«ФИТНЕС – ТЕХНОЛОГИИ, КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
«ФИТНЕС – ТЕХНОЛОГИИ, КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
Доклад из опыта работы
«Здоровье — это драгоценность (и при этом единственная) ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и бессмысленной»
М. Монтель.
На современном этапе развития России приоритетными направлениями являются образование и укрепление здоровья населения. Это обусловлено демографическим спадом и ухудшением здоровья людей, что делает реальной угрозу сохранения и воспроизводства человеческого ресурса как важнейшего фактора национальной безопасности государства, его интеллектуального и экономического потенциала. Под угрозой не только физическое, но и психическое здоровье общества. Одной из наиболее важных является проблема модернизации общего (неспециального) образования в сфере физической культуры. В течение последнего десятилетия имеет место неудовлетворенность традиционными занятиями физической культурой в общеобразовательных учреждениях значительной частью детей. Это сказывается на потере интереса к ним, а также на понижении уровня их физической подготовленности и состоянии здоровья.
Между тем, дошкольный возраст – особенно важный, ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма. Недостаточная физическая активность детей, особенно в период активного роста, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения и дыхания, является одной из причин ухудшения их здоровья, снижения жизненного тонуса.
Падение интереса подрастающего поколения к традиционным занятиям физической культурой позволяет говорить о том, что проблема носит не ситуативный, а пролонгированный характер и имеет определенные глубокие социокультурные предпосылки.
В связи с этим необходимо искать новые эффективные пути оздоровления и физического развития детей, повышения уровня их физической подготовленности, приобщения к здоровому образу жизни.
Одним из путей решения этой проблемы является развитие детского фитнеса и внедрение его технологий в систему физкультурного образования детей дошкольного возраста.
Детский фитнес – это не что иное, как хорошо продуманная детская физкультура: общеукрепляющие и оздоровительные занятия, посредством которых у детей вырабатываются правильные стереотипы движений, формируются жизненно важные навыки и умения. Именно так закладываются и правильная походка, и красивая осанка, и ровный почерк, и четкая речь.
Осознавая большие возможности фитнеса как средства повышения эффективности физического воспитания детей в ДОУ определила основную цель работы:
- содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами фитнес- технологий для укрепления здоровья и повышения интереса к физической культуре у детей старшего дошкольного возраста.
Поставила перед собой следующие задачи:
1. Максимально расширять предметно-развивающую среду с учетом спецификации детского фитнеса;
2. Раскрывать многофункциональные возможности детского фитнеса через применение различных технологий;
3. Привлекать родителей к совместным занятиям фитнесом для сохранения и укрепления здоровья детей.
Проведенный анализ научно-методической литературы: «Детский фитнес» - физкультурные занятия для детей 3 – 7 лет под редакцией Е. В. Сулим, «Игровой стретчинг» - занятия по физической культуре ДОУ под редакцией Е. В. Сулим, «Фитнес в детском саду» - программа и конспекты под редакцией О. Н. Рыбкиной и Морозовой., а также педагогические наблюдения и педагогический анализ фитнес-конвенций позволил выделить ряд их общих признаков, характерных для современных научно-обоснованных технологий по фитнесу.
Спектр фитнес-технологий, используемых мною в работе с детьми, многообразен и включает в себя:
- ритмическую гимнастика;
- игровой стретчинг;
- степ-аэробика;
- черлидинг;
Развивающая двигательно-оздоровительная среда нашего детского сада позволяет включать данные технологии в образовательный процесс. Имеетя музыкально-спортивный зал с необходимым оборудованием. На участке дошкольного учреждения функционирует “Тропа здоровья”, на которой предоставляет возможность тренировать все группы мышц, все функциональные системы организма в увлекательной игре.
Кроме того мною было изготовлено нестандартное оборудование из бросового материала: ленты, «помпоны», «степ-доска», набивные мячи, коврик «Цветок», гантели, резинки, бумажные листочки, мешочки с песком, мешочки с солью, мешочки «Облако», тренажеры для дыхательной гимнастики: «Кит», «Бабочка», «Перо Жар-птицы». Составила картотеку игр: «Подвижные игры с использованием фитнес-оборудования».
Ритмическая гимнастика и степ аэробика отвечают многим детским потребностям, в том числе и в движении, которое им так необходимо.
Дошкольники с большим удовольствием выполняют комплексы ритмической гимнастики, а эффективное воздействие на психоэмоциональное состояние детей оказывает включение в комплекс упражнения с предметами:мячами, обручами, кубиками, «помпонами», резинками, хопами, воздушными шарами, «Облачками».
Традицией нашего детского сада стало ежегодное проведение праздника «Парад гимнастик», который состоит из комплексов ритмической гимнастики Темами парада стали : «День Нептуна», «Уроки безопасности Бабы Яги» , «Все профессии важны- все профессии нужны» и др.
В своей работе использую следующие варианты степ аэробики:
1. В форме полных занятий с детьми старшего дошкольного
возраста, продолжительностью 25—35 мин);
2. Как часть физкультурных занятий
в виде ОРУ с предметами и без;
3. В форме утренней гимнастики, что усиливает ее
оздоровительный и эмоциональный эффект
4. В подвижных играх
5. В показательных выступлениях детей на праздниках;
6. Как степ-развлечение.
Для поддержания интереса у детей к занятиям степ-аэробикой, проводила степ – развлечения, которые строятся на хорошо знакомом детям материале. На таких развлечениях, дети выполняют необычные игровые упражнения с использованием степ – платформы: «Мостики», «Раки на тропинке», «Мишка – лентяй», «Подъемный кран», «Опорный прыжок», «Отжимание» и другие. Дети с удовольствием участвуют в подвижных играх: «Сделай фигуру», «Перелет птиц». «Медведи и пчелы» «Быстро в домик». .Коллективные занятия детей под музыкальное сопровождение воспринимаются воспитанниками гораздо лучше, повышают их эмоциональность. Выполняя совместные упражнения, дети не чувствуют дискомфорт, неуверенность даже если не всё получается
В конце учебного года итогом таких занятий явилось показательное выступление для родителей ,где они могли убедиться в том, что благодаря этому виду гимнастики у малышей укрепился опорно-двигательный аппарат, развилась мышечная сила, гибкость, выносливость, чувство ритма, навыки пластичности, изящества. Дети с удовольствием демонстрировали свои умения и навыки, и совместно с родителями выполняли упражнения.
Использование игрового стретчинга на физкультурных занятиях, начинаю со средней группы. Детям давала задания на растяжку в виде игровых упражнений «Грустный и веселый», «Холодно-жарко», «Гномы и великаны». Малыши с удовольствием старались выполнять такие забавные упражнения, а также приучались принимать правильное исходное положение, учились держать ровно спинку. На первых занятиях приходится давать много словесных указаний, пожеланий, учитывать индивидуальные способности каждого ребенка, осуществлять контроль за выполнением несложных упражнений. Постепенно дети приучались к самооценке, самодисциплине. У них выработалось желание заниматься спортом, быть крепкими, ловкими и гибкими после показа иллюстраций, презентаций о красоте спортивных упражнений.
Игровой стретчинг включала в разные виды детской деятельности: утреннюю гимнастику, прогулки, экскурсии, квест-игры, путешествия. Веселые сказочные персонажи, красочные атрибуты (флажки, шары, ленты, обручи), необычные игры забавы, аттракционы, тщательно подобранное музыкальное сопровождение способствовало созданию у детей психологического комфорта, желанию заниматься физическими упражнениями..
Черлидинг прекрасно подходит для развития координации у дошкольников, так как включает в себя элементы гимнастики, акробатики, аэробики, спортивных танцев, благоприятно влияет на психоэмоциональную сферу дошкольников – вырабатывает командный дух, взаимопонимание. Со старшей группой «Подсолнушки » был реализован долгосрочный проект «Черлидеры».
В ходе подготовительного этапа:
-0знакомила родителей с данным видом спорта.
- Провела опрос родителей «Хотите чтобы ваши дети занимались черлидингом?».
-Оформила картотеки игр
Разработала о перспективное планирование
Провела опрос детей «Ты хочешь быть черлидером?».
На втором этапе проходила основная работа . Сначала детей понакомила с видом спорта – черлидинг через беседы , презентации, прослушивание музыки, рассматривание иллюстраций . Разучивали с дошкольниками речёвки и стихи для черлидинга, изготовливали атрибуты для упражнений. После изучения упражнений черлидинга применяли их в различных режимных моментах: физкультминутках, играх, динамических паузах.
Одно из Условий ФГОС ДО, это взаимодействие детского сада с родителями по вопросам образования ребенка и непосредственного вовлечения их в образовательную среду.
Поэтому для решения задач по физическому развитию взаимодействие с родителями проводила по двум направлениям:
1. Педагогическое просвещение родителей в сфере «физическая культура»
-Изготовила памятки, буклеты по темам: «Профилактика плоскостопия», «Фитбол-гимнастика для дошкольников», «Степ-аэробика для дошкольников», «Физкультура и спорт», «Дыхательная гимнастика», «Стретчинг»;
-Провела консультации на темы: «Здоровые дети в здоровой семье», «Волшебные ступеньки», «Развивайтесь со стретчингом», «Эти забавные мячи».
- Оформила информационные стенды: «Олимпийские надежды», «Быстрее ,выше, сильнее», фото стенды на тему спортивных достижений: «Спорт в моей жизни», «Детский сад –моя семья».
2. Вовлечение родителей в образовательный процесс.
- помощь в создании развивающей предметно-пространственной среды – приобретение материала для степов, создание гимнастических палок из нестандартного оборудования, обновление спортивного инвентаря.
- посещение и участие в открытых мероприятиях; «Парад гимнастик»; «Мы солдаты» - «А, ну-ка, мамы!»
- посещение открытых занятий «Профессии в мире спорта» «Кошка мурка и котята»и т.д .
Для педагогов ДОУ провела
-семинары: «История развития фитнеса», «Использование фитнес -предметов в ОРУ» , практикумы «Степ-аэробика», «Фитбол-аэробика» , консультации, педчасы: «Стресс и спорт», «Формы организации двигательной активности детей», , «Этот занимательный стретчинг».
Выступила на республиканском семенаре с информацией «Развитие физически одаренных детей в условиях ДОО»,где раскрыла методы работы по игровому стретчингу.
Распространяла опыт работы в периодических изданиях для педагогов ДОУ : журнал «Инструктор по физической культуре» .
Накопленный опыт по данной теме позволил выстроить систему использования элементов фитнес-технологий в образовательной деятельности, которая дала возможность обогатить содержание воспитательно-образовательного процесса в разделе «физическая культура», сделала ее современной и эффективной, повысила качество физического образования в целом.
При диагностическом исследовании детей, занимающихся по данным инновационным фитнес-технологиям, было обнаружено значительное улучшение скоростно-силовых качеств, а также координации, силы и гибкости, равновесия и согласованности движений в группе.
У воспитанников появился устойчивый интерес к постоянным физическим упражнениям. Они могут применять полученные знания на практике, проявлять творчество, активность и инициативность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно- коммуникативные технологии как средство художественно – эстетического развития детей дошкольного возраста.
Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на занятия по изобразительной деятельности в детском саду, открывает новые возможности. В этом случае, информационно-комм...
Игра как средства для физического развития детей дошкольного возраста
Цель: Показать педагогам значение подвижных игр в жизни ребенка.Коллективно определить пути совершенствования работы в данном направлении.Задачи: Создание условий для укрепления физического и пс...
«ФИТНЕС – ТЕХНОЛОГИИ, КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Выступление для коллег на пед.совете...
Фитнесс – технологии, как средство совершенствования физического развития детей дошкольного возраста
Одной из глобальных проблем нашего времени – это «Двигательный дефицит». Его испытывают современные дети, так как большую часть времени проводят: сидя за столом компьютером, просмотр...
2022 год Консультация для педагогов "Современные подходы и аспекты к обеспечению и совершенствованию физического развития детей дошкольного возраста"
2022 год Консультация для педагогов "Современные подходы и аспекты к обеспечению и совершенствованию физического развития детей дошкольного возраста"...
«Фитнес – технологии, как средство совершенствования физического развития детей дошкольного возраста»
Здоровье детей - одна из важных и главных ценностей общества. Поэтому, решение ее, является важной задачей. Движение - основа любой практической деятельности ребенка....