Информационно- коммуникативные технологии как средство художественно – эстетического развития детей дошкольного возраста.
статья по теме
Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на занятия по изобразительной деятельности в детском саду, открывает новые возможности. В этом случае, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) становятся новым средством художественно-творческого развития детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Информационно- коммуникативные технологии как средство художественно – эстетического развития детей дошкольного возраста.
Л.Н. Кравченко (Россия, Новоуральск)
e-mail : mama1233@yandex.ru
Эпоха научно-технической революции в корне изменила представления о мире, захлестнув общество потоком разнообразной информации. Мы находимся на пути к информационному обществу, основанному на разуме, интеллекте, эрудиции. Необходимым качеством современного человека становится высокий уровень информационной культуры.
Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на занятия по изобразительной деятельности в детском саду, открывает новые возможности. В этом случае, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) становятся новым средством художественно-творческого развития детей.
Одним из очевидных достоинств применения ИКТ на занятиях по изобразительной деятельности является усиление наглядности. Напомню известную фразу К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету…»
Использование ИКТ тем более актуально, что в детских садах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. В таком случае проектор может оказать неоценимую помощь.
Хочу обратить внимание на практическое применение ИКТ на занятиях по изобразительной деятельности. Изобразительное творчество - одно из любимейших занятий детей. В дошкольном возрасте у ребенка начинает формироваться первоначальный запас зрительных образов и впечатлений, возникает желание передать их в рисунках. Он берет в руки карандаш и рисует... Но наступает тот момент, когда юный художник отбрасывает кисть и перестает творить. Как помочь ему? Здесь на помощь может прийти компьютер.
Основная цель моей работы, как воспитателя по изодеятельности : помогать детям познавать окружающую действительность, развивать у них наблюдательность, учить шире и разностороннее видеть окружающий мир, развивать личностные способности.
Основными задачами занятий по изобразительной деятельности являются: знакомство с доступной дошкольникам техникой обработки материалов, использование различных средств изобразительного искусства, знакомство с работами художников и мастеров прикладного искусства, а так же создание и восприятие художественных образов.
Как сделать каждую встречу с искусством радостной, интересной, а главное – направленной на развития каждого ребенка?
Сегодня педагогически грамотным специалистом нельзя быть без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий. Из обилия концепций, теорий, технологий и методик я отобрала те, которые смогли бы мне помочь создать такую систему работы, которая бы учитывала особенности занятий по изобразительной деятельности, сообразуясь с особенностями развития детей дошкольного возраста и реалиями современного общества.
Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий на телевидении и в кино, распространение игровых приставок, электронных игрушек оказывают большое влияние на воспитание дошкольника и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его ведущей деятельности – игры, изменяются любимые герои и увлечения. Поэтому одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и индивидуализации обучения современного дошкольника, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона является компьютер.
В настоящее время существуют различные диски с информацией по искусству, но использование таких дисков в полном объеме нецелесообразно, так как часто эти яркие и эффектные энциклопедии не учитывают возрастные особенности детей, правила и законы построения образовательного процесса. Поэтому, разрабатывая план - конспект занятия, необходимо учитывать, что, как правило, использовать видеосюжеты с этих дисков целесообразно лишь фрагментарно. Исходя из своего собственного опыта, я считаю, что лучше всего создавать свои фильмы, по своему сценарию, органично вписывающиеся в структуру занятия. Такими являются мультимедиа презентации, слайд – фильмы и задания- викторины. Успех применения каждого зависит от правильного определения места в структуре занятия, целесообразности использования в соответствии с поставленными целями и задачами.
Занятия с мультимедийными презентациями и слайд-фильмами широко можно использовать во время знакомства с творчеством художников, при изучении жанров изобразительного искусства, при изучении тем по декоративно – прикладному искусству, при изучении законов цветоведения и т.д.
Компьютер на занятии по изобразительной деятельности можно использовать и в качестве инструмента художественной деятельности, используя графический редактор “Paint”. Все дети, включая и самых слабых, не бояться ошибиться, работают с интересом, активны, азартны. Исчезают комплексы, зажатость, скованность, страх перед результатом. Занятия с использованием компьютера вырабатывают усидчивость, внимательность, аккуратность, развивают моторику пальцев, что может положительно повлиять на работу с карандашом и кистью. И что важно, приходят к выводу, что научиться управлять кисточкой и получать результат можно, только имея достаточный теоретический и практический багаж знаний и навыков в изобразительной деятельности. Поэтому к изучению законов и правил изобразительного искусства начинают относиться осознанно и с долей ответственности. Композиции становятся более выразительными и разнообразными. Ввиду того, что не все детские сады оборудованы компьютерами, данная технология используется чаще всего для индивидуальной работы.
Использование ИКТ— необходимое условие для современного образовательного процесса, когда главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности. ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели занятия по изобразительной деятельности.
В результате изучения литературы и передового педагогического опыта по применения ИКТ на занятии по изобразительной деятельности, я сделала вывод, что диапазон использования этой технологии в образовательном процессе очень велик: от применения в качестве инструмента художественной деятельности, до способов предъявления учебной информации. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения, позволяет усилить мотивацию ребенка. Одним из источников мотивации является занимательность.
Преимущества использования компьютерных технологий в преподавании изобразительного искусства очевидны: знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий; можно широко использовать показ репродукций картин художников; демонстрировать графический материал (таблицы, схемы); «посещать» крупнейшие музеи мира; прослушивать записи песен одновременно с показом картин.
Таким образом, использование компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, кроме того, дальнейшее использование ИКТ в школьном обучении обеспечивает преемственность дошкольного и школьного образования .
Список литературы
- Концепция модернизации российского образования на период до 2100года. URL: htth//www.informika/ru/text/goscom/
- Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. - М.: ИОШ РАО, 1994
- Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования - М., 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Музейная педагогика как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста"
Дети в музее...
Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС в ДОО
Развитие театрализованной деятельности детей дошкольного возраста (опыт работы)...
Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
Дети дошкольного возраста обладают большими потенциальными возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства, которые заставляют волноваться, сопереживать ...
"Игровые технологии,как средство художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в рамках билингвального образования"
В своей практике при разучивании с детьми татарских национальных песен, танцев, игр со словами, сталкиваюсь с тем, что дети из татарских семей не владеют родным татарским...
Использование информационно-коммуникационные технологии, как средство познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста
Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок. Использования информационно-коммуникационны...
Публикация статьи в Педжурнале на тему "Информационно-коммуникационные технологии как средство духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста."
В данной статье говорится о том, как организовать работу с родителями по ознакомлению их с электронным сборником по духовно-нравственному развитию детей дошкольного возраста....