Практикум для родителей " Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи "
учебно-методический материал
Практикум для родителей " Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum_dlya_roditeley_-_igry_s_myachom.docx | 129.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 40 «Солнышко» ЗМР РТ»
Практикум для родителей
на тему:
Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи
(по книге Воробьёвой Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь).
Логопед: Андряшина Н.Н.
План практикума:
- Введение
- Развитие грамматического строя речи
- Игры с мячом
Ход:
Введение
Игры с мячом известны с древних времен, хотя точно история не знает ни места, ни времени рождения этих игр. Практически каждый ребенок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются почти у всех народов мира и отнюдь не случайно считаются самыми распространенными из игр. Любой ребёнок имеет возможность играть с мячом. И выбор их достаточно широк: в продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества - на любой вкус. Как правило, ребёнка более всего привлекают мячи яркие, прыгучие, лёгкие.
Значение игр с мячом для развития речи.
1. Отвлекают внимание детей от речевого дефекта и побуждают к общению.
2. Освобождают от утомительной неподвижности на занятиях.
3. Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
4. Регулируют силу и точность движений.
5. Развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.
6. Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.
7. Развивая мышечную силу, усиливают работу важных органов (лёгких, сердца, глаз, улучшают обмен веществ).
Всё это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых органов.
Ниже описаны игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи. Игры с элементами ТРИЗа.
Развитие грамматического строя речи.
В своей повседневной работе мы не занимаемся развитием у детей всех основных аспектов устной речи: звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя, связной речи.
Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. В привитии ребенку простейших навыков образования новых слов большое значение могут иметь игры с мячом, регулярно проводимые воспитателями и родителями.
Ведущий специалист в области логопедии Парамонова Л.Г. советует «отрабатывать» признаки предметов по смысловым группам:
1.Величина – большой, высокий, широкий.
2.Форма – круглый, овальный, квадратный, четырехугольный.
3.Цвет – основные + промежуточные (оранжевый, голубой, серый).
4.Вкус – горький, сладкий, соленый, кислый, вкусный, невкусный.
5.Запах – приятный, неприятный, цветочный.
6.Температура – холодный, горячий, теплый, прохладный.
7.Материал, из которого сделан предмет – деревянный, стеклянный, железный.
8.Принадлежность предмета – мамин, папин, лисий.
9.Другие признаки – шероховатый, колючий, добрый.
Своё общение с детьми необходимо строить так, чтобы ребёнок не только овладел определённой суммой знаний, но и мог бы в разумных пределах фантазировать, активно мыслить. Для этого необходимо приобщать детей к ТРИЗу.
Игры с мячом
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем с мячиком играть.
1.Игры с мячом " Мяч бросай и животных называй".
Цель: закрепление в речи детей названий детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Ход игры: бросая мяч ребёнку, воспитатель называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч взрослому, называет детёныша этого животного.
Слова скомпонованы в группы по способу их образования.
У тигра – тигрёнок У медведя – медвежонок
У льва – львёнок У волка - волчонок
У слона – слонёнок … У белки – бельчонок …
2.Игры с мячом "Кто как разговаривает".
Мяч лови, да поскорей назови язык зверей.Взрослый бросает мяч, называя животных; ребёнок, возвращая мяч, называет, как он подаёт голос.
Корова - мычит Змея -
Тигр - Комар -
Собака - Кошка -
Свинья - Лошадь -
Утка - Петух -
3.Игры с мячом «Кто чем занимается?»
Цель: закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей.
Ход игры: бросая мяч ребёнку, воспитатель называет профессию, а ребёнок, возвращая мяч воспитателю, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии.
Ведущий: Дети:
Строитель строит
Повар варит
Уборщица убирает
Парикмахер стрижёт
Маляр … красит …
4.Игры с мячом «Хорошо – плохо».
Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи.
Ход игры: дети сидят в кругу. Ведущий задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.
Ведущий: город.
Дети: хорошо, что я живу в городе, можно ездить на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.
5.Игры с мячом «Что делают эти животные?»
Цель: активизация глагольного словаря детей, закрепление знаний о животных.
Ход игры: Ведущий, бросая мяч каждому ребёнку по очереди, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.
Ведущий: Дети:
Собака строит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, …
Кошка мурлычет, царапается, умывается, …
Мышка … шуршит, пищит, грызет, запасает, …
6.Игры с мячом «Кто кем был?»
Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний. ТРИЗ.
Ход игры: ведущий, бросая мяч какому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч ведущему, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
Цыплёнок – яйцом
Лягушка – головастиком
Дуб – жёлудем
Хлеб – мукой
Рубашка – тканью
Дом – кирпичом.
7.Игры с мячом «Кто где живёт».
Кто в берлоге, кто в норе? Назови-ка поскорей.
Взрослый бросает мяч и задаёт вопрос, ребёнок отвечает:
Кто живёт в дупле? (в норе, в гнезде, в будке, в улье, в логове, в берлоге, в реке).
8.Игры с мячом «Кто как передвигается».
Взрослый, бросая мяч, задаёт вопрос, дети отвечают:
Скачет кто? Летают кто?
Плавает кто? Ползает кто?
9.Игры с мячом «Скажи ласково».
Взрослый, бросая мяч, называет большой предмет; дети - маленький.
Стол - столик Пуговица -
Белка - Шапка -
Кукла - Мыло -
Вишня - Жук -
Книга - Часы -
10.Игры с мячом «Наоборот» (слова-антонимы)
Взрослый бросает мяч, называет прилагательное, ребёнок - наоборот.
Горячий - холодный (хороший, умный, весёлый, острый, гладкий, лёгкий,
светлый, добрый и т.д.).
11.Игры с мячом «Что из чего» (относительные прилагательные).
Взрослый бросает мяч, говорит из чего предмет сделан, а ребёнок - какой он.
Воротник из меха какой? Таз из меди...
Шапка из шерсти... Стакан из стекла...
Сапоги из резины... Портфель из кожи...
Платье из ситца... Сок из яблок...
12.Игры с мячом «Один – много» (множественное число)
Взрослый бросает мяч, называя один предмет, а ребёнок несколько предметов, или со словом "много" (Р.П.)
Стол - столы - много столов
(дом, нос, гора, лист, гнездо, глаз, пальто, день, ухо, перо, носок, чулок,
13.Игры с мячом «Мой – моя» (местоимения)
Взрослый бросает мяч, называя предмет, дети говорят о нём: мой (моя, моё).
Мяч - мой Кофта - моя
Яблоко - Лист -
Шуба - Платье -
Сапоги - Куртка -
Дом - Квартира -
Туфли - Группа -
Стол - Ведро -
Кресло - Детский сад -
14.Игры с мячом «Лови да бросай - цвета называй» (согласование существительных с прилагательными)
Что у нас какого цвета -
Мы расскажем вам об этом.
Взрослый, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное.
Красный - (мак, огонь, флаг) оранжевый -...
жёлтый -... зелёный -...
голубой -... синий -...
15.Игры с мячом «Чья голова? Чей хвост?»
у рыбы -... у зайца -...
у кролика -... у верблюда -...
у лошади -... у утки -...
у лебедя -... у лисы -...
у собаки -... у белки -...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения направленные на развитие грамматического строя речи в логопедической группе ГБДОУ .
На шестом году жизни, как и ранее, дети активно усваивают формы множественного числа именительного и родительного падежа существительных, формы повелительного наклонения глаголов, степени сравнения пр...
Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.
Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...
Игры, упражнения и задания для развития грамматического строя речи у дошкольников.
Игры, упражнения и задания для развития грамматического строя речи у дошкольников....
Методическая разработка «Картотека интерактивных дидактических игр, направленных на развитие грамматического строя речи детей 5-7 лет с ОНР».
Данные игры и упражнения предназначены для учителей логопедов, дефектологов, которые могут использовать в своей работе с детьми по коррекции грамматических категорий. Подборка игр и упражнений разраба...
Практикум для родителей «Формирование у дошкольников 4-5 лет грамматического строя речи»
У ребенка в 5 лет должны уже сформироваться все звуки родного языка, продолжают формироваться основные грамматические категории речи и навыки звукового анализа и синтеза....
Дидактическая игра, направленная на развитие грамматического строя речи.
Ребенок с развитым грамматическим строем речи способен правильно оформлять свои высказывания, что позволяет ему легко общаться со сверстниками и взрослыми, а также избегать многих трудностей при обуче...
План работы по самообразованию воспитателя по теме: «Речевые игры, направленные на развитие грамматического строя речи у старших дошкольников»
Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе, а так же морфологически и синтаксически оформленная речь служит ...