"Сказкотерапия как средство развития связной речи дошкольников"
консультация
Предварительный просмотр:
«СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ».
«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,
чтобы войти в действительность новыми путями, может
помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».
Д. Родари.
Сказка - непревзойденное творение, созданное народной мудростью. В ней заключены неиссякаемая фантазия и мудрость, основы нравственности и духовности, этики, гуманизма, толерантности. Жизнь человека без них была бы лишена главного источника оптимизма и жизнелюбия - надежды и веры в чудо.. Никакие компьютерные забавы не смогут заменить сказку. Она может в увлекательной, одновременно доступной форме показать ребенку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы. Дает возможность «примерять» на себя чужие судьбы и переживания. Эта уникальная возможность «проиграть» жизненную ситуацию без вреда для собственной жизни ставит сказку в ряд самых эффективных способов образовательной работы с детьми. Пользуясь зашифрованным в сказках опытом прошлых поколений, дошкольники проникают в мир бессознательного и на внутреннем уровне могут разглядеть мир собственных чувств и переживаний. Поэтому не случайно сказки успешно используют в своей практической деятельности и педагоги, и психологи, и логопеды.
Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность. У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.
Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир.
Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста.
Сказкотерапевтический эффект достигается сочетанием трех составляющих образа сказки и сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства, рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре. Таким образом, в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, связной речи, обогатить его воображение.
Первый этап включает в себя следующие виды работы:
1. чтение сказки воспитателем;
2. беседу по сказке на нравственно- духовную тематику, эмоциональное переживание;
3. речевую зарядку (словарная работа, развитие фразовой речи, знакомство с фразеологическими оборотами, пословицами и поговорками);
4. развитие мышления и воображения (вопросы по сказке, задания на преобразование сюжета, героев, обучение умению выражать свою позицию, оценку событиям и героям);
5. арттерапия (развитие воображения, восприятия, формирования чувства красоты, мелкой моторики).
Второй этап предполагает следующие виды совместной деятельности:
1. Беседа по содержанию сказки.
2. Инсценирование эпизодов или всей сказки.
3. Психогимнастика.
4. Работу над выразительностью речи, тембром голоса, выражением настроения.
Основным моментом сказкотерапии является выполнение сказочной роли. В процессе игры ребенок создает образ действием и словом, что способствует активному развитию его речевой деятельности. Можно выделить основные направления при использовании сказкотерапии:
- формирование культуры речи (правильность, выразительность, четкость);
- развитие артикуляционной и мелкой (пальчиковой) моторики, речевого дыхания; пространственной ориентировки; правильной осанки;
- совершенствование фонематического восприятия, правильного произношения, грамматического строя речи;
- развитие монологической и диалогической формы речи, мыслительных навыков и творческой самостоятельности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Сказкотерапия как средство развития связной речи детей".
Сказкотерапия – это занятие с помощью сказки, направленное на решение какой-либо проблемы. Этот метод восходит к давним временам – еще наши пра-пра-бабушки за проступок не бранили, а рассказывали сказ...
Проект в форме презентации "Сказкотерапия - как средство развития связной речи дошкольников"
Проект "Сказкотерапия - как средство развития связной речи дошкольников" Использование сказки, как средства эмоционального, художественно-речевого развития детей пятого года жизни....
Консультация "Сказкотерапия как средство развития связной речи детей"
В конспекте раскрыта работа по сказкотерапии как одно из средств развития связной речи детей....
Индивидуальный план по самообразованию на тему:«Использование метода сказкотерапии, как средство развития связной речи детей, имеющих тяжёлые нарушения речи»
Данная тема считается актуальной, так как речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.Успехи воспитанников, в совершенствовании связной речи, обеспечивают в будущем, и в большей мере,...
«СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ»
Выступление на педагогическом совете...
Консультация для педагогов по теме:«Сказкотерапия как средство развития связной речи дошкольников».
Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность....
Сказкотерапия как средство развития связной речи дошкольников
Цель: Содействие развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи через сказку....