«Возрастные особенности детей 2-3 лет. Кризис трех лет»
консультация
Консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozrastnye_osobennosti_detey_2-3_let._krizis_treh_let.docx | 17.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на тему
«Возрастные особенности детей 2-3 лет. Кризис трех лет»
Бондарева Л.А., педагог-психолог
МДОУ «Детский сад «Журавлёнок» г. Надыма
В возрасте 2-3 лет происходит бурное развитие познавательной активности.
Расширяются познавательные интересы ребенка. О наличии познавательных интересов свидетельствую вопросы ребенка (что – зачем?).
Ребенок стремится познакомиться как можно с большим количеством предметов и игрушек и овладеть предметными действиями с ними (ведущая деятельность предметная, мышление наглядно - действенное). Усвоение предметных действий происходит в результате прямого научения или подражания действиям взрослого.
Основной способ познания ребенком окружающего мира – метод проб и ошибок. Поэтому дети очень любят разбирать игрушки.
Малыш 2—3 лет может не понимать разницы между живым и неживым и «разобрать на части» живую бабочку так же, как он это делает с пластмассовой машинкой. Пока еще такое поведение не является проявлением жестокости. Разницу между живым и неживым он усваивает из наблюдений за отношением взрослого к разным объектам.
Активная роль в развитии ребенка принадлежит ему самому. Поэтому необходимо обеспечить ребенку широкие возможности пользоваться каждым из пяти чувств. Знакомясь с миром он должен видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус и запах.
Детям 2 – 3 лет полезны различные самообучающие игрушки (матрешки, пирамидки, вкладыши).
Обучение в этом возрасте происходит на собственном практическом опыте, и на основе подражания приятному взрослому. При этом ребенок подражает всему, что делает взрослый, и хорошему, и плохому, и правильному и неправильному.
Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало, и принимает что-то только от того человека, которому он доверяет.
Особенности развития психических процессов в возрасте 2-3 лет.
В тесной связи с развитием предметных действий идет развитие восприятия (наряду с развитием мышления, внимание, памяти; восприятие является доминирующим), т.к. в процессе действий с предметами ребенок знакомится не только со способами употребления предметов, но и со свойствами предметов: формой, величиной, цветом.
Мышление ребенка данного возраста носит наглядно-действенный характер. Это означает, что познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций, соответственно и ведущим типом игры является предметно-манипулятивный.
Психические процессы носят непроизвольный характер. Дети не могут сразу прекратить что – либо делать, не могут сесть и запомнить. Узнать или запомнить ребенок может только то, что ему понравилось или запомнилось само по себе. Увлекательной деятельностью ребенок может заниматься максимум в течение 10 минут.
Развитие эмоционально – личностной сферы и поведения.
Дети очень восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих. Они очень подвержены эффекту эмоционального заражения (если один- заплакал, то к нему присоединится ещё несколько, или один пошёл «Лошадкой», то к нему присоединится еще тройка лошадок). Ребенок 2—3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, малыша легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое.
Настроение подвержено частой смене, причем с резкими переходами. Эмоциональные переживания кратковременны, неустойчивы, выражаются бурно.
Завершается ранний возраст кризисом трех лет.
Кризис 3 лет – граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Новая позиция «Я – САМ», возрастание его самостоятельности и активности, требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, проявляющиеся в отношениях со взрослыми (и никогда – со сверстниками).
Как надо вести себя родителям в период кризиса ребенка трех лет?
По тому, на кого направлен кризис ребенка трех лет, можно судить о его привязанностях. Как правило, в центре событий оказывается мать. И главная ответственность за правильный выход из этого кризиса возлагается на нее. Запомните, что малыш страдает от кризиса сам. Но кризис трех лет – это важнейший этап в психологическом развитии ребенка, знаменующий переход на новую ступеньку детства. Поэтому, если Вы увидели, что очень резко изменился Ваш малыш, и не в лучшую сторону, постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими в воспитательных мероприятиях, расширяйте права и обязанности малыша и в пределах разумного дайте вкусить ему самостоятельность, чтобы насладиться ею. Знайте, что ребенок не просто не соглашается с Вами, он испытывает Ваш характер и находит в нем слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости.
Поэтому, когда желания ребенка намного превосходят реальные возможности, найдите выход в ролевой игре, которая с трех лет становится ведущей деятельностью ребенка. К примеру, Ваш ребенок не хочет кушать, хотя голоден. Вы не упрашивайте его. Накройте стол и посадите на стульчик мишку. Изобразите, будто мишка пришел обедать и очень просит малыша, как взрослого, попробовать, не слишком ли горячий суп, и, если можно, покормить его. Ребенок, как большой, садится рядом с игрушкой и незаметно для себя, играя, вместе с мишкой съедает полностью обед. В 3 года самоуважению ребенка льстит, если Вы звоните лично ему по телефону, просите его совета или делаете ему какие-нибудь «взрослые» подарки типа шариковых ручек.
Для нормального развития малыша желательно во время кризиса трех лет, чтобы ребенок ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с вами не малыш, а равный им товарищ и их друг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание: «Возрастные особенности детей 3-4 лет», Кризис 3 лет»
Задачи:1. Рассмотреть возрастные индивидуальные особенности детей 3-4 лет.2. Повышать психолого-педагогическую компетентность родителей по вопросам периода кризиса 3 лет у детей.3. Привлечь родителей ...
Презентация к родительскому собранию. "Возрастные особенности детей 3 - 4 лет. Кризис 3 - х лет и как его преодолеть"
Презентация...
Консультация для родителей Возрастные особенности детей 3-4 лет. Кризис 3-х лет
Консультация для родителей Возрастные особенности детей 3-4 лет. Кризис 3-х лет...
Конспект родительского собрания на тему: «Возрастные особенности детей 2-3 лет. Кризис трех лет»
Знакомство родителей с возрастными психологическими особенностями детей 3 лет и умение учитывать их в общении...
Консультация для родителей "Возрастные особенности детей 3-4 лет. Кризис трех лет."
Консультация для родителей дошкольников второй младшей группы. Особенности протекания кризиса трехлетнего возраста....
Родительское собрание на тему «Возрастные особенности детей 3-4 года, кризис 3-х лет. Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
Подготовила: Воспитатель второй младшей группы Окотэтто П.М....
Статья для родителей «Возрастные особенности детей 2-3 лет. Кризис трех лет»
Примерно к трем годам, а возможно, немного раньше, иногда уже в два, ребенок вдруг меняется. Милый сладкий крошка, такой нежный, такой легко управляемый, в один прекрасный день закатывает первый сканд...