Статья «Взаимодействие театрализованной деятельности и изобразительного творчества, как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста»
статья

Екатерина Алексеевна Толмачева

В данной статье представлен опыт работы по интеграции двух направлений художественно- эстетического развития: театрализованной деятельности и изобразительного творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Взаимодействие театрализованной деятельности и изобразительного творчества,

как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста»

Толмачева Е.А., воспитатель

МБДОУ г.Мценска «Детский сад №12»

В современном мире все чаще мы слышим от родителей фразы: «Когда вы будете, учит буквы?», «Когда мой ребенок научится читать?», «Мы уже умеем решать примеры!». На второй план уходят развитие воображения, дети перестают удивляться, восхищаться миру. Да они лучше стали решать логические задачи, но все чаще проявляют равнодушие, а порой даже черствость. Взрослые большое внимание уделяют умственному развитию детей, но забывают, про творческий потенциал. А ведь именно в дошкольном возрасте закладывается основа творческой личности, понимание нравственных норм, принятых в социуме. Существует не менее важная проблема, которая тревожит педагогов и психологов. По данным Н.В. Самоукиной, в период психологической адаптации ребенка к школе многих  первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. Чаще всего у детей недостаточны развиты внимание и память, отсутствуют навыки произвольного поведения. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости,– это путь через игру, фантазию, сочинительство. Раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств.

Соединение (синтез) видов искусств — музыки, театра, художественного слова, живописи вызывает у детей яркие эмоционально-эстетические переживания и помогает возникновению целостного художественного образа. Взаимодействие различных видов искусства раскрывает творческий потенциал всех участников педагогического процесса, улучшают отношения между детьми, педагогами и родителями, повышает уровень их художественной и общей культуры.

Согласование разных видов искусства происходит на комплексных или интегрированных занятиях, Например, в рисование, аппликацию, лепку, можно добавить слушание музыкальных классических произведений, театрализованную деятельность, просмотр слайдовых программ, видео.

Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом работы одном из направления синтеза видов искусств - это использование театрализованной деятельности на занятиях изобразительной деятельности.  Объединив эти два вида искусств, можно воспитать художественный вкус, развить творческий потенциал, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству. Что в будущем поможет определит потребность каждого ребёнка обращаться к театру, как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия. Также, благодаря синтезу искусств возможно развить воображение, фантазию, восприятие, память, развить мелкую моторику рук, а также умения и навыки (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных).

Изобразительная и театрализованная деятельность являются наглядными формами художественного отражения жизни, основанными на восприятии окружающего мира через образы. Чтобы дети полюбили искусство, необходимо с самого раннего возраста приобщать к нему ребёнка. Увлечь детей музыкой, театром, живописью, научить их понимать прекрасное – важная миссия взаимодействия педагогов, воспитателей и музыкального руководителя. Именно искусство пробуждает в ребёнке способность размышлять о мире, о себе, об ответственности за свои поступки.

На интегрированных занятий дети могут прикоснуться к театрализованной деятельности не только как артисты, исполняющие роли, но и как художники - оформители, как «музыканты», обеспечивающие звуковое сопровождение, и т. д. Приобщить дошкольника к творческой художественной деятельности в процессе подготовки театрализованной игры и ее хода очень просто. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Именно использование театрализованной деятельности на занятиях изобразительным искусством является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей.

В процессе реализации комплекса занятий по изобразительному творчеству с использованием театрализованной деятельности решаются следующие задачи:

развивается самостоятельность  и творческие способности дошкольник;

воспитывается интерес к различным видам искусства;

— дети овладевают импровизацией;

развивается речевая деятельность;

совершенствуются познавательные процессы;

развиваются изобразительные навыки и умения.

Ребенку важно предоставить возможность побывать в любой роли: актера, режиссера, декоратора, музыканта. Ведь изготовление атрибутов, костюмов, бутафории, афиш, декораций, пригласительных билетов дает повод для технического и изобразительного творчества дошкольников. Все занятия по лепке, аппликации, рисованию приобретают смысл, замысел, дают ребенку поле для фантазий. В этот момент происходит приобщение к совместной дизайнерской деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов, создание выразительного художественного образа, развитие пространственного воображения как основы проектного мышления, творческого замысла, прогнозирование результата, организация коллективной работы при создании многофигурных сюжетных композиций, обучение самостоятельному нахождению приемов изображения, материалов.

Когда ребенок входит в роль декоратора, он владеет художественно-изобразительными умениями, чувствует цвет, форму в передаче образа литературных героев, замысла произведения в целом, готов к художественному оформлению спектакля через создания соответствующих декораций, костюмов, игровых атрибутов и реквизита.

Любовь к театру становится ярким воспоминанием детства, ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...

Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства» по художественно-эстетическому, речевому развитию детей дошкольного возраста (музыка, рисование, чтение худож

Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ "Осень", т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого врем...

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Данная презентация содержит материал по художественно-эстетической деятельности дошкольников...

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в условиях модернизации системы дошкольного возраста

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в усло...

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает•развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы...

Взаимодействие театрализованной деятельности и изобразительного творчества как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста"

Данная статья была опубликована в сборнике методических материалов ОГУ им. И.С. Тургенева, Институте педагогики и психологии "Педагогическая палитра"...