Публикация статьи в Педжурнале на тему "Информационно-коммуникационные технологии как средство духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста."
статья

Кехтер Татьяна Алексеевна

В данной статье говорится о том, как организовать работу с родителями по ознакомлению их с электронным сборником по духовно-нравственному развитию детей дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionno-kommunikatsionnye_tehnologii.docx28.31 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-коммуникационные технологии

как средство духовно-нравственного развития

детей дошкольного возраста.

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и  стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьёй и своим Отечеством.

В нашем дошкольном учреждении духовно-нравственное воспитание осуществляется через следующие формы работы:

 С детьми

  • Непосредственно образовательная деятельность, интерактивные занятия
  • Беседы, чтение художественной литературы
  • Прогулки, наблюдения, экскурсии
  • Игры, праздники
  • Оформление мини-музеев и выставок
  • Встречи с интересными людьми

С педагогами

  • Методические объединения
  • Педагогические советы
  • Семинары, консультации
  • Анкетирование
  • Обмен опытом, открытые просмотры, мастер-классы
  • Самообразование, курсы повышения квалификации
  • Участие в конкурсах разного уровня

 С родителями

Взаимодействие с родителями является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса в нашем ДОУ. Различные формы сотрудничества помогают педагогам в достижении поставленных целей и задач:

  • Родительские собрания
  • Дни открытых дверей
  • Консультации, выставки
  • Совместные акции
  • Вечера отдыха, праздники
  • Анкетирование

В рамках деятельности стажировочной площадки РИП-ИнКО, участниками которой является наш детский сад, творческой группой педагогов был разработан сборник по духовно-нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста. Родители могут свободно зайти на сайт нашего детского сада и выбрать тот раздел, который  больше всего их интересует, и позаниматься со своим ребёнком. Электронный сборник включает в себя следующие разделы:

«Мамина школа»

Современные родители всё чаще обращаются в сеть интернет в поисках информации. В связи с этим мы предлагаем  доступные, интересные, легко воспринимаемые материалы - рекомендации для родителей, выполняющие функцию просвещения, по решению часто встречающихся поведенческих проблем.

«Мульти-пульти»

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.

«Умные картинки»

Данное пособие с иллюстрациями поможет родителям в формировании нравственных качеств у детей дошкольного возраста. Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении детьми вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

«Рассказы»

Когда ребенок сидит рядом с мамой, папой или бабушкой, прижавшись к ней (или к нему) во время чтения книги, у него создается ощущение близости, защищенности и безопасности. Создается единое пространство, чувство сопричастности. Такие моменты имеют сильное влияние на формирование комфортного ощущения мира.

Когда родители читают своему ребёнку то, что ему интересно и готовы обсуждать с ним интересные для него темы, говорит о том, что они хотят понять его взгляды, интересы, и потребности. У ребенка формируется представление о себе как о значимой личности, так как ему уделяют внимание такие важные люди, как родители.

«Сказки»

Ведущую роль в духовно-нравственном воспитании ребенка играют сказки. Можно смело утверждать, что сказка неразделима от прекрасного. Она благоприятствует развитию эстетических качеств, без которых немыслимо благородства души, сердечного сострадания к несчастью человека, а также горю. Ребенок открывает мир не только умом, но и сердцем.

«Стихи»

После прочтения поучительных стихов родители могут обсудить с малышом, хорошо ли поступает герой или плохо, и почему он это делает? А нравится ли его поведение окружающим? Как надо поступить правильно? Дети сопереживают героям стихотворений и, рассказывая о них, подсознательно говорят о себе, запоминают модель поведения.

«Беседы»

Одной из эффективных форм работы по духовно-нравственному воспитанию детей является беседа. Беседы рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в духовно - нравственном воспитании. Беседы окажут существенную помощь родителям в деле воспитания детей. Сущность беседы состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов и ситуаций побудить детей к актуализации (припоминанию) уже известных им представлений и достичь усвоения новых путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений.

«Игры»

Игра является не только ведущей деятельностью дошкольника, но и представляет собой отражение окружающей жизни. А так же игра учит размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и воспитывает хорошие манеры. Для формирования вышесказанного предлагаем использовать игры, которые учат умению общаться, устанавливать контакт, получать удовольствие от общения с партнёром, воспитывать любовь и уважительные отношения к близким и окружающим людям, помогают ребёнку в накоплении социального опыта. Представленные игры, целью которых является воспитание нравственных качеств, способствуют адаптации ребёнка в социальном мире, формируют умение оценивать других с позиции доброжелательности.

          В течение всего года мы проводили  мероприятия, которые помогли расширить представления воспитанников о семейных традициях, об особенностях семейных отношений, духовных и нравственных ценностях, о ценностном отношении к окружающему их миру; о таких чувствах, как сострадание, сочувствие, сопереживание, сорадость; что в итоге даёт положительный социальный опыт для личностного развития – быть полезным семье, родному посёлку.

Проводимые мероприятия для детей:

«Моя Родина - Россия», «Государственные символы России», «Край, в котором я живу», «Достопримечательности моего края», «История и традиции моего Детского сада», «День славянской письменности», «День России», «День Российского флага», «День народного единства», «Известные люди нашего посёлка», конкурс рисунков «День Победы», встречи с ветеранами войны и тыла.

Беседа с элементами игры: «Кого можно назвать вежливым человеком?»

Ролевые игры: «Волшебное слово», «Мой дом - моя семья»

Школа вежливости: «Волшебные слова», «Моя группа и мои друзья» - игра.

Этические беседы на тему: «Правила поведения на каждый день», «Как вести себя дома, на улице, в гостях» - практикум.

Конкурс рисунков «Береги лес», «Мой край родной».

Конкурс поделок из природного материала «Дары природы», «Осенняя фантазия»,  акция «Лучшая кормушка для птиц».

Для родителей:

Деловая игра «Как создать гармонию отношений в семье»

Практикум для родителей «Праздники в детском саду как средство помощи во взаимоотношениях родителей и ребенка»

Мастер – класс «Толерантность в разрешении конфликтов»

Круглый стол «Воспитание духовно — нравственных ценностей у детей: доброты, отзывчивости, сопереживания за общий результат, гордости за членов своей семьи.

Семейный клуб «Хочу все знать!»

Семейный досуг «Все начинается с любви»

Дни открытых дверей «Соберем своих друзей»

Выставки семейных коллекций «Идем дорогою добра»

Выставка работ, изготовленных вместе с родителями:

«Моя семья», «Мой любимый посёлок», «Волшебный мир сказок»

Проектная деятельность родителей с воспитателями

«Самая лучшая - мамочка моя»

«Новый год - семейный праздник»

«Национальные обряды»

Спортивные праздники

«Папа, мама, я – спортивная семья», «А ну-ка, папы»

Консультации для родителей

«Воспитание дружеских взаимоотношений между сверстниками»,

«Роль дедушек и бабушек в семейном воспитании».

«Капризы и их предупреждения»

По результатам проведённой диагностики  у детей сформировались такие понятия как: милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми; «готовности прийти на помощь», «честности», «чуткости», «жалости», «сочувствия».

Дети научились быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе, помогать другим.

У воспитанников появился интерес к изучению православия, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.

Дошкольники приобрели опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям и ценностного отношения к социальной реальности в целом.

На протяжении всего учебного года постоянно велась работа с родителями. Результатом стала убежденность в необходимости нравственного воспитания детей с первых лет жизни, в возможности предупредить и преодолеть отрицательные проявления в их поведении, вырастить из них достойных граждан нашей страны. В приемной создан уголок для родителей по духовно – нравственному воспитанию, где они могут получить всю интересующую их информацию. Мы стараемся вовлекать родителей в совместные мероприятия, результаты которых радуют детей, вызывают у них чувство гордости. В результате дети воспринимают родителей как союзников, чувствуют их постоянную поддержку. Ведь все мы хотим увидеть наших детей счастливыми, добрыми, умными – настоящими патриотами своей Родины.

Список литературы:

1.Вавилова И.Н. Формирование нравственной воспитанности личности

ребёнка в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст]: Екатеринбург, 2009 – 22с.

2. Данилюк  А.Я. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступенях дошкольного и начального общего образования [Текст] / А.Я. Данилюк, А.А. Логинова. – М.: Просвещение, 2012 – 32 с.

3.Жучкова  Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики: практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов [Текст] / Г.Н.Жучкова. – М.: ГНОМ и Д, 2008 – 64 с.

4.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017 - 167с.

5.Потаповская О. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей.

[Текст] // Дошкольное воспитание. – 2010 — № 1 — С. 14-16.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно- коммуникативные технологии как средство художественно – эстетического развития детей дошкольного возраста.

Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на занятия по изобразительной деятельности в детском саду, открывает новые возможности. В этом случае, информационно-комм...

Использование информационно-коммуникационные технологии, как средство познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок. Использования информационно-коммуникационны...

Статья: «Инновационные технологии как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»

Актуальность темы: Современное образование ставит перед педагогом дошкольного образования ряд задач: способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно–образовательный процесс, сам...

"Кейс - технология как средство социально - коммуникативного развития детей дошкольного возраста"

В данной статье рассматривается вопрос о применении кейс -технологии в работе с детьми дошкольного возраста....

Статья «Взаимодействие театрализованной деятельности и изобразительного творчества, как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста»

В данной статье представлен опыт работы по интеграции двух направлений художественно- эстетического развития: театрализованной деятельности и изобразительного творчества....