Практикум для родителей «Формирование у дошкольников 4-5 лет грамматического строя речи»
консультация (старшая группа) на тему

Фофанова Татьяна Борисовна

     У ребенка в 5 лет должны уже сформироваться все звуки родного языка, продолжают формироваться основные грамматические категории речи и навыки звукового анализа и синтеза. 

     Сентябрьская диагностика показала, что большинство детей имеют различные речевые нарушения. Постановкой и автоматизацией звуков мы занимаемся на логопедических занятиях. Там же мы работаем над лексико-грамматической стороной речи. Но этого мало.  Поэтому я предлагаю вашему вниманию    упражнения и игры, которые можно про­вести с детьми дома для усвоения ими основных грамматических категорий русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rod._sobr._v_gr_4.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в старшей группе № 4

Практикум для родителей

«Формирование у дошкольников 4-5 лет грамматического строя речи»

01.12.2017 г.

Учитель-логопед Фофанова Т. Б.

     У ребенка в 5 лет должны уже сформироваться все звуки родного языка, продолжают формироваться основные грамматические категории речи и навыки звукового анализа и синтеза.  

     Сентябрьская диагностика показала, что большинство детей имеют различные речевые нарушения. Постановкой и автоматизацией звуков мы занимаемся на логопедических занятиях. Там же мы работаем над лексико-грамматической стороной речи. Но этого мало.  Поэтому я предлагаю вашему вниманию    упражнения и игры, которые можно провести с детьми дома для усвоения ими основных грамматических категорий русского языка.

    Давайте поиграем.

Учим ребенка образовывать уменьшительные имена существительные.    Игра  «Ласковые имена»,

Валя — Валечка     Люда — Людочка      Витя — Витенька

Таня        Вова        Петя

Игра «Кто больше?»

Наташа — Наташенька — Натуля — Натуся — Наточка
Марина        Арина        Оля

Игра «Большой — маленький».

голова — головка            

шея                       

ресницы

дуб

Учим ребенка образовывать форму множественного числа имен существительных.

Игра «Один и много».

стакан-стаканы                     слива-сливы                              кольцо-кольца

огурец-                                     кофта -                                         ведро -

Учим ребенка использовать имена существительные в родительном падеже. Игра «Есть — нет».

У меня есть помидор. А у меня нет помидора.

У меня есть стакан. — ...

На моей рубашке нет пуговицы.

У стола нет... (ножка).

Обучаем ребенка образованию формы дательного падежа имен существительных.

Поварешка нужна повару.

Кисть нужна... (художник).

Гаечный ключ нужен... (шофер).

Иголка нужна... (швея).

Продолжаем обучать ребенка образованию формы винительного падежа имен существительных

Игра «Кого угостим?»

Травой угостим корову.

Морковкой угостим... (кролик).

Косточкой угостим... (собака).

Упражняем ребенка в образовании формы творительного падежа имен существительных.

Чем дворник подметает улицу? (метла)                                                                                                                              Чем медсестра делает укол? (шприц)                                                                                                                                 Чем парикмахер расчесывает волосы? (расческа)                

Игра «Чем угостишь?»

Медвежонка угощу медом.

Лису угощу... (рыба).                                                                                     

Учим ребенка   согласовывать числительные с существительными.

Один помидор, два помидора, три помидора.

Один баклажан...

Одна груша, две груши, три груши.

Одна чашка...                                                                                                

Одно ведро, два ведра, три ведра.

     Одно кольцо...                                    

Игра «Два – пять»

Две вилки. — Пять вилок.

Две чашки...

Два стола. — Пять столов.

Два дивана...

Два яблока. — Пять яблок.

Два ведра...

Игра «Есть — нет».

У меня есть два мяча. — А у меня нет двух мячей.

У меня есть два кубика. — ...

У меня есть две куклы. — А у меня нет двух кукол.

У меня есть две книги. — …

У меня есть два яблока. — А у меня нет двух яблок.

     У меня есть два ведра. — ...                                                                                      

Игра «Я вижу».

Я вижу два дома и пять домов.

Я вижу две розы и пять роз.

Игра «Сосчитай предметы до десяти».

Один шар, два шара, три шара, четыре шара, пять шаров, шесть шаров, семь шаров, восемь шаров, девять шаров, десять шаров.

Используйте следующие существительные: стакан, носок, цветок, лента, бочка, ягода, дерево…

Упражняем в образовании порядковых числительных.

«Который по счету?»

Первая чашка, вторая чашка, третья чашка, четвертая чашка, пятая чашка, шестая чашка, седьмая чашка, восьмая чашка, девятая чашка, десятая чашка.

Первый мяч...

Первое ведро...

Предложите ребенку послушать предложения и найти в них «маленькие слова» (предлоги).  

Чашка стоит на столе.

Цветок стоит в голубой вазе.

Стул стоит у стены.

Учим ребенка образовывать увеличительные существительные.

У медведя не голова, а головища; не лапы, а лапищи; не когти, а когтищи; не зубы, а зубищи.

Учим ребенка образовывать имена существительные со значением единичности.

снег — снежинка

чай — ...

горох — ...

Учим ребенка  согласовывать имена прилагательные с именами существительными.

Игра «Кто больше?»

помидор — красный, круглый, вкусный, сочный...

огурец...

морковь — оранжевая, длинная, сочная, сладкая...

кукла...

солнце — жаркое, яркое, красное, ласковое...

блюдце...

Игра «Про что можно сказать?»:

красный        мяч, шар, кувшин...

сочный...

красная       вишня, чашка, кофта...

круглая...

красное           солнце, яблоко, блюдце...

      круглое...                                                                              

маленькое…

деревянные — ложки, кубики, столы, скамейки, двери...

кожаные...

пластмассовые...

Игра «Подскажи словечко».

Солнце, как мяч, круглое.

Руки, как лед, ...

Нож, как бритва, ...

Трава, как изумруд, ...

Обучаем ребенка образованию уменьшительных имен прилагательных

   

белый — беленький

старый

теплый

 добрый

Относительные прилагательные

Стакан из стекла — стеклянный.                

Стол из дерева — ...                                                                                                                                            Коробок из картона — картонный.

Сок из лимона — ...

Кофта из шерсти — шерстяная.

Обучаем подбору слов-антонимов — прилагательных с противоположным значением.

Игра «Наоборот»,

Обеденный стол большой, а журнальный стол маленький.

    Дерево высокое, а куст...                                                                              
  Суп горячий, а мороженое...      

Обучаем ребенка образованию сравнительной степени прилагательных.

Небо синее, а море еще синее.

Тропинка длинная, а дорога еще...

Вечер темный, а ночь еще...

Обучаем ребенка образованию притяжательных прилагательных

хвост лисы — лисий хвост

нос лисы — ...

глаза лисы — ...

лай собаки — собачий лай

шкура собаки — ...

глаза собаки — ...

чутье собаки — ...

пасть медведя — медвежья пасть

голова медведя — ...

сок из вишни — вишневый сок

варенье из сливы — ...

повидло из айвы — …

Обогащаем речь детей прилагательными, обозначающими моральные качества людей.

Упражнение «Закончи предложения».

Человек, который никогда не обманывает, — честный человек.

Человек, который часто лжет, — ...человек, (лживый)

Человек, который стремится к достижению цели, — ... человек, (целеустремленный)

Человек, который умеет настоять на своем, — ... человек, (настойчивый)

Человек, который отличается упорством,— ... человек, (упорный)

Человек, который любит трудиться, — ... человек, (трудолюбивый)

Человек, который не любит трудиться, — ... человек, (ленивый)

Обучаем ребенка изменению глаголов по числам.

Игра «Он – они»

Он сидит. — Они сидят.                                                                                                                                                Он лежит. — Они...                                                                                                                                                          Он строит. — Они...                                

Обучаем ребенка изменению глаголов по родам в прошедшем времени.

Игра «Он-она-они»

 Он пел. — Она пела. — Они пели.                                                                                                                  Он сидел. — Она.... — Они...                                                                                                                                        Он танцевал. — Она.... — Они...

Обучаем ребенка образованию отглагольных существительных.

Игра «Это кто?»

 Моя мама учит детей, она учительница.                                                                                                                 Мой брат строит дома, он...                                                                                                                                         Моя тетя продает продукты, она...                                                                                                                                                                                                                                                                          

                                           

Упражняем ребенка в образовании формы будущего времени глаголов

пою — буду петь                                                                                                                                                                рисую — буду рисовать                                                                                                                                                              

Учим ребенка образовывать глаголы с разными приставками.

Игра «Что делает?»

Машина из гаража выезжает.

Машина от гаража...

Машина на мост ...

Машина по мосту...

Машина с моста...

Машина к дому...

Упражняем ребенка в образовании глаголов с противоположным значением.

Игра «Наоборот»

надевать — снимать

наливать — ...

завязывать — ...

Учим ребенка образовывать притяжательные прилагательные.   

Игра «Ответь на вопросы»

У папы есть сын. Чей это сын? (Папин.)                                                                                   У Марины есть сарафан. Чей это сарафан?                                                                                  У мамы есть шуба. Чья это шуба?                                                                                                      

Упражняем ребенка в образовании однокоренных слов.

Игра «Семейка слов»

Как зовут маму котенка? — Кошка.                                                                                                                      Как зовут папу котенка? — Кот.                                                                                                                                   Как зовут сестер и братьев котенка? — Котята.

Как назвать усы кошки? — Кошачьи.                                                                                                                                       Как назвать маленького кота? — Котишко, котик                                                                                                              Как назвать большого кота? — Котище.    

                                                                                                                       

Как называется комок из снега? — Снежок.    …                

Упражняем ребенка в подборе слов-синонимов.

«Скажи по-другому»

бросать — кидать — швырять — метать

идти — плестись — тащиться — ползти

бежать — нестись — лететь — мчаться

тянуть — тащить — волочить

плакать — реветь — выть — рыдать

имя — прозвище — кличка — название                                                                                                        

Обучаем ребенка образованию действительных причастий

Человек, который поет, — поющий человек.                                                                                                                         Луг, который покрыт цветами, — цветущий луг.                                                                                                 Девочка, которая смеется, — смеющаяся девочка.          

Правила проведения занятий

  • Занимайтесь с ребенком ежедневно по 15—20 минут, делая в середине занятия небольшой перерыв — паузу, во время которой ребенок может подвигаться: поиграть в мяч, попрыгать, побегать. Выбирайте для занятия часы наивысшей работоспособности ребенка, когда он бодр и весел.  
  • Никогда не принуждайте малыша к занятиям, старайтесь его заинтересовать. Проводите занятие в игровой форме. Хвалите ребенка за успехи и никогда не выказывайте своего огорчения, если у него что-то не получается. Придумайте систему поощрений.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.

Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...

Практикум для родителей " Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи "

Практикум для родителей " Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи "...

Консультация для родителей «ТИКО- моделирование, как современная технология развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Консультация для родителей «ТИКО- моделирование, как современная технология развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ТНРСсылка на презентацию и доклад: https://c...

Консультация для родителей "Игры по развитию словарного запаса и грамматического строя речи у детей 5-6 лет"

Консультация для родителей о важности развития лексической и грамматической стороны речи и примеры речевых игр, в которые можно играть дома....

Консультация для родителей "Игры и упражнения по развитию лексико-грамматического строя речи у детей"

Работу по формированию лексико – грамматической стороны речи нужно начинать еще в дошкольном возрасте.Многие дети дошкольного возраста часто испытывают трудности в построении предложений, неправ...

Консультация для родителей на тему: «Восемь игр на развитие грамматического строя речи»

Овладение ребёнком грамматическими формами языка имеет важное значение для его полноценного общения, так как только грамматически правильная речь становится понятной для собеседника. Нормально развива...