Игры, упражнения и задания для развития грамматического строя речи у дошкольников.
картотека по логопедии на тему
Игры, упражнения и задания для развития грамматического строя речи у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_razvitiya_gram.st_.rechi_.docx | 91.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры, упражнения и задания для развития грамматического строя речи у дошкольников.
Выполнила:
Кирилова Алёна.
Младшая группа (3-4года).
1.Игра «Что такое хорошо», и что такое «плохо»
Цель игры: употреблять в речи прилагательные «добрый», «злой», «грустный», «веселый», наречия «хорошо», «плохо»; образовывать наречия от прилагательных.
Воспитывать доброе отношение к людям и животным.
Оборудование: сюжетные картинки.
Ход игры: воспитатель вместе с ребенком рассматривает сюжетные картинки и предлагает определить, как в определенной ситуации, поступают дети. Если ребенок затрудняется, воспитатель задает наводящие вопросы.
2.Игра «Что делает мама»
Цели: формирование умения отвечать на вопросы с опорой на сюжетные картинки. Развитие диалогической речи. Развитие зрительного внимания.
Воспитывать у детей желание помогать маме (взрослым).
Оборудование: сюжетные картинки.
Ход игры: рассматривая сюжетные картинки, воспитатель предлагает ребенку рассказать, что делает мама. Ребенок составляет простые предложения: «Мама готовит обед» и т.д..
3.Игра «Помощница»
Цели: подбирать глаголы к существительным; учить согласовывать существительные с прилагательными.
Воспитывать уважение к труду, желание помогать взрослым.
Оборудование: сюжетные картинки
Ход игры: воспитатель предлагает ребенку посмотреть на картинки и рассказать, как Маня помогает взрослым.
Далее воспитатель просит рассказать ребенка о том, как он помогает взрослым.
4.Игра «Расскажи про детский сад».
Цели: учить детей составлять простые предложения с использованием 2-3 слов. Учить согласовывать существительные с прилагательными. Отвечать на вопросы.
Формировать положительное отношение детей к детскому саду, другим детям, персоналу.
Оборудование: дидактическая игра «Расскажи про детский сад».
Ход игры: воспитатель предлагает к рассмотрению детей сюжетные картинки из жизни детей в детском саду: «Дети умываются», «Дети на прогулке» и т.д..
Дети с помощью воспитателя составляют простые предложения, состоящие из 2-3 слов.
Средняя группа (4-5 лет).
Игры на усвоение грамматического строя речи (словоизменение)
1. Игра «Один –много»
Цель: Дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное.
Оборудование: картинки с разными предметами.
Ход игры:
Взрослый говорит, показывая картинку, где изображен один предмет, что здесь нарисовано — яблоко, а у вас — яблоки и т. д.
Груша… Дыня… Дом… Цветок… Огурец… Помидор… Стол… Ведро… Рыба…. .Конь…. Мальчик… .
Данную игру можно проводить и наоборот, т. е. показывая картинки, где изображено много предметов (мн. число) и детям необходимо назвать предмет, т. е. ед. ч.
2. Игра «Почини сломанные игрушки»
Цель: Закрепление форм именительного и родительного падежа.
Оборудование: картинки предметов и картинки этих же предметов без одной части: без колеса, уха, лапки, крыла, седла и т. д.
Ход игры:
Взрослый: Назовите без чего не может быть предмет? Что починим?
Дети: Машина не может ездить без колеса. У скорой помощи нужно починить колесо.
3. .Игра «Накорми животное»
Цель: Закрепление форм дательного падежа
Оборудование: картинки с изображением животных и едой для них или игрушки.
Ход игры:
Взрослый: Ребята, приглашаю вас на прогулку в зоопарк. Смотритель зоопарка разрешил нам покормить животных. Как вы думаете, кому какая еда нужна?
(Демонстрация двух видов картинок: 1 ряд- животные, 2 ряд – еда для животных) .
Дети составляют фразы, подбирая подходящие картинки.
ВАЖНО: обращать внимание детей на изменения в окончаниях слов.
Зебре – траву. Или: Трава- зебре. И т. д.
4. Дидактическая игра «Кто самый наблюдательный».
Цель: закрепление форм винительного падежа.
Ход игры:
Дети должны посмотреть, что находиться вокруг, и назвать больше предметов полными предложениями. Первый ребенок называл в единственном числе, а второй повторял во множественном числе.
Речевой материал:
- Я вижу стол, окно, стул …
-Я вижу столы, окна, стулья…
Старшая группа (5-6лет).
- Подбери признак.
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.
Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.
Кукла (какая?) - …, мяч (какой?) - …,
солнце(какое?) -…, тучи(какие?) -… .
- Назови ласково.
Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов.
Оборудование: мяч
Ход игры: воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.
Шуба теплая - шубка тепленькая
Лиса хитрая - лисичка хитренькая
Заяц белый - зайчик беленький
Сапоги чистые - сапожки чистенькие
Ветка короткая - веточка коротенькая
Шишка длинная - шишечка длинненькая
Ворона черная - вороненок черненький
Снег белый - снежок беленький.
- Посчитай
Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.
Ход игры: воспитатель называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов.
Один мяч, два мяча, пять мячей.
Одна кукла, две куклы, пять кукол.
Одно облако, два облака, пять облаков.
- Какой? Какая? Какое?
Цель: закрепить умение соотносить предмет и его признак. Закрепить согласование прил. с сущ. в роде, числе.
Материал: картинки с изображением дерева, гриба, пня, солнца, девочки, корзинки, картинки – символы качества предметов.
Ход игры: в центре -картинки с изображением предметов, отдельно – символы качеств. Детям предлагается найти предметы, к которым можно задать вопрос «какой?» и ответить на вопрос, подбирая символы качеств. (Пень –какой? Пень низкий, твердый, круглый и т.д.). Аналогична работа с предметами женского и среднего рода.
- Наоборот.
Цель: обогащать речь детей наречиями, прилагательными, глаголами противоположными по значению. Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.
Материал: мяч.
Ход игры: дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Воспитатель произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч; ребенок должен поймать мяч, сказать слово, противоположное по значению, и снова бросить мяч воспитателю. Воспитатель говорит: «Вперед». Ребенок отвечает: «Назад» (направо – налево, вверх – вниз, далеко – близко, высоко – низко, над – под, внутри – снаружи, дальше – ближе). Воспитатель произносит не только наречия, но и прилагательные, глаголы: далекий – близкий, верхний – нижний, правый – левый, сильный – слабый, веселый – грустный, завязать – развязать, намочить – высушить и др. Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя хором произносят нужное слово.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
игры по развитию грамматического строя речи у дошкольников
игры по развитию грамматического строя речи у дошкольников...
Задания для развития грамматического строя речи.
Рекомендации для родителей по развитию грамматического строя речи....
Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.
Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...
ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА
ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКАБольшое значение в развитии грамматического строя речи детей имеют дидактические игры. Они формируют способность правильно логически и г...
Развитие грамматического строя речи у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи в условиях ограниченного взаимодействия.
Развитие грамматического строя речи у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи в условиях ограниченного взаимодействия....
Развитие грамматического строя речи у дошкольников через игру
Развитие грамматического стоя речи у дошкольников через игру...
Развитие грамматического строя речи у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи в условиях ограниченного взаимодействия.
Развитие грамматического строя речи у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи в условиях ограниченного взаимодействия....