Родительское собрание: «Возрастные особенности детей 3-4 лет», Кризис 3 лет»
консультация (младшая группа) на тему

Кучина Ирина Павловна

Задачи:

1. Рассмотреть возрастные индивидуальные особенности детей 3-4 лет.

2. Повышать психолого-педагогическую компетентность родителей по вопросам периода кризиса 3 лет у детей.

3. Привлечь родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений с 3-х летним ребенком.

4. Способствовать позитивному взаимодействию в различных ситуациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Второе родительское собрание во второй младшей группе № 6.

Воспитатели: Кучина Ирина Павловна

                         Фомина Любовь Сергеевна

Родительское собрание на тему: «Возрастные особенности детей 3-4 лет». « Кризис 3 лет»

Цель: познакомить родителей с возрастными особенностями детей 3-4 лет, актуализировать среди участников образовательных отношений проблемы воспитания и развития детей 3-х летнего возраста и найти пути их решения.

Задачи:

1. Рассмотреть возрастные индивидуальные особенности детей 3-4 лет.

2. Повышать психолого-педагогическую компетентность родителей по вопросам периода кризиса 3 лет у детей.

3. Привлечь родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений с 3-х летним ребенком.

4. Способствовать позитивному взаимодействию в различных ситуациях.

  1. Возрастные особенности детей 3 - 4 лет. Докладчик – воспитатель Кучина И.П.

Знаете ли вы своего ребёнка? Конечно, ответит почти каждый родитель. Мы занимаемся своими детьми с первых дней жизни. Это мы, родители, кормим их, одеваем. купаем, укладываем спать, учим делать первые шаги и произносить первые слова.

Ребёнку исполнилось 3 года. Это важный рубеж в его жизни - переход от раннего к дошкольному детству. Он поднимается на новую ступень своего развития, уже можно задуматься над его дальнейшей судьбой, и над тем, что можно сделать для того, чтобы он вырос умным, честным и счастливым человеком.

Именно в этот период закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка, и чтобы это формирование было полноценным необходимо постоянное и умелое руководство со стороны взрослых.

Зачастую многие родители не видят изменений которые происходят с их ребёнком, не замечают в каком лице говорит о себе ребёнок, не видят его потребностей. Для нормального развития желательно чтобы ребёнок ощущал что все взрослые знают что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ и друг. Поэтому:

Как не надо себя вести.

- Не надо постоянно ругать и наказывать ребёнка за все неприятные для вас проявления его самостоятельности.

- Не надо говорить "да" когда необходимо твёрдое "нет".

- Не подчёркивать свою силу и превосходство над ним.

В возрасте 3 - 4 лет ребёнок постепенно выходит за пределы семейного воспитания. Взрослый становится для ребёнка не только членом семьи, но и носителем определённой общественной функции. Желание ребёнка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущей в этом возрасте. Дети совершают действия с игрушками и предметами - заместителями, ограничиваются игрой с простыми ролями (мамы, папы, бабушки). Игры с правилами только начинают формироваться. То, что рисует ребёнок зависит от его представлений о предмете. Образы бедны, отсутствуют детали, но дети уже могут использовать цвет.

Под руководством взрослого дети способны вылепить простые предметы. Лепка имеет большое значение для развития мелкой моторики.

Аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия, простейшие её виды доступны детям.Конструируют они в основном по образцу и только несложные постройки.

Учатся ориентироваться в пространстве. У них развивается память и внимание, они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

В этом возрасте начинает развиваться воображение, когда одни предметы заменяются другими, и дети способны устанавливать некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в играх. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек. А положение ребёнка во многом определяется мнением взрослого.

Управлять своим поведением ребёнок ещё не может, начинает развиваться самооценка, при этом дети ориентируются на мнение взрослого. Продолжает развиваться их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек.

В дошкольный период очень важно, чтобы у ребёнка развивался положительный образ "я" - чувство собственного достоинства, формирование которого зависит от условий жизни и воспитания, прежде всего в семье. Наиболее правильный ответ на самый трудный вопрос всегда будет связан с осознанием родительской любви к ребёнку. Самые главные слова, которые нужно сказать своему ребёнку: "Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, мы всё преодолеем".

Любить ребёнка - это не значит обладать им или жить рядом, а скорее чувствовать, угадывать, что ему нужно, и доверять ему. Доверие же всегда связано с риском. Но воспитание на доверии принесёт гораздо больше положительных результатов и радости как детям, так и взрослым.

Как любить своего ребёнка

Правило первое: уметь слушать своего ребёнка всегда и везде не перебивая и не отмахиваясь от него проявляя терпение и такт.

Правило второе: уметь говорить, проявляя мягкость и уважительность исключая назидательность, грубость и хамство.

Правило третье: наказывать не унижая, а сохраняя достоинство ребёнка вселяя надежду на исправление.

Правило четвёртое: достичь успехов в воспитании можно лишь тогда, когда родители - пример для подражания.

Правило пятое: признавать свои ошибки, просить прощение за неправильные действия и поступки, быть справедливым в оценке себя и других.

Ребёнок пришёл в детский сад. Социальная среда в детском саду противоположна домашней. Дома ребёнок воздвигнут на пьедестал. Жизнь семьи вертится вокруг него. А в детском саду он такой же как и все. Он часть группы, и зачастую он не знает как себя вести. Поэтому дома установка должна быть следующей: ребёнок - не главный в семье, а часть семьи.

Во время пребывания ребёнка в детском саду мы все (дети, педагоги и родители) составляем треугольник, во главе треугольника конечно же стоит ребёнок. Он познавая новое, открывает самого себя (что я умею, могу, на что способен). Задача взрослых - помочь ему в этом нелёгком деле, не следует забывать и о социуме, который играет большую роль в развитии ребёнка.

Как вы думаете, что произойдёт с трёхногим табуретом если подломится одна ножка?(правильно, он упадёт).

Или вспомним басню И. Крылова "Лебедь, рак и щука": "Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, а выйдет из него не дело, а только мука". Отсюда вывод, что нам предстоит объединить наши усилия для того, чтобы детям было комфортно и интересно в детском саду.

Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше. Нас волнует поведение наших детей и трудности, с этим связанные.

  1. Кризис трех лет или возраст строптивости. Докладчик – воспитатель Фомина Любовь Сергеевна.

Под кризисом 3 лет у детей понимается - резкая, кардинальная перестройка сложившихся механизмов личности и становление новых черт личности и сознания ребёнка, а также новый переход к новому типу взаимоотношений с окружающим миром.

 Симптомы кризиса 3 лет у детей

  •  Происходит ломка прежних и становление новых качеств личности ребенка.
  •  Ребёнок начинает отделяться от взрослых.
  •  Возникает непреодолимое желание все делать, решать самостоятельно. В связи с чем, он яростно противостоит любому давлению со стороны окружающих людей.
  •  Ребенок начинает отстаивать свое «Я».
  •  В речи ребенка  все чаще можно услышать «Я», "Я сам", "Я могу", "Я хочу".
  •  Появляется чувство собственности, склонность к жадности, ревности.
  •  Малыш становится упрямым.
  •  Дети не делают того, о чем их попросили, делают все наоборот. Родителям важно знать, что стремление делать все наоборот проявляется  против  воли ребенка, в ущерб его интересам.
  •  Ребенок может проявлять недовольство тем, что предлагает ему взрослый, может ссориться с окружающими людьми, вести себя агрессивно, кусаться, драться.
  •  Может называть родителей бранными словами. Что делать родителям в этом случае? Как себя вести с ребёнком? Как реагировать на оскорбления? Родителям следует показать свое недовольство поведением ребенка, свою обиду. Строго скажите ребенку, что вам не нравится слушать такие слова, и вы не хотите, чтобы он их употреблял.
  •  В этом возрасте у детей часты слезы и истерика, если взрослые не удовлетворили желания ребёнка. 
  •  Ребенок требует от взрослых постоянного внимания к себе. 
  •  Дети во время кризиса 3 лет больше стремятся к поощрениям, появляется чувство гордости за свои достижения, успехи.

Причины кризиса 3 лет у детей

Как вы уже знаете в период кризиса 3 лет у детей появляются такие особенности в поведении как: негативизм, своеволие, упрямство, агрессия и многие другие нежелательные проявления психики. Все эти особенности поведения объясняются тем, что ребёнок период 2,5 - 3,5 лет начинает осознавать себя самостоятельной личностью и проявлять собственную волю.

Острое протекание кризиса трех лет с истериками может быть следствием авторитарной модели воспитания в семье, ограничения личной инициативы  и самостоятельности ребёнка, неадекватного и частого применения наказаний и запретов, либо наоборот к обострению взаимоотношений ребенка со взрослыми будет способствовать такой стиль семейного воспитания как гиперопека, а также несогласованность и непоследовательность в требованиях к ребенку.

Сколько длится кризис 3 лет у детей?

В центре кризиса 3 лет стоит бунт против авторитарного воспитания, против ранее сложившихся отношений в семье. Понятие "Кризис трёх лет"  весьма условно, его временные границы  размыты. Начинается кризис 3 лет примерно с 2,5 и продолжается до 3,5 - 4 лет. Продолжительность протекания кризиса 3 лет зависит от выбранной модели воспитания, особенностей психики и личности самого ребенка.

 5 правил правильного поведения родителей с ребенком

1. Правило: “Ты сделал это сам, и мы, твои родители, радуемся!”

Обратите внимание, умеет ли ваш ребенок радоваться собственноручно построенной башенке, собранной пирамидке, нарисованным каракулям, или остается безразличным. Помогите ребенку сформировать собственное суждение о себе и о своих действиях: “Ты умница, всю кашу съела”; “Молодец, как много колобков нарисовал!”; “Какую ровненькую дорожку для машин ты сам построил”.
2. Правило: “Я взрослый, я все умею и научу тебя, мой малыш!”

Утром, собираясь в детский сад, вместо того чтобы подгонять малыша и упрекать его в неумении и медлительности, предложите ему поиграть. Пусть ребенок одевает мишку или зайца, а вы - малыша. Соревнуйтесь, кто справится быстрее!
3.Правило: “У тебя не все получилось, давай-ка еще разок!”

 Бунт и капризы в период кризиса трех лет следует не искоренять, а направлять в другое русло - игру-соревнование, игру-сказку, игру “в семью”. Играйте с ребенком, через игру дети избавляются от глупого упрямства, а их поведение становится целенаправленным и настойчивым.
4. Правило: “Мне нужен такой помощник, как ты, малыш!”

Ребенок хочет быть самостоятельным. Поощряйте его самостоятельность, и он станет настоящим помощником: пусть стирает рядом с мамой или убирает со стола с бабушкой, папе можно подавать инструменты, с дедушкой чинить машину или куклу.
5. Правило: “Давай посоветуемся!”

Вопрос к малышу: “Что и как будем делать?” всегда эффективнее, чем жесткий приказ или навязчивая опека. Тем самым вы научите ребенка выбирать себе занятие, иметь свои желания, вместо того чтобы упрямиться и делать все наоборот. Вы научитесь прислушиваться к ребенку, незаметно подсказывать ему правильное решение. Дети любят, когда к ним обращаются за советом или помощью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание:"возрастные особенности детей 3-4 лет"

Собрание разработано с учётом проблем в пириод кризиса детей 3лет....

Родительское собрание. Возрастные особенности детей раннего возраста.Адаптация детей.

Адаптация детей. Возрастные особенности детей раннего возраста....

Конспект родительского собрания "Возрастные особенности детей 6-7 лет. Задачи воспитания и обучения детей в подготовительной группе"

Возрастные особенности детей 6–7 лет. Задачи воспитания и обучения детей в подготовительной группеЦели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия...

Родительское собрание в средней группе: «Организационное родительское собрание. Возрастные особенности детей 4 - 5 лет».

Цели:расширение контакта между педагогами и родителями;моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год;повышение педагогической культуры родителей....

Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста» Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 2-3 лет»

Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста»Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 1,5-3 лет&raqu...

Родительское собрание "Возрастные особенности детей раннего возраста.Адаптация детей в детском саду"

Родительское собрание "Возрастные особенности детей раннего возраста.Адаптация детей в детском саду"...