Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.
консультация по коррекционной педагогике по теме

Крятенко Мария Сергеевна

Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по развитию лексико-грамматического строя речи дошкольника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар –практикум для воспитателей:

Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи обобщение и расширение словарного запаса.

Теоретическая часть проводится не в форме лекции, а в форме диалога. Цель этой части: актуализация знаний воспитателей по теме семинара.      

Основные понятия о грамматическом строе речи

Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.

Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.

Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребенка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и, наоборот, использование определенной структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов.

Место формирования грамматического строя речи в системе воспитательно-образовательной работы с дошкольниками

Формирование грамматической стороны речи дошкольников входит в содержание раздела образовательной программы «Коммуникация» и является частью задачи по развитию всех компонентов устной речи и практического овладения нормами речи. Грамматический строй речи выделен в образовательной программе в отдельный раздел, начиная с 1 младшей группы (от 2 до 3 лет), где перед педагогами ДОУ поставлены конкретные задачи по формированию у детей грамматического строя речи в соответствии с их возрастными возможностями. При решении различных задач по формированию грамматической стороны речи происходит интеграция образовательной области «Коммуникация» с другими образовательными областями психолого-педагогической работы с детьми: с образовательной областью «Познание» через расширение кругозора детей, включение элементов речемыслительной деятельности, сенсорное развитие; с образовательной областью «Социализация» через развитие игровой деятельности детей, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

При проведении систематической работы с детьми по формированию и совершенствованию лексико-грамматической стороны речи дети к концу пребывания в ДОУ должны значительно пополнить свой номинативный, атрибутивный и предикативный словарь, а также приобрести следующие речевые навыки:

произвольно строить высказывания;

целенаправленно выбирать языковые средства;

анализировать некоторые грамматические явления;

научиться способам словообразования существительных, глаголов, прилагательных, наречий, причастий, например:

 - образовывать уменьшительно-ласкательные существительные с различными продуктивными и менее продуктивными         суффиксами,

 - названия детенышей животных и птиц в единственном и множественном числе,

 - существительные, обозначающие профессии и лиц, осуществляющих действия,

 - дифференцировать глаголы с наиболее продуктивными приставками,

 - образовывать притяжательные прилагательные,

 - качественные прилагательные,

 - относительные прилагательные,

 - образовывать уменьшительно-ласкательную форму прилагательных,

 - превосходную степень прилагательных,

 - наречия от качественных прилагательных,

 - сравнительную степень наречий и т.д.

обращать внимание на морфологический состав слов, правильно изменять слова и сочетать их в предложениях, например:

 - подбирать однокоренные слова

 - слова-антонимы

 - образовывать множественное число существительных в         именительном и родительном падежах

 - правильно употреблять наиболее продуктивные предлоги

 - согласовывать числительные с существительным в роде, числе, падеже

 - различные местоимения с существительным в роде, числе, падеже

 - глаголы с существительным в роде, числе

 - местоимения с глаголом в роде, числе

 - прилагательные с существительным в роде, числе и т.д.

правильно составлять простые распространенные предложения из 3-4 слов, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употреблять различные конструкции предложений

  Для того, чтобы речь дошкольника соответствовала его возрасту, необходим целый ряд факторов, влияющих на его речевое развитие. Таким фактором, несомненно, является наличие у ребенка врожденного языкового чутья. Однако, чтобы речевое развитие ребенка соответствовало возрастной норме, одного чувства языка недостаточно. К тому же, врожденное языковое чутье у ребенка может быть нарушено или отсутствовать вовсе. Такое возможно, если ребенок воспитывается в смешанном браке, где один из родителей является носителем другого языка и другой языковой культуры.

Большое влияние на формирование грамматической стороны речи ребенка имеет правильно организованная речевая среда, в которой он находится. И, в первую очередь, это форма общения с ним окружающих взрослых, ведь именно взрослые дают ребенку образец правильной литературной речи. Педагог ДОУ должен сам владеть грамотной речью и уметь в случае необходимости профессионально и тактично дать рекомендации близким ребенку взрослым, если их форма общения с ребенком не способствует его речевому развитию (излишнее «сюсюканье» или общение, не соответствующее возрастным возможностям ребенка).

При проведении грамматической работы имеет значение и стиль общения педагога с детьми: неуместны ирония или насмешки над грамматическими ошибками, допущенными детьми, надуманные репродуктивные ответы (например, просьба взрослого всем детям повторить правильное высказывание), подчеркнутые исправления ошибок. Более естественным способом коррекции грамматических ошибок является прием, когда взрослый в свою речь включает нормативную форму высказывания, давая тем самым опосредованно образец правильной речи.

Наиболее важным фактором, влияющим на развитие речи дошкольника в целом, и грамматической стороны речи в частности, является целенаправленное педагогическое воздействие.

Под целенаправленным педагогическим воздействием подразумевается наличие четкой продуманной системы в формировании речевых навыков детей, в том числе и грамматического строя речи.

Для определения и реализации задач и направлений в работе по формированию у детей грамматического строя речи, педагогу необходимо:

учитывать возрастные возможности детей своей группы;

знать программные требования по этому разделу образовательной программы;

знать особенности речевого развития каждого ребенка своей группы;

владеть методами и приемами обучения детей грамматически правильной речи;

иметь соответствующие методические и игровые пособия для занятий с детьми.

Эффективность работы по формированию лексико-грамматической стороны речи детей через речевые дидактические игры и упражнения обеспечивается при выполнении следующих условий:

многократность проведения одних и тех же игр (до тех пор, пока дети не справятся с поставленными перед ними речевыми задачами):

многообразие проводимых дидактических игр для реализации определенных речевых задач (разнообразие форм, различное лексическое содержание);

гибкое использование предлагаемых игр в зависимости от имеющихся у детей грамматических проблем;

взаимосвязь в работе воспитателей и родителей.

        В педагогике существуют два принципиально различных подхода к использованию речевых игр с грамматическим содержанием:

        I – соответствие игры определенной лексической теме;

        II – соответствие игры определенной грамматической категории.

        В первом случае содержание игры отражает лексическую тему, по которой педагог планирует речевые занятия, например, «Посуда», «Мебель», «Домашние животные» и т.д. При этом какая-либо грамматическая категория отрабатывается на лексическом материале данной темы. Например, через игру «Один – много» дети учатся образовывать категорию множественного числа существительных по теме «Посуда» (чашка - чашки, ложка - ложки, кастрюля - кастрюли…) или по теме «Домашние животные» (кошка - кошки, собака - собаки, корова - коровы…). Повторение аналогичных игр с разным речевым материалом активизирует интерес детей, способствует лучшему усвоению каких-то понятий или категорий, закреплению их в речи детей. При этом грамматические игры одновременно будут способствовать закреплению лексического материала по определенной теме.

        Во втором случае содержание игры отражает грамматическую категорию вне зависимости от лексической темы. В подобном случае игра, например, «Один – много» может включать слова из различных тем.

        Педагог вправе сам выбирать любой из двух подходов к дидактическим играм в зависимости от задач, которые он перед собой ставит. В практике, если образовательная программа предусматривает тематическое планирование занятий, педагогу удобнее на фронтальных занятиях использовать грамматические игры, связанные лексическим материалом с планируемой темой. Вне занятий, если надо отработать конкретную грамматическую категорию, а также в конце учебного года для закрепления полученных навыков, можно использовать дидактические игры с разнообразным лексическим материалом.

Педагог по своему усмотрению может выбрать те игры, которые соответствуют уровню развития речи детей группы, а также определить форму проведения конкретной игры и ее место в педагогическом процессе.        

Место грамматических игр в педагогическом процессе:

планируются и проводятся как часть занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим, природой, чтению художественной литературы (в рамках проведения одного занятия возможно использование нескольких дидактических игр);

как динамическая пауза во время занятия с выполнением движений, действий;

вне занятий в утренние, вечерние часы, на прогулке;

могут быть рекомендованы для совместных занятий родителей с детьми в домашних условиях;

могут вноситься в развивающую среду группы в виде настольной дидактических игр, схем и т.д.

Различные формы проведения грамматических игр:

         Грамматические игры и упражнения могут проводиться в различных формах:

В зависимости от формы организации детей педагогом:

фронтально

подгруппами

индивидуально

        В младшем дошкольном возрасте грамматические игры проводятся, в основном, в индивидуальной форме. В старшем дошкольном возрасте форма может быть любой и определяется поставленной педагогом задачей.


Практическая часть. Все игры проигрываются с педагогами, следуя словам Конфуция: "Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю."

  Игры с мячом известны с древних времён. Практически каждый ребёнок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются почти у всех народов мира и отнюдь не случайно считаются самыми распространенными из игр.  Любой ребёнок имеет возможность играть с мячом. И выбор их достаточно широк: в продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества - на любой вкус. Как правило, ребёнка более всего привлекают мячи яркие, прыгучие, лёгкие. Для игры в группе лучше всего использовать мягкие мячи.

Возможные варианты игр с мячом:

- перебрасывание мяча друг другу;

- прокатывание мяча, сидя на ковре;

- бросание мяча об пол и ловля его двумя руками;

- бросание мяча вверх и ловля его двумя руками;

- отбивание мяча правой и левой рукой;

- прокатывание шарика по панно с дорожками.

Игра «Один – много»

Мы волшебники немного:

Был один, а станет много.

стол – столы                  двор – дворы                    нос – носы

гора – горы                      мост – мосты                дом – дома

день – дни                        лоб – лбы                         ухо – уши

стул – стулья                 перо – перья                    носок – носки

дружок – дружки          утенок – утята              слоненок – слонята

"Скажи ласково"

   Стол - столик                 Пуговица -              

   Белка -                            Шапка -

   Кукла -                            Мыло -

   Вишня -                          Жук -

   Книга -                            Часы –

"Мой - моя" (местоимения) или «Жадина»

   Взрослый бросает мяч, называя предмет, дети говорят о нём: мой (моя, моё).

   Мяч - мой                   Кофта - моя

   Яблоко -                     Лист -

   Шуба -                        Платье -

   Сапоги -                     Куртка -

   Дом -                          Квартира -

   Туфли -                      Группа -

   Стол -                         Ведро -

   Кресло -                     Детский сад -

Игра «Животные и их детеныши»

Человеческие дети

Знают всех зверят на свете или «Кого зовет мама?»

у тигра – тигренок                     у льва – львенок

у слона – слоненок                    у оленя – олененок

у лося – лосенок                        у лисы – лисенок

у медведя – медвежонок           у верблюда – верблюжонок

у волка – зайчонок                    у зайца – зайчонок

у кролика – крольчонок            у белки – бельчонок

у коровы – теленок                    у лошади – жеребенок

у свиньи – поросенок                у овцы – ягненок

у курицы – цыпленок                у собаки – щенок

Игра «Чей домик?» или «Кто где живет?»

Кто в берлоге, кто в норе?

Назови-ка поскорей!

белка живет – в дупле               лиса живет – в норе

медведь живет – в берлоге       собака живет – в конуре

пчелы живут – в улье                волк живет – в логове

птицы живут – в гнезде            рыбы живут – в воде

Игра «Кто как разговаривает или подает голос»

Отвечай, да поскорей

Назови язык зверей.

корова – мычит            тигр – рычит                змея – шипит

мышка – пищит           собака – лает                 волк – воет

утка – крякает            гусь – гогочет                свинья – хрюкает

Игра «Кто как передвигается?»

Кто летает, кто плывет,

Кто ползет, а кто идет.

Летают - (птицы, бабочки, мухи, стрекозы, жуки, комары, мошки)

Плавают – (рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы)

Ползают – (змеи, гусеницы, черви)

Прыгают – (кузнечики, лягушки, жабы, блохи, зайцы)

Игра «Горячий – холодный» или «Скажи наоборот»

 Мы сейчас откроем рот,

 Чтоб сказать наоборот.

широкий – (узкий)                               большой – (маленький)

старый – (молодой)                              горячий – (холодный)

хороший – (плохой)                             умный – (глупый)

веселый – (грустный)                          острый – (тупой)

легкий – (тяжелый)                              добрый – (злой)

радостный – (печальный)                    ясный – (пасмурный).

Игра «Из чего сделано?»

Вот предмет, а из чего

Люди сделали его

шкаф  из дерева – (деревянный)                бутылка из стекла – (стеклянная)

рукавички из меха – (меховые)                  тазик из меди – (медный)

медвежонок из плюша – (плюшевый)       ваза из хрусталя – (хрустальная)

сок из клюквы – (клюквенный)                   сумка из кожи – (кожаная)

Игра «Чья голова?»

Чья у зверя голова?

Подскажи скорей слова.

у вороны – (воронья)                       у рыси – (рысья)

у рыбы – (рыбья)                              у кошки – (кошачья)

у зайца – (заячья)                             у лошади – (лошадиная)

у лебедя – (лебединая)                     у оленя – (оленья)

у лисы – (лисья)                               у собаки – (собачья)

Игра «Что бывает круглым?»

Тут, конечно, каждый знает,

Что каким у нас бывает.

Что бывает круглым? – (мяч, солнце, луна, яблоко, вишня…)

Что бывает длинным? – (дорога, нитка, река, веревка, лента, шнур…)

Что бывает высоким? – (гора, дерево, человек, столб, дом, шкаф…)

Что бывает зеленым? – (трава, деревья, кусты, кузнечики, платье…)

Что бывает холодным? – (вода, снег, лед, иней, камень, ночь…)

Что бывает гладким? – (стекло, зеркало, камень, доска, яблоко…)

Что бывает сладким? – (сахар, конфеты, пирожные, торты, вафли…)

Что бывает легким? – (пух, перо, вата, снежинка…).

Игра «Веселый счет»

Сколько их – всегда мы знаем.

Хорошо мы все считаем.

один стол – пять столов                          один слон – пять слонов

один гусь – пять гусей                               один лебедь – пять лебедей

одна майка – пять маек                            одна шишка – пять шишек

один утенок – пять утят                         один заяц – пять зайчат

одно платье – пять платьев                     одна пуговица – пять пуговиц

одна книга – пять книг                              одна конфета – пять конфет.

Игра «Кто чем занимается?»

Никогда мы не забудем,

Что умеют делать люди.

строитель – (строит)                 повар – (варит)

носильщик – (носит)                    уборщица – (убирает)

художник – (рисует)                   фотограф – (фотографирует)

продавец – (продает)                  парикмахер – (стрижет)

врач – (лечит)                              учитель – (учит)

Игры с мячом “Кто кем был?”

цыпленок – яйцом                                

лягушка – головастиком…                    

 дуб – желудем

хлеб – мукой                                        

рубашка – тканью

дом – кирпичом

Игры с мячом “Хорошо - плохо ”

Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи.

Ход игры. Дети сидят в кругу. Ведущий задает тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.

Ведущий:  Город.

Дети: хорошо, что я живу в городе, можно ездить на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения направленные на развитие грамматического строя речи в логопедической группе ГБДОУ .

На шестом году жизни, как и ранее, дети активно усваивают формы множественного числа именительного и родительного падежа существительных, формы повелительного наклонения глаголов, степени сравнения пр...

Семинар –практикум для воспитателей «Формирование грамматически правильной речи через организацию речевой среды в группе»

Семинар –практикум для воспитателей«Формирование грамматически правильной речи через организацию речевой среды в группе»...

Семинар-практикум для воспитателей «Формирование интонационной выразительности речи» дошкольников старшего возраста (из опыта работы подготовительной группы)

Цель:1. Повышение компетентности воспитателей в вопросах речевого развития ребёнка.2. Оказание помощи педагогам в овладении практическими способами по формированию интонационной выразительности речи у...

Семинар-практикум для воспитателей Тема: Грамматически правильная речь дошкольников.

   Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях: во-первых, он обозначает грамматический строй языка, во - вторых - науку, свод правил об изменении сло...

Практикум для родителей " Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи "

Практикум для родителей " Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи "...

«Способы формирования предпосылок связной речи у дошкольников, с помощью: воспитания звуковой культуры речи; осознание грамматического строя речи; расширение словарного запаса»

В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формирован...

семинар-практикум для воспитателей "Формирование грамматически правильной речи у детей с ТНР"

материал семинара предназначен для воспитателей логопедических групп для детей с ТНР и учителей -логопедов групп компенсирующей и комбинированной направленности для детей с ТНР...