Консультация для родителей «Звуки в вашем доме».

15.02

Музыкальный руководитель. родители

Совместная деятельность воспитателей и музыкального руководителя «Практическое применение средств ИКТ для развития слухового восприятия».

17.02

Воспитатели,

музыкальный руководитель

Развлечение «Играем в оркестр».

15.02.

Музыкальный руководитель, воспитатели, дети

Совместная деятельность воспитателя с детьми «Эксперименты со звуками».

16.02.-29.02

Воспитатели, дети

Консультация на сайте ДОУ

20.02-22.02

Музыкальный руководитель

Мастер-класс для родителей «Изготовление шумовых инструментов из бросового материала».

27.02

Музыкальный руководитель, родители, дети

Совместная творческая деятельность воспитателя с детьми «Сочиним и озвучим сказку».

28.02

Воспитатели, дети

Выставка самодельных шумовых инструментов.

29.02

Музыкальный руководитель, воспитатели, дети, родители

Выбор участников и репетиция сказки-шумелки «Пых».

01.03

Музыкальный руководитель, дети

Показ сказки-шумелки «Пых» на празднике.

03.03

Музыкальный руководитель, воспитатели, дети, родители

Перспективы дальнейшего развития проекта

             Проблема развития восприятия актуальна, особенно на современном этапе развития нашего общества и образовательной системы, поэтому предполагается дальнейшая работа по реализации проекта, нахождению новых форм и методов, а также совершенствованию хорошо зарекомендовавших форм и методов развития восприятия в воспитательно-образовательной практике со всеми участниками образовательного процесса.

Возможность распространения проекта:

На локальном уровне:

-день открытых дверей для родителей

-фестиваль детского творчества «Расскажи сказку».

На муниципальном уровне:

-обмен опытом (городское методическое объединение музыкальных руководителей),

На региональном уровне:

- распространение опыта на педагогических порталах и сайтах сети Интернет.  

Литература:

Т.Н. Девятова «Звук волшебник» Образовательная программа по воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Линка – пресс, М, 2006 год.

«Ладушки»: Программа музыкального воспитания детей   дошкольного     возраста.  Авторы-составители И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцева. С-Пб.:  Композитор, издание 2, 2015г.

«Праздник каждый день» конспекты  музыкальных занятий для подготовительной группы с аудиоприложением (2 СД) И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцева.  С-Пб.:  Композитор,2015г.

«Этот удивительный ритм» И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцева.  С-Пб.:  Композитор 2007г.

«Сказка в музыке» О.П.Радынова, ТЦ «Сфера»,2014г.

«Посвящение К.Орфу» Е.Забураева, Н.Перунова, Н.Карш «Невская нота», 2013г.

Н. А. Ветлугина «Детский оркестр», Москва, 1976 год.

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», М, 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционной подгрупповой образовательной деятельности в старшей группе на тему: « Развитие слухового восприятия на неречевых звуках» дети с ФФНР

Конспект коррекционной подгрупповой  образовательной  деятельности в старшей группе на тему: « Развитие слухового восприятия  на неречевых звуках»  дети с ФФНРЦели:Коррекцион...

Консультация «Дидактические игры для развития слухового восприятия детей раннего возраста».

Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад «Торга» п. Комсомольский Республика КалмыкияВоспитатель первой категории Басхамжаева Надежда Бадма - Халгаевна Консультаци...

«РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

Восприятие – один из важнейших психологических процессов с помощью которого происходит формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положений в пространстве,...

Семинар-практикум на тему: «Содержание работы по развитию образной речи на занятиях, использование эффективных методов и приемов развития образной речи».

Одна из актуальных проблем развития речи дошкольников – формирование образных средств языка, развитие образной речи.Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребен...

Семинар-практикум для педагогов на тему: "Использование эффективных методов и приемов развития образной речи в свободной образовательной деятельности"

Одна из актуальных проблем развития речи старших дошкольников - формрование образных средств языка, развитие образной речи. Какой же педагог не хочет, чтобы речь его воспитанников была не только прави...

Развитие слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье рассматриваются особенности слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, приёмы развития слухового восприятия, использующиеся в коррекционно-р...

"Эффективные методы и приемы развития речи дошкольников при ознакомлении с художественным произведением".

Консультация для воспитателей.Традиционно литература используется в целях умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников.Знакомство детей с художественным произведениями вызывает у...