Игры и упражнения направленные на развитие грамматического строя речи в логопедической группе ГБДОУ .
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме
На шестом году жизни, как и ранее, дети активно усваивают формы множественного числа именительного и родительного падежа существительных, формы повелительного наклонения глаголов, степени сравнения прилагательных, наречий; новый словарь и соответственно, формы изменения новых слов. Методическая разработка содержит в себе подобранные из разных источников игры и упражнения, направленные на формирование грамматического строя речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopediya.docx | 28.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Игры и упражнения направленные на развитие грамматического строя речи в логопедической группе ГБДОУ .
Общая характеристика речи детей старшего дошкольного возраста. Наиболее яркая характеристика речи старшего дошкольника- активное освоение им построения разных типов. Дети осваивают форму диалога; речь их становится контекстной, независимой от наглядно представленной ситуации общения. Совершенствование грамматического строя происходит в связи с развитием связной речи.
На шестом году в основном завершается освоение системы языка, но по-прежнему не усвоены многие единичные традиционные формы. Как и ранее, активно протекает словотворческий процесс. Характерны грамматические переборы, «нащупывание» формы бровь, бровев ,бровей; многочисленны случаи неверной постановки ударения. Инновации свидетельствуют: ребенок не воспроизводит готовую форму, он активно, самостоятельно ее образовывает.
Формирование структуры предложений.
В процессе освоения связной речи и рассказывания дети уже пользуются формальной сочинительной связью («Потом раз, подбежали… и под бревно, и все соскользнули и упали»). Возрастает удельный вес предложений простых, распространенных, сложносочиненных, сложноподчиненных. Широко используется прямая речь. Однако расширение сферы общения, содержания познавательной деятельности, возрастающая контекстная речь приводят к погрешностям синтаксиса- на которые приходятся до 70% от общего числа грамматических «некорректностей». Предложенные ниже обучение детей связной речи и рассказыванию в игровой форме облегчит педагогу решение педагогической задачи. Сюжетно-ролевая игра (ее темпы весьма разнообразны: ставки, магазин, киоск открыток, музей посуды и др.). Может протекать в форме вопросов (проблемных почему? Когда? А что если?) распространенных, обобщенных высказываний, подсказка начала фразы, образца по аналогии ( воспитатель рассказывает по одной картинке, ребенок- по другой). Коммуникативную мотивацию задает педагог: рассказать что-либо интересное игрушке - кукле, мишке, Петрушке.
Совершенствованию, обогащению синтаксической стороны речи способствуют также игры- инсценировки, драматизации по мотивам народных сказок (« Лиса, заяц и петух», « Муха- цокотуха», « Волк и семеро козлят» и др. ), художественных произведений. Подтверждение тому- заимствованные образные выражения, меткие слова, обороты речи. К этому циклу педагогических средств примыкает и широкое использование загадок, толкование пословиц и поговорок , народных игр («Гуси-лебеди», «Репка», «Краски», «Где мы были мы не скажем») и «ситуации письменной речи»- ребенок диктует свое сочинение, взрослый записывает его, и изготовление книжек, альбома детского творчества и др. Полезны также упражнения поданные в игровой форме- на распространения предложений, на согласования подлежащего с прилагательным (определением), на постановку логического ударения, на составления предложения по слову, по структурной схеме, игры в размытое письмо.
Вот некоторые примеры:
Согласование подлежащего с прилагательным (определением). Воспитатели. Правильно ли я говорю: Малыш веселый? С какими словами можно еще связать слово веселый (день, праздник, мальчик, папа). А со словом веселая? (песня, история, сказка, девочка, мама).
Упражнение на постановку логического ударения. Произнести скороговорку «Заржавел железный замок» так, чтобы было понятно в одном случае «замок заржавел»( ударение на существительное), в другом « заржавел замок» (ударение на глагол).
Составление предложения по структурной схеме. Игра «живые слова». Каждый играющий придумывает слово. Скажем , один-«медвежонок», другой -«любит». Задание: придумать третье слово, соответствующее первым двум по смыслу, например: « Медвежонок любит мед», поменять местами второе и третье слово-«Медвежонок мед любит», заменить слово «мед» другим, например: «кувыркаться» и т.д.
Игра в размытое письмо.
Медвежонок получает письмо от брата, но некоторые слова размыло дождем. Надо ему помочь. Воспитатель читает письмо. Там, где он делает паузы, дети вставляют недостающие по смыслу слова.
Формирование морфологической стороны речи. На шестом году жизни, как и ранее, дети активно усваивают формы множественного числа именительного и родительного падежа существительных, формы повелительного наклонения глаголов, степени сравнения прилагательных, наречий; новый словарь и соответственно, формы изменения новых слов. Для грамматических игр и упражнений используем уже знакомые сюжеты,(« чего не стало?», «Чего не хватает Мише, чтобы пойти на прогулку?», « Что изменилось?»)…
Игры направленные на формирование грамматического строя речи:
ОТВЕТЬ ОДНИМ СЛОВОМ
Я буду задавать тебе вопросы, а ты можешь отвечать на них только одним словом. (лопата, пила, утюг, ложка, метла)
1.Без чего ты не можешь прожить и дня? (без лопаты)
2.На чём ты любишь кататься? (на лопате)
3.Что ты ел на завтрак? (лопату)
4.Чем ты обычно рисуешь? (лопатой)
5.Очем ты видел сегодня сон? (о лопате) ит.д.
ОДИН-МНОГО
Цель: образование множественного числа существительного (трудные формы)
Это рот, а это …(рты) Это брат, а это…
Это ухо, а это… Это сестра, а это…
Это лев, а это… Это человек, а это…
Это пень, а это… Это ребёнок, а это…
Это ком, а это … Это пальто, а это…
СКАЖИ СО СЛОВОМ МНОГО
Цель: употребление существительных в родительном падеже множественного числа.
У меня утка, а на птичьем дворе много… (уток)
У меня гусь, а на птичьем дворе много …
У меня кура, а на птичьем дворе много …
На верёвке полотенце, на верёвке много …
На верёвке простыня, на верёвке много…
На рынке капуста, на рынке много…
На рынке яблоко, на рынке много …
На рынке огурец, на рынке много…
На рынке морковь- на рынке много …
На столе чашка, на столе много …
Бабушка связала шарф, бабушка связала много…
Бабушка связала носок, бабушка связала много…
Я почистила сапог, мы почистили…
Я почистила ботинок, мы почистили много…
ИСПРАВЬ ОШИБКИ
Цель: закрепление предложно-падежных конструкций.
Жил-был человек рассеянный. Он не только всё делал наоборот, но и говорил наоборот.
Исправьте ошибки.
Дед в печи, дрова на печи.
На столе сапожки, под столом лепёшки.
Овечки в речке, караси у печки.
Под столом портрет, над столом табурет.
КТО ГДЕ
Цель: закрепление употребление предлогов.
Вспомни сказку «Репка» , скажи кто где находится.
Бабка за дедкой, внучка за бабкой, а дальше?...
Дедка перед бабкой, бабка перед внучкой. А дальше?
ЧТО В ЧЁМ
Цель: образование существительных с помощью суффиксов –иц-, -ик-, -онк-,-енок-.
Дай названия посуде, в которой хранятся разные продукты.
Сахар в сахарнице.
Хлеб в …(хлебнице)
Конфеты в …(в конфетнице)
Соль в … (солонке)
Масло в … (маслёнке)
Чай в …(чайнике)
Мыло в …(мыльнице)
Почему мыльницу нельзя назвать посудой? (потому что в неё кладут не продукты, а мыло)
МНОГО-ОДИН
Цель: образование существительных с помощью суффиксов –ин-, -инк-.
Подумай и скажи, как можно назвать одну маленькую часть этих предметов.
Бусы-…(бусинка)
Солома-…(соломинка)
Икра-…(икринка)
Пух-…(пушинка)
Снег-…(снежинка)
У КОГО КТО?
Цель: употребление существительных- названий детёнышей животных в единственном и множественном числе.
У гуся-гусёнок
У козы-… (козлёнок)
У вороны-… (воронёнок)
У собаки-… (щенок)
У коровы-…(телёнок)
У свиньи-…(поросёнок)
У курицы-… (цыплёнок)
У КОГО КТО (УСЛОЖНЕНИЕ)
Цель: употребление существительных- названий детёнышей животных во множественном числе.
У гуся-гусята
У козы-…(козлята)
У вороны…(воронята)
У собаки-..(щенята)
У коровы-…(телята)
У свиньи-…(поросята)
У курицы-…(цыплята)
СЛОВА- ИНОСТРАНЦЫ
Цель: употребление несклоняемых существительных.
Панно. Что подарила Вове Таня? (панно)
Что висит на стене (панно)
Пюре . Чем угощал Вова своих гостей? (пюре)
Желе. Чем угощала Ира своих гостей? (желе)
Эскимо. Что ели Вова и Ира ? (эскимо)
Какао. Что дети пили? (какао)
Кофе. Что дети пили?*(кофе)
Киви. С какими фруктами был пирог? (с киви)
Кино. Что дети смотрели по телевизору? (кино)
Пианино. На чём играла Таня? (на пианино)
Пальто. Что надели дети? (пальто)
Шоссе. Какую улицу перешли Таня и Ваня? (шоссе)
Метро. На чём дети поехали домой? (на метро)
ЧТО В МАГАЗИНЕ?
Цель: согласование прилагательного с существительным во множественном числе.
У меня красное яблоко, а в магазине?
(В магазине красные яблоки)
У меня зелёный огурец, а в магазине?
У меня тёплая куртка, а в магазине?
У меня новый самокат, а в магазине?
У меня воздушный шар, а в магазине?
У меня вкусный пряник, а в магазине?
У меня меховая шапка, а в магазине?
У меня интересная книга, а в магазине?
БОЛЬШОЙ-МАЛЕНЬКИЙ
Цель: согласование прилагательных с существительными, образование уменьшительно-ласкательных форм прилагательных.
Я буду говорить о большом предмете, а ты о маленьком.
Цветок красный, цветочек красненький.
Яблоко сладкое, а … (яблочко сладенькое)
Чашка синяя, а … (чашечка синенькая)
Ведро синее, а … (ведёрко синенькое)
Цыплёнок пушистый, а … (цыплёночек пушистенький)
Дом низкий, а… (домик низенький)
Морковь вкусная, а … (морковка вкусненькая)
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?
Цель: образование качественных прилагательных.
Послушай вопрос и постарайся на него ответить.
На улице мороз. Значит, он какой? (морозный)
У Страшилы много ума. Значит ,он какой? (умный)
Коту ловить мышей лень. Значит, он какой? (ленивый)
Весь день идет дождь. Значит, он какой? (дождливый)
Эта книга вызывает интерес. Значит , она какая?
На куртке грязь. Значит , она какая? (грязная)
В колбасе есть жир. Значит, она какая? (жирная)
У девочки много капризов. Значит , она какая? (капризная)
У печенья приятный вкус. Значит, оно какое? (вкусное)
В яблоке червяк. Значит, оно какое? (червивое)
ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНО?
Цель: образование относительных прилагательных.
Дом из соломы -соломенный
Дом из дерева-… (деревянный)
Дом из камней-…(каменный)
Дом из бумаги-…(бумажный)
Кастрюля из металла-…(металлическая)
Чашка из пластмассы-…(пластмассовая)
Банка из стекла-…(стеклянная)
Обувь из кожи-…(кожаная)
Туфли из кожи-…(кожаная)
Сапоги из резины-…(резиновые )
Сапоги из меха-…(меховые)
Варенье из малины-…(малиновое)
Джем из клубники-…(клубничное)
Платье из шерсти-…(шерстяное)
Платье из ситца-…(ситцевое)
Платье из шёлка-…(шёлковое)
ВКУСНАЯ ИГРА
Цель: образование относительных прилагательных.
Варенье из яблок - …яблочное варенье.
Порог из яблок -… Конфета из яблок -…
Варенье из слив-… Порог из слив-… конфета из слив.
Варенье из малины-… Пирог из малины-… Конфета из малины-…
Варенье из груш -… пирог из груш-… конфета из груш -…
Варенье из вишни-… Пирог из вишни-… Конфеты из вишни-…
СТРАННЫЙ ЗВЕРЬ
Цель: образование притяжательных прилагательных
У лесных зверей всё перепутано: и головы и хвосты , и уши.
Давайте поможем зверям найти свои хвосты, уши, головы.
Голова зайца (чья голова?) – заячья
Голова лисы (чья голова?) – лисья.
Голова медведя (чья голова?)-медвежья.
Голова волка (чья голова?) – волчья.
Чей хвост?
Заячий, лисий, медвежий, волчий.
Чьи уши?
Заячьи, лисьи, медвежьи, волчьи.
СКАЖИ КАКОЙ
Цель: образование сравнительной степени прилагательных.
Сравни предметы и закончи предложение.
Апельсин большой, а арбуз ещё больше. Груша вкусная, а ананас еще… (вкуснее)
Миша сильный, а его брат ещё… (сильнее) Мой букет красивый, а мамин ещё …(красивее)
Весной погода тёплая, а летом ещё…(теплее) Шнурок длинный, а нитка ещё …(длиннее)
Кошка маленькая, а мышка ещё… (меньше) Дерево высокое, а башня ещё …(выше)
Куст низкий, а трава ещё …(ниже) Шар лёгкий, а пушинка ещё…(легче)
Лента узкая, а нитка ещё …(уже) линейка короткая, карандаш ещё… (короче)
Эта дорога плохая, а та ещё …(хуже) этот рисунок хороший, а тот ещё … (лучше)
ПОСЛУШНЫЙ РЕБЁНОК
Цель: образование глаголов повелительного наклонения. И глаголов 1-ого лица ед. числа настоящего времени.
Сейчас я буду просить тебя что-нибудь сделать, а ты будь послушным ребёнком – говори, что ты делаешь.
Иди- …(иду) Стой-…(стою)
Беги-…(бегу) Читай-…(читаю)
Неси-…(несу) Положи-…(кладу)
Ешь-…(ем) Пей-…(пью)
поливай-… (поливаю) гладь-…(глажу)
шей-… (шью) мой-…(мою)
подметай-…(подметаю) езжай-… (еду)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи.
Игры и упражнения для детей дошкольного возраста...
Игры и упражнения для развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
Данный буклет включает в себя перечень игр и упражнений по формированию словообразования и словоизменения разных частей речи для детей старших и подготовительных групп....
Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у дошкольников
Картотека игр по формированию грамматического строя речи у дошкольников...
Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи
: Научить детей образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Научить детей составлять предложения по картинкам....
Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи в дошкольном возрасте
Грамматический строй родного языка. Содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста. Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи в дошк...
Конспект комплексной НОД по формированию лексико-грамматических категорий «Дидактические игры и упражнения на развитие грамматического строя речи с применением обучающих приемов в старшем возрасте» (старшая группа компенсирующей направленности с ЗПР)
Предлагаемый материал покажет основные приемы по формированию лексико - грамматических категорий....
Дидактические игры на формирование грамматического строя речи. (подготовительная логопедическая группа) по лексической теме: «Новый год»
Дидактические игрына формированиеграмматического строя речи. (подготовительная логопедическая группа) по лексической теме: «Новый год»...