Социальный проект по театрализованной деятельности " Чудо по имени Театр"
проект
В проекте представлена технология развития творческих способностей учащихся посредством погружения ребёнка в сказку через различные виды деятельности: театрально-игровую, речевую, продуктивно-творческую.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 43.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальный проект по театрализованной деятельности «Чудо по имени Театр»
(2 год обучения 2019 год)
23 октября
Тип проекта: познавательно-творческий, ролево-игровой.
Приоритетное направление, по которому заявлен проект: социальное
Проблема: недостаточное развитие творческих способностей учащихся
Обоснование проблемы:
- недостаточное внимание педагогов к театрализованной деятельности в Доме детского творчества и начальной школе;
- поверхностные знания детей и родителей о разных видах театра, различных формах театрализованной деятельности в Доме детского творчества;
- несформированность умений детей в «актерском» мастерстве (выразительность речи, дикция, пантомимика);
- недостаточная оснащённость предметной среды в учебном учреждении для реализации театрализованной деятельности.
Описание проекта. В проекте представлена технология развития творческих способностей учащихся посредством погружения ребёнка в сказку через различные виды деятельности: театрально-игровую, речевую, продуктивно-творческую. При этом учитывается интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общественное значение сказки для нравственного и эстетического воспитания детей.
Содержание проекта включает в себя работу над драматизацией различных сказок и сценок: анализ содержания произведения; обсуждение с детьми; деление на эпизоды; рассказывание с помощью иллюстраций и различных видов театра; распределение ролей; игровые упражнения, этюды, способствующие практическому и эмоциональному освоению действий по сюжетам. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки малоактивных детей, помогает им преодолевать застенчивость и зажатость.
Проект рассчитан на совместную деятельность детей, родителей и педагогов, который содержит перспективное планирование работы с детьми, конспекты игровых занятий, беседы о театре, театральных профессиях, чтение сказок, театрализованные, речевые, творческие игры и задания.
Представлена работа по вовлечению родителей в реализацию проекта: перспективный план взаимодействия с семьёй, включающий различные формы работы:
- совместно-продуктивное творчество (творческая мастерская по изготовлению атрибутов, декораций, костюмов), семейное словотворчество;
- консультационный материал, советы, рекомендации.
Проект универсален, может быть использован педагогами в работе с учащимися начальной школы и в кружковой работе при драматизации любой сказки.
Актуальность:
Введите ребёнка в мир театра,
И он узнает, как сказка хороша
Проникнется и мудростью, и добротой,
И с чувством сказочным пойдет он жизненной тропой.
Г.Попова
В настоящее время педагогами дополнительного образования уделяется огромное внимание творческому развитию школьников.
С чего же начинается развитие творческой личности? Конечно, с развития фантазии ребенка. А фантазия неотделима от сказки. Завязанная на человеческих чувствах, эмоциях и жизненных ситуациях, сказка своей доступностью близка и понятна детям. Дети хотят и любят играть. Дети, поиграем в сказку! Это принесёт вам радость! В жизни ребёнка с самого его рождения присутствует сказка со своими добрыми героями, превращениями и волшебными предметами. Ребёнок живёт в стране различных фантазий. Воплощение нестандартного для взрослого человека мышления ребёнок может найти в Доме детского творчества, где каждую минуту он видит подтверждение своего видения окружающего мира. Сказка близка и понятна детям, а отражение своего мироощущения он находит в театре.
Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию; проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, и, в итоге - раскрытию творческого потенциала ребенка.
Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к культуре, литературе, театру.
Инсценированные сказки (короткие сценки и целые спектакли) способствуют сплочению, дружбе, дети приобретают новые знания и умения. Работа над ними не только объединяет детей, но и зарождает у них чувства партнерства, взаимовыручки, ускоряется процесс овладения навыками публичных выступлений, помогает перешагнуть через «я стесняюсь», поверить в себя.
Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижением, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т. д.)
Самое главное, театр - это настоящий праздник, как для детей, так и для взрослых, эмоциональный всплеск, восторг от участия в общем деле.
Дети - прекрасные актеры, и такие непосредственные. А как светятся глаза от счастья и чувства собственного достоинства, когда им рукоплещут зрители. И такое возможно только в театрализованном действе, спектакле, представлении, драматизации, потому что театр всегда чудо, волшебство, бесконечный мир фантазии и радости. И сказки - это чудесное приглашение в этот загадочный мир. Вышеизложенное и легло в основу выбора темы проекта: «Чудо по имени Театр»
Участники проекта: дети 2 года обучения, педагог, родители.
Сроки реализации проекта: среднесрочный, два месяца.
Цель проекта: развитие творческих способностей детей школьного возраста посредством театрализованной деятельности.
Задачи проекта:
Образовательные:
- расширить представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорациях, о людях, которые работают в театре, об артистах; показать значимость и необходимость каждой профессии в театре;
- совершенствовать навыки связной (диалогической, монологической) речи детей;
- обогащать и расширять словарный запас детей;
- совершенствовать артистические навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса);
- обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином образовательном процессе: музыкальной, художественной литературой.
Развивающие:
- вызвать интерес детей к театрально-игровой деятельности, желание принимать активное участие в разыгрывании сказок и сценок;
- развивать эмоциональную сферу детей посредством театрализованной деятельности;
- содействовать развитию творческой активности детей, эмоциональности и выразительности в речи и движениях;
- побуждать к импровизации с использованием, доступных каждому ребенку средств выразительности (мимики, жестов, движений и т.п.);
- развивать у детей образное мышление, фантазию, детское творчество в различных видах деятельности (продуктивная, речевая, игровая);
- способствовать формированию эстетического вкуса;
- создать условия для самостоятельной театрализованной деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать умение налаживать и регулировать контакты в совместной и самостоятельной деятельности;
- воспитывать культуру речи.
Задачи по работе с родителями:
- повысить компетентность родителей в вопросах театрализованной деятельности в дополнительном образовании, ознакомить с видами театров;
- привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества;
- обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;
- приобщать родителей к театрально-культурной жизни Дома детского творчества.
Формы реализации проекта:
- организованная образовательная деятельность;
- чтение и разыгрывание сказок;
- творческие беседы (введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);
- театрализованные, творческие, речевые игры с детьми;
- словесные тренинги;
- словотворчество;
- игры-драматизации;
- оснащение предметно-пространственной среды;
- взаимодействие с родителями.
Ожидаемые результаты:
- У школьников начальных классов развит устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, желание участвовать в спектаклях по сюжетам сказок.
- Учащиеся умеют импровизировать образы сказочных героев, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию).
- Дети выразительно исполняют монологи, диалоги, реплики, песни.
- У школьников развиты творческие способности в различных видах деятельности (художественной, речевой, музыкальной и игровой).
- Родители являются активными участниками работы над театральными представлениями.
- Дети становятся дружнее, сплоченнее, зарождается чувство партнерства, взаимовыручки.
- Учащиеся овладевают навыками публичных выступлений.
Краткое содержание проекта:
1 этап. Подготовительный.
- вызвать интерес детей и родителей к выбранной теме проекта;
- анкетирование родителей;
- постановка цели и задач, составление перспективного плана работы;
- подбор наглядно-дидактического материала;
- изготовление атрибутов, элементов для костюмов к драматизациям сказок;
- диагностический срез знаний детей.
2 этап. Основной.
-реализация плана проекта с детьми, родителями;
- рассматривание иллюстраций народных и авторских сказок;
- чтение и рассказывание сказок, беседы по прочитанным сказкам, драматизация эпизодов;
- беседа с детьми «Что такое сказка?»
- проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр;
- отгадывание загадок по сказкам;
- драматизация сказок;
- постановка сказки «Я-самая красивая»;
- постановка сказок с помощью различных видов театров;
- обогащение развивающей среды;
- внесение необходимых изменений и корректив в работу над проектом.
3 этап. Заключительный.
- подведение итогов проектной деятельности;
- показ театрализованной сказки;
- составление рекомендаций для родителей;
- итоговая диагностика.
Перспективный план работы с детьми
№ п/п | Тема | Цель | Месяц |
1 | Беседа на тему «Специфика театра и компоненты театральных структур» (кулисы, парик, грим, декорация, программа, свет, звук). | Дать детям представление о специфике театра; познакомить с компонентами театральных структур | Сентябрь |
2 | Беседа «Знакомство театральными профессиями» (артист, гример, декоратор, режиссер, художник, костюмер, музыкант, парикмахер) | Формировать представления детей о театральных профессиях, воспитывать интерес и уважение к различным профессиям, активизировать интерес к театральному искусству; расширять словарный запас. (Иллюстрации «Театральные профессии») | Сентябрь |
3 | Викторина «Знатоки театра» | Расширить знание о театре, сказочных героях, театральных профессиях. | Сентябрь |
4 | Беседа о правилах поведения в театре. Презентация «Правила культурного поведения в театре» | Формировать культуру поведения в театре. | Сентябрь |
5 | Чтение и пересказывание сказки «Я-самая красивая» | Познакомить детей с новой сказкой. Развивать умения анализировать поступки героев. Вызвать желание участвовать в постановке этой сказки | Сентябрь |
6 | Д/игра «Узнай по силуэту» Теневой театр | Учить по силуэту, характерной форме узнавать сказочных героев, описывать их внешний вид, характерные признаки, по которым их определили. | Сентябрь |
7 | Музыкальная минутка. Слушание песен к сказке «Я-самая красивая» | Учить воспринимать музыку веселого и грустного характера, слышать её выразительные средства. Развивать творческую самостоятельность в передаче сказочного образа, используя песенную и танцевальную импровизацию. | Сентябрь |
8 | Сюжетно-ролевые игры «Мы - артисты», «Мы – зрители», «Мы пришли в театр» | Развивать речь детей. Закрепить правила поведения в театре; вызвать интерес и желание играть (выполнять роль «кассира», «билетера», «зрителя»); воспитывать дружеские взаимоотношения | Сентябрь |
9 | Этюд «Веселые сочинялки» | Побуждать детей сочинять несложные истории с героями знакомых произведений. Воспитывать чувство юмора, способствовать повышению самооценки детей. Развивать связную речь детей. | Сентябрь |
10 | Работа с одним из видов театров: - рассматривание персонажей; - диалоги: белка - лиса, мышонок - медведь, медведица-зайчиха, комарик-мышонок, белка, лиса-ёжик, зайчиха-зайчонок | Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах. Развивать связную речь детей, расширять образный строй речи. Следить за выразительностью образа. Разнообразить интонационную выразительность, обращать особое внимание на дикцию детей. | Сентябрь- октябрь |
11 | Игровое занятие «Мы веселые ребята» | Побуждать использовать жесты в игровой импровизации для создания художественного образа. Формировать умение оценивать характер персонажа, его настроение, передавать их с помощью мимики, жестов, выразительной интонации. Обогащать словарь детей. | Октябрь |
12 | Волшебство сказок А.С.Пушкина «Викторина» | Познакомить со сказками А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и золотой рыбке», «Сказка о царе Салтане …», «Сказка о спящей царевне о семи богатырях», «Сказка о попе и…» | Октябрь |
13 | День загадок по произведениям «Сказка о рыбаке и рыбке», «Красная шапочка», «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», «Колобок», «Теремок», «Репка» и др. | Закреплять знания детьми характерных признаков персонажей сказок, умения находить эти признаки. | Октябрь |
14 | Литературная викторина «Любимые сказки» | Способствовать созданию единого образовательного пространства по использованию сказки в социально-нравственном, творческом и речевом развитии детей. | Октябрь |
15 | Упражнение «Расскажи стихотворение с помощью жестов и мимики». | Учить передавать образы персонажей с помощью выразительных пластических движений и мимики. Развитие воображения и фантазии. | Октябрь |
16 | Показ пьесы-сказки « Я - самая красивая» | Побуждать детей принимать участие в театрализованной постановке по мотивам хорошо знакомой сказки, использовать костюмы, маски и атрибуты. | Октябрь |
|
| ||
|
Перспективный план работы с родителями
№ п/п | Форма работы | Тема | Сроки | |
1 | Консультация – рекомендация на информационном стенде «Чудо по имени Театр» | «Давайте поиграем в сказку – поиграем в театр» | Сентябрь | |
2 | Родительская Мастерская (изготовление атрибутов, костюмов, декораций для драматизации сказок) | Мастерим для театра «Что за чудо эти сказки!» | Сентябрь | |
3 | Семейное словотворчество | Сказки вместе сочиняем, а потом мы в них играем. | Октябрь | |
4 | Консультанция-практикум | «Играем в сказку». Сборник игр, заданий, вопросов, игровых ситуаций по сюжетам сказок. | Сентябрь | |
Итоги проектной деятельности:
- У учащихся развился устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, желание участвовать в спектаклях по сюжетам сказок.
- Воспитанники научились импровизировать образы сказочных героев, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию).
- Дети стали более выразительно исполнять монологи, диалоги, реплики, песни.
- У учащихся развились творческие способности в различных видах деятельности (художественной, речевой, музыкальной и игровой).
- Родители проявили себя активными участниками работы над театральными представлениями.
- Возросло желание родителей заниматься театральной деятельностью дома с детьми, посещать театр.
- Родители и дети познакомились с историей театра, его видами.
- В творческом объединении пополнена предметно–развивающая среда костюмами, декорациями, атрибутами к сказкам.
- Дети стали дружнее, сплоченнее, хорошо развито чувство партнерства, взаимовыручки.
- Учащиеся в достаточной мере овладели навыками публичных выступлений.
Итоговое мероприятие – Театрализованная сказка «Я - самая красивая»
Список используемой литературы:
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: 1987.
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. М.: ТЦ Сфера, 2013.
- Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 1-й класс. 2-й класс. 3-й класс.4 класс. М.: Баласс, 2010.
- Гин Анатолий. Сценарии мини-спектаклей для начальной школы. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.
- Колчеев Ю.В. Театрализованные игры в школе/ Колчеева Н.И М.: 2010.
- Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. М.:2013.
- Новиковская О.А. 100 упражнений для развития речи. М.: АСТ; СПб., 2011.
- Пивоварова Н.С. История русского драматического театра от его истоков до конца хх века: «ГИТИС», 2005.
- Ром Наталья. Хочу говорить красиво! М.: 2016.
- Чурилова Э.Т. Методика и организация театральной деятельности младших школьников. М.: 2012.
- Шаталова Евгения. Говори красиво и уверенно. М.:2016
- Щёткин А.В. Театральная деятельность в школе. М.: Мозаика-Синтез, 2013
- Интернет сайты учреждений дополнительного образования, интернет порталы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по театрализованной деятельности «Мы играем в театр» в подготовительной группе.
Проект по театрализованной деятельности....
Проект по театрализованной деятельности в средней группе " Театр и дети"
Проект по театральной деятельности для детей средней группы. Цель поекта - это повышение уровня связной речи через народные сказки....
Проект по театрализованной деятельности в средней группе «Театр и дети»
Прект по театрализованной деятельности в средней группе "театр и дети"...
Проект по театрализованной деятельности «Чудо по имени Театр».
для воспитанников 5-7 лет...
Проект по театрализованной деятельности «Мы играем в театр»
Аннотация к проекту:Данный проект «Мы играем в театр» предназначен для детей среднего- старшего дошкольного возраста 4-6 лет.В проекте подобраны , изготовлены и использованы в работе...
Творческий проект по театрализованной деятельности "Мы играем в театр"
Интересным, увлекательным и актуальным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, гл...