Публикация статьи в Педжурнале на тему "Информационно-коммуникационные технологии как средство духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста."
статья
В данной статье говорится о том, как организовать работу с родителями по ознакомлению их с электронным сборником по духовно-нравственному развитию детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionno-kommunikatsionnye_tehnologii.docx | 28.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационно-коммуникационные технологии
как средство духовно-нравственного развития
детей дошкольного возраста.
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьёй и своим Отечеством.
В нашем дошкольном учреждении духовно-нравственное воспитание осуществляется через следующие формы работы:
С детьми
- Непосредственно образовательная деятельность, интерактивные занятия
- Беседы, чтение художественной литературы
- Прогулки, наблюдения, экскурсии
- Игры, праздники
- Оформление мини-музеев и выставок
- Встречи с интересными людьми
С педагогами
- Методические объединения
- Педагогические советы
- Семинары, консультации
- Анкетирование
- Обмен опытом, открытые просмотры, мастер-классы
- Самообразование, курсы повышения квалификации
- Участие в конкурсах разного уровня
С родителями
Взаимодействие с родителями является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса в нашем ДОУ. Различные формы сотрудничества помогают педагогам в достижении поставленных целей и задач:
- Родительские собрания
- Дни открытых дверей
- Консультации, выставки
- Совместные акции
- Вечера отдыха, праздники
- Анкетирование
В рамках деятельности стажировочной площадки РИП-ИнКО, участниками которой является наш детский сад, творческой группой педагогов был разработан сборник по духовно-нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста. Родители могут свободно зайти на сайт нашего детского сада и выбрать тот раздел, который больше всего их интересует, и позаниматься со своим ребёнком. Электронный сборник включает в себя следующие разделы:
«Мамина школа»
Современные родители всё чаще обращаются в сеть интернет в поисках информации. В связи с этим мы предлагаем доступные, интересные, легко воспринимаемые материалы - рекомендации для родителей, выполняющие функцию просвещения, по решению часто встречающихся поведенческих проблем.
«Мульти-пульти»
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.
«Умные картинки»
Данное пособие с иллюстрациями поможет родителям в формировании нравственных качеств у детей дошкольного возраста. Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении детьми вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
«Рассказы»
Когда ребенок сидит рядом с мамой, папой или бабушкой, прижавшись к ней (или к нему) во время чтения книги, у него создается ощущение близости, защищенности и безопасности. Создается единое пространство, чувство сопричастности. Такие моменты имеют сильное влияние на формирование комфортного ощущения мира.
Когда родители читают своему ребёнку то, что ему интересно и готовы обсуждать с ним интересные для него темы, говорит о том, что они хотят понять его взгляды, интересы, и потребности. У ребенка формируется представление о себе как о значимой личности, так как ему уделяют внимание такие важные люди, как родители.
«Сказки»
Ведущую роль в духовно-нравственном воспитании ребенка играют сказки. Можно смело утверждать, что сказка неразделима от прекрасного. Она благоприятствует развитию эстетических качеств, без которых немыслимо благородства души, сердечного сострадания к несчастью человека, а также горю. Ребенок открывает мир не только умом, но и сердцем.
«Стихи»
После прочтения поучительных стихов родители могут обсудить с малышом, хорошо ли поступает герой или плохо, и почему он это делает? А нравится ли его поведение окружающим? Как надо поступить правильно? Дети сопереживают героям стихотворений и, рассказывая о них, подсознательно говорят о себе, запоминают модель поведения.
«Беседы»
Одной из эффективных форм работы по духовно-нравственному воспитанию детей является беседа. Беседы рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в духовно - нравственном воспитании. Беседы окажут существенную помощь родителям в деле воспитания детей. Сущность беседы состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов и ситуаций побудить детей к актуализации (припоминанию) уже известных им представлений и достичь усвоения новых путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений.
«Игры»
Игра является не только ведущей деятельностью дошкольника, но и представляет собой отражение окружающей жизни. А так же игра учит размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и воспитывает хорошие манеры. Для формирования вышесказанного предлагаем использовать игры, которые учат умению общаться, устанавливать контакт, получать удовольствие от общения с партнёром, воспитывать любовь и уважительные отношения к близким и окружающим людям, помогают ребёнку в накоплении социального опыта. Представленные игры, целью которых является воспитание нравственных качеств, способствуют адаптации ребёнка в социальном мире, формируют умение оценивать других с позиции доброжелательности.
В течение всего года мы проводили мероприятия, которые помогли расширить представления воспитанников о семейных традициях, об особенностях семейных отношений, духовных и нравственных ценностях, о ценностном отношении к окружающему их миру; о таких чувствах, как сострадание, сочувствие, сопереживание, сорадость; что в итоге даёт положительный социальный опыт для личностного развития – быть полезным семье, родному посёлку.
Проводимые мероприятия для детей:
«Моя Родина - Россия», «Государственные символы России», «Край, в котором я живу», «Достопримечательности моего края», «История и традиции моего Детского сада», «День славянской письменности», «День России», «День Российского флага», «День народного единства», «Известные люди нашего посёлка», конкурс рисунков «День Победы», встречи с ветеранами войны и тыла.
Беседа с элементами игры: «Кого можно назвать вежливым человеком?»
Ролевые игры: «Волшебное слово», «Мой дом - моя семья»
Школа вежливости: «Волшебные слова», «Моя группа и мои друзья» - игра.
Этические беседы на тему: «Правила поведения на каждый день», «Как вести себя дома, на улице, в гостях» - практикум.
Конкурс рисунков «Береги лес», «Мой край родной».
Конкурс поделок из природного материала «Дары природы», «Осенняя фантазия», акция «Лучшая кормушка для птиц».
Для родителей:
Деловая игра «Как создать гармонию отношений в семье»
Практикум для родителей «Праздники в детском саду как средство помощи во взаимоотношениях родителей и ребенка»
Мастер – класс «Толерантность в разрешении конфликтов»
Круглый стол «Воспитание духовно — нравственных ценностей у детей: доброты, отзывчивости, сопереживания за общий результат, гордости за членов своей семьи.
Семейный клуб «Хочу все знать!»
Семейный досуг «Все начинается с любви»
Дни открытых дверей «Соберем своих друзей»
Выставки семейных коллекций «Идем дорогою добра»
Выставка работ, изготовленных вместе с родителями:
«Моя семья», «Мой любимый посёлок», «Волшебный мир сказок»
Проектная деятельность родителей с воспитателями
«Самая лучшая - мамочка моя»
«Новый год - семейный праздник»
«Национальные обряды»
Спортивные праздники
«Папа, мама, я – спортивная семья», «А ну-ка, папы»
Консультации для родителей
«Воспитание дружеских взаимоотношений между сверстниками»,
«Роль дедушек и бабушек в семейном воспитании».
«Капризы и их предупреждения»
По результатам проведённой диагностики у детей сформировались такие понятия как: милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми; «готовности прийти на помощь», «честности», «чуткости», «жалости», «сочувствия».
Дети научились быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе, помогать другим.
У воспитанников появился интерес к изучению православия, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.
Дошкольники приобрели опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям и ценностного отношения к социальной реальности в целом.
На протяжении всего учебного года постоянно велась работа с родителями. Результатом стала убежденность в необходимости нравственного воспитания детей с первых лет жизни, в возможности предупредить и преодолеть отрицательные проявления в их поведении, вырастить из них достойных граждан нашей страны. В приемной создан уголок для родителей по духовно – нравственному воспитанию, где они могут получить всю интересующую их информацию. Мы стараемся вовлекать родителей в совместные мероприятия, результаты которых радуют детей, вызывают у них чувство гордости. В результате дети воспринимают родителей как союзников, чувствуют их постоянную поддержку. Ведь все мы хотим увидеть наших детей счастливыми, добрыми, умными – настоящими патриотами своей Родины.
Список литературы:
1.Вавилова И.Н. Формирование нравственной воспитанности личности
ребёнка в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст]: Екатеринбург, 2009 – 22с.
2. Данилюк А.Я. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступенях дошкольного и начального общего образования [Текст] / А.Я. Данилюк, А.А. Логинова. – М.: Просвещение, 2012 – 32 с.
3.Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики: практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов [Текст] / Г.Н.Жучкова. – М.: ГНОМ и Д, 2008 – 64 с.
4.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017 - 167с.
5.Потаповская О. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей.
[Текст] // Дошкольное воспитание. – 2010 — № 1 — С. 14-16.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно- коммуникативные технологии как средство художественно – эстетического развития детей дошкольного возраста.
Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на занятия по изобразительной деятельности в детском саду, открывает новые возможности. В этом случае, информационно-комм...
Использование информационно-коммуникационные технологии, как средство познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста
Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок. Использования информационно-коммуникационны...
Статья: «Инновационные технологии как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»
Актуальность темы: Современное образование ставит перед педагогом дошкольного образования ряд задач: способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно–образовательный процесс, сам...
"Кейс - технология как средство социально - коммуникативного развития детей дошкольного возраста"
В данной статье рассматривается вопрос о применении кейс -технологии в работе с детьми дошкольного возраста....
«ФИТНЕС – ТЕХНОЛОГИИ, КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
Доклад из опыта работы...
Статья «Взаимодействие театрализованной деятельности и изобразительного творчества, как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста»
В данной статье представлен опыт работы по интеграции двух направлений художественно- эстетического развития: театрализованной деятельности и изобразительного творчества....