Игры, упражнения и задания для развития грамматического строя речи у дошкольников.
картотека по логопедии на тему

Алёна Андреевна Кирилова

Игры, упражнения и задания для развития грамматического строя речи у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_razvitiya_gram.st_.rechi_.docx91.13 КБ

Предварительный просмотр:

Игры, упражнения и задания для развития грамматического строя речи у дошкольников.

Домашние животные положительно влияют на развитие малышей

Выполнила:                                                                                            

Кирилова Алёна.

Младшая группа (3-4года).

1.Игра «Что такое хорошо», и что такое «плохо»

Цель игры: употреблять в речи прилагательные «добрый», «злой», «грустный», «веселый», наречия «хорошо», «плохо»; образовывать наречия от прилагательных.

 Воспитывать доброе отношение к людям и животным.

Оборудование: сюжетные картинки.

Ход игры: воспитатель вместе с ребенком рассматривает сюжетные картинки и предлагает определить, как в определенной ситуации, поступают дети. Если ребенок затрудняется, воспитатель задает наводящие вопросы.

2.Игра «Что делает мама»

Цели: формирование умения отвечать на вопросы с опорой на сюжетные картинки. Развитие диалогической речи. Развитие зрительного внимания.

Воспитывать у детей желание помогать маме (взрослым).

Оборудование: сюжетные картинки.

Ход игры: рассматривая сюжетные картинки, воспитатель предлагает ребенку рассказать, что делает мама. Ребенок составляет простые предложения: «Мама готовит обед» и т.д..

3.Игра «Помощница»

Цели: подбирать глаголы к существительным; учить согласовывать существительные с прилагательными.

Воспитывать уважение к труду, желание помогать взрослым.

Оборудование: сюжетные картинки

 Ход игры: воспитатель предлагает ребенку посмотреть на картинки и рассказать, как Маня помогает взрослым.

Далее воспитатель просит рассказать ребенка о том, как он помогает взрослым.

4.Игра «Расскажи про детский сад».

Цели: учить детей составлять простые предложения с использованием 2-3 слов. Учить   согласовывать существительные с прилагательными. Отвечать на вопросы.

Формировать положительное отношение детей к детскому саду, другим детям, персоналу.

Оборудование: дидактическая игра «Расскажи про детский сад».

Ход игры: воспитатель предлагает к рассмотрению детей сюжетные картинки из жизни детей в детском саду: «Дети умываются», «Дети на прогулке» и т.д..

Дети с помощью воспитателя составляют простые предложения, состоящие из 2-3 слов.

Средняя группа (4-5 лет).

Игры на усвоение грамматического строя речи (словоизменение)

1. Игра «Один –много»

Цель: Дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное.

Оборудование: картинки с разными предметами.

Ход игры:

Взрослый говорит, показывая картинку, где изображен один предмет, что здесь нарисовано — яблоко, а у вас — яблоки и т. д.

Груша… Дыня… Дом… Цветок… Огурец… Помидор… Стол… Ведро… Рыба…. .Конь…. Мальчик… .

Данную игру можно проводить и наоборот, т. е. показывая картинки, где изображено много предметов (мн. число) и детям необходимо назвать предмет, т. е. ед. ч.

2. Игра «Почини сломанные игрушки»

Цель: Закрепление форм именительного и родительного падежа.

Оборудование: картинки предметов и картинки этих же предметов без одной части: без колеса, уха, лапки, крыла, седла и т. д.

Ход игры:

Взрослый: Назовите без чего не может быть предмет? Что починим?

Дети: Машина не может ездить без колеса. У скорой помощи нужно починить колесо.

3. .Игра «Накорми животное»

Цель: Закрепление форм дательного падежа

Оборудование: картинки с изображением животных и едой для них или игрушки.

Ход игры:

Взрослый: Ребята, приглашаю вас на прогулку в зоопарк. Смотритель зоопарка разрешил нам покормить животных. Как вы думаете, кому какая еда нужна?

(Демонстрация двух видов картинок: 1 ряд- животные, 2 ряд – еда для животных) .

Дети составляют фразы, подбирая подходящие картинки.

ВАЖНО: обращать внимание детей на изменения в окончаниях слов.

Зебре – траву. Или: Трава- зебре. И т. д.

4. Дидактическая игра «Кто самый наблюдательный».

Цель: закрепление форм винительного падежа.

Ход игры:

Дети должны посмотреть, что находиться вокруг, и назвать больше предметов полными предложениями. Первый ребенок называл в единственном числе, а второй повторял во множественном числе.

Речевой материал:

- Я вижу стол, окно, стул …

-Я вижу столы, окна, стулья…

Старшая группа (5-6лет).

  1. Подбери признак.

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

 Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.

Кукла (какая?) - …, мяч (какой?) - …,

солнце(какое?) -…, тучи(какие?) -…  .

 

  1. Назови ласково.

Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов.

Оборудование: мяч

Ход игры: воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.

Шуба теплая - шубка тепленькая

Лиса хитрая - лисичка хитренькая

Заяц белый - зайчик беленький

Сапоги чистые - сапожки чистенькие

Ветка короткая - веточка коротенькая

Шишка длинная - шишечка длинненькая

Ворона черная - вороненок черненький

Снег белый - снежок беленький.

 

 

 

  1. Посчитай

 

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.

          

Ход игры: воспитатель называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов.

Один мяч, два мяча, пять мячей.

Одна кукла, две куклы, пять кукол.

Одно облако, два облака, пять облаков.

 

 

  1. Какой? Какая? Какое?

Цель: закрепить умение соотносить предмет и его признак. Закрепить согласование прил. с сущ. в роде, числе.

Материал: картинки с изображением дерева, гриба, пня, солнца, девочки, корзинки, картинки – символы качества предметов.

Ход игры: в центре -картинки с изображением предметов, отдельно – символы качеств. Детям предлагается найти предметы, к которым можно задать вопрос «какой?» и ответить на вопрос, подбирая символы качеств. (Пень –какой? Пень низкий, твердый, круглый и т.д.). Аналогична работа с предметами женского и среднего рода.

 

  1. Наоборот.

Цель: обогащать речь детей наречиями, прилагательными, глаголами противоположными по значению. Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Материал: мяч.

Ход игры: дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Воспитатель произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч; ребенок должен поймать мяч, сказать слово, противоположное по значению, и снова бросить мяч воспитателю. Воспитатель говорит: «Вперед». Ребенок отвечает: «Назад» (направо – налево, вверх – вниз, далеко – близко, высоко – низко, над – под, внутри – снаружи, дальше – ближе).  Воспитатель произносит не только наречия, но и прилагательные, глаголы: далекий – близкий, верхний – нижний, правый – левый, сильный – слабый, веселый – грустный, завязать – развязать, намочить – высушить и др. Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя хором произносят нужное слово.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игры по развитию грамматического строя речи у дошкольников

игры по развитию грамматического строя речи у дошкольников...

Задания для развития грамматического строя речи.

Рекомендации для родителей по развитию грамматического строя речи....

Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.

Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...

ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКАБольшое значение в развитии грамматического строя речи детей имеют дидактические игры. Они формируют способность правильно логически и г...

Развитие грамматического строя речи у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи в условиях ограниченного взаимодействия.

Развитие грамматического строя речи у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи в условиях ограниченного взаимодействия....

Развитие грамматического строя речи у дошкольников через игру

Развитие грамматического стоя речи у дошкольников через игру...

Развитие грамматического строя речи у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи в условиях ограниченного взаимодействия.

Развитие грамматического строя речи у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи в условиях ограниченного взаимодействия....